Искусство гравюры развивается




В годы Великой Отечественной войны художественное отделение возрождает выпуск наградного оружия. Украшенные шашки, кинжалы, кортики, пистолеты с гравировкой преподносили как награду советским полководцам: Верховному Главнокомандующему И.В.Сталину (рис. справа-фрагмент шашки), Маршалу Г.К.Жукову, др. военачальникам. На фронт отравляли бойцам портсигары с рисунком.

В 1970—1980 годы развитие гравюры шло

в 4-ёх направлениях:

1/ украшение наградного оружия: к Параду Победы, к юбилейным датам. Рис. слева -Фрагменты меча. Он посвящён победе в Великой Отечественной войне и выполнен к Международной выставке в Пловдиве (Г.М. Берсенёв. 1958,Болгария. меча)

2/ изготовление сувениров и наград в честь значительных событий: кубки, космос;

3/ украшение бытовых предметов. Найдены новые формы вещей - приборы для вина, лотки, шкатулки, вазочки (рис. слева);

4/ массовое производство настенных и настольных панно: пластины для календарей, вешалки. С 1971г. для нанесения рисунка на изделия серийного выпуска применяют трафареты в технике сеткографии – увеличили выпуск панно (рис. справа- панно А.И.Боронников,1 971)

Наследники Бушуева

До 1990 г. производство украшенных изделий развивалось только на заводе им. В.И. Ленина - ПО «Булат», ныне:ПО им. И.Н. Бушуева – Оружейная фабрика. К 70-летию Победы сделаны меч Маршалов.

https://z-o-f.ru/index.php?route=information/news&news_id=38

В нач.1990-х г. организуется 3 предприятия: Мастерские декоративно-прикладного искусства «ЛиК» (1990), художественная мастерская «Практика» (1991), мастерская «Формула» (1991). В Петербурге А.Богачёв (оружейник из Златоуста) создал мастерскую-студию «Межов» (2002).

Эти предприятия обратились к творчеству и наследию мастеров Златоустовской школы XIX века и возродили прикладной характер Златоустовской гравюры. В ассортименте - авторское украшенное холодное оружие, посуда, наборы для охотников, предметы сервировки стола и украшения интерьера, церковная утварь, иконы. Каждое предприятие отличается своим стилем, своим решением художественного образа вещи.

Среди уникальных произведений «ЛиК»: Щит и Меч Победы (Москва, Поклонная гора, музей Великой Отечественной войны, 1995, рис. слева).

К важным работам мастерской «Практика» относятся шашки солдат и офицеров Президентского полка и Почётного кавалерийского экскорта.

 

В Златоусте более 30 худож. мастерских объединились в Гильдию оружейников Златоуста: это вышеназванные фирмы плюс

производственно-художественные компании «АиР» и «Грифон», «Росоружие», «Златоустовская оружейная компания», «Клинковое холодное оружие», «Златко», «Авент», «Мезон» и др.

В 2006г. в Государственной Думе состоялась Выставка изделий этих предприятий (рис.справа).

Произведения искусства, созданные златоустовским граверами в конце XX в., украшают залы ведущих музеев России.

 

Среди современных мастеров златоустовской гравюры на стали: заслуженный художник России Н. В. Лохтачева, члены Союза художников России: О. Аверкин, Д. Лохтачев, Ю. Рябков, С. Чернов, А. Шаланов.

Златоустовская гравюра начала XXI века — это не только высокое мастерство, профессионализм и творческий подход, но и глубокие исследования, системное изучение технологии и искусства художественной обработки металла и сопутствующих материалов.

На стыке технических, гуманитарных и художественных дисциплин родилась новая специальность «Технология художественной обработки материалов», на которой с 1996г. в Златоустовском филиале ЮУрГУ (Южно-Уральского государственного университета -директор профессор В. И. Чуманов) обучаются молодые художники-граверы. В 2002г. и 2004 в Златоусте состоялись организованные по инициативе Златоустовского филиала ЮУрГУ (доцент С. Н. Куликовских) первые Бушуевские чтения — научная конференция. Главной темой стала златоустовская гравюра на стали, её прошлое и будущее.

 

Разделочный нож

«Гумбольдт» - сделан по образцу ножа, подаренного немецкому учёному, побывавшему в Златоусте (1829)

 

Есть в уральской гравюре тайна, самобытнейший колорит.

В городах иноземных дальних он о мастере говорит.

Прекрасны на стали картинки и на глади синей узор.

Золочёная паутинка привлекает лёгкостью взор.

Холодный блеск воронения, едва лишь заметный рельеф,

Мерцание золочения очаруют, пожалуй, всех.

Побеждая стальную робость, волшебство изящных фигур

Оживляет рисунка строгость на упругом теле гравюр.

Наносился рисунок кистью, а не так, как раньше, иглой.

Огнём золочённые листья создавали рельефный слой.

Нёс клинок рисунок единый, был узор ему подчинён,

На узкой поверхности длинной он со вкусом был нанесён

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: