Развитие учебной деятельности в школьном возрасте. Индивидуальный стиль познавательной деятельности.




Учебная деятельность - это основная нормативная деятельность в учреждениях образования (и как ведущая деятельность в младшем школьном возрасте) У. д. - особая форма активности личности, направленная на усвоение (присвоение) социального опыта познания и преобразования мира, что включает овладение культурными способами внешних предметных и умственных действий. Систематическое осуществление У. д. способствует интенсивному развитию у ее субъектов теоретического мышления, основными компонентами которого являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия. Потребностью У. д. является стремление уч-ся к усвоению теоретических знаний из той или иной предметной области (эти знания отражают закономерности происхождения, становления и развития предметов соответствующей области. Специфика учебной деятельности в школе состоит в том, что при ее решении уч-ся овладевают общим способом решения целого класса однородных частных задач. В мотивах учебных действий конкретизируется потребность У. д., когда общее стремление учащихся к усвоению теоретических знаний направлено на овладение вполне определенным общим способом решения некоторого класса частных задач.В состав учебных действий входят: 1) принятие или самостоятельная постановка учебной задачи; 2) преобразование условий учебной задачи с целью обнаружения некоторого общего отношения изучаемого предмета; 3) моделирование выделенного отношения 4) преобразование модели этого отношения для изучения его свойств в "чистом виде"; 5) построение системы частных задач, решаемых общим способом; 6) контроль за выполнением предыдущих действий; 7) оценка усвоения общего способа как результата решения учебной задачи. Структура У. д. формируется у детей младшего школьного возраста. В этом возрасте У. д. является главной и ведущей среди др. видов деятельности (художественной, игровой, спортивной и др.). Систематическое осуществление младшими школьниками У. д. определяет возникновение и развитие у них психологических новообразований данного возраста. В старшем школьном возрасте ведущей вновь становится У. д., но с профессиональным уклоном, позволяющим старшеклассникам осуществлять профессиональную ориентацию и намечать свой жизненный путь.

Формирование у учащихся индивидуального стиля познавательной деятельности, индивидуально-своеобразных способов действий предполагает индивидуализацию учебной деятельности. Обучение должно создавать максимальные условия для расцвета индивидуальности ученика, чтобы и в зрелые годы труд стал действительно творческим. Индивидуализация учения предполагает, что для каждого ученика есть своя мера трудности в усвоении знаний, формировании умений и навыков. Отсюда может быть установлена лишь нижняя граница трудности, нижний её предел, который каждый ученик должен в силу своих всё повышающихся возможностей стремиться перейти. Индивидуализация учения не исключает, а предполагает коллективные, фронтальные, групповые формы деятельности, коллективистически мотивированное учение, усиление в обучении связей «ученик – ученик», больший акцент на самостоятельность в познавательной деятельности. Наиболее ёмкое определение индивидуализации обучения дала Инге Унт. Она понимает её как учет в учебном процессе индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах. Инге Унт также считает, что на практике, речь идет не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. В реальной практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам: индивидуальные особенности не каждого отдельного учащегося, а группы учащихся, обладающих примерно сходными особенностями; учитывая лишь известные особенности или их комплексы и именно такие, которые важны с точки зрения учения (например, умственные способности).

Основными способами изучения индивидуальных особенностей школьников являются планомерные систематические наблюдения за учеником, индивидуальные и групповые беседы на заранее намеченную тему, дополнительные учебные задачи и анализ способов рассуждений ученика, специальные задачи, связанные с положением ребенка в коллективе, с отношением к товарищам, его позицией в группе. Главное заключается в том, чтобы всесторонне изучить ребенка и озираться на его положительные качества в преодолении имеющихся недостатков. В этом и состоит понимание индивидуального подхода. В педагогической теории индивидуальный подход рассматривается как один из важнейших принципов обучения. Индивидуальный подход понимается как ориентация на индивидуально-психологические особенности ученика, выбор и применение соответствующих методов и приемов, различных вариантов заданий. Он является дидактическим принципом, вносящим свои коррективы в организацию процесса обучения. В педагогических руководствах подчеркивается значение двух принципов: учета возрастных особенностей воспитанников и осуществления воспитания на основе индивидуального подхода. Личностный подход понимается как опора на личностные качества. Последние выражают очень важные для воспитания характеристики – направленность личности, её ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников; 2) умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие; 4) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности; 4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить – оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств; 5) максимально опирался на собственную активность личности; 6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания; 7) развивал самостоятельность, инициативу самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.

13. Характер. Развитие характера в школьном возрасте.

Характер- это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Хар-р проявляется в деятельности и общении и включает в себя то, что придаёт поведению человека специфический, характерный для него оттенок. Характер человека- это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции. Существует разделение черт личности на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, а инструментальные, придают ей определённый стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деят-ти. Необходимо перечислить свойства личности, которые входящие в состав характера (рациональность, расчётливость, противоположные им качества, настойчивость, целеустремлённость, последовательность, альтернативные им кач-ва, говорят об отсутствии характера. Здесь хар-р сближается с темпераментом и волей человека. В состав хар-ра входят инструментальные черты: экстраверсия (экстраверт предпочитает социальные и практические аспекты жизни погружению в мир воображения и размышлений- интроверсия (интроверт предпочитает размышления и воображение операциям с реальными внешними объектами), спокойствие- тревожность, сдержанность-импульсивность, переключаемость- ригидность. Сочетание этих черт позволяет отнести его к определённому типу. Наиболее известная и ранее появившаяся классификация характеров предложена Э.Кречмером, позже предложили Шелдон, Фромм, Леонгард, Личко.

Акцентуация характера по Личко:- это чрезмерное усиление черт характера, при котором наблюдается не выходяшие за пределы нормы отклонения и поведении человека. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом возрасте и раннем юношеском.

Классификация Леонгарда:

1. Гипертимный тип (контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики). Может отклонятся от темы разговора, недостаточно серьёзное отношение к семье и работе. Энергичность, жажда деят-ти, оптимизм, но легкомыслие, склонность к аморальным поступкам, раздражительность.

2. Дистимный тип (низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение, домоседы, серьёзны, добросовестны, но пассивны, замедленное мышление, неповоротливы.

3. Циклоидный тип. Свойственны частые смены настроения, поведение зависит от настроения

4. Возбудимый тип. Низкая контактность, замедленность р-й, занудливы и угрюмы, склонны к хамству, брани, неуживчивы в коллективе, властны в семье.

5. Застревающий тип. Умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, в конфликтах выступают инициатором. В делах стремятся добиться высоких показателей, обидчивы, уязвимы, подозрительны, мстительны, ревнивы

6. Педантичный тип. В конфликты вступают редко, на службе- бюрократ, чрезмерные претензии на аккуратность, но добросовестен, аккуратен, серьёзен, надёжен в делах.

7. Тревожный тип. Низкая контактность, робость, неуверенность в себе, но дружелюбны, самокритичны, исполнительны

8. Эмотивный тип. Общаются в узком кругу, обиды носят в себе, но добры, сострадательны, радуются чужим успехам.

9. Демонстративный тип. Легко устанавливают контакты, стремятся к лидерству, жаждут власти, эгоистичны. Самоуверенны и с высокими притязаниями, но обходительны, артистичны.

10. Экзальтированный тип. Высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Но альтруистичны, сострадательны, проявляют яркость и искренность чувств.

11. Экстравертированный тип. Высокая контактность, много друзей, болтливы, открыты. Предпочитают подчиняться другим, внимательно выслушивают, исполнительны, но подвержены влиянию, легкомысленны, страстны к развлечениям.

12. Интровертированный тип. Очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию, любят одиноч-во, сдержанны, принципиальны, но упрямы, всегда отстаивают свою точку зрения, порой ошибочную.

 

Истоки характера и первые признаки следует искать уже в самом начале жизни. Особенно важны при становлении характера окружающие люди.

https://www.ahmerov.com/book_554_chapter_9_4._Vospitanie_kak_pedagogicheskijj_pro%D1%81ess..html

 

15. Малая группа: структура, развитие, программно-ролевая организация. Методы исследования малой группы

 

Малая группа – немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и процессов.

Существуют малые группы нижнего порога (2-3 человека) и верхнего порога (5-9 человек). Количественные признаки малой группы – ее нижние и верхние границы – определяются качественными признаками малой группы, основными из которых являются: контактностьвозможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями и целостностьсоциальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое.

Классификация малых групп:

  1. а) Формальные группы (определяются формальными предписаниями и договоренностями, четко распределены роли; ведущей сферой активности и основным психологическим механизмом является совместная деятельность)

б) Неформальные группы (это объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви; возникают стихийно)

 

  1. а) Группы членства (это те группы, к которым мы реально относимся)

б) Референтные группы (это те группы, чьи нормы человек принимает; референтность малой группы — значимость групповых ценностей, норм, оценок для индивида. Основными функциями референтной группы являются: сравнительная и нормативная (предоставление индивиду возможности соотносить свои мнения и поведение с принятыми в группе и оценивать их с точки зрения соответствия групповым нормам и ценностям))

 

  1. а) Естественные группы (существуют независимо от обстоятельств)

б) Искусственные группы (создаются специально для решения задач)

 

  1. а) Стабильные группы (НО: такие группы имеют относительное постоянство, которое определяется их предназначением и долговременными целями функционирования (семья, трудовые и учебные группы и др.))

б) Временные группы

 

 

Структура малой группы:

 

  1. Функциональная группа (функция руководителя и подчиненного)
  2. Формальная группа (это совокупность отношений, которые определяются должностными инструкциями, статусами и т.д.) – Неформальная группа (это реально складывающаяся группа)
  3. Социометрическая группа (группа, основанная на взаимных симпатиях и антипатиях)
  4. Коммуникативная группа (это группа, в которой совокупность связей основана на том, как циркулирует информация)

 

а) централизованные группы (информация передается от одного человека ко всем)

    • Фронтальная гр. (например, преподаватель à студент)
    • Иерархическая (например, преподаватель à староста à студент)

 

    • Радиальная

 

б) децентрализованные группы

· Цепная (передаваемая информация может искажаться)

 

· Круговая

 

· Группа полной коммуникации

 

 

  1. Ролевые группы

а) по решению задач в группе выделяются

· Инициатор (новые идеи, подходы, способы решения)

· Разработчик (детально прорабатывает идеи)

· Координатор (комбинирует идеи)

· Контролер (напоминает о теме беседы)

· Оценщик (критически оценивает работу группы)

· Погонщик (подталкивает к действиям)

б) по оказанию поддержки в группе выделяются

· Вдохновитель (поддерживает других)

· Гармонизатор-примиритель (посредник в ссоре)

· Нормировщик (формулирует стандарты)

· Ведомый

 

Формирование малой группы. Психологические механизмы формирования (возникновения, образования) малых групп могут существенно различаться в зависимости оттого, о каком классе групп идет речь. Образование формальных групп, выступающих структурными элементами социальных организаций и институтов, происходит, как правило, вне прямой связи с потребностями и желаниями людей объединиться именно в рамках данной конкретной группы. В этом случае более правильно говорить о механизмах вхождения или включения индивидов в формирующуюся или уже существующую группу. К числу таких механизмов относится, в первую очередь, привлекательность данной конкретной группы для индивида. Однако вхождение индивида в ту или иную формальную группу, как правило, определяется интересами и потребностями, не связанными непосредственно с потребностью в общении и объединении именно с данными людьми. Именно этим объясняется известный феномен расхождения между группой членства и референтной группой (или значимым кругом общения), исследованный американским психологом Д.Хайменом (1942), и существование неформальных групп внутри формальных организаций.

Неформальные группы, напротив, образуются преимущественно на основе потребностей индивидов в общении, участии, принадлежности и т.д. Поэтому в их возникновении большую роль играют психологические механизмы эмоциональной привлекательности, психологической совместимости индивидов. К числу более универсальных психологических механизмов, способствующих объединению людей в малые группы и формированию психологической общности, относятся механизмы взаимного влияния в процессе общения: подражание, внушение, эмпатия, идентификация.

Этапы развития малой группы. Процесс развития малой группыпонимается как закономерная смена этапов (или стадий), различающихся по характеру доминирующих тенденций во внутригрупповых отношениях: дифференциации и интеграции. Так, начиная с работ А.С.Макаренко (1951), в отечественных исследованиях психологии трудовых коллективов выделяются стадии первичного синтеза, дифференциации и вторичного синтеза или интегрирования.

Отличительными признаками (параметрами) развития группы выступают: направленность (содержание групповых целей, мотивов и ценностей), организованность, подготовленность к выполнению совместной деятельности, интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность, стрессоустойчивость. Целостными характеристиками группы выступают также сплоченность, микроклимат, референтность, лидерство, интрагрупповая и интергрупповая активность.

Этапы:

· Номинальная группа характеризуется внешним, формальным объединением индивидов вокруг поставленных социальных задач.

· Группа-ассоциация отличается начальной межличностной интеграцией в сфере эмоциональных отношений.

· Группа-кооперация характеризуется преобладанием интегративных тенденций в сфере деловых отношений.

· Группа-автономия обладает высоким внутренним единством как в сфере деловых, так и в сфере эмоциональных отношений. Изоляция группы и концентрация активности ее членов на узкогрупповых целях приводит к формированию группы-корпорации.

· Отличительной особенностью коллектива является его интеграция с другими группами на основе направленности на более широкие социально значимые цели. Динамика коллективообразования представляет собой сложный процесс, включающий как этапы быстрого продвижения по уровням, так и периоды длительного пребывания на одном и том же уровне и даже его снижения. В этом случае группы могут характеризоваться внутренней антипатией, эгоизмом в межличностных отношениях, конфликтностью, агрессивностью как формами проявления дезинтеграции.

Развитие группы характеризуется динамикой изменения ее свойств по обоим параметрам, что предусматривает возможность регрессивного изменения отношений (изменение социальной направленности с позитивной на негативную или узкогрупповую) и дает возможность четкой типологизации многочисленных реально существующих групп по предложенным параметрам.

В западной социальной психологии существует большое количество моделей развития группы. Для большинства из них характерно выделение трех основных этапов или стадий: ориентировки в ситуации, конфликта и достижения согласия или равновесия.

Методы исследования:

  • принцип деятельности

Деятельность понимается как совместная коллективная (групповая) деятельность; при этом выделяются формы организации, уровни и содержание совместной деятельности. Предполагается обязательное рассмотрение группы, ее феноменов в контексте совместной деятельности индивидов, что означает принятие в качестве основного объекта исследования не лабораторных, а реальных социальных групп: только в них межличностные отношения раскрываются во всей своей полноте, выступая формой реализации общественных отношений. Проводится идея понимания группы как коллективного или совокупного субъекта деятельности, ориентирующая на изучение соответствующих атрибутов последнего — групповых потребностей, мотивов, норм, ценностей, целей и т.д., выявление и описание целостных характеристик группового процесса. Интерпретация совместной деятельности как интегратора групповых процессов и как основания процесса развития группы.

  • принцип системности

Поиск в группе собственно группового (нормы, ценности, цели; влияние группы на аспекты индивидуального поведения. Обязательное соотнесение индивидуальных характеристик членов группы с деятельностным контекстом группы с целью выяснения соответствия этих характеристик групповым задачам. Учет наличия в группе особых интегративных факторов, обеспечивающих сохранение ее качественного своеобразия, нормальное функционирование и развитие (к числу таких факторов могут быть отнесены, в частности, процессы руководства и лидерства, выполняющие функцию организации и управления группой, а также нормативная регуляция внутригруппового поведения, имеющая целью воспрепятствовать отклонению отдельных индивидов от групповых стандартов). Группа рассматривается как функционирующая во времени открытая система. Принятие во внимание наличия двух основных сфер жизнедеятельности группы как отвечающих активностям инструментального и экспрессивного типа — деловой (трудовой, инструментальной) сферы и эмоциональной (межличностной) сферы. Взаимосвязь и взаимовлияние групповых феноменов.

  • принцип развития.

Трактовка развития социальной группы как обусловленного развитием совместной деятельности ее членов. Учет неравномерности развития основных сфер жизнедеятельности группы в связи со спецификой решаемых ею задач и особенностями организации ее членов. Поиск и изучение механизмов группового развития (в частности, посредством выделения внутрисистемных противоречий). Рассмотрение «движения» группы в широком временном диапазоне, прежде всего в отношении к будущему (перспективные линии развития социальной группы). Выявление возможных регрессивных тенденций на разных этапах жизни группы.

 

12. Способности как индивидуально-психологические особенности личности.

 

Способности – это индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности и несводимые к ЗУНам, но обуславливающие быстроту и легкость их приобретения.

Б.М.Теплов внес большой вклад в разработку теории способностей. По его мнению, в понятие способностей входят 3 составляющие:

1. индивидуальные способности

2. способности, связанные с успешностью выполнения деятельности

3. способности не сводятся к простой сумме ЗУНов.

 

Классификация Способностей:

I. Элементарные – простейшие, связанные с работой органов чувств (с рождения)

Сложные – способности к разным видам деятельности (технич, математич, способности к обучению и т.д.)

 

II. Общие способности – способности, которые имеются у всех людей, хотя и развиваются по-разному. Они обеспечивают успешность деятельности во всех ее видах (интеллект, речь и т.д.)

Специальные способности – встречаются не у всех людей и определяют успешность только в одном виде деятельности (музыке, математике, литературе)

 

Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других. Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и ряд других. Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.

 

III. Теоретические способности – определяют склонность человека к абстрактно-логическому мышлению.

Практические способности – те способности, которые представляют собой поставленные человеком практические задачи.

 

Эти способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые - к конкретным, практическим действиям. Такие способности, в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.

 

IV. Коммуникативные способности – способности, которые включают в себя ЗУНы, связанные с общением.

Предметно-деятельностные – проявляются в деятельности человека с неодушевленными предметами.

В качестве примеров способностей первого вида можно привести речь человека как средство общения (речь в ее коммуникативной функции), способности межличностного восприятия и оценивания людей, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние и т.п.

 

V. Учебные способности – определяющие успешность обучения, усвоения ЗУНов.

Творческие способности – проявляются в создании предметов материальной и духовной культуры.

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые - создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом - индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

 

Способности человека совместно определяют успешность его деятельности, также они оказывают влияние друг на друга. Способности существуют в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, со временем теряется.

 

Без владения речью как средством общения, например без умения адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях, нормальная жизнь и психическое развитие человека были бы просто невозможными. Отсутствие у человека такого рода способностей явилось бы непреодолимой преградой как раз на пути превращения его из биологического существа в социальное. И межличностные, и предметные способности взаимно дополняют друг друга. Благодаря их сочетанию человек получает возможность развиваться полноценно и гармонично.

 

Определяют успешность выполнения какой-либо деятельности не отдельные способности, а лишь их удачное сочетание, именно такое, какое для данной деятельности необходимо. Практически нет такой деятельности, успех в которой определялся бы лишь одной способностью. С другой стороны, относительная слабость какой-нибудь одной способности не исключает возможности успешного выполнения той деятельности, с которой она связана, так как недостающая способность может быть компенсирована другими, входящими в комплекс, обеспечивающий данную деятельность. К примеру, слабое зрение частично компенсируется особым развитием слуха и кожной чувствительности.

 

Если деятельность ребенка носит творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.

Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С.Выготский называл зоной потенциального развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.

Становление и развитие способностей - это тоже результат научения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее будет идти развитие. Что же касается нужного эмоционального настроя, то он создается таким чередованием успехов и неудач в деятельности, развивающей способности человека, при котором за неудачами обязательно следует эмоционально подкрепляемые успехи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: