Психотерапия при нервной анорексии.




Когнитивно-бихевиоральный подход к нервной анорексии фокусируется на иррациональных идеях о значимости контроля над едой и над телом как на ключевых факторах в развитии и поддержании данного расстройства.

Программа лечения включает в себя 4 стадии:

1- вовлечение пациента в процесс лечения,

2- выполнение плана по набору веса + работа с когнитивными искажениями,

3- работа с базовой схемой,

4- обзор лечения и профилактика рецидивов.

1.Пациенту презентируют когнитивно-бихевиоральную модель его случая с использованием фактов из его личной истории. Оценивается уровень мотивированности пациента к лечению. На этом этапе важно учитывать эго-синтонный характер симптомов, сильные негативные эмоции, которые вынуждают пациента прибегать к манипуляциям с едой для решения своих проблем. Важно также учитывать жизненные ценности и цели пациента. Активно используется образовательный подход – информированием пациента о базовых принципах режима питания, интересные факты о том, откуда берутся знания, что нужно весить...кг, увести разговор к качеству еды, как соотносится строение тела с массой, рассказ о нар-ях пищевого пов-я, законы изм-я веса.

2.Составляется и выполняется протокол набора веса. Пациента приучают оценивать вес не в абсолютных показателях (напр., 45 кг), а в определенном диапазоне приемлемости (от 45 до 50 кг). Идентифицируются и изменяются дисфункциональные мысли. Идет работа со страхами и другими негативными эмоциями, которые непременно проявятся по мере набора веса. Техники релаксации, переключение на др активность. Проводится работа с нарушенным образом тела. Активно ведется борьба с излишне интенсивными очист упражнениями (для этого используются поведенческие техники – поход в церковь после еды, позит подкрепление, принос пищи из дома строго регламентир, предупр-е соседей по палате, поведенч репетиции – пробовать есть запрещ пищу-сенсибил-я; блокировать фразы «ужасно, очень сильно поправилась» – на сколько?, поведенч репетиции как эксперименты – ощущения, какие ожидания оправдались). Необходимо учит степень готовности к изменениям-индивид план. Составить план на физ активность.Обсуждение вопросов: в каких пределах вы считаете вес оптимальным, откуда эта идея?А раньше вы набир вес при таком приеме пищи.

3.Ведется работа с базовой схемой. Пациенту необходимо понять, что аноректическое поведение является для него средством борьбы со стрессом (подвергнуть сомнению поведения как единст для борьбы со стрессом, дать больше стратегий для преодоления негат эмоций, расширение рол репертуара). Пациента побуждают вовлекаться в большее количество активностей. Ключевое содержание схемы для аноректических пациентов можно описать следующим образом:

- я – аноректичка, и должна оставаться такой, потому что это дает мне ощущение контроля над жизнью. Показать пациенту, что терапия дает ему возможность осуществлять контроль другим способом,

- я неспособна позаботиться о себе и должна во всем полагаться на помощь окружающих,

- для меня недоступны любовь и поддержка,

- я не имею никакой ценности для других людей,

- я любой ценой должна избегать конфликтов.

Также на этой стадии вырабатываются навыки саморегуляции эмоциональных состояний.

Завершение лечения. Необходимо показать пациенту, что терапия не решила всего проблемы, но дала средства для этого. Сост-е плана по поводу рецидивов, реком диетолога.

Схема лечения:

1 сессия: представл модель лечения НА (на основе конкр случая или схожих), привяз к стресс сит-ции и описыв на ней схему. Сост перечень симптомов, выделение симптомов-мишеней, ведение пищевых дневников, подчеркивает позит моменты в его жизни (мол возраст, возможность набора веса), выс интеллект, самоконтроль.

2 сессия: обсужд-е норм стереотипов питания (регулярность, рацион):тактика малых шагов: когда стереотип устанавл – переход на обычное питание. Книги, памятки, обсуждение того, как диеты провоцир срывы.

3 сессия: добиваемся регул питания, график питания. Когнит репетиции праздников: предлагаем уменьш потр-е алкоголя, есть возможность выбора из многоч блюд, праздники для общения, комплиментов, получ удов-я. Показать, что эффект гол-я протовопол целям (срывы, депрессия)

4 сессия: контроль еды. Поговорить о возможных рецидивах. Обсужд-е страхов и опасений, связ с набором веса, отн-я с др людьми (почему внешность для вас-осн качество, по кот вас оценивают?какие есть еще достоинства?)

5 сессия: добиться регул питания и борьба со страхом перед едой. Техники борьбы со стрессом.

6 сессия: обзор достиж-й набора веса, ощущений. Обсужд чувства голода: нехватка вещ-в в орг-ме, разговор тела с вами, попытка повысить самооценку-у вас сила воли, ощущ голода пройдут, просто долгое время вы пит не правильно; обратить внимание на правильность потр-я пищи.

7 сессия: приступы переедания, обсужд проблемы взаимод еды и стресса, обсужд копинг-стратегии, смотрим дневник- когда приступы и с чем они связаны. Манипуляции стрессом, приятные виды активности в борьбе со рвотой (бег, театр)

8 сессия: борьба с излишними упражн-ями. Комментарии физиотерапевта. Обсужд мотивации физич упр-й, упр-я на разн группы мышц, реалист треб-я к себе в физич упр-ях (что в вас плохого, что вы так себя мучаете?). Обсужд покупку одежды для предпол размера

9 сессия: обсужд проблема здор веса. Метод «силуэт»–рисунок с 12 силуэтами женщ, к какому типу относит себя, указать идеальный вес. Обсуждение того, откуда берется такая оценка.

10 сессия: интенсивная работа с образом тела. Повед эксперрименты в нов одежде, оценив реакции окруж, активность принос удовольствие. Задача:пол-е позит обр связи, переориентация от образа тела к физич удов-ям.

11 сессия: обсужд важность поддерж-я регулярн питания. Обсужд, для чего вообще нужно есть правильно, какую роль играет физич здоровье в жизни чел-ка, указ на разницу меду диетой и прав пит-ем, обсужд естеств мех-мы формир-я голода.

12 сессия: Работа с плох настр-ем. Рассматр др психол проблемы, способств приступам (сем, стресс)

13 сессия: подготовка пациента к завершению терапии

Контроль автомат мыслей на всех стадиях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: