ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ




Пузарова Ю.А.

магистрант, группа 1416М1СР1

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Аннотация: В статье рассматривается важность взаимодействия государства и частного сектора в социальной сфере посредством механизма государственно-частного партнерства, которое позволит повысить уровень оказываемых услуг и будет способствовать удовлетворению существующих комплексных потребностей в социальной сфере.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, социально значимые услуги, бизнес-структура, социально ориентированные некоммерческие организации.

Развитие системы государственно-частного социального партнерства очень актуально в современной России. Сегодня основная нагрузка по обеспечению социальной защиты, развитию образования и здравоохранения лежит на органах местного самоуправления. В таких условиях необходимо привлекать и координировать ресурсы других акторов. В этой ситуации государство, некоммерческий сектор и бизнес-организации разрабатывают инновационные методы, способствующие объединению усилий для реализации социальных программ и оказания эффективной помощи населению. Государственно-частное партнерство помогает сформировать основанные на доверии и сотрудничестве отношения и осуществлять совместные социально-экономические проекты. Государственно-частное партнерство очень важно для более успешной социальной работы с незащищенными группами населения, поддержки развития регионов и создания благоприятных условий для населения.

Социальное партнерство играет значительную роль в реализации различных социальных программ. Организация качественной социальной работы требует целого комплекса социальных взаимодействий. Социальное партнерство представляет собой многоаспектное понятие. Для того чтобы достигнуть полного понимания социального партнерства, необходимо рассмотреть, как его описывают различные исследователи.

Наиболее широкое определение социального партнерства представлено в трудах Н.В. Собчук. По определению этого автора, социальное партнерст-во – это особый вид отношений, при которых люди или организации обычно сочетают свои ресурсы для выполнения общественной деятельности. Автор говорит о том, что основой межсекторного социального партнерства является объединение совместных усилий для решения экономико-социальных проблем.[1] Следовательно, социальное партнерство возникает в результате формирования общей цели. В этом контексте социальное партнерство рассматривается как отношения, которые основываются на взаимной ответственности, соединении ресурсов и знаний, а также на получении взаимной выгоды.

Следующая трактовка социального партнерства акцентирует внимание на субъектах данного процесса. Якимец определяет социальное партнерство как конструктивное взаимодействие организаций из двух или трех секторов (государство, бизнес, некоммерческий сектор), при решении проблем обеспечивающее синергетический эффект от «сложения» разных ресурсов и «выгодное» каждой из сторон и населению.[2] Исследователь подчеркивает, что один сектор не может охватить все социальные проблемы общества. В связи с этим можно говорить о необходимости взаимодействия государства, бизнеса и некоммерческого сектора. Михеев не рассматривает социальное партнерство как взаимодействие трех секторов экономики. Он считает, что социальное партнерство является многосубъектным и чрезвычайно разнообразным процессом. Так к государственно-частному партнерству относятся процессы, которые различаются с точки зрения целей, масштабов, сложности, уровня деятельности (от локального до глобального), размера и разнообразия партнеров.[3] Кроме того, автор отмечает, что социальные партнерства бывают различными по длительности и количеству заинтересованных сторон. Плотников акцентирует внимание на локальном характере межсекторного социального партнерства. Государственно-частное социальное партнерство – это форма структурированного сотрудничества между бизнесом, государством и гражданским обществом на основе сближения интересов, направленная на достижение синергетического эффекта в общих целях на территории своей жизнедеятельности.[4] Автор считает, что реализация сотрудничества в целях улучшения развития конкретной территории наиболее эффективна.

В исследованиях С. А. Иванова под социальным партнерством подразумевается несколько значений. Социальное партнерство выступает как социальное действие; взаимодействие социальных субъектов; социокультурный феномен.[5] Здесь важно отметить необходимость организации социального партнерства для формирования общего социокультурного пространства, которое обеспечивало бы удовлетворение потребностей и согласование интересов различных субъектов.

