Дорожевец А.Н., Соколова Е.Т. Исследование образа физического «Я».




Исследование образа физического я: Некоторые результаты и размышления Теоретическую базу проведенных исследований составили идеи, развиваемые нами вслед за Б.В.Зейгарник, методологические основы которых были заложены в ставшей уже классической работе Л.С.Выготского “Проблема умственной отсталости”.В цикле экспериментальных исследований широкого круга “искажений” самосознания стало очевидно, что в основе их лежит определенный уровень организации аффективно-когнитивных взаимодействий, т.е. когнитивный (в широком смысле слова) стиль личности. Эта точка зрения разделялась многими современными западными клиническими психологами, рассматривающими психопатологическую симптоматику как результат низкого уровня дифференциации психологических структур. В частности, предполагается, что “базальная” диффузность, размытость, нечеткость границ Я приводит к низкому уровню развития чувства личностной автономии, целостности и “разграниченности” Я и социума. В свою очередь, это порождает такую обобщенную стилевую характеристику личности, как сверхзависимость. Сверхзависимость подразумевает низкий уровень самоконтроля, его внешнюю детерминацию, а также нестабильность позитивной самооценки, поддерживаемой исключительно за счет одобрения социального окружения. Истоки глобального сверхзависимого стиля лежат в разрушении отношений прочной, доверительной привязанности между ребенком и родителями. Формирующаяся в этих условиях личность ребенка бессознательно интерализует амбивалентные родительские установки, а затем “оборачивает” их на свое Я.

С точки зрения личностного подхода, знания о своём Я и чувства, испытуемые в адрес Я в связи с актуальными или фрустрированными потребностями образуют единый целостный гештальт, законы “переструктурирования” которого определяются уровнем психологической дифференциации (стилем) - эта гипотеза нашла подтверждение в исследованиях образа телесного Я при нервной анорексии и эндогенном ожирении.Образ телесного Я характеризуется хрупкостью, нестабильностью; он легко изменяется под воздействием мотивационных конфликтов и аффективных состояний, “проницаем” для внешней оценки и переживаний успеха-неудачи. Низкая автономия подструктур образа Я обуславливает иррадиацию любых парциальных изменений образа Я на целостный гештальт представления о себе. Угроза позитивному самоотношению вызывает к жизни защитные переструктуризации образа Я, а в отдельных случаях приводит к диссоциации “поверхностного” и “глубинного” Я.

Размышляя о факторах симптомообразования и о метакоммуникативной функции образа Я, мы подходим к вопросу о необходимости расшифровки психологического смысла телесно выражаемых душевных переживаний. Это предполагает понимание двух моментов: ради чего возникает тот или иной клинический симптом или психологический феномен и кому он адресован. Иными словами, мы предполагаем, что искажения образа телесного Я обладают бессознательной условной желательностью (интрапсихический уровень) и выполняют определённые коммуникативные функции (интрапсихический уровень). Так, отказ от еды и катастрофическое похудание не что иное как оборачивание агрессии против себя, или ретрофлексия, посредством которой пациент одновременно пытается сказать “нет!” тому, кто его “питает”, и добыть вместо “пропитания” непосредственную любовь и заботу. Шантаж потенциальным голодным суицидом и “преуменьшение” своего телесного Я (аутоинфантилизация) – бессознательные средства защиты “слабого” и “покинутого” глубинного Я. В то же время поверхностное Я отличается грандиозностью притязаний, преувеличением настоящих и потенциальных достижений. В этом же ключе могут интерпретироваться и другие феномены при нервной анорексии. (Например, возникает предположение, что булимия и последующая рвота являются организмическим выражением психического освобождения от навязываемых авторитарными родителями правил игры, “переваривать” которые пациентка больше не “желает”, а освободиться от них не в состоянии в силу зависимости от непосредственных носителей идеалов и требований.) Если же мы захотим понять точное содержание “послания” нашей пациентки, мы неминуемо должны будем заняться поиском “скелетов в шкафу”, т.е. семейным анализом и психотерапией. Только тогда станет ясным, от каких травматических переживаний пытается освободиться пациентка, какой угрожающий её самосознанию опыт не может ассимилировать, “изрыгая” его, кому обращена проекция непереносимых чувств (рвота), ради чего она бессознательно отказывается жить или хочет казаться “меньше”.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: