Тема 1. Социально-экономическая характеристика налоговых платежей
Понятие и сущность налогов.
Проблема понимания природы налогов обусловлена тем, что налог – понятие очень многогранное: не только экономическое, правовое, но и социальное, философское и историческое, при этом жестко связанное с категорией «государство».
Налоги исторически являются одним из основных источников формирования бюджета любого государства, являясь при этом одним из самых доходных источников накопления казны, которые, во-первых, безвозмездно изымаются государством у налогоплательщиков и, во-вторых, поступая в бюджет, являются той его частью, на которую государство не затрачивает средств. Социально-экономическая природа налогов, их назначение и влияние на экономическую и политическую жизнь государства определяются государственным строем и политикой, проводимой властью. Налоги с социальной точки зрения являются средством эксплуатации общества и по своей сути выступают одним из элементов государственного насилия (безвозмездно изымается часть дохода). Особенно это ощущается в условиях возрастания налогового бремени, то есть когда государство увеличивает число налогов, или расширяет круг налогоплательщиков, или расширяет налоговую базу, или осуществляет повышение налоговых ставок и т.д.
Налоги как экономическую категорию, следует рассматривать с точки зрения их места в экономической системе, их сущности, назначения, построения системы налогообложения, определения структуры налогов и их взимания с субъектов налога (налогоплательщиков).
.
В определение налогов в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее НК РФ) не вошла их важная особенность – возможность их использования для воздействия на экономические процессы.
Законное изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта (национального дохода) в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. При этом часть собственности налогоплательщиков – физических лиц и организаций – в денежной форме безвозмездно переходит в собственность государства.
Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта (национального дохода):
– работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
– хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.
Источниками уплаты налогов выступает национальный доход и его факторы производства - доход и капитал.
Таким образом, налог - это доля национального дохода, аккумулируемая в процессе производства, регулярно изымаемая государством в бюджеты всех уровней для финансового обеспечения общественного развития.
Кроме налогов в НК РФ рассматриваются сборы.
Налоги - одно из основных противоречий между налогоплательщиком как субъектом налога или обществом в целом, с одной стороны, и государственной властью, с другой стороны. Изъятие части дохода у субъекта налога приводит к возникновению противоречия между потребностями государства в увеличении налоговых доходов в целях формирования бюджета и выполнения им своих функций и нежеланием налогоплательщиков безвозмездно отдавать часть своих доходов, ухудшающих их материальное положение. Данное противоречие является основным при формировании налоговой системы и принятии законодательной налоговой базы любым государством.
Признаки налогов
П.5 ст.3 НК РФ говорит о том, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать какие-либо взносы или платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов и сборов, но не предусмотренные Кодексом.
Основные отличительные признаки налога в трактовке НК РФ (рис.1.1):
1. обязательность — каждое лицо-налогоплательщик, должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;
2. индивидуальная безвозмездность — каждое лицо, уплатившее налог, взамен не получает на его сумму какие-либо блага;
3. уплата в денежной форме — налоги не могут быть уплачены (взысканы) в натуральной форме, т. е. в виде так называемых «налоговых зачетов»;
4. финансовое обеспечение деятельности государства — налоги, иные сборы и платежи являются источниками доходов соответствующих бюджетов;
5. общие условия установления налогов и сборов — налог считается установленным лишь в том случае, когда определены следующие элементы налогообложения: налогоплательщики; объект налогообложения; налоговая база; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.
| |||||
|
Рис. 1.1. Отличительные признаки налога
В российское понятие «налог» заложены различные юридические нормы, важные для понимания сути налогообложения, а именно:
– прерогатива законодательной власти утверждать налоги;
– главная черта налога — односторонний характер его установления;
– налог является индивидуально безвозмездным;
– уплата налога — обязанность налогоплательщика, она не порождает встречной обязанности государства;
– налог взыскивается на условиях безвозвратности;
– целью взимания налога является обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода.
Функции налогов
Налоги используются всеми государствами с рыночной экономикой как метод прямого влияния на бюджетные отношения. В России доля налогов примерно соответствует мировым показателям.
Налоги опосредованно (через систему льгот и санкций) воздействуют на производителей товаров, работ и услуг. Через налоги достигается относительное равновесие между общественными потребностями и ресурсами, необходимыми для их удовлетворения, а также обеспечивается рациональное использование природных богатств, в частности, путем введения штрафов и иных ограничений на распространение вредных производств.
Таким образом, посредством налогов государство решает экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.
С этих позиций налогообложение выполняет четыре важнейшие функции, каждая из которых реализует практическое назначение налогов (рис. 1.2.).
|
|
Рис.1.2. Функции налогов
Фискальная функция — основная, направленная на формирование доходов, аккумулируя в бюджете средства для реализации функций государства.
Эти средства расходуются на социальные услуги, хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, административно-управленческие расходы и платежи по государственному долгу.
Регулирующая функция — посредством налоговых механизмов выполняет те или иные задачи налоговой политики государства.
Данная функция предполагает влияние налогов на инвестиционный процесс, спад или рост производства, а также его структуру.
Суть регулирующей функции в том, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, и освобождаются от налогообложения ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов.
Для этой функции выделяют три составляющие:
1) стимулирующая подфункция, проявляющаяся через систему льгот и освобождений, например, для сельскохозяйственных производителей;
2) дестимулирующая подфункция, которая через повышение ставок налогов позволяет ограничить развитие игорного бизнеса, повысить таможенные пошлины, приостановить вывоз капитала из страны и т. д.;
3) воспроизводственная подфункция, аккумулирующая средства на восстановление используемых ресурсов.
Контрольная функция — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.
Социальная функция — осуществляется через неравное налогообложение разных сумм доходов.
С помощью этой функции перераспределяются доходы между различными категориями населения. Примерами реализации распределительной (социальной) функции являются прогрессивная шкала налогообложения прибыли и личных доходов, налоговые скидки, акцизы на предметы роскоши.
Таблица 1.1.
Поступление налоговых доходов в консолидированный бюджет
Российской Федерации в 2010 - 2013 гг.[1]
Млрд. руб.
2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | Изменение, % | |||
/2010 | /2011 | /2012 | |||||
Всего налоговых доходов | 7480,3 | 9500,1 | 10682,5 | 11311,6 | 127,0 | 112,4 | 105,9 |
в федеральный бюджет | 3171,8 | 4477,8 | 5162,7 | 141,2 | 115,3 | 103,7 | |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 4308,5 | 5022,3 | 5519,8 | 5957,6 | 116,6 | 109,9 | 107,9 |
из них: | |||||||
Налог на добавленную стоимость | 1383,9 | 1845,4 | 1990,8 | 1977,1 | 133,3 | 107,9 | 99,3 |
на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации | 1328,7 | 1753,3 | 1886,1 | 1868,2 | 132,0 | 107,6 | 99,1 |
на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации | 55,2 | 92,1 | 104,7 | 108,9 | 166,8 | 113,7 | 104,0 |
Акцизы | 441,4 | 603,9 | 783,7 | 952,4 | 136,8 | 129,8 | 121,5 |
в федеральный бюджет | 113,9 | 231,8 | 341,9 | 203,5 | 147,5 | 134,8 | |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 327,5 | 372,1 | 441,8 | 491,4 | 113,6 | 118,7 | 111,2 |
Налог на прибыль (доходы) | 3564,0 | 4265,2 | 4615,8 | 4569,5 | 119,7 | 108,2 | 99,0 |
в федеральный бюджет | 255,0 | 342,6 | 375,8 | 352,2 | 134,4 | 109,7 | 93,7 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 3309,0 | 3922,6 | 4240,0 | 4217,3 | 118,5 | 108,1 | 99,5 |
Имущественные налоги | 628,2 | 678,0 | 785,3 | 900,5 | 107,9 | 115,8 | 114,7 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 628,2 | 678,0 | 785,3 | 900,5 | 107,9 | 115,8 | 114,7 |
Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 1440,7 | 2085,0 | 2484,5 | 2598,0 | 144,7 | 119,2 | 104,6 |
в федеральный бюджет | 1408,3 | 2046,9 | 2442,8 | 2554,8 | 145,3 | 119,3 | 104,6 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 32,4 | 38,1 | 41,7 | 43,2 | 117,6 | 109,4 | 103,6 |
Прочие (госпошлина, отмененные налоги) | 22,1 | 22,6 | 22,4 | 24,6 | 102,3 | 99,1 | 109,8 |
в федеральный бюджет | 10,7 | 11,1 | 11,4 | 12,6 | 103,7 | 102,7 | 110,5 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 11,4 | 11,5 | 11,0 | 100,9 | 95,7 | 109,1 |