Согласно закону государственно-частное партнерство – юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.[6]

Различные ученые продолжают изучать государственно-частного партнерства. В рамках социальной работы оно рассматривается как взаимодействие различных секторов экономики, направленное на решение социальных проблем общества. Так, государственно-частное партнерство представляет собой институциональный и организационный альянс государственной власти и частного сектора с целью реализации общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности – от развития важных стратегических сфер экономики до предоставления общественных услуг в масштабах всей страны и отдельных территорий.[7]

Государственно-частное партнерство является необходимым процессом для организации эффективной социальной политики государства. Представители каждого сектора имеют разные представления о социальных проблемах общества, обладают разными ресурсами для решения этих проблем. Но опираясь на социальное партнерство, они способны выработать стратегию и приоритеты социальной политики, а также организовать их практическую реализацию. По мнению экспертов, в развитых экономиках 75-80% всех проектов, как совокупности форм взаимодействия муниципальной власти и частных структур, приходится на объекты, оказывающие социально значимые услуги. [8]

Нормативно-правовая база, регулирующая отношения в сфере государственно-частного партнерства, представлена Федеральным законом «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», Федеральным законом №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Постановлением Правительства РФ от 01.03.2008 г. № 134 «Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации» и подзаконными актами, регламентирующими отдельные вопросы конкурсного отбора проектов для предоставления бюджетных ассигнований из Фонда, отдельными федеральными законами в области создания государственных корпораций в различных областях.

Использование механизма ГЧП в сфере предоставления социально значимых услуг является своевременным и правильным в свете проекта Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Согласно этому закону система социального обслуживания включает государственные организации социального обслуживания, негосударственные организации социального обслуживания, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание.[9]

Одним из приоритетов Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, является развитие институтов гражданского общества и эффективное взаимодействие некоммерческих организаций, бизнеса и органов государственной власти, местного самоуправления в решении важнейших социальных задач. С нашей точки зрения, существенным фактором становления ГЧП в социальных отраслях сферы услуг является активное участие в отношениях партнерства социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО), которые должны играть роль связующего, координирующего и контролирующего звена между бизнесом, государством и населением как главной целевой группы, получающей социально значимые услуги.[10]

Так можно перечислить разнообразные механизмы взаимодействия государства, бизнеса и НКО. Сначала реализуются процедурные или переговорные механизмы, формирующиеся в ходе совместного обсуждения. Наиболее распространенными механизмами являются региональные общественные палаты, региональные форумы некоммерческого сектора (социальные, гражданские), общественно-консультационные и координационные советы, комиссии, собрания, рабочие группы.[11] В результате эти механизмы оформляются в виде соглашений или даже региональных нормативно-правовых актах. Для непосредственной реализации социальных программ и акций используются конкурсные механизмы. В эту группу входят механизмы социального заказа, мунициапального социального гранта, тендера, конкурса социальных проектов, конкурса гражданских инициатив, конкурса авторских вариативных программ, конкурса проектов на соискание гранта правительства в области культуры и искусства, конкурса на получение кредита и др.[12] Социально-технологические механизмы реализуются в результате освоения НКО или бизнесом новых технологий. Некоммерческие организации, бизнес-организации, профессиональные ассоциации и независимые аналитические центры предлагают новые идеи и решения, которые отличаются от иных технологий, применяющихся государственными учреждениями. Организационно-структурные механизмы характеризуются тем, что власть совместно с НКО и/или бизнесом, действующими на той же территории, образуют новую структуру, которой делегируется часть функций по решению социально значимых задач через вовлечение граждан и общественных объединений при финансовой поддержке со стороны власти и/или бизнеса.[13] Комплексные механизмы представляют собой совокупность нескольких перечисленных выше механизмов.

Таким образом, можно рассмотреть партнерство государственного сектора с некоммерческими организациями и бизнес-сектором.

Так из всего многообразия НКО можно выделить 4 группы[14]:

1. Объединения людей по общим проблемам или интересам («организации взаимопомощи» - объединения инвалидов, родителей больных детей и т.д. и организации клубного типа – группы самосовешенствования, клубы по интересам и др.) Это так называемые НКО- интраверты. НКО реализует различные социальные проекты, осуществляемые на средства государственной поддержки, выделенные в качестве грантов. Взаимодействие этих секторов в основном осуществляется на конкурсной основе. Для таких объединений НКО властные структуры являются, прежде всего, источником правовых, финансовых и иных средств решения проблем их членов. Отсюда, социальное партнерство между подобными некоммерческими организациями и государством является важным фактором для осуществления социальной работы. Также заметную роль в финансировании НКО играют иностранные фонды.

2. Объединения, созданные для решения проблем, не затрагивающих непосредственно членов НКО (благотворительные организации, часть из которых на решение проблем определенных категорий населения – престарелых, многодетных, безработных и т.д., и экологические в широком смысле организации, специализирующиеся на защите окружающей среды, памятников культуры) К таким НКО можно отнести НРОО «Детский проект», благотворительный фонд «Серафима», экологический центр «Дронт», НРБООИ «Забота» и т.д. Эти организации активно сотрудничают с государственными структурами. Также можно сказать, что НКО данного типа сотрудничают с органами власти фактически на равных, так как некоммерческие организации существенно облегчают деятельность органов власти и зачастую создают новые социальные технологии. При этом государство не является единственным партнером для благотворительных организаций, так как такие некоммерческие организации все более активно работают с коммерческим сектором и частными благотворителями.

3. Объединения, созданные для контроля деятельности власти и защиты от ее произвола (правозащитные организации). В Нижнем Новгороде существуют такие организации как социальный фонд «Право на жизнь», Областная общественная организация «Защита потребителя» и т.д. Социальный фонд «Право на жизнь» содействует защите прав и интересов подрастающего поколения, пропаганде здорового образа жизни и профилактике вредных привычек в молодежной среде.

4. Ресурсные центры НКО, аналитические и образовательные центры, НКО-посредники («инфраструктурные организации»). Данные организации осуществляют посредническую деятельность в формировании социального партнерства между некоммерческими организациями и органами власти.

Ярким примером взаимодействия государства и НКО может служить программа «Помощь детям - сиротам в России». Специалисты общественных организаций при поддержке местных органов власти разработали и внедрили уникальные подходы и методы работы для различных категорий детей по профилактике социального сиротства, а также социальной адаптации детей-сирот и защиты их прав. Только за три года эти организации оказали помощь более чем 13 тысячам детей и 10 тысячам семей.[15]

В качестве частно-государственного партнерства реализовывался проект «Внедрение современных технологий обучения детей с расстройствами аутистического спектра в коррекционных образовательных учреждениях». В ходе данного проекта проходит обучение педагогов коррекционных школ принципам организации обучения таких детей. Для участия в проекте экспертной комиссией были отобраны шесть коррекционных школ г. Нижнего Новгорода. В этих образовательных учреждениях открываются классы по типу «Особый ребенок», наполняемостью не более шести человек. Проект реализуется согласно трехстороннему договору о сотрудничестве, который подписан Фондом «Обнаженные сердца», основанным Натальей Водяновой, Нижегородской региональной общественной организацией поддержки детей и молодежи «Верас» и департаментом образования администрации города Нижнего Новгорода при поддержке компании «ГАЗПРОМ Экспорт».

Следующим примером ГЧП может выступать проект «Дорога в самостоятельную жизнь». Цель проекта — привить навыки социально-бытовой адаптации, сделать молодых людей максимально самостоятельными, способными жизнь в нашем обществе. Сегодня самая распространенная форма жизни людей с ментальной инвалидностью – изоляция в психоневрологическом интернате закрытого типа. Они день за днём проводят в четырёх стенах, в условиях, которые давно не соответствуют международным нормам и простым человеческим представлениям о достойной жизни. Разработан совершенно новый подход для подготовки молодых людей с умственными и психофизическими нарушениями к самостоятельной жизни – службу учебного сопровождаемого проживания на тренировочной квартире. Специалисты службы помогают ребятам учиться самостоятельной жизни – готовить еду, планировать бюджет, ходить в магазин, общаться с окружающими, убирать за собой, организовывать досуг. Один курс проживания длится 2 месяца, его одновременно проходят 4 молодых человека: два юноши и две девушки. Осуществление проекта проходит на основе социального партнерства социального партнерства государства и общественности. Проект реализуется Нижегородской региональной общественной организацией поддержки детей и молодежи «Верас» совместно с министерством социальной политики Нижегородской области, администрацией города Нижнего Новгорода, общественная благотвроительная организация инвалидов с детства «Радуга», бизнес — структуры и другие фонды.

В рамках социального партнерства государство формирует законодательную базу, контролирует соблюдение законодательства, обеспечивает экономическую поддержку (прямое финансирование, налоговые льготы), обеспечивает кадровую поддержку. Государство выступает главным объединяющим сектором в реализации социальных программ посредством таких конкурсных механизмов как социальный заказ, социальный грант и т.д. Очень важно отметить, что роль государства в реализации социального партнерства заключается в согласовании взаимных ожиданий каждого из секторов.

Согласно ФЗ РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» к формам государственной поддержки относятся[16]:

1) Финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций

2) Предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах

3) Размещение у социально ориентированных НКО заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Важным фактором развития социальной работы является участие бизнеса в данной деятельности. Хотя основная доля ответственности лежит на государственных органах, социально ориентированный бизнес помогает в решении социальных проблем населения и компенсирует некоторые пробелы государственной социальной политики. По данным действующего в России филиала британского Объединения благотворительных организаций, российский бизнес тратит на благотворительность до 17 % чистой прибыли. Но такие расходы, как правило, не афишируются.[17] Социальная деятельность помогает поднять авторитет компании. Таким образом, бизнес становится ценным партнером власти и информационных сообществ. В реализации практик КСО уже выявились лидеры, среди них ГМК «Норильский никель», ОАО «Лукойл», ФК «Уралсиб», ОАО «Северсталь», группа СУАЛ, АФК «Система», «Альфа-банк», «Росбанк», «Интеррос» и др.

Несмотря на положительные сдвиги в развитии социального партнерства, на сегодняшний день сотрудничество бизнеса и государства находится на начальной стадии развития. Существуют определенные проблемы развития ГЧП. Основной проблемой социального партнерства в России является его несистемный и фрагментарный характер. Хотя в последние годы был замечен явный прогресс в области социального партнерства, нельзя отрицать, что остается еще множество трудностей в его развитии. В связи с этим важным условием развития социального партнерства является сформированная законодательная база, регулирующая отношения между государством, коммерческим сектором и некоммерческими организациями. На данный момент в России вводятся законы о социальном партнерстве, но до конца эта сфера не разработана. Государственно-частное партнерство остается малорегулируемым и расплывчатым понятием.

В современных условиях фактически не существует системного подхода во взаимодействии государства и бизнеса. Характерной особенностью модели социальной ответственности бизнеса является преобладание краткосрочных программ социального инвестирования. Участие бизнеса в социальной сфере носит добровольный характер. Зачастую эта деятельность не воспринимается предприятиями в полной мере, т. к они имеют другие цели. Уязвимым моментом для государственно-частного партнерства российского бизнеса с другими акторами является неочевидность выгод для этой деятельности. В России бизнес самостоятельно определяет меру своей ответственности за социальное развитие общества. Кроме того, характерной особенностью модели социальной ответственности бизнеса является преобладание краткосрочных программ социального инвестирования. К другим проблемам развития государственно-частного партнерства можно отнести отсутствие государственных и общественных институтов по контролю за деятельностью компаний в рамках социальной ответственности, недостаточность информационной открытости компаний в сфере социальной политики. Однако общество ждет от бизнеса заполнения прорех государственной социальной политики. Граждане ждут от корпораций развития материальной базы здравоохранения, образования, науки, культуры, спорта (56,6 %), создания новых рабочих мест (55,8 %), помощи наиболее социально уязвимым группам (41,6 %).[18] Поэтому встречное движение власти должно разграничить общую ответственность государства и бизнеса. Так степень ответственности каждого из субъектов определяется через систему частно-государственного партнерства. Как правило, такое партнерство предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а, наоборот, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов.[19] Заключив соглашение о социальном партнерстве, бизнес сможет упорядочить и спланировать свои расходы на социальные программы всех направлений, отслеживать их эффективность, учитывать свои интересы. Важно отметить, что социальное партнерство приносит выгоду как государству, так и самому бизнесу. Государство передает часть функций и обязательств за социальное развитие общества в ведение бизнеса и тем самым уменьшает свою социально-экономическую нагрузку. Социальная деятельность бизнеса помогает поднять авторитет компании в глазах общественности. Социально ответственные компании могут привлечь больший инвестиционный капитал, чем другие организации. Происходит освещение деятельности компании в СМИ, повышение спроса на товары и услуги, производимый компанией, увеличение привлекательности компании как работодателя. Кроме того, социально ответственные компании получают возможность повысить рост производительности труда персонала, увеличить долю клиентов. Сейчас уделяется большое внимание участию бизнеса в социальных вопросах, так как это повышает их конкурентноспособность, расширяет сферы присутствия российского бизнеса в различных регионах, способствует выходу на международный рынок.

Сегодня происходит переход от традиционной хаотичной модели благотворительности к социальному инвестированию. Бизнес может активно развивать местное сообщество. Многие компании оказываются вовлеченными в жизнь местного сообщества путем осуществления различных социальных программ и акций поддержки социально незащищенных слоев населения, оказания поддержки сохранения и развития жилищно-коммунального хозяйства и объектов культурно-исторического значения, спонсирования местных, культурных, образовательных и спортивных организаций и мероприятий, поддержки социально значимых исследований и компаний и т.п.[20]

В основном социальные программы осуществляются с помощью использования различных средств: благотворительные пожертвования, делегирование сотрудников, денежные гранты, корпоративное спонсорство, корпоративный фонд, социальные инвестиции, социально значимый маркетинг.[21]

При этом социальное партнерство бизнеса не ограничивается определенным количеством сторон. Бизнес привлекает различных партнеров. Можно выделить следующие типы социальных программ[22]:

· Собственные программы компаний

· Программы партнерства с местными, региональными и федеральными органами государственного управления

· Программы партнерства с некоммерческими организациями

· Программы сотрудничества с общественными организациями

· Программы сотрудничества с профессиональными объединениями

· Программы информационного сотрудничества со СМИ

Одним из примеров соединения ресурсов государства, некоммерческих организаций и бизнеса являются благотворительные турниры по футболу «Добрый мяч». Данные чемпионаты проводятся в рамках проекта «Вместе для добрых дел». Участниками проекта являются некоммерческая организация «Верас», благотворительный фонд «Обнаженные сердца», администрация города Нижнего Новгорода, нижегородские социально ответственные компании. Данные турниры проводятся для поддержки детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. В то время как корпоративные команды борются за звание сильнейших, дети и молодые люди с нарушениями развития увлеченно наблюдают за футбольными баталиями. Для самых маленьких зрителей турнира организуются мастер-классы по оригами, аквагриму, росписи тарелок. После того, как все матчи сыграны, призеры турнира награждаются кубками и медалями, а все участники, почетные гости и волонтеры получают памятные сувениры. Однако главный приз получают дети и молодые люди с нарушениями развития. Все социально ответственные компании оставляют свой благотворительный взнос для помощи детям с ограниченными возможностями.

В настоящее время существует необходимость институционализации взаимодействия органов государственной власти и бизнеса. Роль государства заключается в инициировании проектов для частно-государственнного партнерства, улучшении правовой базы социального партнерства, ведении стратегического планирования совместных проектов, создании структур, контролирующих реализацию этих проектов, а также в создании положительного имиджа частно-государственного партнерства. Партнерские отношения могут принимать такие формы, как финансирование или пожертвования в натуральном выражении или между ними; совместная разработка и проведение проектов или другой оперативной деятельности; организация совещаний или других мероприятий; совместное проведение кампаний или информационно-разъяснительной работы; проведение совместных исследований и выпуск совместных публикаций; временный обмен кадрами или же меры по обмену или накапливанию знаний и информации. В России пока не существует законодательства в области социальной ответственности бизнеса, нормативно-правовая база, регулирующая деятельность бизнеса в сфере социальной ответственности, лишь разрабатывается. В июле 2009 года была принята Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, в которой обещана поддержка и льготы организациям, занимающимся благотворительной деятельностью. Таким образом, государство обеспечивает участие бизнеса в социальной политике посредством экономической поддержки и обеспечения прозрачных законодательных рамок для социальной деятельности компаний.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.


[1] Собчук, Н.В. Основные подходы к интерпретации понятия межсекторного социального партнерства в современном мире / Н.В. Собчук // Вопросы управления [Электронный ресурс] – Режим доступа:< https://vestnik.uapa.ru/ru-ru/issue/2008/04/08/> (Дата обращения 02.03.2017г.).

[2] Якимец, В.Н. Межсекторное социальное партнерство в России: основы, теория, принципы, механизмы / В.Н. Якимец // Информационно методический портал Вектор добровольчества [Электронный ресурс] – Режим доступа:< https://www.kdobru.ru/> (Дата обращения 06.03.2014г.).

[3] Михеев, А.Н. Многосторонние партнерства: определение, принципы, типология,процесс осуществления / А.Н. Михеев //Информационное общество.-2005.-№ 3.-С.18.

[4] Плотников, А.И. Межсекторное партнерство как социальная инновация муниципальной власти России / А.Н. Плотников // Современные научные исследования и инновации [Электронный ресурс] – Режим доступа:< https://web.snauka.ru/issues/2011/05/404> (Дата обращения 06.03.2014г.).

[5] Иванов, С.А. Социальное партнерство как феномен цивилизации / С.А. Иванов // Журнал социологии и социальной антропологии.- 2005.-№ 3.- С 87.

[6] Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:[Электрон.ресурс]:справочно-правовая система.- Режим доступа:// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/.-свобод.-Загл. с экрана.

[7] Нюхаев,Д.В. Государственно-частное партнерство в социальной сфере /Д.В. Нюхаев//Социально-экономические явления и процессы. – 2012. – № 1. – С.116.

[8] Барьеры развития механизма ГЧП в России. – М.; НПФ «Экспертный институт», 2010.

[9] Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: Федеральный закон РФ № 442-ФЗ.-Консультант Плюс:[Электрон.ресурс]:справочно-правовая система.- Режим доступа:// www.consultant.ru.-свобод.-Загл. с экрана.

[10] Зайнышева, З.Г. Государственно-частное партнерство в сфере предоставления социально значимых услуг /З.Г.Зайнышева, О.С. Семкина//Вестник университета – 2013. – № 3. – С.29 – 37

[11] Горный, М. Взаимодействие некоммерческих организаций и органов власти: сравнительный анализ законодательства / М. Горный // Журнал исследований социальной политики. – 2011. – № 2. – С.219 – 232.

[12] См.: Якимец, В.Н. Межсекторное социальное партнерство в России: основы, теория, принципы, механизмы / Якимец В.Н. – М. Едиториал УРСС, 2004. – 384 с.

[13] Там же. – С. 10 – 11.

[14] Чернышов, А.Н. Социальное партнерство как новая парадигма социально - экономического развития: теория и практика: монография: [науч. изд.] / А.Н. Черныщов, А.В. Чернышова. – Н.Новгород: Изд-во ВВАГС, 2011. – 138с. – С.52.

[15]Авронина, Л.В. Россия: НКО как особый сегмент рынка социальных услуг / Вклад негосударственных некоммерческих организаций в решение социальных проблем России. Развитие социальных услуг [Электронный ресурс] – Режим доступа:

< https://www.hse.ru/data/2010/04/19/1216827401/ngos_contribute.pdf> (Дата обращения 04.04.2017г.).

 

[16] О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций: Федеральный закон РФ №40- ФЗ от 05.04.2010: Принят Государственной Думой 24 марта 2010 г.- Консультант Плюс:[Электронный ресурс] справочно-правовая система.-М.,1997.-Режим доступа:// www.consultant.ru.-свобод.-Загл. с экрана.

 

[17] Семененко, И.С. Корпоративное гражданство: западные модели и перспективы для России [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.civisbook.ru/files/File/Semenenko-2005-5.pdf (Дата обращения 16.04.2014г.).

[18] Семененко, И.С. Корпоративное гражданство: западные модели и перспективы для России [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.civisbook.ru/files/File/Semenenko-2005-5.pdf (Дата обращения 16.04.2014г.).

[19] Чернышов, А.Н. Социальное партнерство как новая парадигма социально - экономического развития: теория и практика: монография: [науч. изд.] / А.Н. Черныщов, А.В. Чернышова. – Н.Новгород: Изд-во ВВАГС, 2011. – 138с. – С.61.

[20] Иванов, С.Ю. Социальная ответственность бизнеса: содержание и пути реализации / С.Ю. Иванов // Труд и социальные отношения. – 2008. – № 7. – С. 58.

[21] Иванов, С.Ю. Социальная ответственность бизнеса: содержание и пути реализации / С.Ю. Иванов // Труд и социальные отношения. – 2008. – № 7. – С. 58.

[22] Глебова, И.С. Социальная ответственность бизнеса в России и за рубежом / И.С. Глебова // Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина,2008. – 104 с. – С.20 – 21.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: