ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ III ОТДЕЛЕНИЯ




СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ III ОТДЕЛЕНИЯ.

III отделение строилось в сравнительно спокойное время: в течение всего николаевского царствования в России не было ни одного крупного революционного восстания. Такое положение позволяло не торопиться с организацией учреждения, и при всей своей суетливости и кажущейся загруженности важнейшими делами III отделение довольно долго не могло собраться и привести в единообразие свои разнородные части.

При образовании III отделения в него вошли три составных элемента: особенная канцелярия Министерства внутренних дел, возглавляемая фон Фоком, находившаяся в ведении того же Фока тайная агентура и жандармерия. Последняя и сама по себе была явлением сложным.

«Отдельный корпус жандармов, - читаем мы в официальном обзоре Министерства внутренних дел, - сложился из двух элементов: из жандармского полка, несшего военно-полицейскую службу при войсках, и из жандармских частей корпуса внутренней стражи. Жандармы при войсках впервые появляются 10 июня 1815 года, когда главнокомандующий Барклай-де-Толли предписал избрать в каждом кавалерийском полку по одному благонадежному офицеру и по пять рядовых, на коих возложить наблюдение за порядком на марше, на бивуаках и кантонир-квартирах, отвод раненых во время сражения на перевязочные пункты, поимку мародеров и т.п.

Чины эти наименованы жандармами и отданы в распоряжение корпусных командиров». В 1836 году был сформирован отдельный корпус жандармов. Само единство III отделения и жандармерии держалось только на личной унии шефа жандармов и начальника III отделения. Только в 1839 году должность начальника штаба корпуса жандармов была соединена с должностью управляющего III отделением, и лишь в 1842 году окончательно слились все жандармские части.

Само по себе III отделение являлось учреждением с сравнительно небольшим аппаратом. Первоначально личный состав был определен в шестнадцать человек, которые должны были обслуживать все четыре экспедиции. Функции между этими экспедициями распределялись следующим образом:

I экспедиция ведала всеми политическими делами – «предметами высшей полиции и сведениями о лицах, состоящих под полицейским надзором.»

II экспедиция – раскольниками, сектантами, фальшивомонетчиками, уголовными убийствами, местами заключения и крестьянским вопросом.

III экспедиция занималась специально иностранцами.

IV экспедиция вела переписку о «всех вообще происшествиях», ведала личным составом, пожалованиями и т.п.

Постепенно работа III отделения усложнялась. В 1828 году к кругу его деятельности была причислена и театральная цензура, в 1842 году выделенная в специальную V экспедицию. Увеличивалось и число служащих: к концу николаевского царствования штат состоял из сорока человек. Тем не менее строго размежевания дел между экспедициями не было, в течении долгого времени не было и установленной формы переписки. Наиболее же секретные дела, в том числе и работа тайной агентуры, были подчинены непосредственно управляющему III отделением – сначала М.Я. фон Фоку, потом А.Н. Мордвинову и Л.В. Дубельту. Управляющий отделением вместе с двумя-тремя наиболее ответственными сотрудниками собственно и являлся центральным двигателем всей системы. Он непосредственно сносился с тайными агентами, на его имя поступали многочисленные доносы и жалобы, от него зависело дать делу тот или иной оборот, так или иначе средактировать доклад.

 

Такова была структура «центральной шпионской конторы», как называл III отделение Герцен. На местах делами политической полиции ведали местные жандармские управления. Вся страна была разделена на несколько (сначала пять, потом восемь) жандармских округов, во главе которых стояли высшие жандармские чины. Округа, в свою очередь, распадались на отделения.

На отделение приходилось обычно две-три губернии; начальниками назначались жандармские штаб-офицеры.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ III ОТДЕЛЕНИЯ

Для лучшей характеристики деятельности вновь учрежденного «III отделения» и преследуемых им целей достаточно привести здесь один документ: инструкцию, данную шефом жандармов, 13 января 1827 года, лейб-гвардии Драгунского полка поручику Шервуду-Верному; она в достаточной мере знакомит с духом нового учреждения и способами, придуманными им для осуществления предначертанных ему благих целей и защиты страждущего человечества.

В предписании, данном генерал-адъютантом Бенкендорфом, сказано было, что поручику Шервуду-Верному предлагается «с получения сего отправиться для исполнения данных мной вам поручений в разные губернии Российского государства, согласно полученной вами для этого инструкции».

Упоминаемая шефом жандармов инструкция заключалась в следующем:

1) Обратить особенное внимание на могущие произойти без изъятия во всех частях управления и во всех состояниях и местах злоупотребления, беспорядки и закону противные поступки.

2) Наблюдать, чтобы спокойствие и права граждан не могли быть нарушены чьей-либо личной властью и преобладанием сильных лиц или пагубным направлением людей злоумышленных.

3) Прежде, чем приступить к обнаружению встретившихся беспорядков, вы можете лично сноситься и даже предварять начальников и членов тех властей или судов или те лица, между коих замечены вами будут незаконные поступки, и тогда уже доносить мне, когда ваши домогательства будут тщетны, ибо целью вашей должности должно быть, прежде всего, предупреждение и отстранение всякого зла; например, дойдут ли до вашего сведения слухи о худой нравственности и дурных поступках молодых людей, предварить о том родителей или тех, от коих участь их зависит, или добрыми вашими внушениями старайтесь поселить в заблудших стремление к добру и вывести их на путь истинный, прежде нежели обнаружить гласно их худые поступки пред правительством.

4) Свойственные вам благородные чувства и правила, несомненно, должны вам приобрести уважение всех сословий, и тогда звание ваше, подкрепленное общим доверием, достигнет своей цели и принесет очевидную пользу государству. В вас всякий увидит чиновника, который через мое посредство может довести глас страждущего человечества до престола царского и беззащитного гражданина немедленно поставить под высочайшую защиту государя императора.

5) Вы, без сомнения, даже по собственному влечению вашего сердца стараться будете узнавать, где есть должностные люди совершенно бедные, или сирые, служащие бескорыстно верой и правдой, не могущие снискать пропитание одним жалованием, о таковых имеете доставлять мне подобные сведения для оказания возможного пособия и тем самым выполнить священную на сей предмет волю императорского величества: отыскивать и отличать скромных вернослужащих.

 

Итак, политическая полиция в конце XIX-начале XX в. организационно состояла из Отдельного корпуса жандармов и охранных отделений. В указанный период структура жандармерии определялась Поло-жением об Отдельном корпусе жандармов от 9 сентября 1867 г., в соответствии с которым корпус состоял из Главного управления, управлений Кавказского, Варшавского и Сибирского округов, 56 гу-бернских управлений, 50 уездных управлений Северо-Западного края, наблюдательного состава, петербургского и московского дивизионов, 13 конных команд и полицейских управлений на железных дорогах Основным звеном структуры Отдельного корпуса жандармов были губернские управления. Положение 1867 г. различало жандармские управления Московской губернии и губернские управления первой и второй категории. Различия основывались на размерах губерний, этнографических и экономических условиях и выражались в большей или меньшей штатной численности и сумме добавочного жалованья, выплачивавшегося чинам. В штат губернского управления входили: начальник, помощник начальника, адъютант, секретарь и два писаря.

Наблюдательный состав Отдельного корпуса жандармов, переименованный в 1870 г. в дополнительный штат губернских жандармских управлений, состоял исключительно из унтер-офицеров, в задачу кото-рых входил сбор информации о настроении умов в Империи. Унтер-офицеры размещались в губерниях и уездах в специальных пунктах из расчета по два человека на пункт.

Судебная реформа 1864 г. оказала существенное влияние и на функции жандармерии. Новые Судебные уставы о жандармах вообще не упоминали, и корпус оказался в нелепом положении, так как не было понятно каким нормативным актом регулируется его деятель-ность. Эта ситуация была исправлена 19 мая 1871 г. принятием "Правил о порядке действий чинов Корпуса жандармов по исследованию преступлений". Этот акт вводил жандармерию в число участников у головного процесса, предоставив ей право производства дознаний по государственным и уголовным преступлениям, причем жандармам вменялось в обязанность содействовать прокуратуре и полиции в обнаружении уголовных преступлений. Жандармы были обязаны сообщать в прокуратуру и полицию о всех замеченных преступлениях и проступках, подсудных общим судебным установлениям. В тех случаях, когда до прибытия полиции следы преступления могли уничтожиться, а подозреваемый скрыться, жандармы были обязаны принять меры к сохранению следов и задержанию подозреваемого.

 

 

Порядок комплектования, обучения и социального обеспечения полицейских чинов в дореволюционной России.

 

Петр I в 1715 г. основывает в новой столице Главную полицмейстерскую канцелярию как орган управления полицией. Непосредственное формирование полицейских органов начинается в Петербурге с 25 мая 1718 г., когда учреждается должность Санкт-Петербургского генерал-полицмейстера. Одновременно с этим создается орган политической полиции - Тайная канцелярия, проводятся изменения в судебной системе.

Первым генерал-полицмейстером Санкт-Петербурга был назначен личный адъютант императора Петра I Антон Мануилович Девиер.

С учреждением новой должности началось комплектование аппарата генерал-полицмейстера, который одновременно с назначением получил собственноручно утвержденную императором инструкцию, в которой определялась его компетенция. Однако в процессе комплектования полицейского аппарата выявился целый ряд трудностей, которые во многом являлись сопутствующими этому процессу на протяжении многих десятилетий: недостаточность средств для содержания полицейских чиновников, обусловившая необходимость значительную долю их обязанностей возложить на обывателей - жителей столичного города; острый недостаток квалифицированных чиновников в первой половине XVIII в.; отсутствие, должного поощрения гражданской службы; низкая популярность службы в полиции и др.

В отчете Главной полицмейстерской канцелярии (1726 г.) отмечалось, что в полиции служат освободившиеся с каторги и гулящие люди, которые «едва не всё штрафованы за побеги и кражи, да ныне состоят в непристойных непотребностях и пьянствах». Аналогичная кадровая ситуация наблюдалась и в московской, полиции. Сложившаяся ситуация не способствовала стабилизации, обстановки в столицах и вызывала озабоченность правительства. Анализ законодательства, регламентирующего полицейскую деятельность, указывает на попытки правительства к её расширению и усилению, однако при этом не устанавливалось никаких определенных границ данной управленческой сферы государственной деятельности, не был упорядочен ее объем, отсутствовала: меткость форм, и методов её осуществления.

В условиях абсолютной монархий процесс кадрового обеспечения полиции имел такие недостатки, как сословность в отборе, распределении и служебном, росте чиновников, отсутствие равного доступа подданных к государственной службе, закрытость выдвижения и назначения на должности, протекционизм при приеме на службу и при производстве в чин.

Прогрессивные изменения в. структуре полиции были осуществлены в годы правления Екатерины II, во время «Неосвещенного абсолютизма». В 1763 г. было утверждено стабильное штатное расписание полицейских органов в обеих столицах, увеличен управленческий штат.

Впоследствии, в 1775 г., на основании нормативного акта «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» Главная полицмейстерская канцелярия как центральный орган управления полицией упразднялась, была создана сельская полиция: нижний земский суд, исполнявший административно-полицейские и судебные функции, во главе с земским исправником. Непосредственной опорой нижнего земского суда в сельской местности были сотские и десятские, избиравшиеся из крестьян и нижних слоев местного населения. Земский исправник исполнял решения как уездных, губернских административных и судебных органов, так и дворянской опеки, защищавшей интересы дворянства.

Положительным моментом этого периода представляется то, что впервые в полицейском законодательстве определенно и четко закреплялись функции, компетенция и порядок деятельности для отдельных категорий должностных лиц полиции, при этом обращалось внимание на недопустимость злоупотребления служебными полномочиями полицейскими чинами.

В 1800 г. происходит окончательное разделение армии и полиции, последняя была признана как гражданское ведомство. Для усиления эффективности деятельности полицейских органов губернаторам, комендантам и полицмейстерам вменялось в обязанность возмещение материальных средств пострадавшим при хищении, краже казенного имущества, разбойных нападениях на почту. Все вопросы по реорганизации полиции в губерниях контролировал лично император. В это время была преобразована и укрупнена полиция в Киеве, Казани, Иркутске, Оренбурге, Ярославле, Екатеринбурге.

Так завершился процесс становления полиции России в XVIII в., продолжавшийся почти сто лет. В XVIII в. была заложена основа организации полиции и определены ее функции, уточнена компетенция и правовое положение в системе государственных органов. Была создана городская и сельская полиция, принявшая специфические, характерные только для России черты.

Дальнейшая централизация государственного управления потребовала реформацию системы отраслевых органов государст-венного управления. "В 1802 году был издан манифест «Об учреждении министерств», положивший начало новой форме отраслевых управленческих органов. В отличие от коллегий министерства обладали большей оперативностью в делах управления, в них усиливалась персональная ответственность руководителей и исполнителей, расширялось значение и влияние канцелярий и делопроизводства. Министр внутренних дел был обязан «заботиться о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве всей Империи», что определило сосредоточение в МВД, помимо руководства полицией, большого объема внутренних функций государства.

Социальная забота о чиновниках полиции со стороны правительства не ограничивалась только выплатой жалованья. Одновременно с этим все унтер-офицеры, согласно штатам и срокам положенности, получали обмундирование: пехотный (конно-драгунский) верхний и нижний мундиры и обувь. Материальные средства для обеспечения вещевым довольствием чиновников выделялись из доходов казначейства.

Уездным и городским правлениям вменялось в обязанность (из их доходов) закупать для чиновников полиции провиант и крупу, а лошадям фураж, с предоставлением в натуре или выделением денег согласно продажным ценам и нормам положенности по воинскому штату. Правительство обязало ружейную канцелярию снабжать управы благочиния необходимым количеством ружей, пистолетов, шпаг и сабель, а главный кригс-комиссариат - амуницией, седлами, портупеей, патронными сумами.

Указ от 10 марта 1808 г. закреплял за приставами и квартальными надзирателями право пользоваться квартирами от обывателей в частях и кварталах, где они несли службу. В этом же году правительство, проявляя заботу о социально-бытовом обустройстве служащих съезжих домов и чиновников, проживавших в казармах драгунской полицейской команды, распорядилось об отпуске денег из средств городских доходов на заготовку дров для отопления вышеуказанных помещений. 11 августа 1808 г. император издал указ, по которому, министру внутренних дел было разрешено увольнять в отпуска (до четырех месяцев) чиновников всех частей, входящих в МВД.

В 1810 г. утверждается положение о прибавлении жалованья чиновникам Санкт-Петербургской полиции, с выделением на эти цели дополнительно 33650 рублей в год, вследствие увеличения цен на продукты питания 30 июля 1823 г. было официально разъяснено положение правительства, в котором указывалось, что чиновникам полиции, как правительственным служащим, пенсии и единовременные пособия должны назначаться из средств государственного казначейства.

В качестве дарования особых прав и преимуществ для полицейских чиновников, поступавших на службу в полицию из военных частей, сохранялись прежние воинские звания.

Результаты полицейской реформы начала XIX в., направленные, в том числе, на усиление социальной защищенности чинов полиции, оказались не вполне соответствующими ожиданиям правительства. Личный состав полицейских команд был крайне неудовлетворительным, круг полицейских обязанностей оставался неопределенным и многосложным, содержание чинов полиции, несмотря на имевшие место прибавления заработка, мало соответствовало жизненному уровню. На устранение этих недостатков были направлены реформы, последовавшие во второй четверти XIX в. Заботы министра внутренних дел об улучшении материального положения полицейских чиновников со времени образования министерства постоянно соприкасались с проблемами финансового обеспечения. Выделение денег на нужды МВД, ежегодное увеличение расходов на расширение штатов полицейских управлений и на повышение окладов чиновников осуществлялось посредством издания огромного количества документов, составлявших переписку данного ведомства с министерством финансов, аргументировано доказывавших необходимость увеличения финансирования. Кроме того, большую роль в положительном (для МВД) разрешении финансовых проблем играло личное влияние императора.

С 1853 г. МВД стало комплектовать свои учреждения нижними военными чинами II разряда, состоявшими при гарнизонных батальонах (непригодными к строевой службе). Они обеспечивались содержанием за счет гражданского ведомства и получали обмундирование, амуницию и вооружение по нормам довольствия нижних воинских чинов. В целом, проведение замены профессиональных полицейских служителей военными нижними чинами отрицательно отразилось на качестве полицейской службы. Большинство военных чиновников не имело представления о полицейской деятельности. Кроме того, военное руководство отпус-кало в полицию нездоровых людей, с различными физическими недостатками, а также неблагонадежных в отношении исполнения обязанностей военной службы. Сформированные из таких лиц военно-полицейские команды во многих местностях не только не способствовали охране порядка и безопасности, но часто сами совершали правонарушения и преступления.

4 июля 1858 г. император утвердил представление об изменении порядка комплектования полицейских команд. Их решено было пополнять посредством найма способных и надежных людей из отставных или бессрочно отпускавшихся нижних чинов, а в случае их недостатка - из других сословий. Однако новый процесс комплектования полицейских органов шел медленно. Кроме того, отсутствовало единство руководящей власти, т. к. полицейские, помимо распоряжений и требований своего непосредственного начальства, обязаны были выполнять предписания различных учреждений (земских и городских управ, государственных имуществ, крестьянского присутствия, мировых судей и т. д.), зачастую противоречащих друг другу. Высоко был развит формализм делопроизводства, составлявший основную заботу начальствующего состава.

 

 

Учреждение сыскных отделений в дореволюционной России, их структура, основные направления деятельности.

 

С конца XIX века при канцеляриях полицмейстеров стали формироваться

сыскные отделения. К началу ХХ в. возникла настоятельная необходимость в

создании этих специальных органов, которые занимались бы оперативно-

розыскной деятельностью, или, как говорили тогда, розыском при раскрытии

уголовных преступлений. 6 июля 1908 г. был принят Закон «Об организации

сыскной части», в соответствии с которым в городах и уездах при полицейских

управлениях создавались сыскные отделения четырех разрядов.

Следует сказать, что в вопросе образования новых полицейских органов

законодатель часто шел вслед за складывавшейся практикой, и нормативные

акты, создавшие новые структуры, обобщали и конкретизировали имевшийся

опыт. Сыскные отделения действовали в столицах и наиболее крупных городах

уже в 80-х годах XIX в. и к 1908 г. накопили солидный опыт.

Закон от 6 июля 1908 г. формулировал задачу сыскных отделений как

производство розыска по делам общеуголовного характера. В нем, однако,

указывалось, что чины сыскных отделений имели все права и обязанности,

присвоенные полиции судебными уставами. Это означало, что сыскные

отделения, кроме оперативно-розыскных действий, должны проводить дознания

по уголовным преступлениям, а также выполнять отдельные поручения

прокуроров и судебных следователей. Это положение было подтверждено

«Инструкцией чинам сыскных отделений» от 9 августа 1910 г.

Согласно Инструкции чины сыскных отделений наделялись значительными

полномочиями. Например, гласное и негласное расследование или

систематический надзор за преступными и порочными элементами путем

негласной агентуры и наружного наблюдения. Наличие распоряжений и

инструкций начальников местной полиции, которые определяют отношения чинов

сыскных отделений и общей полиции, согласно которым для обеспечения общей

безопасности и борьбы с преступностью полицейские сыска должны стремиться к

единению с сотрудниками общей полиции, а те в свою очередь обязаны всегда и

во всем оказывать свое законное содействие чинам сыскных отделений.

Район деятельности сыскного отделения определяется пределами ведения

полицейского управления, в которое оно входит, но по особому поручению

руководства и с разрешения окружного прокурора полицейские сыска могут

проводить негласные розыски и дознания по всей губернии, вплоть до

преследования преступника на границе другой губернии до тех пор, пока к

преследованию не приступит местная полиция.

О деятельности по производству дознаний о преступлениях, а также о ходе

негласных расследований, предпринимаемых в видах предупреждения деяний

общеуголовных, начальник сыскного отделения обязан уведомить окружного

прокурора. Полицейские надзиратели и городовые сыскных отделений могут

получить поручение непосредственно от чина прокурорского надзора, но об

исполнении обязаны предварительно уведомить своего начальника, в

безотлагательных случаях, приступив к исполнению, доложить начальнику при

первой возможности.

Все сведения, касающиеся дел политического характера, начальник сыска

обязан незамедлительно сообщать начальнику губернского жандармского

управления или охранному отделению и не принимать каких-либо мер по данному

делу.

Большое внимание уделялось к подбору кадров и их профессиональной

подготовке для прохождения службы в сыскных отделениях. Лица,

привлекавшиеся к ответственности за преступления, а также

зарегистрированные где-либо за порочное поведение, на службу в сыскные

отделения не допускались.

По распоряжению министра внутренних дел П.А. Столыпина при Департаменте

полиции были образованы специальные курсы для подготовки начальников

сыскных отделений. Теоретической основой подготовки были лекции известного

криминалиста и практического работника розыска В.И. Лебедева «Искусство

раскрытия преступлений», изданные в 1909 г. отдельной книгой, используемой

в профессиональной подготовке сотрудников уголовного розыска. Большая часть

учебного времени на этих курсах отводилась практическим занятиям,

проводимых в тюрьме, в сыскных отделениях, где слушатели знакомились с

методами борьбы с преступностью. Такой подход к подготовке начальников

сыскных отделений определялся тем, что им предстояло заниматься

профессиональным обучением своих подчиненных, которые перед поступлением на

службу в сыск не проходили специальной оперативно-розыскной подготовки.

В 1913 г. МВД утвердило единую программу для школ и курсов, необходимую

для подготовки полицейских урядников. Общеобразовательная и правовая

подготовка этой категории полицейских служащих была значительно улучшена.

Урядники должны были изучать особенные части уголовного и уголовно-

процессуального права, статьи и разделы различных уставов Свода законов

Российской Империи, определявшие их административную и уголовно-

процессуальную деятельность, а также нормативные акты МВД и постановления

губернаторов. Так как сыскные отделения в то время существовали только в

городах, а в сельской местности оперативно-розыскной работой занимались

полицейские урядники, то специальная часть программы предусматривала

изучение сыскного дела.

Этот интересный факт подтверждал серьезность подхода к выполнению

оперативно-розыскной деятельности полицейскими, где предусматривалось не

только профессионализм работы, но и знание законодательной части и

эрудированности сотрудника уголовного сыска.

В заключении надо отметить, что Закон от 6 июля 1908 г. и инструкция

МВД от 9 августа 1910 г. как бы привязали сыскные отделения к своему

городу. Этот порядок лишал сыскную полицию определенной оперативности. А

реформа уголовного розыска, осуществленная в России в годы Первой мировой

войны, не привела к кардинальному улучшению работы общей полиции.

 

 

Учреждения охранных отделений в дореволюционной России, структура и основные направления деятельности.

 

Первое охранное отделение, называвшееся Отделением по охранению порядка и спокойствия в столице, было создано в 1866 году при канцелярии петербургского градоначальника в связи с начавшимися покушениями на Александра II. Вторым было Московское (Секретно-розыскное отделение при канцелярии московского обер-полицмейстера), созданное 1 ноября 1880 года по распоряжению министра внутренних дел М.Т. Лорис-Меликова. Третьим — созданное в 1900 году в Варшаве.

Деятельность первых охранных отделений оказалась, по мнению властей, успешной. В связи с разраставшимся революционным движением и слабостью губернских жандармских управлений власти все больше задумываются над тем, как усовершенствовать политический сыск, сделать его более организованным и гибким. В городах, где все чаще происходили выступления рабочих и учащейся молодежи, по инициативе Департамента полиции стали создаваться розыскные пункты (отделения). С августа 1902 года они открываются в Вильно, Екатеринославе, Казани, Киеве, Одессе, Саратове, Тифлисе, Харькове, Перми, Симферополе (Таврическое), Нижнем Новгороде.

Эти учреждения должны были осуществлять политический розыск, вести наружное наблюдение и руководить секретной агентурой. В Положении о начальниках розыскных отделений, утвержденном 12 августа 1902 года министром внутренних дел В.К. Плеве, указывалось, что «на обязанности начальников отделений лежит приобретение секретных агентов, руководство их деятельностью, а также выбор и обучение наблюдательных агентов»3. В том же году циркулярно рассылается «Свод правил» для начальников охранных отделений, в котором говорится, что задачей этих отделений является розыск по политическим делам, осуществляемый через секретную агентуру и филерское наблюдение. В обязанности начальников отделений вошла и вербовка внутренней агентуры. Они должны были хорошо знать историю революционного движения, следить за революционной литературой, а также по возможности знакомить с ней своих секретных сотрудников, развивая в последних «сознательное отношение к делу службы» Начальники розыскных и охранных отделений подчинялись непосредственно Департаменту полиции, который давал общее направление их деятельности, распоряжался личным составом.

Создание сети новых охранных отделений произошло во многом в результате инициативы, проявленной начальником Московского охранного отделения, затем заведующим Особым отделом Департамента полиции С.В. Зубатовым. Однако отставка осенью 1903 года помешала ему реализовать свои планы в полном объеме.

По мере роста числа охранных отделений возникает и усиливается соперничество между губернскими жандармскими управлениями и охранными отделениями. В своих циркулярах Департамент неоднократно призывает их к «взаимопомощи», обмену сведениями. Во многом эти конфликтные ситуации возникали в связи с тем, что, хотя функции ГЖУ и охранных отделений были разделены, в действительности розыскная деятельность (за которую отвечали охранные отделения) и деятельность наблюдательная, а также проведение дознаний (которыми занимались ГЖУ) тесно переплетались. На практике отделить одно от другого порой было невозможно. Те руководители охранных отделений, которые проходили по штабу корпуса жандармов, в строевом отношении были подчинены начальнику ГЖУ. Последний, как правило, был в чине полковника или генерал-майора. Но в отношении служебном ему приходилось порой подчиняться младшему по чину начальнику охранного отделения.

В 1906—1907 годах по инициативе директора Департамента М.И. Трусевича проводится работа по созданию новых охранных отделений, розыскных частей, расширяется вся сеть учреждений политического розыска. В декабре 1907 года насчитывалось уже 27 охранных отделений.

9 февраля 1907 года Столыпин утверждает «Положение об охранных отделениях». В Положение вошли и пункты, касающиеся взаимоотношений с ГЖУ, обмена информацией между охранными отделениями. Жандармские и политические органы, получая сведения, относящиеся к роду деятельности охранных отделений, должны были сообщать их охранному отделению для разработки, обысков, выемок и арестов, которые не могли производиться без ведома начальника охранного отделения. В свою очередь начальники охранных отделений должны были осведомлять ГЖУ об обстоятельствах, интересующих последних в процессе производимых ими дознаний.

В 1906—1907 годах возникают охранные пункты. Они организуются прежде всего в местах, отдаленных от центра, там, где в тот период наблюдался рост «боевых» настроений среди населения. Первые охранные пункты были учреждены в Хабаровске, Пензе, Гомеле, Владикавказе, Екатеринодаре, Житомире, Костроме, Полтаве, Курске и ряде других городов.

Одновременно с работой по созданию охранных пунктов по предложению все того же Трусевича в системе политического сыска создаются совершенно новые учреждения — районные охранные отделения. 14 декабря 1906 года Столыпин утверждает специальное Положение о районных охранных отделениях. Создавались они в «целях успешной борьбы с революционным движением, выражающимся в целом ряде непрерывно продолжающихся террористических актов, аграрных беспорядков, усиленной пропаганды среди крестьян, в войсках и во флоте». Положением о районных охранных отделениях на них возлагалась задача объединения всех функционирующих в пределах района (охватывающего несколько губерний) органов политического розыска. Большое внимание придавалось принятию быстрых решений, слаженной совместной работе охранных отделений и жандармских управлений, «чтобы деятельность носила более живой и планомерный характер»..

К числу основных задач районных охранных отделений принадлежали организация внутренней агентуры для «разработки» всех местных партийных организаций и руководство деятельностью агентуры и розыска в границах района. С этой целью начальники районных охранных отделений имели право созывать совещания офицеров, непосредственно ведущих политический розыск. Они также должны были информировать высшие розыскные учреждения о положении дел в революционном движении района, помогать в деле политического розыска соответствующим учреждениям других районов. Офицеры районных охранных отделений могли пользоваться всеми следственными и агентурными материалами жандармских управлений и охранных отделений. В случае необходимости им должны были быть известны и секретные сотрудники — агенты, находящиеся в ведении того или иного офицера жандармского управления и охранного отделения.

На первоначальном этапе своей деятельности районные охранные отделения сыграли немалую роль в разгроме партийных организаций, партийных комитетов, координации деятельности сыскных служб на местах. Их успехи подняли престиж розыскной деятельности среди властей, создали иллюзию возможного разгрома революционных организаций.

С 1909 года деятельность районных охранных отделений ослабевает, что было в значительной мере связано с затишьем в деятельности революционных организаций.

В.Ф. Джунковский, назначенный в январе 1913 года товарищем министра внутренних дел, заведующим полицией, поднял вопрос о целесообразности существования охранных отделений.. В 1914 году все районные охранные отделения, кроме Туркестанского и Восточно-Сибирского, были упразднены. Остальные действовали до 1917 года.

 

 

Образование, структура и основные направления деятельности Министерства полиции в Российской империи.

 

Дальнейшее развитие органов центрального полицейского управления связано с осуществлением реформы М.М. Сперанского, в ходе которой было образовано Министерство полиции. Министерство полиции состояло из департаментов (Департамент полиции хозяйственной, Департамент полиции исполнительной, Медицинский департамент) и двух канцелярий (общей и особенной). Департамент полиции хозяйственной осуществлял контроль за ценами, продовольственным снабжением городов, пресекал спекуляцию. В его ведении также находились смирительные и работные дома. Департамент полиции исполнительной контролировал работу местной полиции, надзирал за проведением следствий по уголовным делам, занимался поимкой дезертиров. Медицинский департамент ведал санитарным надзором, организацией мер по предотвращению эпидемий и эпизоотий, снабжением лекарствами. Особенная канцелярия Министерства полиции занималась секретным делопроизводством, политическим сыском, наблюдением за иностранцами. Правительство наделило Министерство полиции большими полномочиями. Кроме собственно охранения внутренней безопасности, Министерство следило за исполнением законов всеми другими государственными министерствами. Поэтому многие высшие сановники империи негативно восприняли появление нового контрольного органа и использовали любые возможности для дискредитации его деятельности. В конце концов в 1819 году вновь назначенному министру внутренних дел В.П. Кочубею удалось обосновать перед царем необходимость его ликвидации с возвращением функций Министерства полиции в Министерство внутренних дел.

 

 

Образование и правовое положение профессиональных пожарных команд в Российской империи.

 

В апреле 1649 года выходит царский "Наказ о Градском благочинии", устанавливающий строгий порядок при тушении пожаров в Москве. Историческая ценность Наказа заключается в том, что в нем были заложены основы профессиональной пожарной охраны: создан оплачиваемый штатный состав, введено постоянное дежурство в виде объезда города, предусмотрено использование при тушении механизированных водоливных труб, объезжим предоставлено права наказания жителей города за нарушения правил обращения с огнем. Служба Гра



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: