Лекция № 4 – БУ 4 курс (8семестр)
«Учет товаров. Учет поступления товаров».
Особенности торговой и производственной деятельности фармацевтических организаций
Регламентировано:
- Приказом МЗ РФ от 04.03.2003 № 80 «Об утверждении отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» (с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от! 1.09.2003 N ГКПИ 03-607, Приказом Минздрава РФ от 30.01.2004 N31).
- Приказом МЗ РФ от 15.03.2002 № 80 «Об утверждении отраслевого стандарта «Правила оптовой торговли лекарственных средств. Основные положения» в ред. Приказов Минздрава РФ от 21.03.2003 N 122, от 28.03.2003 N 130).
- Приказом МФ РФ от 06.05.1999 № 32н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 N Ю7н, от 30.03.2001 N 27н).
- Приказом МФ РФ от 06.05.1999 № ЗЗн «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 ((в ред, Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н, от 30.03.2001 N 27н).
- Налоговый Кодекс, главы 21; 25; 26.3.
С позиции Гражданского и Налогового законодательства фармацевтическая деятельность рассматривается как торговая деятельность.
Под торговой деятельностью понимают вид предпринимательской деятельности, связанной с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям. В процессе торговой деятельности может осуществляться подработка, сортировка и упаковка товара.
Некоторые аптеки наряду с куплей-продажей осуществляют оказание услуг: по изготовлению лекарств по индивидуальным рецептам; изготовление концентратов и полуфабрикатов, изготовление воды очищенной (глава 21 статья 149 п. 2 п.п. 24 НК РФ).
Так как в аптеках в качестве товара выступают лекарственные средства для лечения больных, - это придает социальный характер деятельности аптечных учреждений.
Осуществляя торговую деятельность, фармацевтические организации могут осуществлять оптовую или розничную торговлю товарами аптечного ассортимента, результатом которой является оптовый или розничный товарооборот.
Согласно ГОСТу Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» оптовая торговля продажа товара организациям и лицам для перепродажи в целях предпринимательской деятельности.
Организации оптовой торговли ведут учет по журнально-ордерной системе счетоводства, составляют но итогам деятельности баланс и находятся на общей системе налогообложения, т.е. платят налог на прибыль (согласно главе 25 Налогового Кодекса) и другие налоги.
Розничная торговля (согласно ГОСТу Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения») - это продажа товаров, оказание услуг населению для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
С 2006 г. для расчета ЕНВД (единый налог на вмененный доход), который платят почти все аптеки, в соответствии с Налоговым кодексом гл. 26.3, дано такое определение розничной торговли - это предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация подакцизных товаров, указанных в пп. 6 - 10 п. 1 ст. 181 Налогового Кодекса, продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без такой упаковки и расфасовки, в барах, ресторанах, кафе и других объектах организации общественного питания, а также продукции собственного производства (изготовления).
Минфин России разъяснил (письмо от 28.12.2005 № 03-11-02/86). что продажа товаров не для предпринимательской деятельности организация м по договорам розничной купли-продажи по безналичному расчету, тоже относится к розничной торговле. Отсюда с 2006 г. продажа товаров аптечного ассортимента учреждениям здравоохранения для совместного пользования больными должна относится к розничной торговле и облагается ЕНВД.
Учет и отчетность в розничных аптечных организациях ведется так же как и в оптовых на счетах бухгалтерского учета с составлением итоговых балансов.
Товар, основные принципы его учета.
Как учетная группа по БУ товар в аптечных организациях относится к оборотным средствам, входит в группу материально-производственных запасов (МПЗ)., составляя их часть. Это запасы, закупаемые для дальнейшей перепродажи с целью обеспечения прибыли, при осуществлении фармацевтической деятельности. Товары- это готовая продукция других предприятий, закупленная аптекой для реализации.
В основе учета товаров лежат несколько принципов:
· Организация учета по каждому МОЛ или бригаде.
· Выбор схемы учета товаров, возможно три:
1. Индивидуальная- фиксируется движение каждой товарной единицы.
2. Натурально-стоимостная- фиксируется движение в товарных единицах по количеству и стоимости.
3. Стоимостная – фиксируется общий объем товарной массы.
· Единство оценки товаров при их оприходовании и выбытии.
· Отчетность МОЛ о наличии и движении в установленные сроки.
· Периодическая проверка фактического наличия товаров (инвентаризация).
Учет поступления товара
Поставки товара в фармацевтические учреждения могут осуществляться непосредственно от предприятий изготовителей, от предприятий оптовой торговли лекарственными средствами, имеющими лицензию на осуществление оптовой торговли ЛС.
Ассортимент, количество и качество, порядок и сроки отгрузки и другие условия поставки определяются договорами поставки (купли-продажи). Договора должны быть составлены в соответствии с требованиями Гражданского Кодекса.
Аптека самостоятельно устанавливает организацию:
· приёмки, проверки (согласно приказа МЗ РФ от 16.07.1997 № 214 «О контроле качества лекарственных средств, изготовляемых в аптечных организациях (аптеках)», раздел 2 «Приемочный контроль»),
· регистрации, оплату поступающих товаров с учетом условий поставки и транспортировки.
· определяет ответственных за приёмку товара лиц.
Порядок и место приемки товара зависит от способа их получения:
· Если товары доставляются транспортом поставщика, то приемка по количеству и качеству товаров производится непосредственно в аптеке.
· Если аптека сама приезжает за товаром к поставщику, то полная приемка с проверкой количества и качества производится на складе поставщика.
· Прием товара, отгруженного иногородними поставщиками производится дважды:
1. вначале - экспедитором от транспортной организации, по количеству мест и весу брутто (вес с тарой) на основании грузовой квитанции и счета- фактуры; учетом правил действующих на транспорте и условий договора поставщика по перевозке груза.
При обнаружении недостачи, боя, порчи, брака оформляется «Акт об установленном расхождении по кол-ву и качеству при приёме товарно-материальных ценностей» (ф. № Торг - 2) для предъявления претензии поставщику- (отправителю). Для предъявления претензий транспортной организации или организации связи» оформляется специальный Коммерческий акт.
2. затем - в самом предприятии материально-ответственным лицом с полной проверкой их количества и качества (с учетом пакета документов).
Для получения товара от транспортной организации или поставщика выдаётся доверенность по ф. № М-2 и М-2а. (она оформляет права быть доверенным лицом организации при получении материальных ценностей), в одном экземпляре, ее оформляет бухгалтерия и под роспись выдает получателю, подписывают руководитель и главный бухгалтер. Доверенность выдается с указанием срока действия. Доверенность на получение товарно - материальных ценностей в порядке плановых поставок может быть выдана на I календарный месяц.
Товар поступает с пакетом документов, которые поставщик при отгрузке товара выписывает аптечной организации:
- расчетные документы- счета, платежные требования;
- товарные документы - товарные накладные (ф. № Торг-12), товарно-транспортные накладные;
протокол согласования цены
- налоговые документы - счета-фактуры;
- сопроводительные документы - сертификаты соответствия и другие документы, подтверждающие качество, упаковочный вкладыш (вкладывается в транспортную тару)
Прием товара непосредственно в аптеке или на складе поставщика - товары проверяются на основании сопроводительных документов, по наименованиям, количеству и качеству, в соответствии с техническими условиями, инструкциями о порядке приёмки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству и количеству (П-6, П-7), если этот порядок приемки предусмотрен договором. Проверяется маркировка, позволяющая установить завод изготовитель, номера серии, номер анализа, документы, подтверждающие качество товара, и другие сведения. Если товар пришел без сопроводительных документов, МОЛ составляет «АКТ приемки товара без счета поставщика».
Прием товара подтверждается материально-ответственным лицом, распиской в товарной накладной (типовая ф. № Торг-12) либо ставится «Штамп приемки» (ведомственная форма, утв. приказом МЗ СССР № 14 ф. № АЛ-1). Если обнаружено расхождение с документами поставщика, приёмка приостанавливается, создаются условия для сохранности принимаемого товара. По телефону сообщается поставщику о расхождении и решается вопрос о выезде его представителя или создании комиссии по приёмке товара без представителя поставщика. По результатам приемки составляется «Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приёмке товарно-материальных ценностей» (ф. № Торг-2).
По местам нахождения и хранения, поступившие товары по каждому документу учитываются в хронологическом порядке:
1. «Журнале учёта товаров на складе» (ф. Торг-18), либо ведётся «Журнал регистрации поступления товаров», ведомственная (ф. № АП-5)
2. В приходной части «Товарного отчета» (ф. Торг-29).
Кроме того:
· ЛС, подлежащие Предметно-количественному учету в аптечных организациях согласно перечню, установленному приказом № 109 от 12.02.2007 «О внесении изменений в приказ МЗ с.р.№ 785 «Порядок отпуска лекарственных средств» дополнительно регистрируются:
· Наркотические средства и психотропные вещества в специальном «Журнале регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ».
· Прекурсоры наркотических средства и психотропные вещества в специальном «Журнале регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров н.ср.и пс.в-в. Калия перманганат учитывается только при совершении операций в количестве более 10 кг.
· Журналы регистрации должены быть пронумерованы, сброшюрованы и заверены подписью руководителя аптеки и скреплены печатью аптеки. Формы журналов утверждаются Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 № 644 «О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и регистрации операций, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров.». – приложение № 1 и2.
Записи в журнале регистрации производятся лицом, ответственным за его ведение и храпение, (чернилами) в хронологическом порядке непосредственно после каждой операции, на основании документов, подтверждающих совершение этой операции (в отдельной 1рафе журнала регистрации указываются наименование, номер и дата этих документов). Указанные документы или их копни, заверенные в установленном порядке, подшиваются в отдельную папку, которая хранится вместе с журналом регистрации.
В журнале регистрации указываются наименования наркотических средств и психотропных веществ, а в скобках - фирменные названия (синонимы), под которыми они получены юридическим лицом.
Нумерация записей в журналах регистрации осуществляется в пределах календарного года в порядке возрастания номеров. Нумерация записей в новом журнале регистрации начинается с номера, следующего за последним номером в заполненном журнале.
Не использованные в текущем календарном году страницы журналов регистрации прочеркиваются и не используются в следующем календарном году.
Каждая запись в журналах регистрации заверяется подписью лица, ответственного за его ведение и хранение, с указанием фамилии и инициалов.
Исправления в журналах регистрации заверяются подписью лица, ответственного за его ведение и хранение. Подчистки и незаверенные исправления в журнале регистрации не допускаются.
Юридические лица, не реже одного раза в месяц проводят инвентаризациюнаркотических средств и психотропных веществ, а также сверку фактических и книжных остатков прекурсоров. Результаты инвентаризаций и сверок обязательно отражаются в журналах.
Журнал регистрации наркотических средств и психотропных веществ, хранится в металлическом шкафу (сейфе), в технически укрепленном помещении, ключи от которых находятся у лица, ответственного за ведение и хранение журнал регистрации.
Журнал регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров н.ср.и пс.в-в. хранится в металлическом шкафу (сейфе), ключи от которых находятся у лица, ответственного за ведение и хранение журнала регистрации.
Заполненные журналы регистрации сдается в архив юридического лица, где хранится в течение 10 лет после внесения в них последней записи.
По истечении указанного срока журнал регистрации подлежит уничтожению по акту, утверждаемому руководителем юридического лица.
В случае реорганизации или ликвидации аптечного учреждения журнал регистрации сдается на хранение новому юридическому лицу или в государственный архив соответствующего орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Аптечные организации, имеющие лицензию на осуществление видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, на основании журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических и психотропных средств, представляют годовой отчеты о своей деятельности.
Отчеты представляют в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по форме согласно приложению N 6 Постановления Правительства №644:
- не позднее 15-го февраля., - годовой отчет о количестве каждого изготовленного указанного лекарственного средства и сведения об их запасах по состоянию на 31 декабря отчетного года.
Предметно-количественный учет других лекарственных средств, а также этилового спирта, ведется в «Журнале учета ядовитых, других медикаментов и этилового спирта». Форма этого журнала дана в приказе МЗ СССР № 14 и методических рекомендациях «О внутриведомственном первичном учете лекарственных средств и других медицинских товаров».
Этот журнал должен быть пронумерован, прошнурован, количество страниц заверяется подписью руководителя и печатью аптеки. Журнал заводится на год. На первой странице указывается перечень ЛС, которые учитываются в данном журнале. На каждое наименование дозировку, фасовку для учета отводится отдельная развернутая страница. Записи в журнале производится лицом, ответственным за его ведение и сохранность этих ценностей. Поступление отражается в хронологическом порядке по каждому наименованию, указывается документ его номер и дата.
Расход отражается ежедневно, общим итогом отдельно по каждому наименованию, указывается отпуск по амбулаторным рецептам, лечебным учреждениям, отделам аптеки.
По итогам за месяц подчитывается расход по каждому виду реализации и общий расход за месяц данного ЛС, выводится остаток, который сопоставляется с фактическим остатком на конец месяца. Учет и ведение журнала производится лицом, уполномоченным руководителем, приказом по аптеке.
· Контроль за реализацией лекарственных препаратов» имеющих ограниченный срок годности, производится в специальном журнале или карточках, которые находятся на местах хранения этих препаратов.
Помимо учета поступивших товаров в аптеках, ведется учет операций, которые увеличивают стоимость товарных запасов. К приходным товарным операциям и основанием для оприходования средств, увеличивающих товарные запасы в товарном отчете МОЛ относятся:
1. Оприходование воды очищенной, использованной для приготовления лекарственных форм по амбулаторной и стационарной рецептуре, в/аптечной заготовки. В конце месяца МОЛ составляет Справку о дооценке и уценке по л/ф работам, в которой кроме дооценки и уценки отражается стоимость воды очищенной (учтенные в Журнале л/ф работ и Журнале учета рецептуры).
2. Перевод в группу товаров других ценностей (тары, вспомогательных материалов, ЛРС для целей их продажи) – составляется Акт о переводе в товар.
3. Дооценка по л/ф работам, основанием для ее оприходования служит Справка о дооценке и уценке.
4. Покупка посуды у населения, ранее бывшей в употреблении, общая сумма регистрируется в Ведомости покупки стеклянной посуды, бывшей в употреблении.
5. Прием посуды от лечебно-профилактических учреждений-. Накладная (форма № Торг-12) для принятия посуды от лечебно-профилактических учреждений является основанием для оприходования данной посуды в товарном отчете.
6. Оприходование экстемпоральных лек.форм, снятых с вертушки по истечении срока хранения, но годных к дальнуейшему использованию (спирт этиловый, мази и прошки заводского изготовления, расфасованные в аптечную тару без смешения), основанием для ее оприходования служит Акт приемки товара, поступившего без счета поставщика.
7. Оприходование излишков товаров, выявленных при инвентаризации- Акт результатов инвентаризации.
Учет тары
I. Общие положения
Тара - это вид МПЗ, предназначенных для упаковки, транспортировки и хранения продукции, товаров и других материальных ценностей. Бухгалтерский учет тары ведется по следующим видам:
- тара из древесины;
- тара из картона и бумаги;
- тара из металла;
- тара из пластмассы;
- тара из стекла;
- тара из тканей и нетканых материалов.
Тара под продукцией (товарами) может совершать однократный или многократный оборот (многооборотная тара).
Тара однократного использования (бумажная, картонная, полиэтиленовая и др.), а также мешки бумажные и из полимерных материалов, использованные для упаковки продукции (товаров), как правило, включаются в себестоимость затаренной продукции и покупателем отдельно не оплачиваются.
Договорами поставки продукции (товаров) может предусматриваться использование многооборотной тары, подлежащей обязательному возврату поставщикам продукции (товаров) или сдаче тароремонтиым организациям (возвратная тара).
К возвратной таре, как правило, относятся:
- деревянная тара (ящики, бочки, кадки и др.);
- картонная тара (ящики из гофрированного и плоского склеенного картона и др.);
- металлическая и пластмассовая тара (бочки, фляги, ящики, бидоны, корзины и др.):
- стеклянная тара (бутылки, банки, бутыли и др.):
- тара из тканей и нетканых материалов (мешки тканевые, упаковочные ткани, нетканые упаковочные полотна и др.).
За некоторые виды многооборотной тары, поставляемой с продукцией (товаром), поставщиком может взиматься с покупателя залог (вместо стоимости тары), который ему возвращается после получения от него порожней тары в исправном состоянии. Взимание залоговых сумм за тару производится в случаях, предусмотренных договорами.