Вопросы для подготовки к экзамену
1.Предмет и содержание товароведения.
2. Ассортимент. Виды. Факторы, влияющие на ассортимент. Свойства и показатели ассортимента, пути совершенствования.
3. Качество товара. Общие требования.
4. Потребительские свойства товаров и их показатели.
5. Факторы, влияющие на качество товаров: формирующие, сохраняющие, стимулирующие.
6. Оценка качества товара. Номенклатура показателей.
7. Методы определения показателей качества (измерительный, расчетный, регистрационный; органолептический, социологический, экспертный).
8. Оценка уровня качества и конкурентоспособности товаров.
9. Методы оценки уровня качества товаров (дифференциальный, комплексный, смешанный).
10. Контроль качества товаров.
11. Классификация дефектов. Градация товаров по качеству.
12. Классификация продовольственных товаров.
13. Ассортимент и сортамент товаров. Природные и торговые сорта. Пути совершенствования ассортимента продовольственных товаров.
14. Оценка качества продовольственных товаров. Отбор проб. Номенклатура показателей качества.
15. Органолептическая оценка качества продовольственных товаров.
16. Потери: процессы их вызывающие; факторы, влияющие на величину потерь; пути снижения.
17. Зерномучные товары: классификация. Химический состав и пищевая ценность.
18. Зерно: строение, показатели качества, оценка качества, дефекты. Факторы, формирующие и сохраняющие качество.
19. Мука: классификация, ассортимент, показатели качества, оценка качества, дефекты. Факторы, формирующие и сохраняющие качество.
20. Крупы: пищевая ценность, классификация, ассортимент, показатели качества, оценка качества, дефекты. Факторы, формирующие и сохраняющие качество.
21. Макаронные изделия: классификация, ассортимент, показатели качества, оценка качества, дефекты. Факторы, формирующие и сохраняющие качество.
22. Свежие плоды и овощи: классификация, характеристика ассортимента, показатели качества, оценка качества, дефекты. Факторы, формирующие и сохраняющие качество.
23. Переработанная плодоовощная продукция: классификация, ассортимент, показатели качества, оценка качества, дефекты. Особенности приготовления. Факторы, формирующие и сохраняющие качество.
24. Чай: классификация, ассортимент, показатели качества, особенности оценки качества, дефекты. Факторы, формирующие и сохраняющие качество. Основные производители и поставщики.
25. Кофе: классификация, ассортимент, показатели качества, особенности оценки качества, дефекты. Факторы, формирующие и сохраняющие качество. Страны экспортеры.
26. Пряности, приправы: классификация, ассортимент, показатели качества, оценка качества, дефекты. Факторы, формирующие и сохраняющие качество.
27. Безалкогольные и слабоалкогольные напитки: классификация, ассортимент, показатели качества, оценка качества, дефекты. Факторы, формирующие и сохраняющие качество.
28. Алкогольные напитки: классификация, ассортимент, показатели качества, оценка качества, дефекты. Факторы, формирующие и сохраняющие качество.
29. Сахаристые кондитерские изделия: классификация, ассортимент, показатели качества, оценка качества, дефекты. Факторы, формирующие и сохраняющие качество.
30. Мучные кондитерские изделия: классификация, ассортимент, показатели качества, оценка качества, дефекты. Факторы, формирующие и сохраняющие качество.
31. Пищевые жиры: классификация, ассортимент, показатели качества, оценка качества, дефекты. Факторы, формирующие и сохраняющие качество.
32. Растительные масла: классификация, ассортимент, показатели качества, оценка качества, дефекты. Факторы, формирующие и сохраняющие качество.
33. Молоко: химический состав, пищевая ценность, классификация, ассортимент, показатели качества, оценка качества, дефекты. Факторы, формирующие и сохраняющие качество.
34. Кисломолочные продукты: классификация, ассортимент, показатели качества, оценка качества, дефекты. Факторы, формирующие и сохраняющие качество.
35. Сыры: классификация, ассортимент, показатели качества, оценка качества, дефекты. Факторы, формирующие и сохраняющие качество.
36. Масло коровье: классификация, ассортимент, показатели качества, оценка качества, дефекты. Факторы, формирующие и сохраняющие качество.
37. Яйцо: строение, пищевая ценность, классификация, ассортимент, показатели качества, оценка качества, дефекты, хранение.
38. Мясо: пищевая ценность, тканевый состав, классификация (по виду, полу, возрасту, упитанности, термическому состоянию), принцип деления на сорта и категории.
39. Мясные товары: классификация, ассортимент, показатели качества, оценка качества, дефекты. Факторы, формирующие и сохраняющие качество.
40. Пищевая ценность рыбы и рыбных продуктов. Основные промысловые семейства рыбы, краткая характеристика.
41. Рыбные товары: классификация, ассортимент, показатели качества, оценка качества, дефекты. Факторы, формирующие и сохраняющие качество.
42. Классификация непродовольственных товаров.
43. Посуда из стекла: состояние потребительского рынка, классификация, ассортимент, показатели качества, оценка качества, дефекты. Факторы, формирующие и сохраняющие качество.
44. Керамическая посуда: состояние потребительского рынка, классификация, ассортимент, показатели качества, оценка качества, дефекты. Факторы, формирующие и сохраняющие качество. Отличительные свойства фарфоровой, фаянсовой, майоликовой посуды.
45. Металлическая посуда: состояние потребительского рынка, классификация, ассортимент, показатели качества, оценка качества, дефекты. Факторы, формирующие и сохраняющие качество.
46. Товары из пластических масс: состояние потребительского рынка, классификация, ассортимент, методы распознавания, оценка качества, Факторы, формирующие и сохраняющие качество.
47. Текстильные товары: состояние потребительского рынка, классификация, ассортимент, показатели качества, оценка качества, дефекты. Факторы, формирующие и сохраняющие качество.
48. Идентификация волокон и тканей.
49. Швейные товары: состояние потребительского рынка, классификация, ассортимент, показатели качества, оценка качества, дефекты. Факторы, формирующие и сохраняющие качество.
50. Трикотажные товары: состояние потребительского рынка, классификация, ассортимент, показатели качества, оценка качества, дефекты. Факторы, формирующие и сохраняющие качество.
51. Обувные товары: состояние потребительского рынка, классификация, ассортимент, показатели качества, оценка качества, дефекты. Факторы, формирующие и сохраняющие качество.
52. Меховые товары: состояние потребительского рынка, классификация, ассортимент, показатели качества, оценка качества, дефекты. Факторы, формирующие и сохраняющие качество.
53. Ювелирные товары: рынок ювелирных товаров; социальная роль. Характеристика материалов для изготовления. Классификация, ассортимент, оценка качества, клеймение и маркировка.
54. Мебель: состояние потребительского рынка, классификация, ассортимент, показатели качества, оценка качества, дефекты. Факторы, формирующие и сохраняющие качество.
55. Строительные и отделочные материалы: состояние потребительского рынка, классификация, ассортимент, показатели качества, оценка качества. Факторы, формирующие и сохраняющие качество.
56. Электротехнические товары: состояние потребительского рынка, классификация, ассортимент, основные технико-эксплуатационные показатели. Факторы, формирующие и сохраняющие качество.
57. Радиоэлектронная аппаратура: состояние потребительского рынка, классификация, ассортимент, показатели качества, оценка качества, дефекты. Факторы, формирующие и сохраняющие качество.
58. Фотокинотовары: состояние потребительского рынка, классификация, ассортимент фотоаппаратов.
59. Косметические товары: состояние потребительского рынка, классификация, ассортимент, показатели качества, оценка качества, дефекты. Факторы, формирующие и сохраняющие качество.
60. Парфюмерные товары: состояние потребительского рынка, классификация, ассортимент, показатели качества, оценка качества, дефекты. Факторы, формирующие и сохраняющие качество.
Литература
Основная:
1. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2006. - 448с.
2. Елисеева Л.Г. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров: Учебник для вузов/ Л. Г. Елисеева [и др.]/ Под. Ред. Л.Г. Елисеева. – М.: МЦФЭР, 2006. – 798с.
3. Товароведение и экспертиза промышленных товаров: Учебник для вузов/ Под. ред. А.Н. Неверова – М.: МЦФЭР, 2006.- 780с.
Дополнительная:
1. Федеральный закон РФ «О защите прав потребителей» (от 19.02.96 №2-ФЗ с изменениями и дополнениями 03.09. 2007гг).
2. Федеральный закон «О техническом регулировании» (от 18.12.2002 № 45-ФЗ в ред. от 01.12.2007 № 309-ФЗ)
3. Правила продажи отдельных видов товаров (В ред. постановлений Правительства РФ от 19.01.1998г. №55 с изменениями от 18.10.2007г.).
4. Чепурной И.П. Идентификация и фальсификация продовольственных товаров: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. – 460с.
5. Журналы «Спрос», «Потребитель», «Стандарты и качество», «Товаровед продовольственных товаров», «Пищевая промышленность», «Молочная промышленность», «Кондитерская промышленность», «Стекло и керамика», «Текстильная промышленность», «Кожевенно-обувная промышленность», «Пластические массы», «Меха мира», «Потребитель». Серия экспертиза и тесты, и другие отраслевые журналы.
Рекомендуемая:
1. Средства информации о товарах/ М.А. Николаева, Л.В. Карташов, М.А. Положникова. – М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1997.-176с. – (Товарный справочник)
2. Шепелев А.Ф., Печенежская И.А., Мхитарян К.Р. Товароведение и экспертиза пушно-меховых и кожевенно-обувных товаров. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
3. Товароведение и экспертиза однородных групп продовольственных и непродовольственных товаров
Указания о порядке выполнения контрольных работ
Необходимым этапом самостоятельной работы над программным материалом является выполнение контрольных работ по предложенным вариантам.
Контрольные работы должны быть представлены в сроки, определенные учебным графиком. Не позднее чем за 10 дней до консультации.