Основные направления экспериментальных исследований психогенетики и их результаты




Рассмотрим основные области психогенетических исследований и представим кратко их результаты.

Исследование свойств нервной системы. Исследования наследственной обусловленности свойств нервной системы основывались на представлении о врожденном характере этих свойств. Предполагалось, что генетическая обусловленность может служить критерием признания за той или иной особенностью нервной системы статуса свойства. Работы этого периода, проводившиеся И.В. Равич-Щербо, Н.Ф. Шляхта, Г.А. Шибаровской, Т.А. Пантелеевой, Т.В. Василец, продемонстрировали влияние наследственных факторов на особенности наиболее общих свойств нервной системы, отражающих устойчивые индивидуальные различия в уровне активации.

Исследование формально-динамических свойств. К числу формально-динамических особенностей психики человека, наиболее тесно связанных с биологическими подструктурами, относятся, прежде всего, свойства темперамента. Именно свойства темперамента и были первыми психологическими характеристиками, ставшими предметом рассмотрения в отечественных психогенетических исследованиях. Исходя из представлений о структуре свойств темперамента, предложенной В.Д. Небылицыным, в исследованиях, проведенных на взрослых испытуемых Н.Ф. Шляхта, В.В. Семеновым, А.Е. Ольшанниковой, рассматривались особенности активности (психомоторной и интеллектуальной) и эмоциональности. Целый ряд показателей активности и эмоциональности обнаружил связь с генотипом. В более поздних исследованиях, проведенных на детях, эти результаты подтвердились, причем связь с генотипом оказалась более тесной.

Исследование двигательных характеристик. Психогенетические исследования двигательных характеристик очень слабо представлены в мировой литературе, несмотря на то, что двигательные особенности человека легко доступны для изучения, в том числе и в психогенетике.

Отечественные ученые внесли весомый вклад в изучение природы межиндивидуальной вариативности времени сенсомоторных реакций человека, причем особое внимание уделялось психологическому анализу выполняемых двигательных актов. Последнее является преимуществом отечественного подхода к интерпретации психогенетических данных. В частности, в исследовании С.Б. Малых было выявлено, что наследуемость параметров одного и того же движения зависит от психологической структуры той деятельности, в которую это движение оказывается включенным. Методом возрастных срезов было установлено, что наследуемость потенциалов мозга, связанных с движением, демонстрирует возрастную динамику, вероятно, обусловленную сменой механизмов организации движений в онтогенезе. Учеными также было показано, что двигательная тренировка, приводящая к автоматизации двигательного навыка, может значительно влиять на показатели наследуемости изучаемого двигательного акта. В целом исследования, выполненные в этом направлении, позволяют утверждать, что наследуемость параметров движения зависит от возраста, структуры двигательного акта, степени его автоматизированности и роли в познавательной деятельности человека.

Исследование психофизиологических характеристик. В мировой психогенетике психофизиологические исследования представлены очень немногочисленными работами. В этом отношении отечественная психогенетика выгодно отличается: психофизиологические исследования являются ее неотъемлемой частью.

Работы отечественных ученых-психогенетиков являются одними из первых в мире фундаментальных исследований влияния наследственности и среды на межиндивидуальные различия в таких психофизиологических характеристиках, как электроэнцефалограмма (ЭЭГ) и вызванные потенциалы (ВП) человека. Межиндивидуальная вариативность многих показателей биоэлектрической активности оказалась в значительной степени генетически детерминированной. Следует особо подчеркнуть, что в психофизиологических исследованиях впервые в отечественной науке была реализована последовательная стратегия изучения роли факторов генотипа и среды в формировании индивидуальных особенностей биоэлектрической активности мозга, осуществлен качественный анализ организации психологических феноменов, связанных с особенностями биоэлектрической активности мозга, а также применен эволюционно-генетический подход в интерпретации полученных результатов.

Исследование роли наследственности и среды в развитии психологических характеристик. Расширение психологической тематики психогенетического исследования (включение широкого набора показателей когнитивной и личностной сфер) позволило оценить роль наследственности и среды в формировании наиболее значимых психологических характеристик, оценить роль генотипа во взаимосвязях между различными характеристиками и в преемственности их развития. Возможность последнего (оценка влияний наследственности на преемственность развития психологических характеристик) обеспечивается длительным прослеживанием развития исследуемых психологических характеристик, т.е. организацией лонгитюдного исследования.

По сравнению с традиционными генетическими исследованиями, в настоящее время расширен круг психологических переменных, рассматриваемых в психогенетическом исследовании. Этот круг включает в себя социо-демографические параметры семьи; установки и ценности родителей; средовые особенности развития близнецов; психометрический интеллект; особенности когнитивной сферы, позволяющие оценить как качественные изменения в структуре когнитивных свойств человека, так и преемственность в развитии когнитивной сферы детей; особенности темперамента и личностной сферы близнецов.

Полученные результаты свидетельствуют о значимой роли генотипа в детерминации индивидуальных различий как в когнитивной, так и в личностной сфере, а также о влиянии факторов наследственности на преемственность развития психологических характеристик и поддержание их структурного единства. Результаты генетического анализа психометрического интеллекта показали достаточно существенное влияние генетических факторов на изменчивость психометрического интеллекта, причем в ходе развития влияние этих факторов усиливается, тогда как влияние внутрисемейной среды уменьшается. Прослеживание когнитивного развития детей от 6 лет до 16 лет подтвердило наличие общего генетического фактора в индивидуальных различиях IQ, появляющегося в возрасте 6 лет и сохраняющего свое действие до 16 лет. В шесть лет влияние генетических факторов оказалось достаточно выраженным (45%), тогда как в семь лет влияние генетических факторов резко уменьшалось до 20%, а влияние внутрисемейной среды, наоборот, увеличивалось. В ходе дальнейшего развития влияние генетических факторов на изменчивость IQ возрастает (от 42% в 13,5 лет до 57% в 16,5 лет), а влияние систематических средовых факторов уменьшается (37% и 30% соответственно).

В заключение следует отметить, что результаты отечественных психогенетических исследований позволили понять ряд закономерностей развития психики, которые долгое время оставались за рамками психологических и психофизиологических исследований, поскольку методами, используемыми в психологии и психофизиологии, они не выявлялись. Сегодня эти результаты активно ассимилируются самыми разными областями психологии (дифференциальной, общей, возрастной) и служат импульсом к новым психологическим исследованиям.

 

 

8. Генетические особенности половых и гендерных различий. Хромосомное определение пола. Половая дифференцировка и половые гормоны. Гендерные различия в когнитивных способностях и личностных свойствах. Роль среды в гендерных различиях. Воспитание и полоролевые установки.

Генетика пола



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: