Товар, основные принципы его учета.




Лекция № 4 – БУ 4 курс (8семестр)

«Учет товаров. Учет поступления товаров».

Особенности торговой и производственной деятельности фармацевтических организаций

Регламентировано:

- Приказом МЗ РФ от 04.03.2003 № 80 «Об утверждении отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в ап­течных организациях. Основные положения» (с изм., внесенными ре­шением Верховного Суда РФ от! 1.09.2003 N ГКПИ 03-607, Приказом Минздрава РФ от 30.01.2004 N31).

- Приказом МЗ РФ от 15.03.2002 № 80 «Об утверждении отраслевого стандарта «Правила оптовой торговли лекарственных средств. Основ­ные положения» в ред. Приказов Минздрава РФ от 21.03.2003 N 122, от 28.03.2003 N 130).

- Приказом МФ РФ от 06.05.1999 № 32н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (в ред. Прика­зов Минфина РФ от 30.12.1999 N Ю7н, от 30.03.2001 N 27н).

- Приказом МФ РФ от 06.05.1999 № ЗЗн «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 ((в ред, При­казов Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н, от 30.03.2001 N 27н).

- Налоговый Кодекс, главы 21; 25; 26.3.

С позиции Гражданского и Налогового законодательства фармацев­тическая деятельность рассматривается как торговая деятельность.

Под торговой деятельностью понимают вид предпринимательской деятельности, связанной с куплей-продажей товаров и оказанием услуг по­купателям. В процессе торговой деятельности может осуществляться под­работка, сортировка и упаковка товара.

Некоторые аптеки наряду с куплей-продажей осуществляют оказа­ние услуг: по изготовлению лекарств по индивидуальным рецептам; изго­товление концентратов и полуфабрикатов, изготовление воды очищенной (глава 21 статья 149 п. 2 п.п. 24 НК РФ).

Так как в аптеках в качестве товара выступают лекарственные сред­ства для лечения больных, - это придает социальный характер деятельно­сти аптечных учреждений.

Осуществляя торговую деятельность, фармацевтические организации могут осуществлять оптовую или розничную торговлю товарами ап­течного ассортимента, результатом которой является оптовый или рознич­ный товарооборот.

Согласно ГОСТу Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» оптовая торговля продажа товара организациям и лицам для перепрода­жи в целях предпринимательской деятельности.

Организации оптовой торговли ведут учет по журнально-ордерной системе счетоводства, составляют но итогам деятельности баланс и находятся на общей системе налогообложения, т.е. платят налог на прибыль (согласно главе 25 Налогового Кодекса) и другие налоги.

Розничная торговля (согласно ГОСТу Р 51303-99 «Торговля. Терми­ны и определения») - это продажа товаров, оказание услуг населению для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпри­нимательской деятельностью.

С 2006 г. для расчета ЕНВД (единый налог на вмененный доход), ко­торый платят почти все аптеки, в соответствии с Налоговым кодексом гл. 26.3, дано такое определение розничной торговли - это предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. К данному виду предпринимательской дея­тельности не относится реализация подакцизных товаров, указанных в пп. 6 - 10 п. 1 ст. 181 Налогового Кодекса, продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без такой упаковки и расфасовки, в барах, ресторанах, кафе и других объ­ектах организации общественного питания, а также продукции собствен­ного производства (изготовления).

Минфин России разъяснил (письмо от 28.12.2005 № 03-11-02/86). что продажа товаров не для предпринимательской деятельности организация м по договорам розничной купли-продажи по безналичному расчету, тоже относится к розничной торговле. Отсюда с 2006 г. продажа товаров аптеч­ного ассортимента учреждениям здравоохранения для совместного поль­зования больными должна относится к розничной торговле и облагается ЕНВД.

Учет и отчетность в розничных аптечных организациях ведется так же как и в оптовых на счетах бухгалтерского учета с составлением итого­вых балансов.

Товар, основные принципы его учета.

Как учетная группа по БУ товар в аптечных организациях относится к оборотным средствам, входит в группу материально-производственных запасов (МПЗ)., составляя их часть. Это запасы, закупаемые для дальнейшей перепродажи с целью обеспечения прибыли, при осуществлении фармацевтической деятельности. Товары- это готовая продукция других предприятий, закупленная аптекой для реализации.

В основе учета товаров лежат несколько принципов:

· Организация учета по каждому МОЛ или бригаде.

· Выбор схемы учета товаров, возможно три:

1. Индивидуальная- фиксируется движение каждой товарной единицы.

2. Натурально-стоимостная- фиксируется движение в товарных единицах по количеству и стоимости.

3. Стоимостная – фиксируется общий объем товарной массы.

· Единство оценки товаров при их оприходовании и выбытии.

· Отчетность МОЛ о наличии и движении в установленные сроки.

· Периодическая проверка фактического наличия товаров (инвентаризация).

Учет поступления товара

Поставки товара в фармацевтические учреждения могут осуществ­ляться непосредственно от предприятий изготовителей, от предприятий оптовой торговли лекарственными средствами, имеющими лицензию на осуществление оптовой торговли ЛС.

Ассортимент, количество и качество, порядок и сроки отгрузки и другие условия поставки определяются договорами поставки (купли-продажи). Договора должны быть составлены в соответствии с требова­ниями Гражданского Кодекса.

Аптека самостоятельно устанавливает организацию:

· приёмки, проверки (соглас­но приказа МЗ РФ от 16.07.1997 № 214 «О контроле качества лекарствен­ных средств, изготовляемых в аптечных организациях (аптеках)», раздел 2 «Приемочный контроль»),

· регистрации, оплату поступающих товаров с учетом условий поставки и транспортировки.

· определяет ответственных за приёмку товара лиц.

Порядок и место приемки товара зависит от способа их получения:

· Если товары доставляются транспортом поставщика, то приемка по количеству и качеству товаров производится непосредственно в аптеке.

· Если аптека сама приезжает за товаром к поставщику, то полная приемка с про­веркой количества и качества производится на складе поставщика.

· Прием товара, отгруженного иногородними поставщиками производится дваж­ды:

1. вначале - экспедитором от транспортной организации, по коли­честву мест и весу брутто (вес с тарой) на основании грузовой квитанции и счета- фактуры; учетом правил действующих на транспорте и условий договора поставщика по пе­ревозке груза.

При обнаружении недостачи, боя, порчи, бра­ка оформляется «Акт об установленном расхождении по кол-ву и качеству при приёме товарно-материальных ценностей» (ф. № Торг - 2) для предъ­явления претензии поставщику- (отправителю). Для предъявления претен­зий транспортной организации или организации связи» оформляется спе­циальный Коммерческий акт.

2. затем - в самом предприятии ма­териально-ответственным лицом с полной проверкой их количества и ка­чества (с учетом пакета документов).

Для получения товара от транспортной организации или поставщика выдаётся доверенность по ф. № М-2 и М-2а. (она оформляет права быть доверенным лицом организации при получении матери­альных ценностей), в одном экземпляре, ее оформляет бухгалте­рия и под роспись выдает получателю, подписывают руково­дитель и главный бухгалтер. Доверенность выдается с указанием срока действия. Доверенность на получение товарно - материальных ценностей в порядке плановых поставок может быть выдана на I календарный месяц.

Товар поступает с пакетом документов, которые поставщик при отгрузке товара выписывает аптечной организации:

- расчетные документы- счета, платежные требования;

- товарные документы - товарные накладные (ф. № Торг-12), товар­но-транспортные накладные;

протокол согласования цены

- налоговые документы - счета-фактуры;

- сопроводительные документы - сертификаты соответствия и другие документы, подтверждающие качество, упаковочный вкладыш (вкладывается в транспортную тару)

Прием товара непосредственно в аптеке или на складе поставщика - товары проверяются на основании сопроводительных документов, по на­именованиям, количеству и качеству, в соот­ветствии с техническими условиями, инструкциями о порядке приёмки продукции производственно-технического назначения и товаров народно­го потребления по качеству и количеству (П-6, П-7), если этот порядок приемки предусмотрен договором. Проверяется маркировка, позволяющая установить завод изготовитель, номера серии, номер анализа, документы, подтверждающие качество товара, и другие сведения. Если товар пришел без сопроводительных документов, МОЛ составляет «АКТ приемки товара без счета поставщика».

Прием товара подтверждается материально-ответственным лицом, распиской в товарной накладной (типовая ф. № Торг-12) либо ставится «Штамп приемки» (ведомственная форма, утв. приказом МЗ СССР № 14 ф. № АЛ-1). Если обнаружено расхождение с документами поставщика, при­ёмка приостанавливается, создаются условия для сохранности принимае­мого товара. По телефону сообщается поставщику о расхождении и реша­ется вопрос о выезде его представителя или создании комиссии по приёмке товара без представителя поставщика. По результатам приемки составля­ется «Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приёмке товарно-материальных ценностей» (ф. № Торг-2).

По местам нахождения и хранения, поступившие товары по каждому документу учитываются в хронологическом порядке:

1. «Журнале учёта то­варов на складе» (ф. Торг-18), либо ведётся «Журнал регистрации поступ­ления товаров», ведомственная (ф. № АП-5)

2. В приходной части «Товар­ного отчета» (ф. Торг-29).

Кроме того:

· ЛС, подлежащие Предметно-количественному учету в аптечных организациях согласно перечню, установленному приказом № 109 от 12.02.2007 «О внесении изменений в приказ МЗ с.р.№ 785 «Порядок отпуска лекарственных средств» дополнительно регистрируются:

· Наркотические средства и психотропные вещества в специальном «Журнале регистрации опера­ций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ».

· Прекурсоры наркотических средства и психотропные вещества в специальном «Журнале регистрации опера­ций, связанных с оборотом прекурсоров н.ср.и пс.в-в. Калия перманганат учитывается только при совершении операций в количестве более 10 кг.

· Журналы регистрации должены быть пронумерованы, сброшюрованы и заверены подписью руководителя аптеки и скреплены печатью аптеки. Формы журналов утверждаются Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 № 644 «О порядке представления сведений о деятельности, свя­занной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и ре­гистрации операций, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров.». – приложение № 1 и2.

Записи в журнале регистрации производятся лицом, ответственным за его ведение и храпение, (чернилами) в хронологическом порядке непо­средственно после каждой операции, на основании документов, подтвер­ждающих совершение этой операции (в отдельной 1рафе журнала регист­рации указываются наименование, номер и дата этих документов). Указан­ные документы или их копни, заверенные в установленном порядке, под­шиваются в отдельную папку, которая хранится вместе с журналом реги­страции.

В журнале регистрации указываются наименования наркотических средств и психотропных веществ, а в скобках - фирменные названия (си­нонимы), под которыми они получены юридическим лицом.

Нумерация записей в журналах регистрации осуществляется в преде­лах календарного года в порядке возрастания номеров. Нумерация записей в новом журнале регистрации начинается с номера, следующего за по­следним номером в заполненном журнале.

Не использованные в текущем календарном году страницы журналов регистрации прочеркиваются и не используются в следующем календарном году.

Каждая запись в журналах регистрации заверяется подписью лица, ответственного за его ведение и хранение, с указанием фамилии и инициа­лов.

Исправления в журналах регистрации заверяются подписью лица, от­ветственного за его ведение и хранение. Подчистки и незаверенные ис­правления в журнале регистрации не допускаются.

Юридические лица, не реже одного раза в месяц проводят инвентаризациюнаркотических средств и психотропных веществ, а также сверку фактических и книжных остатков прекурсоров. Результаты инвентаризаций и сверок обязательно отражаются в журналах.

Журнал регистрации наркотических средств и психотропных веществ, хранится в металлическом шкафу (сейфе), в технически укрепленном помещении, клю­чи от которых находятся у лица, ответственного за ведение и хранение журнал регистрации.

Журнал регистрации опера­ций, связанных с оборотом прекурсоров н.ср.и пс.в-в. хранится в металлическом шкафу (сейфе), клю­чи от которых находятся у лица, ответственного за ведение и хранение журнала регистрации.

Заполненные журналы регистрации сдается в архив юридического ли­ца, где хранится в течение 10 лет после внесения в них последней записи.

По истечении указанного срока журнал регистрации подлежит уничтоже­нию по акту, утверждаемому руководителем юридического лица.

В случае реорганизации или ликвидации аптечного учреждения журнал регистрации сдается на хранение новому юридическому лицу или в государственный архив соответствующего орган испол­нительной власти субъекта Российской Федерации.

Аптечные организации, имеющие лицензию на осуществление видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств и психотроп­ных веществ, на основании журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических и психотропных средств, представляют годовой отчеты о своей деятельности.

Отчеты представляют в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по форме согласно приложению N 6 Постановления Правительства №644:

- не позднее 15-го февраля., - годовой отчет о количестве каждого изготов­ленного указанного лекарственного средства и сведения об их запасах по состоянию на 31 декабря отчетного года.

Предметно-количественный учет других лекарственных средств, а также этилового спирта, ве­дется в «Журнале учета ядовитых, других медикаментов и этилового спир­та». Форма этого журнала дана в приказе МЗ СССР № 14 и методических рекомендациях «О внутриведомственном первичном учете лекарственных средств и других медицинских товаров».

Этот журнал должен быть пронумерован, прошнурован, количество страниц заверяется подписью руководителя и печатью аптеки. Журнал за­водится на год. На первой странице указывается перечень ЛС, которые учитываются в данном журнале. На каждое наименование дозировку, фа­совку для учета отводится отдельная развернутая страница. Записи в жур­нале производится лицом, ответственным за его ведение и сохранность этих ценностей. Поступление отражается в хронологическом порядке по каждому наименованию, указывается документ его номер и дата.

Расход отражается ежедневно, общим итогом отдельно по каждому наименованию, указывается отпуск по амбулаторным рецептам, лечебным учреждениям, отделам аптеки.

По итогам за месяц подчитывается расход по каждому виду реализа­ции и общий расход за месяц данного ЛС, выводится остаток, который со­поставляется с фактическим остатком на конец месяца. Учет и ведение журнала производится лицом, уполномоченным руководителем, приказом по аптеке.

· Контроль за реализацией лекарственных препаратов» имеющих огра­ниченный срок годности, производится в специальном журнале или кар­точках, которые находятся на местах хранения этих препаратов.

 

Помимо учета поступивших товаров в аптеках, ведется учет операций, которые увеличивают стоимость товарных запасов. К приходным товарным операциям и основанием для оприходования средств, увеличивающих товарные запасы в товарном отчете МОЛ относятся:

1. Оприходование воды очищенной, использованной для приготовления лекарственных форм по амбулаторной и стационарной рецептуре, в/аптечной заготовки. В конце месяца МОЛ составляет Справку о дооценке и уценке по л/ф работам, в которой кроме дооценки и уценки отражается стоимость воды очищенной (учтенные в Журнале л/ф работ и Журнале учета рецептуры).

2. Перевод в группу товаров других ценностей (тары, вспомогательных материалов, ЛРС для целей их продажи) – составляется Акт о переводе в товар.

3. Дооценка по л/ф работам, основанием для ее оприходования служит Справка о дооценке и уценке.

4. Покупка посуды у населения, ранее бывшей в употреблении, общая сумма регистрируется в Ведомости покупки стеклянной посуды, бывшей в употреблении.

5. Прием по­суды от лечебно-профилактических учреждений-. Накладная (форма № Торг-12) для принятия посуды от лечебно-профилактических учреждений яв­ляется основанием для оприходова­ния данной посуды в товарном отчете.

6. Оприходование экстемпоральных лек.форм, снятых с вертушки по истечении срока хранения, но годных к дальнуейшему использованию (спирт этиловый, мази и прошки заводского изготовления, расфасованные в аптечную тару без смешения), основанием для ее оприходования служит Акт приемки товара, поступившего без счета поставщика.

7. Оприходование излишков товаров, выявленных при инвентаризации- Акт результатов инвентаризации.

Учет тары

I. Общие положения

Тара - это вид МПЗ, предназначенных для упаковки, транспортировки и хранения продукции, товаров и других материальных ценностей. Бухгалтерский учет тары ведется по следующим видам:

- тара из древесины;

- тара из картона и бумаги;

- тара из металла;

- тара из пластмассы;

- тара из стекла;

- тара из тканей и нетканых материалов.

Тара под продукцией (товарами) может совершать однократный или многократный оборот (многооборотная тара).

Тара однократного использования (бумажная, картонная, полиэтиле­новая и др.), а также мешки бумажные и из полимерных материалов, ис­пользованные для упаковки продукции (товаров), как правило, включают­ся в себестоимость затаренной продукции и покупателем отдельно не оп­лачиваются.

Договорами поставки продукции (товаров) может предусматриваться использование многооборотной тары, подлежащей обязательному возвра­ту поставщикам продукции (товаров) или сдаче тароремонтиым организа­циям (возвратная тара).

К возвратной таре, как правило, относятся:

- деревянная тара (ящики, бочки, кадки и др.);

- картонная тара (ящики из гофрированного и плоского склеенного кар­тона и др.);

- металлическая и пластмассовая тара (бочки, фляги, ящики, бидоны, корзины и др.):

- стеклянная тара (бутылки, банки, бутыли и др.):

- тара из тканей и нетканых материалов (мешки тканевые, упаковочные ткани, нетканые упаковочные полотна и др.).

За некоторые виды многооборотной тары, поставляемой с продукцией (товаром), поставщиком может взиматься с покупателя залог (вместо стоимости тары), который ему возвращается после получения от него по­рожней тары в исправном состоянии. Взимание залоговых сумм за тару производится в случаях, предусмотренных договорами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: