только с физических лиц,




Налоги только с организаций

Смежные налоги (с физических лиц и с организаций).

 

По способу взимания (возможность переложения) различают

Прямые

Косвенные налоги.

Данному делению обычно уделяется особое внимание в налоговой классификации.

Прямыми называли те налоги, юридический субъект которых предположительно несет и экономическое бремя налогообложения. В отношении косвенных налогов изначально предполагалось, что они будут фактически переложены с лиц, уплачивающих налоги в бюджет, на какие-то иные лица – носителей налога.

Разделение налогов на прямые и косвенные зависит от объекта налогообложения.

Прямые налоги имеют в качестве объекта налогообложения доход (прибыль) физических и юридических лиц, имущество, природные ресурсы и другие факторы, способствующие получению доходов. Суммы прямых налогов находятся в непосредственной зависимости: при подоходном обложении - от финансовых результатов экономической деятельности хозяйствующих субъектов и личных доходов физических лиц; при поимущественном и ресурсном (рентном) обложении - от стоимости имущества и объемов природных ресурсов, используемых в целях получения доходов. Прямые налоги платятся субъектами налога непосредственно и почти во всех случаях прямо пропорциональны их платежеспособности. Налог на прибыль, налоги на имущество, НДФЛ и т.д. Отличительная особенность прямого налога – относительно сложный расчет его суммы.

Косвенные налоги взимаются с операций по реализации товаров, работ и услуг, экспорту и импорту товаров. Суммы налогов определяются в виде надбавки к цене товара (по акцизам) или в процентах: к добавленной стоимости (по налогу на добавленную стоимость), к выручке от реализации или к выручке от продаж (по налогу с продаж). В налоговой теории отношение к косвенным налогам неоднозначно. Эти налоги считаются крайне несправедливыми, поскольку они через механизм цен, в конечном счете, перекладываются на население, которое и является реальным плательщиком косвенных налогов. В то же время признается, что косвенные налоги имеют ряд достоинств в качестве источника бюджетных доходов. Они гораздо меньше, чем прямые налоги, зависят от циклических колебаний конъюнктуры, поэтому являются более надежным бюджетным источником. Поэтому косвенные налоги широко применяются в мировой практике, они содержатся в налоговой системе каждой страны и играют в ней весьма существенную роль. При косвенном налогообложении субъект налога и его носитель обычно не совпадают.

Все прямые налоги подразделяются на личные и реальные.

Личные налоги уплачиваются с действительно полученного налогоплательщиком дохода (прибыли). Так предприятия уплачивают налог с суммы прибыли, подсчитанной на основе полученной выручки и произведенных расходов. Эти налоги учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика. К личным налогам относятся также НДФЛ.

Реальными налогами облагается не действительный, а предполагаемый средний доход налогоплательщика, получаемый в данных экономических условиях и от того или иного предмета налогообложения (недвижимой собственности, денежного капитала и т.п.). Реальными налогами облагается, прежде всего, имущество, отсюда и их название (real (англ.) – имущество). Во многих случаях невозможно определить доход, который получен от имущества либо вида деятельности, или контролировать правильность объявленного плательщиком дохода. Примером реального налога является и единый налог на вмененный доход. Этим налогом облагается потенциально возможный валовый доход плательщика за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода на основе данных статистических и иных исследований, независимых оценок и т.п.

 

Налоги по их бюджетному назначению подразделяются на:

Общие

2. специальные (целевые), т.е. налоги зависят от целевого назначения.

Общие налоги поступают в бюджет государства для финансирования общегосударственных мероприятий.

Специальные налоги имеют строго определенное назначение и обычно формируют государственные внебюджетные и/или бюджетные фонды: транспортный налог, единый социальный налог (ЕСН)[2].

 

В РФ по принадлежности к уровням власти и управления различают (ст. 12 НК РФ) (Рис.1.4.):

Федеральные налоги,

Региональные налоги субъектов Федерации

Местные налоги.

 

Рис. 1.4.Налоги по принадлежности к уровням власти и управления

 

Федеральные налоги (ст. 13 НК РФ) устанавливаются Налоговым Кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги (ст. 14 НК РФ) устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов.

Местные налоги (ст. 15 НК РФ) устанавливаются НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления, при этом последние вводят их в силу на соответствующей территории. Органы управления субъектов федерации и органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают ставки налога, порядок и сроки уплаты налога, порядок предоставления и формы отчетности, а также льготы и основания для их использования по некоторым налогам.

 

По порядку введения налога налоги подразделяются на:

1. общеобязательные (устанавливаются и взимаются на всей территории РФ)

2. факультативные (устанавливаются федеральным законом, а ввод решает каждый субъект РФ).

 

По уровню бюджетов, в которые они поступают, (праву использования) налоги делятся на

1. закрепленные (целиком в один бюджет)

2. регулирующие (сумма налога распределяется по нескольким бюджетам).

 

В зависимости от ставок налогообложения налоги также делятся на:

1. прогрессивные (чем выше база, тем выше ставка),

2. пропорциональные (независимо от базы ставка постоянна)

3. регрессивные (чем выше база, тем ниже ставка).

 

По способу оплаты:

1. кадастровый - (от слова кадастр - таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Например, транспортный налог. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

2. на основе декларации. Декларация – официальное заявление налогоплательщика, в котором содержатся данные о доходах и расходах, источниках доходов, налоговых льготах и приводится расчет суммы налога. Например, НДФЛ для индивидуальных предпринимателей.

3. административный способ (у источника). Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, НДФЛ из заработной платы своих сотрудников до ее выплаты обязано удержать и перечислить в бюджет предприятие или организация, на которой работает физическое лицо. Остальную сумму налоговый агент выплачивает своему сотруднику.

 

 


[1] https://www.nalog.ru/rn52/related_activities/statistics_and_analytics/forms/4001025/ - данные по формам статистической налоговой отчетности

[2] В настоящее время ЕСН отменен и вместо него установлены страховые взносы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: