Рассмотрение дела об административном правонарушении




Главное в содержании данной стадии административного производства состоит в том, что орган при рассмотрении дела обя­зан выяснить: было ли совершено административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, причинен ли имущественный ущерб. Аналогичные вопросы (кроме виновности) выясняются и в отношении юридических лиц.

Разрешениедела об административном правонарушении выражается в вынесении органом постановления по делу. Оно мо­жет быть либо о прекращении дела производством, о чем было сказано ранее, либо о наложении административного взыскания. В последнем случае постановление должно содержать все данные, свидетельствующие о том, что в ходе рассмотрения дела ус­тановлен факт административного правонарушения и лицо, его совершившее. Не допускается принятие постановлений, уни­жающих достоинство человека.

Стадияобжалования и опротестования постановления по делу об административном правонарушении. Право на обжа­лование в данном случае предоставлено лицу, в отношении которого вынесено постановление, а также потерпевшему законным представителем физического и юридического лица. Опротестование постановления осуществляется прокурором.

Жалоба и протест подаются: на постановление, вынесенное судьей — в вышестоящий суд; на вынесенное коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения такого органа; на вынесенное должностным лицом — вышестоящему должно­стному лицу. Если жалоба поступила одновременно в суд и к вышестоящему должностному лицу, ее рассматривает суд.

По результатам рассмотрения жалобы, протеста судья, вышестоящее должностное лицо принимает решение. Решениепожалобе может: оставить жалобу, протест без удовлетворения; изменить меру административного взыскания, если при этом оно не усиливается; отменить постановление и направить его на новое рассмотрение; отменить постановление и прекратить произ­водство по делу.

 

№ 26. Способы обеспечения законности и дисциплины в управлении.

Обеспечение законности и дисциплины достигается при помощи организационно-правовых средств. В своей совокупности они представляют собой способы обеспечения законности и дисциплины, а также систему этих способов.

Сущность и назначениеконтроля состоит:

а) в наблюдении за функционированием соответствующего подконтрольного объекта;

б) в получении объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины;

в) в принятии мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины;

г) в выявлении причин и условий, способствующих правонарушениям;.

д) в принятии мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины.

Посредством контроля его субъекты выясняют. соответствует ли деятельность органов исполнительной власти, действия должностных лиц установлениям правовых норм.

Контроль призван обеспечивать строгое и неуклонное исполнение законов и подзаконных актов, соблюдение дисциплины органами исполнительной власти, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объ­единениями, гражданами.

Проверкаисполнения тесно связана с контролем и являете составной частью контроля. Она представляет собой такую дея­тельность, которая позволяет выяснить, что и как сделано во исполнение предписаний и требований закона, подзаконного акта, соответствующего решения.

Надзорнаядеятельность в зависимости от субъектов, ее осуществляющих, подразделяется на 2 вида:

1) связан с деятельностью органов прокуратуры по надзору за соблюдением законов в сфере управления (общий надзор).

2) административный надзор. Его суть состоит в наблюдении уполномоченными на то гос. органами и должностными лица­ми за исполнением действующих в сфере управления разнообразных специальных норм, общеобязательных правил, закреплен­ных в законах и подзаконных актах.

Существуют различные видыконтроля. В зависимости от объемаобследуемойдеятельности выделяют общий и специ­альный контроль. Общий контроль предполагает обследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольного объ­екта. Назначение специального контроля состоит в осуществлении проверки деятельности подконтрольного объекта по четко определенному вопросу.

По стадиямпроведения контроля выделяют предварительный, текущий и последующий контроль.

Цель предварительного контроля состоит в предупреждении, профилактике нарушений.

Цель текущего контроля — выяснение состояния законности и дисциплины, вынесение оценки правильности совершаемых действий объектами контроля.

Целью последующего контроля является проверка реального исполнения соответствующих решений, предписаний контро­лирующих органов.

В зависимостиотсубъектов, его осуществляющих, и характера их полномочий можно выделить:

а) контроль Президента РФ;

б) контроль органов законодательной (представительной) власти;

в) контроль органов исполнительной власти;

г) контроль органов судебной власти.

 

№ 27. Общий надзор прокуратуры.

Предметом надзора являются:

а) соблюдение К-и РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, гос. комите­тами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами гос. власти субъектов РФ, ОМС, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органа­ми управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

б) соответствие законам правовых актов, издаваемых указанными органами и должностными лицами.

В соответствии со своей компетенцией прокурор вправе, по предъявлении служебного удостоверения, беспрепятственно входить на территорию и в помещения объектов надзора, проверять исполнение ими законов; требовать от руководителей и иных должностных лиц объектов надзора представления необходимых материалов, документов, статистических и других све­дений, в том числе акты, изданные ими с нарушением закона.

Прокурор имеет право требовать от должностных лиц выделил специалистов для выяснения возникающих вопросов, по ко­торым необходимы специальные знания; проведения проверок и ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций, предприятий, учреждений в связи с имеющимися у него сведениями о нарушениях закона. Должностные лица, которым поступило требование прокурора о проведении проверок и ревизий обязаны незамедлительно приступить к его испол­нению.

В процессе общенадзорной деятельности прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о на­рушении прав и свобод человека и гражданина и в случае обнаружения таковых принимает меры по их пресечению и преду­преждению привлечению к ответственности виновных в нарушении закона лиц.

Прокурор вправе проверять законность административного задержания граждан и освобождать своим постановлением тех из них, которые были незаконно подвергнуты административному задержанию на основании решения несудебных органов; в пре­дусмотренных законом случаях возбуждать уголовное дело или производство об административном правонарушении либо тре­бовать привлечения нарушивших закон лиц к иному виду ответственности, установленной законодательством; обращаться в суд за защитой прав и законных интересов граждан, общества, государства; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений закона.

Проверки исполнения законов, законности издаваемых поднадзорными объектами правовых актов, нарушения прав и свобод граждан осуществляются прокуратурой на основании поступивших в нее сообщений, заявлений, жалоб, сведений о фактах на­рушения законности.

Реализуя свои полномочия, органы прокуратуры не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднад­зорных объектов, подменять собой иные гос, в том числе контрольные органы. Требования прокурора, вытекающие из его пол­номочий, обязательны для исполнения адресатом в установленный срок.

В случае нарушения законности прокурор обязан реагировать соответствующим образом. В Законе закреплены 4формыреагирования прокурора на нарушения законности.

В порядке общенадзорной деятельности прокурор вносит протест на противоречащий закону правовой акт. Протест прино­сится в орган или должностному лицу, издавшему такой акт, либо в суд. В нем прокурор излагает требование об отмене право­вого акта или его части либо о приведении его в соответствие с законом. Принесение прокурором протеста не приостанавливает действия опротестованного акта, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством.

Представление прокурора является актом прокурорского надзора, формой его реагирования на факты нарушения закона, причины и условия, им способствующие. Оно вносит в орган, общественное объединение, политическую организацию, должно­стному лицу, которые полномочны принимать меры по его устранению.

Исходя из характера нарушения закона должностным лицом или гражданином прокурор вправе вынести постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. Постановление о возбуждении произ­водства об административном правонарушении направляется в уполномоченный на то орган или должностному лицу, которые обязаны рассмотреть дело в установленный законом срок и о результатах рассмотрения сообщить прокурору в письменной форме.

Предостережение о недопустимости нарушения закона. Оно объявляется прокурором или его заместителем в письменной форме должностному лицу в целях предупреждения правонарушении при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.

 

№ 28. Административная ответственность.

Административная ответственность — вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномочен­ным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административ­ная ответственность обладает признаками, свойственными юридической ответственности вообще.

В то же время в законодательстве общие признаки юридической ответственности специфически преломляются примени­тельно к административной ответственности, а также закрепляются признаки, характерные именно для данного вида ответст­венности.

В целом основныечерты административной ответственности сводятся к следующему:

а) административная ответственность устанавливается как законами, так и подзаконными актами, либо их нормами об ад­министративных правонарушениях. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы администра­тивной ответственности образуют самостоятельный институт административного права. В отличие от этого уголовная ответст­венность устанавливается только законами; дисциплинарная — законодательством о труде, а также различными законами, под­законными актами, устанавливающими особенность положения отдельных категорий рабочих и служащих; материальная ответ­ственность — законодательством о труде, гражданским законодательством, а в отдельных случаях — нормами административ­ного права;

б) основанием административной ответственности являете административное правонарушение. Уголовной — преступление, дисциплинарной — дисциплинарный проступок; материальной причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-пра­вовой деликт;

в) субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования. Уго­ловной — физические лица; вопрос о дисциплинарной ответственности органов и организаций является дискуссионным. Но его постановка обоснованна, ибо предусматривается отставка органов исполнительной власти, прекращение незаконной деятельно­сти общественных объединений и т. п. Природа этих мер не определена в законодательстве.

Физические лица субъектами административной ответственности могут выступать в качестве граждан, должностных лиц, несовершеннолетних и т. д. Но этот момент не представляет ее особенности;

г) за административные правонарушения предусмотрены административныевзыскания. За преступления — уголовные наказания, за дисциплинарные проступки — дисциплинарные взыскания. Материальная ответственность выражается в имуще­ственных санкциях;.

д) административные взыскания применяются широкимкругом уполномоченных органов и должностныхлиц: исполни­тельной власти, местного самоуправления, а также судами (судьями). Уголовные наказания — только судом; дисциплинарные взыскания — органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью и в пределах их компетенции; меры материальной ответственности — судами общей юрисдикции и арбитражными судами. В отдельных случаях — в администра­тивном порядке;

е) административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на не подчиненных им правонарушителей. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной, меры которой к работникам и служащим применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом, должностным лицом. В установленных случаях в таком же порядке могут применяться меры материальной ответственности;

ж) применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно приме­нено, считается имеющим административное взыскание в течение установленного срока;

з) меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим произ­водство по делам об административных правонарушениях. Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные - в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинар­ного производства-дела о материальной ответственности - в порядка гражданского и арбитражного судопроизводства.

Следовательно, административная ответственность обладает рядом черт, отличающих ее от других видов ответственности. Но основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами — административные взыскания.

 

№ 29. Содержание протокола об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении — документ, свидетельствующий о совершении данного противоправного деяния. Его обязательные реквизиты: дата и место составления; должность и иные данные о лице, составившем протокол; све­дения о лице, в отношении которого возбуждено дело; данные о свидетелях и потерпевших, если они имеются; место, время со­вершения и существо административного правонарушения; закон, предусматривающий ответственность за данное правонару­шение; объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело; иные сведения, необходимые для разрешения дела. При со­ставлении протокола лицу должны быть разъяснены его права и обязанности, о чем в протоколе делается отметка. Указанное лицо ознакомляется с протоколом; ему предоставлена возможность дать свои объяснения и замечания по содержанию протоко­ла, которые к нему прилагаются. В случае отказа его от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Прото­кол подписывается лицом, его составившим, а при наличии понятых — также и ими. Лицу, в отношении которого возбуждено дело, а также потерпевшему (по его просьбе) вручается под расписку копия протокола немедленно после его составления. В КоАП не определен круг лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Они иногда оп­ределяются применительно к тем или иным правонарушениям.

 

№ 30.Доказательства по делу об административном правонарушений.

Доказательствами являются фактические данные, информация, на основе которой устанавливаются обстоятельства дела. От доказательств как фактических данных сведений следует отличать их источники, представляющие собой средства сохранения и передачи информации, с помощью которых она вовлекается в производство. В то же время необходимо отметить, что в право­вой науке и на практике доказательства нередко понимаются и как сама информация, и как источник сведений.

Информация может рассматриваться как доказательство при наличии 2 условий: 1) она содержит данные о наличии или от­сутствии административного нарушения, о деликвенте и иных обстоятельствах, имеющих значение для правильного разреше­ния дела; 2) известно, что юрисдикционные процессы формализованы регламентированы правовыми нормами. Порядок сбора доказательств определен законодательством, причем в ряде случаев детально. Поэтому доказательства могут быть использова­ны в административном производстве только в том случае, если они получены в порядке и из источников, предусмотренных за­коном.

В научной литературе принято делить доказательства по разным критериям на первоначальные и производные, прямые и косвенные, обвинительные и оправдательные. Представляется очень важной и группировка доказательств в зависимости отисточника и формы соответствующих сведений.

1) показания, объяснения различных лиц, чаще всего участников производства: деликвента, потерпевшего, свидетелей, — то есть информация, передаваемая людьми, которые непосредственно участвовали в исследуемом деянии, были его очевидцами, имеют какие-то сведения о нем. Не всегда показания протоколируются, фиксируются в виде объяснений — они могут воспри­ниматься, репродуцироваться и в устной форме. Другой разновидностью данных, получаемых от людей в форме слов, цифр, графиков и иных принятых в человеческом обществе способов информационного взаимодействия, являются заключения экс­пертов, мнения специалистов.

2) вещественные доказательства и документы, являющиеся материальными носителями информации. Основные спо­собы обнаружения и приобщения материальных источников доказательств — досмотр, изъятие, представление заинтересован­ными лицами. Формами их приобщения к делу, используемыми в процессе доказывания, являются протокол об административ­ном проступке, протокол изъятия вещей, справка о стоимости вещей и т. д.

Вещественные доказательства — это предметы материального мира, на которых имеются следы неправомерных действий (вмятины на автомашине, испорченный паспорт) или которые своей формой, содержанием свидетельствуют о нарушении (нар­котические вещества, мелкоячеистая сеть). Вещественные доказательства содержат информацию в чистом, непреобразованном виде. К доказательствам можно отнести и показания технических средств. В документах информация содержится в преобразо­ванном виде, она передается словами, цифрами, чертежами, схемами мест происшествий и т. п.

3) непосредственные наблюдения лиц, уполномоченных расследовать административные проступки.

В административном юрисдикционном процессе использование подобных доказательств обеспечивает его оперативность.

Наблюдения полномочного лица, за исключением случаев упрощенного производства, когда штраф налагается на месте, фиксируются в рапорте, специальном протоколе или непосредственно в протоколе об административном нарушении..

Уполномоченный орган (должностное лицо) оценивает собрание доказательства по своему внутреннему убеждению, осно­ванному на всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела в их совокупности. При этом он руково­дствуется законом и правосознанием, принципом объективной истины.

 

№ 31 Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении.

КоАП определяет круг лиц участников производства: лица в отношении которых ведётся производство по делу, потерпев­шие, законные представители, защитник, свидетели, эксперты, переводчики, должностное лицо возбудившее данное дело; в но­вом КоАП к производству могут привлекаться также добавлены законного представителя юридического лица, понятого, спе­циалиста, прокурора.

КоАП РФ определяет процессуальныйстатус каждой из названных сторон, акцентируя при этом внимание на правах и обязанностях лица, привлекаемого к административной ответственности. Оно вправе: знакомиться с материалами дела; давать объяснения; представлять доказательства; заявлять ходатайства; пользоваться юридической помощью адвоката или иного лица, приглашенного по выбору указанного лица; выступать на родном языке; пользоваться услугами переводчика. Дело должно рассматриваться в его присутствии; рассмотрение дела в его отсутствие допускается лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении, о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об от­ложении рассмотрения дел. Ряд дел рассматривается с обязательным присутствием привлекаемого; в случае его уклонения от явки по вызову органа внутренних дел или народного судьи оно может быть органом милиции подвергнуто приводу.

Потерпевший — лицо, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или имущест­венный вред. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объ­яснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, об­жаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП.

Законныепредставители вправе представлять в процессе рассмотрения дела интересы лица, привлекаемого к администра­тивной ответственности, а также потерпевшего, являющихся несовершеннолетними или лицами, не способными в силу своих физических или психических недостатков самостоятельно осуществлять свои права. Это — родители, усыновители, опекуны и попечители.

Защитник и представитель — для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в этом производстве может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель. В качестве защитника или представителя к участию в производстве допускается адво­кат или иное лицо, имеющее высшее юридическое образование.

Свидетели могут быть вызваны для участия в рассмотрении дела органом, в производстве которого находится данное дело.

Эксперт назначается органом, рассматривающим дело, в случаях, когда возникает необходимость в специальных познаниях. Он вправе знакомиться с материалами дела относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения, с разрешения органа, рассматривающего дело, задавать во­просы по предмету экспертизы привлеченному к ответственности, свидетелям, потерпевшему.

Переводчик назначается органом, рассматривающим дело.

 

№ 32. Права и обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности.

Данное лицо вправе: знакомиться с материалами дела; давать объяснения; представлять доказательства; заявлять ходатайст­ва; пользоваться юридической помощью адвоката или иного лица, приглашенного по выбору указанного лица; выступать на родном языке; пользоваться услугами переводчика. Дело должно рассматриваться в его присутствии; рассмотрение дела в его отсутствие допускается лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении, о месте и времени рассмотре­ния дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дел. Ряд дел рассматривается с обязательным присутствием привлекаемого; в случае его уклонения от явки по вызову органа внутренних дел или народного судьи оно может быть органом милиции подвергнуто приводу (например, при рассмотрении дел о нарушении правил административного надзо­ра, злостном неповиновении законному распоряжению или требованию работника милиции и т. п.).

 

№ 33. Система и правовое положение органов управления высшим образованием.

Правовой статус и организация высшего и послевузовского профессионального образования регламентируется ФЗ от 22.09.96 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Закон определяет принципы, систему, основы орга­низации высшего и послевузовского профессионального образования в РФ.

К компетенции федерального (центрального) органауправления высшим профессиональным образованием относятся:

- разработка и реализация совместно с другими федеральными органами управления образованием соответствующих разде­лов федеральной программы развития образования и международных программ в области высшего, послевузовского профес­сионального образования и соответствующего дополнительного образования;

- утверждение федеральных компонентов соответствующих гос. образовательных стандартов, утверждение положений об итоговой гос. аттестации студентов и об экстернате в гос муниципальных высших учебных заведениях;

- разработка и утверждение примерных учебных планов и образовательных программ высшего и послевузовского профес­сионального образования, организация издания учебной литературы и производства учебно-наглядных пособий;

- осуществление полномочий учредителя подведомственных гос высших учебных заведений;

- содействие развитию и реализации новых эффективных технологий обучения в области высшего и послевузовского про­фессионального образования;

- лицензирование деятельности высших учебных заведений независимо от их организационно-правовых форм и гос образо­вательных учреждений соответствующего дополнительного образования, а также их гос. аккредитация.

В соответствии с компетенцией субъектов РФ по общим вопросам высшего и послевузовского профессионального образова­ния субъекты РФ обладают всей полнотой гос. власти вне установленной рассматриваемым ФЗ от 22.08.96 г. компетенции РФ в области высшего и послевузовского профессионального образования.

Управление высшим учебным заведением осуществляется в соответствии с законодательством РФ, типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) и уставом высшего учеб­ного заведения на принципах сочетания единоначалия и коллегиальности.

Устав высшего учебного заведения принимается общим собранием педагогических работников, научных работников, а также представителей других категорий работников и обучающихся высшего учебного заведения.

Военно-учебные заведения осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.

Общее руководство гос или муниципальным высшим учебным заведением осуществляет выборный представительный орган - ученый совет.

Непосредственное управление высшим учебным заведением осуществляет ректор. Ректор избирается тайным голосованием на общем собрании на срок до 5 лет и утверждается в должности органом управления образованием, в ведении которого нахо­дится высшее учебное заведение.

 

№ 34. Управление в области внутренних дел.

Управление внутренними делами (ВД) направлено на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, борьбу с преступностью, охрану прав и свобод граждан, собственности. Эти задачи решаются милицией, внутренними войска­ми, Гос. противопожарной службой и др. подразделениями и службами органов внутренних дел ОВД.

Общее руководство в сфере ВД осуществляют Президент и Правительство РФ.

Президент РФ как глава государства издает указы, направленные на регулирование общественных отношений в сфере ВД, обеспечение и охрану общественного порядка, усиление борьбы с преступностью.

Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и об­щественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями, а также по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов, направляя и координируя в этой сфере деятельность федеральных органов исполнительной власти.

Непосредственное управление ВД возложено на ОВД. Их систему образуют Министерство внутренних дел РФ (МВД Рос­сии), комитеты федеральной криминальной милиции МВД России по федеральным округам, образованные в соответствии с по­становлением Правительства РФ от 7.12.00 г., министерства ВД республик, главные управления, управления и ОВД краев, об­ластей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов, городов, районов в городах, закры­тых административно-территориальных образований, управления (линейные управления, отделы, отделения) ВД на железнодо­рожном, воздушном и водном транспорте; управления (отделы) на особо важных и режимных объектах; региональные управле­ния по борьбе с организованной преступностью; Гос противопожарная служба; внутренние войска. В нее входят также различ­ные штабы, подразделения, учебные заведения, предприятия, учреждения, организации, создавшиеся для осуществления задач, возложенных на ОВД.

Возглавляет систему ОВД МВД России, которое несет ответственность за состояние работы ОВД по выполнению возложен­ных на них задач и обязанностей. В своей деятельности оно подчиняется Президенту РФ. Правовой статус министерства закре­плен в Положении о МВД РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 18.07.96 г.

Являясь федеральным органом исполнительной власти, МВД России осуществляет в пределах своей компетенции гос. управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасно­сти, непосредственно реализует основные направления деятельности ОВД.

Основными задачами МВД России являются: разработка и принятие мер по защите прав и свобод человека и гражданина, объектов, независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности; организация и проведение мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений; выявлению, раскры­тию и расследованию преступлений; совершенствование нормативной правовой базы деятельности ОВД и внутренних войск, а также обеспечение законности в их деятельности и др.

МВД России определяет основные направления деятельности ОВД и внутренних войск по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка, общественной безо­пасности, а также принимает участие в разработке и выполнении федеральных целевых программ в сфере борьбы с преступно­стью. Оно осуществляет анализ состояния правопорядка и преступности, разрабатывает прогнозы развития криминогенной си­туации, на основе которых вносит в федеральные органы гос. власти и органы гос. власти субъектов РФ предложения по укреп­лению законности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности, усилению борьбы с преступностью.

Свою деятельность МВД России осуществляет в тесном взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами гос. власти субъектов РФ, общественными объединениями, а также координирует свою деятельность с дея­тельностью МВД государств—участников СНГ, что позволяет ему более успешно решать стоящие перед ним задачи.

 

№ 35. Управление в области науки.

К-я РФ относит общие вопросы науки к совместному ведению РФ и ее субъектов. Вместе с тем на ПравительствоРФ воз­ложено обеспечение проведения единой гос. политики в области науки, управление научными учреждениями федеральной соб­ственности. Оно разрабатывает и осуществляет меры гос. поддержки развития науки; обеспечивает гос. поддержку фундамен­тальной науки, имеющих общегос значение приоритетных направлений прикладной науки и т. д.

Управление наукой осуществляется на основе ФЗ от 23.08.96 г. "О науке и государственной научно-технической политике".

Непосредственно в сфере организации науки действуют специализированные органы исполнительной власти, а также гос. учреждения научного профиля (Российская академия наук и т. п.).

Министерство промышленности, науки и технологий РФ (Минпромнауки России), положение о котором утверждено Правительством РФ 26.10.00 г., является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим разработку и реали­зацию гос. научно-технической политики, определение путей и методов ее эффективного регулирования. В этой сфере оно ко­ординирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.

На Минпромнауки России возложено: определение совместно с заинтересованными федеральными органами исполнитель­ной власти, Российской академией наук и отраслевыми академиями наук, имеющими гос. статус, приоритетных направлений развития науки и техники; разработка и осуществление мер по сохранению и развитию научно-технического потенциала РФ, его рациональному использованию и адаптации к условиям рыночной экономики; формирование и реализация механизмов гос. поддержки научно-технической деятельности; ресурсное обеспечение науки и эффективное использование средств федерально­го, бюджета, выделяемых на развитие фундаментальных исследований, а также содействие научно-техническому прогрессу.

Важная роль в управлении наукой принадлежит Высшейаттестационнойкомиссии Министерства образования РФ (ВАК России), Положение о которой утверждено приказом Минобразования России от 3.04.00 г.

Основное назначение ВАКа России — присуждение научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и при­своение ученых званий. Вместе с тем ВАК России, проводя единую гос. политику, осуществляет контроль и координацию дея­тельности в области аттестации научных и научно-преподавательских кадров высшей квалификации, участвует в формировании научного потенциала РФ, проводит экспертизу научных и технических программ и проектов.

 

№ 36. Управление образованием.

Концепция и основные начала образования в РФ определены К-й РФ. Его общие вопросы отнесены к совместному ведению РФ и ее субъектов.

К гос органам исполнительной власти, осуществляющим непосредственно управление образованием, относятся:

1. МинистерствообразованияРФ. '

2. Федеральныеведомственныеорганыуправленияобразованием. Ведомственные в том смысле, что они управляют только подведомственными им образовательными учреждениями по профилю соответствующих отраслей или сфер деятельно­сти этих органов; управление образованием не является их основным назначением.

3. Органыгос. управления образованием субъектов РФ.

Органам управления образованием подконтрольны подведомственные им образовательные учреждения. В случае нарушения образовательным учреждением законодательства РФ в области образования и (или) его устава гос. органы управления образо­ванием вправе приостановить в этой части деятельность образовательного учреждения до решения суда.

В качестве федерального органа исполнительной власти МинобразованиеРоссии, в соответствии с Положением о нем, про­водит гос. политику, осуществ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: