В глубокой древности, на заре истории появился родоначальник ФОРТЕПИАНО




История Фортепиано

В глубокой древности, на заре истории появился родоначальник фортепиано, казалось бы ни чем не сходный с современным роялем. Это был охотничий лук, состоящий из упругой деревянной трости, стянутой кожаным шнуром или жилой. Туго натянутая тетива лука звучала, вызывая у человека первые, пусть примитивные звуковые впечатления.

Свойственная людям наблюдательность установила возможность значительно улучшить звуковые качества лука; если закрепить один конец палки в оболочку выдолбленного коксового ореха, то заключенный в эту оболочку объем воздуха значительно усилит звучание тетивы.

В последующие годы на этом принципе был создан античный однострунный монохорд. Основу его составлял деревянный ящик, на крышке которого устанавливалась одна струна. В дальнейшем монохорд усложнили: сделали большой резонирующий корпус и снабдили большим количеством струн.

Так возникли гусли, цитры, и ударные цимбалы.
В ХIII веке зародилась идея применить в струнном инструменте типа гуслей качающиеся рычаги- клавиши, которые своим задним концом при нажатии воздействовали бы на струны. Клавиши располагались поперек струн, и каждой струне предназначалась одна клавиша. Такой инструмент получил название клавикорд.
Клавикорд был очень выразительным инструментом потому, что здесь существовала прямя связь между пальцами исполнителя и струнами. Однако клавикорд имел существенный недостаток – это слабое звучание. Последователь клавикорда – клавесин появляется во Франции в ХVI веке.
Эти инструменты имели большое количество струн: от длинных басовых до коротких дискантовых (струны высокого звучания). Такое устройство струн сразу предопределило форму инструмента в виде крыла, которая сохраняется в современных роялях.
Звук на клавесине извлекался при помощи кожаного язычка задевающего струну при нажатии клавиши. Таким образом, клавесин был клавишно-щипковым инструментом; звук у него получался отрывистым, не очень певучим, тембр весьма своеобразным, слегка гнусавым. Главный недостаток клавесина - монотонность звучания. Это явление происходило из за того, что кожаные язычки всегда дергали за струны с одинаковой силой и исполнитель не мог выделять отдельные звуки, играть тише или громче.
В свое время клавесины получили большое распространение, для них была написана замечательная музыка великими композиторами XVII –XVIII веков: Рамо, Купереном, Генделем, Бахом.

И все на рубеже XVII- XVIII веков музыканты остро нуждались в клавишном инструменте с высокой степенью выразительности, способном быстро изменять оттенки звучания. Поставленную задачу решил итальянский мастер Бартоломео Кристофори. Взяв за основу принцип игры колотушками по струнам, как на цимбалах, Кристофори реконструировал клавесин, вынув из него кожаные язычки. Он приделал над каждой клавишей рычажок, который толкал свободно закрепленный в петле молоточек.
Эффект от применения молоточков оказался огромным – молоточковый механизм оказался способным воспроизводить любые оттенки музыки от тончайшего пианиссимо до мощного форте.

Это и дало повод назвать новый инструмент – фортепиано, т.е. звучащий громко и тихо. Интересно что на Руси этот новый инструмент некоторое время называли тихогромом.

Так 1709 г. Стал датой начала эпохи струнных молоточковых инструментов, которая продолжается и поныне.
Изобрёл фортепиано итальянский клавесинный мастер Бартоломео Кристофори (1655—1732), с 1698 г. работавший над созданием молоточкового механизма для клавесина (официальная дата — около 1709 г.).

В 1711 г. механизм был подробно описан Сципионом Маффеи в венецианском журнале «Giornale dei letterati d’Italia». Инструмент был назван «gravicembalo col piano e forte» (клавесин с тихим и громким звуком), — пианофорте — а впоследствии закрепилось название фортепиано.

В изобретении Б. Кристофори были заложены основные детали современного механизма фортепиано — молоточек, шпиллер, шультеp, фенгер, демпфеp.

Изобретение Кристофори положило начало развитию механики английской системы.

Другие виды механики были разработаны Мариусом во Франции (1716) и Шрётером в Германии (1717—1721).


В последующие сто лет фортепиано продолжало совершенствоваться: молоточки из клееной кожи заменили на молоточки из высококачественного шерстяного войлока. Это позволило избавиться от неприятного шлепающего призвука вовремя игры.
Применение упругой марганцевой стали для изготовления струн расширило диапазон рояля и дало возможность получить более сильный и певучий тон.
В 1857 г. известный конструктор Стейнвей (Steinway) выпустил концертный рояль в котором басовые и гладкие струны располагались перекрестно на двух уровнях. Таким образом, удалось увеличить излучающие возможности резонансной деки, получить мощное продолжительное звучание.

Молоточковый механизм многократно усовершенствовался и сегодня отвечает самым взыскательным требованиям пианистов играющих музыку различных жанров от классической до джазовой.
Последние серьезные изменения вносились в конструкцию фортепиано в начале XX века. На сегодняшний день только один инструмент способен полностью со всеми красками воспроизвести музыкальное произведение любой сложности, от детской песни до симфонии или оперы, требующих участия многих голосов сразу – это рояль или его разновидность – пианино.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: