Понятие и сущность налогов.




Тема 1. Социально-экономическая характеристика налоговых платежей

Понятие и сущность налогов.

Проблема понимания природы налогов обусловлена тем, что налог – понятие очень многогранное: не только экономическое, правовое, но и социальное, философское и историческое, при этом жестко связанное с категорией «государство».

Налоги исторически являются одним из основных источников формирования бюджета любого государства, являясь при этом одним из самых доходных источников накопления казны, которые, во-первых, безвозмездно изымаются государством у налогоплательщиков и, во-вторых, поступая в бюджет, являются той его частью, на которую государство не затрачивает средств. Социально-экономическая природа налогов, их назначение и влияние на экономическую и политическую жизнь государства определяются государственным строем и политикой, проводимой властью. Налоги с социальной точки зрения являются средством эксплуатации общества и по своей сути выступают одним из элементов государственного насилия (безвозмездно изымается часть дохода). Особенно это ощущается в условиях возрастания налогового бремени, то есть когда государство увеличивает число налогов, или расширяет круг налогоплательщиков, или расширяет налоговую базу, или осуществляет повышение налоговых ставок и т.д.

Налоги как экономическую категорию, следует рассматривать с точки зрения их места в экономической системе, их сущности, назначения, построения системы налогообложения, определения структуры налогов и их взимания с субъектов налога (налогоплательщиков).

 

.

В определение налогов в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее НК РФ) не вошла их важная особенность – возможность их использования для воздействия на экономические процессы.

Законное изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта (национального дохода) в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. При этом часть собственности налогоплательщиков – физических лиц и организаций – в денежной форме безвозмездно переходит в собственность государства.

Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта (национального дохода):

– работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;

– хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

Источниками уплаты налогов выступает национальный доход и его факторы производства - доход и капитал.

Таким образом, налог - это доля национального дохода, аккумулируемая в процессе производства, регулярно изымаемая государством в бюджеты всех уровней для финансового обеспечения общественного развития.

Кроме налогов в НК РФ рассматриваются сборы.

 

Налоги - одно из основных противоречий между налогоплательщиком как субъектом налога или обществом в целом, с одной стороны, и государственной властью, с другой стороны. Изъятие части дохода у субъекта налога приводит к возникновению противоречия между потребностями государства в увеличении налоговых доходов в целях формирования бюджета и выполнения им своих функций и нежеланием налогоплательщиков безвозмездно отдавать часть своих доходов, ухудшающих их материальное положение. Данное противоречие является основным при формировании налоговой системы и принятии законодательной налоговой базы любым государством.

 

Признаки налогов

 

П.5 ст.3 НК РФ говорит о том, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать какие-либо взносы или платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов и сборов, но не предусмотренные Кодексом.

Основные отличительные признаки налога в трактовке НК РФ (рис.1.1):

1. обязательность каждое лицо-налогоплательщик, должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;

2. индивидуальная безвозмездность — каждое лицо, уплатившее налог, взамен не получает на его сумму какие-либо блага;

3. уплата в денежной форме налоги не могут быть уплачены (взысканы) в натуральной форме, т. е. в виде так называемых «налоговых зачетов»;

4. финансовое обеспечение деятельности государства — налоги, иные сборы и платежи являются источниками доходов соответствующих бюджетов;

5. общие условия установления налогов и сборов — налог считается установленным лишь в том случае, когда определены следующие элементы налогообложения: налогоплательщики; объект налогообложения; налоговая база; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

 

           
 
 
   
Общие условия установления налогов и сборов
   
Финансовое обеспечение деятельности государства

 

 


Рис. 1.1. Отличительные признаки налога

 

В российское понятие «налог» заложены различные юридические нормы, важные для понимания сути налогообложения, а именно:

– прерогатива законодательной власти утверждать налоги;

– главная черта налога — односторонний характер его установления;

– налог является индивидуально безвозмездным;

– уплата налога — обязанность налогоплательщика, она не порождает встречной обязанности государства;

– налог взыскивается на условиях безвозвратности;

– целью взимания налога является обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода.

Функции налогов

Налоги используются всеми государствами с рыночной экономикой как метод прямого влияния на бюджетные отношения. В России доля налогов примерно соответствует мировым показателям.

Налоги опосредованно (через систему льгот и санкций) воздействуют на производителей товаров, работ и услуг. Через налоги достигается относительное равновесие между общественными потребностями и ресурсами, необходимыми для их удовлетворения, а также обеспечивается рациональное использование природных богатств, в частности, путем введения штрафов и иных ограничений на распространение вредных производств.

Таким образом, посредством налогов государство решает экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.

С этих позиций налогообложение выполняет четыре важнейшие функции, каждая из которых реализует практическое назначение налогов (рис. 1.2.).

 

           
 
 
   
Контрольная Функция  
 
Социальная Функция  

 

 


Рис.1.2. Функции налогов

 

Фискальная функция — основная, направленная на формирование доходов, аккумулируя в бюджете средства для реализации функций государства.

Эти средства расходуются на социальные услуги, хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, административно-управленческие расходы и платежи по государственному долгу.

Регулирующая функция — посредством налоговых механизмов выполняет те или иные задачи налоговой политики государства.

Данная функция предполагает влияние налогов на инвестиционный процесс, спад или рост производства, а также его структуру.

Суть регулирующей функции в том, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, и освобождаются от налогообложения ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов.

Для этой функции выделяют три составляющие:

1) стимулирующая подфункция, проявляющаяся через систему льгот и освобождений, например, для сельскохозяйственных производителей;

2) дестимулирующая подфункция, которая через повышение ставок налогов позволяет ограничить развитие игорного бизнеса, повысить таможенные пошлины, приостановить вывоз капитала из страны и т. д.;

3) воспроизводственная подфункция, аккумулирующая средства на восстановление используемых ресурсов.

Контрольная функция позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.

Социальная функция — осуществляется через неравное налогообложение разных сумм доходов.

С помощью этой функции перераспределяются доходы между различными категориями населения. Примерами реализации распределительной (социальной) функции являются прогрессивная шкала налогообложения прибыли и личных доходов, налоговые скидки, акцизы на предметы роскоши.

 

Таблица 1.1.

Поступление налоговых доходов в консолидированный бюджет

Российской Федерации в 2010 - 2013 гг.[1]

Млрд. руб.

  2010 год 2011 год 2012 год 2013 год Изменение, %
/2010 /2011 /2012
Всего налоговых доходов 7480,3 9500,1 10682,5 11311,6 127,0 112,4 105,9
в федеральный бюджет 3171,8 4477,8 5162,7   141,2 115,3 103,7
в консолидированные бюджеты субъектов РФ 4308,5 5022,3 5519,8 5957,6 116,6 109,9 107,9
из них:              
Налог на добавленную стоимость 1383,9 1845,4 1990,8 1977,1 133,3 107,9 99,3
на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации 1328,7 1753,3 1886,1 1868,2 132,0 107,6 99,1
на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации 55,2 92,1 104,7 108,9 166,8 113,7 104,0
Акцизы 441,4 603,9 783,7 952,4 136,8 129,8 121,5
в федеральный бюджет 113,9 231,8 341,9   203,5 147,5 134,8
в консолидированные бюджеты субъектов РФ 327,5 372,1 441,8 491,4 113,6 118,7 111,2
Налог на прибыль (доходы) 3564,0 4265,2 4615,8 4569,5 119,7 108,2 99,0
в федеральный бюджет 255,0 342,6 375,8 352,2 134,4 109,7 93,7
в консолидированные бюджеты субъектов РФ 3309,0 3922,6 4240,0 4217,3 118,5 108,1 99,5
Имущественные налоги 628,2 678,0 785,3 900,5 107,9 115,8 114,7
в консолидированные бюджеты субъектов РФ 628,2 678,0 785,3 900,5 107,9 115,8 114,7
Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 1440,7 2085,0 2484,5 2598,0 144,7 119,2 104,6
в федеральный бюджет 1408,3 2046,9 2442,8 2554,8 145,3 119,3 104,6
в консолидированные бюджеты субъектов РФ 32,4 38,1 41,7 43,2 117,6 109,4 103,6
Прочие (госпошлина, отмененные налоги) 22,1 22,6 22,4 24,6 102,3 99,1 109,8
в федеральный бюджет 10,7 11,1 11,4 12,6 103,7 102,7 110,5
в консолидированные бюджеты субъектов РФ 11,4 11,5 11,0   100,9 95,7 109,1


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: