АНАЛИЗ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ




По договору с энергетической компанией расход электроэнергии в производственном помещении предпринимателя определяется показаниями расчетных счетчиков. Абонент самостоятельно снимает показания расчетных счетчиков и предоставляет в энергетическую компанию информацию об их показаниях. На основании этих данных инспекция сравнила объемы потребленной энергии с полученной (по данным книги учета доходов и расходов) выручкой от реализации продукции (см. таблицу «Анализ потребления электроэнергии»). По итогам сравнения проверяющие отметили следующие необычные факты:

• в декабре 2005 года выручка от реализации почти в шесть раз меньше суммы дохода за февраль 2006 года, тогда как количество потребленной электроэнергии в этих месяцах совпадает;
• в феврале 2006 года на 1 кВт•ч потребленной электроэнергии приходилось 35,87 руб. реализованной продукции, а в декабре 2005 года - только 5,44 руб.;
• выручка от реализации продукции в декабре 2005 года сократилась по сравнению с октябрем 2005 года в 4,5 раза, в то время как энергозатраты сократились только на 6 процентов.

Учитывая, что технология и оборудование не менялись, налоговики сочли тот факт, что при одинаковом энергопотреблении выручка от реализации продукции в некоторые месяцы резко сократилась, подозрительным.

Налоговики сочли подозрительным тот факт, что при одинаковом энергопотреблении выручка от реализации продукции резко сократилась

 

 

34. Специальные документы налогового учета как прием фискальной техники

 

1. Декларации.

2. Счета-фактуры

3. Книги покупок (НДС)

4. Книги продаж (НДС)

5. Чеки

6. Справка о доходах физического лица (НДФЛ)

И т.д.

 

35. Технические приемы в налогообложении, в частности, применение контрольно-кассовой техники

 

ФЗ от 22.05.2003 № 54 «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

 

1. Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

 

2. Контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее - контрольно-кассовая техника), - контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы;

 

 

3. Фискальная память - комплекс программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой техники, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, осуществляемых с применением контрольно-кассовой техники, в целях правильного исчисления налогов;

 

36. Характеристика состояния процесса совершенствования фискальной техники в современной России

 

1. Усилена налоговая ответственность за нарушение налогового законодательства.

2. Критерий добросовестности.

3. Ужесточение законодательства.

4. КИК

 

 

37. Правовые пределы фискальной техники и чем такие пределы задаются

 

1. Не нарушать принципы налогообложения.

2. Конституционные принципы.

3. Не нарушать гражданского оборота. Легко разрушить оборот с помощью ФТ можно. Таможенные пошлины 1848 год - работа есть. Оставание России вызвано тем, что существовали внутренние таможенные пошлины. Чтобы перевезти лапти из уезда в уезд, заплатить пошлины нужно было. Это сужает рынки и производим для своего местечка.

Неумная фискальная политика и приемы обложения привели к затруднению оборота.

4. Адекватность ФТ целям правового регулирования. Запрет на выезд, например. Неадекватно. Можно ли ввести налог на мобильные телефоны? Мобильный телефон - признак благосостояния человека. Декларировать их? Неадекватно это дело.

 

 

38. Влияние мировых глобальных экономических процессов на налогообложение – общая характеристика

 

Отношения торгового обмена, инвестиций, трудовые ресурсы интернационализируются.

Страны связаны друг с другом, это норма.

Есть информация о том, что чуть менее триллиона долларов российские компании должны Западу из денежных средств.

Интеграция международная проявляется в МНП. Молодой институт.

Первая конвенция появилась в середине 19 века. До этого на национальном уровне регулировалось, но не особо.

Институт очень молодой.

 

Налоговая юрисдикция - это правовая возможность государства облагать налогами различные субъекты и объекты налогообложения.

 

Применимо и к субъектам РФ. Емкое определение.

 

Государства стремятся к расширению своей налоговой юрисдикции.

Но есть объективные пределы ее расширения.

Две аргентинские компании, товарооборот между ними. Имеет ли право РФ претендовать на налоги с них? Нет, конечно. Есть объективные пределы.

 

Но если дальше начинаем выставлять дополнительные признаки (аргентинская компания принадлежит российскому лицу, это мясо представляется на экспорт в РФ), связи с юрисдикцией РФ, возникают каналы, по которым может быть НЮ расширена.

 

Российский Газпром приобрел Сибнефть - вне юрисдикции РФ. Через дочерние организации. Она прошла вне юрисдикции РФ. Также и приобретение ТНК ВР. Крупные сделки, структурированные вне юрисдикции РФ. Может ли РФ расширить свою НЮ?

 

Деоффшоризация сейчас происходит и будет происходить.

 

39. Понятие международного налогового права

 

МЕЖДУНАРОДНОЕ НАЛОГОВОЕ ПРАВО - совокупность международно-правовых (а в широком смысле - и национальных) норм, регулирующих налогообложение с иностранным элементом. Основная цель международного сотрудничества в налоговой сфере - устранить двойное налогообложение и дискриминацию налогоплательщиков, предотвратить уклонение от налогов, а также гармонизировать налоговые системы, чтобы создать единый рынок.

 

40. Примеры отношений в области международного налогового права

 

Но если дальше начинаем выставлять дополнительные признаки (аргентинская компания принадлежит российскому лицу, это мясо представляется на экспорт в РФ), связи с юрисдикцией РФ, возникают каналы, по которым может быть НЮ расширена.

 

Российский Газпром приобрел Сибнефть - вне юрисдикции РФ. Через дочерние организации. Она прошла вне юрисдикции РФ. Также и приобретение ТНК ВР. Крупные сделки, структурированные вне юрисдикции РФ. Может ли РФ расширить свою НЮ?

 

Деоффшоризация сейчас происходит и будет происходить.

 

Если основным активом является российский актив, то это будет облагаться российским государством.

 

41. Три типа отношений, регулируемые международным налоговым правом

 

Три блока международных налоговых отношений:

Четыре кружка нарисовать в виде квадрата.

Государство 1 - государство 2

Налогоплат 1 - налогоплат 2

 

1. Пунктиром между Г1 и Г2.

Отношения между государствами по заключению и исполнению международных налоговых соглашений с целью разграничения НЮ.

Между двумя публичными субъектами по поводу налогов.

 

2. Между государством и физическим (юридическим) лицом другого государства по поводу налогообложения.

По диагонали проводим стрелочку.

Государство одно облагает налогами лиц другого государства.

 

3. Между налогоплательщиками двумя - публично-правового характера между юридическими (физическими) лицами различных государств.

Например, российский университет приглашает прочитать лекцию английского профессора и платит ему за это гонорар. Удержания налоговых источников выплат.

Налоговые правоотношения между субъектами непубличными.

 

Определение МНП теперь легко сформулировать.

МНП - это комплексный институт права, представляющий собой совокупность норм внутригосударственного и международного права, регулирующий международные налоговые отношения.

 

 

42. Виды норм, регулирующих международные налоговые отношения

 

Два вида норм в области МНП:

1. Материально-правовые правила - как облагать иностранный элемент - ставка для доходов нерезидентов (30%).

2. Коллизионные нормы, определяют, право какой страны здесь применяется.

 

Ст. 224 - доходы иностранных нерезидентов облагаются по ставке 30%, но если привлечен высококвалифицированный специалист, то он получает право на применение ставки в 13%. Мера по привлечению налогового стимулирования. Это материально-правовая норма, устанавливающая режим.

ФЗ № 115 - получает зарплату больше 2 млн рублей в год. Единственный признак ВКС. Не связано с каким-либо дипломом.

 

 

43. Источники международного налогового права

 

Источники МНП:

1. Нормы национального законодательства.

2. Международные соглашения.

 

Вопрос о приоритете последних в разных странах по-разному определяется. Более позднее национальное законодательство может иметь приоритет.

 

3. Доктринальные источники - Комментарий к модельной конвенции, например.

 

44. Виды международных налоговых соглашений

 

Виды международных налоговых соглашений. Их довольно много. Первые в 1970-1980-х заключались, но они были совсем другими. Сейчас они по модельному проекту постановления правительства заключаются.

Всего заключено чуть менее 100 конвенций.

 

1. Международные соглашения об устранении двойного налогообложения на доходный капитал.

Переговорный процесс - торг между странами. РФ плохо торговалась всегда, выгодные другим странам соглашения.

 

Конвенция ОЭСР - клуб развитых стран.

Налоговый источник на проценты - 0%.

Со всеми развитыми странами - 0%.

 

2. Ограниченные налоговые соглашения.

Соглашение в области перевозки и режим налогообложения.

Авиаперевозки - тоже есть.

 

3. Соглашения об оказании административной помощи по налоговым делам.

Международные соглашения по положениям об оказании помощи. Обмен информацией там есть. Но есть специальные конвенции - обмен информации и помощь по взысканию налогов.

 

К деоффшоризации.

Если РФ ратифицирует, то пойдет адекватный информационный обмен с оффшорными центрами. Мы стоим на пороге заключения большого соглашения.

 

4. Большие соглашения о взаимодействии двух государств:

- Договор о дружбе между РФ и ЕС 1994 г. - там ст. 51 - РФ стремится к гармонизации своей налоговой системы с налоговой системы ЕС.

 

5. Договор о дипломатических (консульских) соглашениях.

 

6. Торговые договоры - налоговые положения там есть.

 

7. Специальные международные соглашения. О статусе ВМФ, например. Как его сотрудники облагаются налогами, если она на территории США находятся.

 

 

45. Характеристика вопроса о том, могут ли международные налоговые соглашения ухудшать положение налогоплательщика

 

Могут ли международные соглашения об устранении двойного налогообложения ухудшать положение налогоплательщика?

 

Постоянное представительство на шельфе не возникает.

РФ могла бы расширить, но не сделала это. Внутреннее законодательство - только внутри РФ.

А здесь буровая площадка была на шельфе.

Но по соглашению между Норвегией и РФ было расширено на шельф. По международному соглашению постоянное представительство возникало и на шельфе.

 

В западных странах есть подход и положительный, и отрицательный.

 

Щекин говорит, что ответ должен быть отрицательным - международное соглашение не должно ухудшать положение налогообложение. Установленные законом налоги и сборы только платят. Лишь улучшать, но не ухудшать.

 

 

46. Характеристика территориальных и резидентских налогов

 

На формирование налоговой базы особое влияние оказывают территориальный фактор (пределы налоговой юрисдикции государства) и временной фактор (распределение налоговой базы между различными налоговыми периодами).

В зависимости от характера связи "субъект налогообложения" - "объект налогообложения" налоги делятся на две группы: резидентские налоги (построенные по принципу резидентства) и территориальные налоги (построенные по принципу территориальности). Различие состоит в том, что в резидентских налогах субъект определяет объект налога, а в территориальных - наоборот. На практике при налогообложении применяется сочетание обоих принципов.

 

47. Понятие налоговой юрисдикции

 

Налоговая юрисдикция - это правовая возможность государства облагать налогами различные субъекты и объекты налогообложения.

 

Применимо и к субъектам РФ. Емкое определение.

 

Государства стремятся к расширению своей налоговой юрисдикции.

Но есть объективные пределы ее расширения.

Две аргентинские компании, товарооборот между ними. Имеет ли право РФ претендовать на налоги с них? Нет, конечно. Есть объективные пределы.

 

Но если дальше начинаем выставлять дополнительные признаки (аргентинская компания принадлежит российскому лицу, это мясо представляется на экспорт в РФ), связи с юрисдикцией РФ, возникают каналы, по которым может быть НЮ расширена.

 

48. Характеристика НДС с точки зрения налоговой юрисдикции

 

????

 

49. Понятие постоянного представительства и его признаки

 

Два вида понятия:

1. Основной тип ПП.

Исторически первый.

- Место деятельности - территориальная привязка

- Постоянство этой деятельности

- Самостоятельный предпринимательских характер этой деятельности

Ст. 36 - бюро, контора, склад, буровая и т.д.

Но это всегда место деятельности.

30 дней - критерий обычно.

С Интернет-торговлей еще веселее происходит.

 

2. Агентский тип ПП.

Если на территории государства нет бюро, но есть зависимый агент. Нанимаем местную компанию, сами склад не открываем, но нанимаем местную компанию, и на ее склад приходят зонтики.

 

Редко с практической точки зрения возникает.

 

Если возникает ПП, то налог на прибыль платится.

 

Если нет ПП, нет налогообложения, за исключением выплат пассивных доходов (ст. 309 - процент, роялти, дивиденды, доходы от продажи акций и т.д.). Выплата которых позволяет обложить налоговым источником выплат, доход считается чистым.

 

Если соглашения нет, то ставка - 20%. Но только на пассивные доходы.

Если платим иностранцу иной доход или услуги покупаем (активный тип), налога у источника выплаты нет.

У нас по соглашениям 5-10%.

 

 

50. Постоянное представительства агентского типа

 

 

2. Агентский тип ПП.

Если на территории государства нет бюро, но есть зависимый агент. Нанимаем местную компанию, сами склад не открываем, но нанимаем местную компанию, и на ее склад приходят зонтики.

 

Редко с практической точки зрения возникает.

 

Если возникает ПП, то налог на прибыль платится.

 

Если нет ПП, нет налогообложения, за исключением выплат пассивных доходов (ст. 309 - процент, роялти, дивиденды, доходы от продажи акций и т.д.). Выплата которых позволяет обложить налоговым источником выплат, доход считается чистым.

 

Если соглашения нет, то ставка - 20%. Но только на пассивные доходы.

Если платим иностранцу иной доход или услуги покупаем (активный тип), налога у источника выплаты нет.

У нас по соглашениям 5-10%.

 

 

51. Проблема интернет торговли в международном налоговом праве

 

Нет никакой конкретной юрисдикции.

Интернет – это не территория какого-либо государства, поэтому обложение торговли по Интернету – крайне странная вещь. Кто облагает?

 

 

52. Понятие международного многократного налогообложения

 

Это обложение сопоставимыми налогами в двух и более государствах одного и того же налогоплательщика в отношении одного и того же объекта налогообложения.

 

1) Сопоставимые - по правовой природе. Налог на доходы и налог на имущество - не пойдет такое.

 

2) Двух и более государствах.

 

3) Одного и того же лица

 

4) Одного и того же объекта налогообложения.

Гонорар за статью в американский журнал, например.

 

53. Способы его устранения международного многократного налогообложения

 

В МНП применяются определенные механизмы, устраняющие ММН:

1. Метод освобождения.

2. Метод налогового кредита.

 

Как на уровне национальнго законодатеьства, так и на уровне международном - на уровне соглашений.

Ст. 224 статья НК РФ.

 

54. Метод освобождения и его виды

 

 

Метод освобождения - на уровне национальном, как правило.

Несколько разновидностей метода освобождения:

 

1. Полное освобождение иностранного дохода от налога.

Очень редко применяется, поскольку ни одно государство не склонно отказываться от резидентского принципа налогообложения. Это очень сильно сократит национальную налоговую юрисдикцию, это странно и неправильно.

 

Гонг Конг - там есть такая ситуация. Цепочки перепродажи через него идут, доход от такого рода деятельности не облагается. В списке оффшоров Минфина находится.

 

2. Метод освобождения отдельных видов доходов.

Могут не облагаться доходы от получения дивидендов. Если из иностранных юрисдикций получается.

 

Выгодная система, стимулирующая, чтобы дивиденды возвращались в Россию.

 

Оправданность вызвана тем, что дивиденды уже обложены в той стране, откуда они приходят. Если дочка Газпрома выплачивает дивиденды, то в Голландии уже обложено это дело.

 

3. Освобождение от прогрессии.

Актуально для тех государств, где существует прогрессивный подоходный налог.

У нас плоская шкала, для нас не актуально.

 

Система, когда иностранный доход облагается по фиксированной низкой ставке.

 

Экзотика.

 

 

55. Метод налогового кредита – примеры

 

1. Полный зачет - full tax credit.

Система, которая никогда не встречается, является чисто теоретической.

Иностранный налог заползает на национальный доход другой.

 

Ставка иностранного налога на доход может быть выше национальной.

Российская компания. У нее национальный доход - 1000 рублей. Иностранный доход от постпредства в США - 500рублей. Общий доход - 1 500 рублей.

Рассчитываем налоги. Ставка российского налога - 20%.

Доход суммировали - к 1 500 рублей применяем. 300 рублей.

 

Иностранный налоговый кредит.

Доход в размере 500 пришел из США и был обложено по ставке 50% (условно). При выплате в РФ из заработанных 500 рублей вы в иностранной юрисдикции оставили 250 рублей.

Доход присваивается российскому налогоплательщику. В результате заплатили 250, но реально в налоговую базу включили 500. Национальный налог - 300.

 

Система полного налогового кредита - иностранный налог кредитуется полностью против российского. В доплате в РФ будет всего 50 рублей по этой системе.

Иностранный налог заползает на национальный доход.

 

В РФ написано так, что это должно применяться, в ст. 311 НК РФ.

На практике не применяется и так норму никто не толкует.

 

2. Обычный зачет - ordinary text credit - сумма зачитываемого иностранного налога ни в коем случае не может быть больше суммы национального налога с иностранного дохода.

 

Заплатили мы там 250 рублей. Зачет будет в пределах только 100 рублей.

Доход приходит оттуда, где ниже налогообложение.

 

3. Зачет с ограничениями по видам дохода.

По некоторым видам дохода дают иностранный налоговый кредит, по некоторым - не дают.

 

4. Зачет с ограничением в иностранных юрисдикциях.

Когда иностранный налог не всех стран принимается к зачет.

 

5. Зачет фактически неуплаченного иностранного налога - когда в иностранной юрисдикции налог начислен, но в силу определенных причин по национальному законодательству есть освобождение от уплаты.

Мальта. Налог исчисляем, потом возвращается. Квазиоффшорный режим такой. Фактически налогоплательщик не несет убытков.

 

Третий метод устранения налогообложения. Он не совсем полноценный.

Когда иностранный налог идет в расходы. Не в зачет против национального налога, а идет в расход, уменьшающий доход.

 

Составление договоров с инопартнерами.

Если вы заключаете договор займа с иностранной компанией и будете уплачивать проценты, то большинство таких контрагентов будут в льготных юрисдикциях. Но кардинально важным является то, что по ст. 312 НК РФ требуется подтверждение налогового резиденства той страны - сертификат налогового резиденства. Выдается компетентным налоговым органом той юрисдикции. Переведенный на русский язык.

Если проценты будете платить без сертификата, будете 20 % платить. Плюс будете как налоговый агент нести ответственность.

 

Юрист, пишущий договор займа, должен предусмотреть получение до выплаты сертификат налогового резиденства и в противном случае будете удерживать национальный налог.

 

 

56. Способы подтверждения резиденства иностранной компании для применения международного соглашения об устранении двойного налогообложения

 

"Классические" оффшорные зоны редко имеют заключенные соглашения об избежании двойного налогообложения, которые можно использовать при оптимизации выплат доходов нерезидентных структур. Поэтому для применения налоговых соглашений подходящими являются низконалоговые и оншорные юрисдикции, такие как Кипр, Великобритания, Дания, Нидерланды, иные европейские государства и пр.

К примеру, Великобритания имеет самую большую в мире сеть налоговых соглашений (более 100). Однако, применение налоговых соглашений возможно лишь в том случае, если компания не является номинальной, то есть не является агентом оффшорной компании-принципала, которой принадлежит большинство полученной прибыли (дохода). Только в том случае, если доход будет признан доходом английской компании, она может претендовать на использование соглашения. Разумеется, невозможно применение налогового соглашения компанией, подающей «спящие отчеты» - dormant accounts. Возможно использование соглашений в холдинговых схемах.

Одной из стран, наиболее подходящих для применения международных налоговых соглашений, как и ранее, остаетсяРеспублика Кипр (имеет более 40 действующих соглашений). Сертификат о налоговом резидентстве (tax residence certificate), выдается Министерством финансов в любое время после регистрации компании. Важное условие получения сертификата – наличие местных директоров - резидентов Кипра.

Сертификаты о налоговом резидентстве выдаются также и в иных юрисдикциях. значимых для налогового планирования (Дании, Нидерландах, Люксембурге, Латвии, Мальте и других странах). Однако, важным фактором, влияющим на возможность получения налогового сертификата, становится наличие у компании “реального содержания” (substance) на территории страны регистрации.

Критерии такого присутствия. которым должна отвечать компания, чтобы считаться налоговым резидентом своей страны, могут быть следующие:

• наличие реального офиса по реальному адресу в стране регистрации компании;

• наличие местных директоров (резидентов страны регистрации компании), осуществляющих управление компанией на территории данной страны;

• наличие банковского счета (основного) в местном банке;

• хранение финансовой документации и отчетности в офисе на территории страны регистрации компании;

• наличие штата сотрудников;

• осуществление реальной деятельности и др.

Полнота такого присутствия может варьироваться в зависимости от целей компании (напр., торговая или холдинговая деятельность).

 

57. Понятие налогового федерализма

 

Налоги - основа для существования любой публичной власти. Есть и другие источники, их можно выделить, но реально налоги - это основа любой публичной власти. Бюджетные поступления и их распределение по вертикали - это важная вещь.

 

Именно налоговая обеспеченность того или иного уровня власти играет роль в независимости публично-правового образования от других структур.

 

Например, Крым на 30% обеспечивает свои потребности, на 70% - дотации от Украины.

 

Есть еще трансферты из вышестоящего бюджета, федерация или более высокий уровень предоставляют средства более низкому уровню власти.

 

Пирамида.

Верхний уровень - бюджетные поступления в незначительном объеме.

Низкий уровень - большая часть.

Идеальная модель свойственна Швейцарии.

На уровне МСУ наибольшая часть бюджетных поступлений, на уровне МСУ концентрируется большая власть.

Федерация вообще нищая, кантоны чуть-чуть богаче.

 

Есть обратная пирамида - пик направлен вниз - пример РФ.

Максимально бюджетно обеспечена федерация.

Наиболее эффективные доходовые источники - таможенные пошлины, налоги на добычу полезных ископаемых и т.д. Хотя и при этом бюджетный дефицит.

 

Уровень субъектов - 90% субъектов дотационны, им не хватает своих налоговых источников. Не смогут платить зарплаты, поддерживать дороги и т.д.

 

Местное самоуправление - в самом низу. За очень редким исключением нищие. Источников доходов МСУ не хватает.

 

Исторические причины. Федерация решает другие задачи в РФ, многие другие, милитаризированность РФ. Швейцария - страна нейтральная, федеральной армии нет.

 

Чем дальше деньги от плательщика, тем меньше возможности контроля.

Кто проконтролирует? Обществу никогда не покажут.

Падение качества расходования и применения общественного контроля.

 

Недостаточность публичных финансов на уровне субъектов РФ и МСУ - инструмент политического управления на территории РФ. Это на фоне северокавказских агрессивных регионов. Если регионы будут налогово-самодостаточны, то самостоятельность возрастет.

 

Федерация наполняет бюджеты субъектов РФ, а те дальше дают дотации в МСУ. Инструмент управления другого плана - политической лояльности - обеспечение результатов голосования определенным. Субъект не даст определенных вещей, если МСУ проголосует не так. В городах это невозможно, а в маленьких городах и на селе - это вполне реально. Нищета МСУ - инструмент политической консолидации в РФ, и это одна из мощнейщих подпорок вертикальной власти.

 

Мнение лектора - нам нужно увеличивать бюджетную обеспеченность МСУ. Оставлять часть дохода от НДС, например.

Довольно много доходов от вывозной таможенной пошлины на нефть, можно бы было аккумулировать ее в таможенном комитете, а оттуда распределять по субъекты РФ по количеству жителей. Тогда бюджетное наполнение субъектов было бы больше, и это было бы правильно. Природные ресурсы принадлежат всем жителям, они должны получать от этого доход. И это бы способствовало консолидации РФ, но уже в другом плане, в сохранении единства с РФ, не в силу решения чиновника, а в силу автоматического поступления таможенной пошлины.

 

 

58. Какие принципы доходов бюджетов должны обеспечиваться при реализации налогового федерализма

 

Есть принципы системы доходов бюджета:

1. Принцип достаточности. Достаточно для покрытия местных нужд.

2. Принцип стабильности. Эти доходные источники должны из года в год давать прогнозируемый и стабильный доход.

3. Принцип автономности.

 

 

59. Характеристика «лоскутной налоговой системы»

 

Октябрь 1993 г. -Указы Президента РФ № 2270 и 2268 - право субъектов РФ и МСУ на введение собственных налогов и сборов на собственной территории.

Период лоскутной налоговой системы.

Регионы не заставили себя ждать - появились очень разнообразные налоги (сбор за переезд через реку Обь, поддержку футбольной команды, таможенные платежи своеобразные). Отъехав на 100 км могли попасть в принципиально другую систему.

Идея о сдержанности МСУ и регионов абсолютно не оправдалась. Налоги вводились огульно и необдуманно. Администрирование больше, чем взимаемый налог.

 

Некоторые регионы вводили не глупые налоги, а налоги акцизного типа (в цену бензина закладывался местный налог, например). Получалось, что это разрушает экономическое пространство.

 

К концу 1990-х этот период был окончен. Процесс свертывания начался из-за Постановления КС РФ № 5-П от 21.03.1997 г.

КС РФ объявил войну лоскутной налоговой системе, признал ее неконституционной.

Согласно новой Конституции РФ по ст. 57 каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом - ст. 51.

Налогообложение - ограничение.

Оно может быть установлено только ФЗ.

Налог должен быть предусмотрен ФЗ, могут быть права МСУ и регионов по ставкам, но налоги эти не могут быть местными и региональными.

 

Начался процесс сворачивания и длился до начала 2000-х годов.

Прокуратура оспаривала региональные акты. Дольше всего держались национальные республики. Татарстан - до 2005-2007 гг. - татарские местные налоги. Но их подчистили в конце концов.

 

60. Метод налогового федерализма разные налоги, его характеристика и виды

 

Методы налогового федерализма:

1. Разные налоги. Когда регионы вводят свои налоги, а федерация - свои.

Два подвида здесь:

- полное разделение прав и ответственности (лоскутная налоговая система)

- неполное разделение прав и ответственности (регионы вводят налоги, но только предусмотренные федеральным законодательством).

 

61. Метод налогового федерализма разные ставки, его характеристика и примеры

 

Разные ставки. Как по налогу на прибыль, налог единый, но часть его ставки - федеральная, другая часть - региональная.

 

62. Метод налогового федерализма разные доходы

 

Разные доходы. Когда налог исчисляется по единообразным правилам, ставка не дробится, но уже доход казначейский распределяется по регионам и федерации. Как с НДС было - зачисляется по единым правилам, но часть в федерацию, а часть в регионах.

По НДПИ есть такое дело.

 

 

63. Понятие обособленного подразделения и его признаки

 

Включает определение той степени присутствия, при которой компания из одного региона начинает платить налоги в другом регионе.

Понятие важное, определяет, какая степень присутствия компании московской в Якутии позволяет последней претендовать на налоги с этой компании.

 

До 1999 г. налоговое законодательство использовало плохое понятие филиала, неадекватное для целей налогообложения. При этом филиал признавался самостоятельным налогоплательщиком. Внутри компании одно юрлицо, одно право собственности на товар. А это считалось передачей другому налогоплательщику. С одного склада переводишь на другой и платишь налоги. Оказание услуг одного филиала другому. Модель была крайне неудачная.

 

С 1999г. - первая часть НК РФ не признала филиалы непосредствеными налогоплательщиками.

ОП - вид присутствия компании, который влечет следующие налоговые последствия:

1. Встать на налоговый учет по месту нахождения ОП. Непостановка - часть 2 ст. 116 - крупные санкции, оборотные - 5% от оборота компании за срок непостановки не учет. Очень большие штрафы могут быть.

2. Исчислять и платить там налоги.

3. Обязанность подавать налоговую отчетность туда.

 

Признаки ОП. Понятие в ст. 11 НК РФ. Там есть несколько признаков:

1. Территориальная обособленность.

2. Рабочие места (место, куда работник должен прибыть для выполнения ТФ и где прямо или косвенно ведется контроль работодателя - трудовое законодательство).

3. Рабочие места должны быть стационарными (рабочие места, созданные на срок более 1 месяца - НК РФ).

4. Рабочие места должны быть оборудованными (понятие не раскрыто, берем словарь "приспособленность для выполнения трудовой функции")

5. Должна вестись деятельность (признак нестрогий)

 

 

64. Какие обязанности для налогоплательщика влечет возникновение обособленного подразделения

 

ОП - вид присутствия компании, который влечет следующие налоговые последствия:

1. Встать на налоговый учет по месту нахождения ОП. Непостановка - часть 2 ст. 116 - крупные санкции, оборотные - 5% от оборота компании за срок непостановки не учет. Очень большие штрафы могут быть.

2. Исчислять и платить там налоги.

3. Обязанность подавать налоговую отчетность туда.

 

 

65. Каким образом до 1999 г. в России регулировались проблемы налогового федерализма и что было аналогом в прошлом понятию обособленного подразделения?

 

 

До 1999 г. налоговое законодательство использовало плохое понятие филиала, неадекватное для целей налогообложения. При этом филиал признавался самостоятельным налогоплательщиком. Внутри компании одно юрлицо, одно право собственности на товар. А это считалось передачей другому налогоплательщику. С одного склада переводишь на другой и платишь налоги. Оказание услуг одного филиала другому. Модель была крайне неудачная.

 

С 1999г. - первая часть НК РФ не признала филиалы непосредствеными налогоплательщиками.

 

 

66. Методы распределения налоговых платежей при наличии обособленного подразделения между различными бюджетами в налоге на прибыль, налоге на имущество, НДФЛ

 

 

1. Налог на прибыль (ст. 288 НК РФ).

Если ОП, то средняя величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости основных средств.

100 человек в компании, 100 000 000 основных средств.

90 человек в головном офисе, 10 человек в филиале.

1/10.

Сколько основных средств в филиале? 20 000 000.

1/5.

Мы берем среднюю величину - 15% налоговой базы уходит в этот регион. Чем больше сотрудников, тем больше налог.

 

2. Налог на имущество - если есть отдельный баланс у ОП - отдельный налог на имущество регионов.

Законодатель сделал в отношении недвижимости - облагается автоматически без учета на отдельном балансе.

 

3. НДФЛ.

Ст. 226 увязывает с работниками обособленного подразделения, на практике с местом, где трудовая книжка.

 

Статья 13-15 НК РФ - список региональных, федеральных и местных налогов. Посмотреть для интереса.

 

 

67. Понятие толкования налогового законодательства

 

Толкование налогового законодательства - это деятельность по уяснению и разъяснению смысла, вложенного в норму права.

Два момента в толковании:

- уяснение для себя - это самое главное, этому и учат в университете. Толкование - лучше уяснить смысл законодательства.

- разъяснение для других - приведение аргументов, почему та модель, выбранная вами, правильная.

 

Толкование налогового законодательства обладает существенной сп



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: