ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ)
Целью освоения учебной дисциплины (модуля)
Эффективность торговой деятельности |
(название дисциплины (модуля)) |
Является приобретение теоретических знаний и выработка практических навыков оценки эффективности различных аспектов торговой деятельности, выявление проблем и поиск путей повышения.
Задачи курса:
- систематизированное изложение методологических вопросов и теоретических положений эффективности торговой деятельности;
- изучение принятой терминологии, овладение методами практической работы по оценке эффективности различных сторон хозяйственной деятельности предприятия;
- ознакомление с основными законодательными, нормативными и правовыми документами формирования показателей деятельности предприятия.
ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Результатом освоения дисциплины является формирование у студентов следующих компетенций:
ОК-8 | Способен находить организационно – управленческие решения и готов нести за них ответственность. |
ПК-1 | Способен собрать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально – экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов. |
ПК-2 | Способен на основе типовых методик и действующей нормативно – правовой базы рассчитать экономические и социально – экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов. |
ПК-3 | Способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами |
ПК-6 | Способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты. |
ПК-11 | Способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта. |
ПК-13 | Способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально – экономической эффективности, рисков и возможных социально – экономических последствий. |
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать: | · Основные понятия эффекта и эффективности, методические подходы к оценке; · Методики оценки экономической и социальной эффективности торговой деятельности; · Основные факторы, влияющие на эффективность торговли; · Основные пути повышения эффективности торговой деятельности. |
Уметь: | · Анализировать показатели общей и частной эффективности использования ресурсов, затрат и экономических результатов деятельности; · Использовать интеграционные механизмы для повышения эффективности хозяйственного комплекса; · Оценивать предлагаемые варианты управленческих решений и обосновывать предложения по их совершенствованию. |
Владеть/быть в состоянии продемонстрировать: | · Методиками системного и комплексного анализа эффективности хозяйственной деятельности; · Основными направлениями развития и повышения эффективности торговой деятельности; · Принятием организационно – управленческих решений, с учетом критериев социально – экономической эффективности. |
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Учебная дисциплина «Эффективность торговой деятельности» входит в число вариативных дисциплин по выбору учебного плана по направлению подготовки 080100.62 «Экономика», профилю подготовки «Экономика предприятий и организаций. Торговля». Освоение дисциплины происходит во втором семестре. Компетенции, формируемые у студентов при изучении учебной дисциплины «Эффективность торговой деятельности», могут быть востребованы при изучении таких дисциплин учебного плана как «Интеграционное процессы в торговле », «Торговые сети», «Экономическое обеспечение торговли», «Администрирование в торговле» и др., а также во время прохождения учебной практики, подготовке курсовых и выпускных квалификационных работ.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ) В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ
Общая трудоемкость дисциплины составляет: 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе:
· для студентов очной формы обучения (2 семестр): лекции – 40 часов, практические занятия – 40 часов, самостоятельная работа, включая подготовку к экзамену, – 64 часа;
· для студентов заочной формы обучения (6 семестр): лекции – 8 часов, практические занятия – 10 часов, самостоятельная работа, включая подготовку к экзамену, – 64 часов.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ), СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ) С УКАЗАНИЕМ ОТВЕДЕННОГО НА НИХ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ И ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
5.1 Тематический план изучения дисциплины
Для студентов очной формы обучения:
№ | Тема, раздел | Количество часов | Формы контроля | Самостоятельная работа | |||
лекции | практические | в том числе в интерактивной форме | Кол-во часов | Формы контроля | |||
1. | Тема 1: Эффективность торговли | самоконтроль | самоконтроль | ||||
2. | Тема 2: Современные направления развития и повышения эффективности торговой деятельности | Контрольная работа №1 | |||||
3. | Тема 3: Методики оценки эффективности торговой деятельности | Контрольная работа №2 | |||||
4. | Тема 4: Оценка эффективности торговой деятельности | Контрольная работа №3 | |||||
5. | Тема 5: Социальная эффективность торговой деятельности | Домашняя работа №1 | |||||
6. | Тема 6: Проблемы повышения эффективности торговой деятельности | Защита рефератов | |||||
7. | Подготовка к экзамену | Экзамен | |||||
ИТОГО: |
Для студентов заочной формы обучения:
№ | Тема, раздел | Количество часов | Формы контроля | ||
Лекции | Практические | Самостоятельная работа | |||
1. | Тема 1: Эффективность торговли | Самоконтроль, контрольный опрос | |||
2. | Тема 2: Современное направление развития и повышения эффективности торговой деятельности | - | Домашняя контрольная работа №1 (20 баллов) | ||
3. | Тема 3: Методики оценки эффективности торговой деятельности | Самоконтроль, контрольный опрос | |||
4. | Тема 4: Оценка эффективности торговой деятельности | Самоконтроль, контрольный опрос | |||
5. | Тема 5: Социальная эффективность торговой деятельности | Самоконтроль, контрольный опрос | |||
6. | Тема 6: Проблемы повышения эффективности торговой деятельности | Самоконтроль, контрольный опрос | |||
7. | Подготовка к экзамену | Экзамен | |||
ИТОГО: |
Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Эффективность торговли.
Экономические категории: экономический результат, экономический эффект, экономическая эффективность и их взаимосвязь.
Виды эффективности: эффективность хозяйственной деятельности, эффективность использования отдельных видов ресурсов, эффективность производства товаров и оказания услуг. Классификация форм проявления эффективности.
Развитие торговли, как условие роста эффективности общественного производства.
Экономическая и социальная эффективность торговой деятельности:
- экономическая как достижение эффективности в процессе продвижения и реализации товара, продукта;
- социальные, как удовлетворение потребности в товарах и услугах, качестве обслуживания.
Эффективность торговой отрасли: как обобщающая эффективность торговли, эффективность звена территориально – хозяйственного комплекса, эффективность внутриотраслевых систем.
Показатели, характеризующие социально – экономическую эффективность торговли на уровне отрасли.
Показатели, характеризующие общую экономическую эффективность торговли. Критерии эффективности торговых систем. Система показателей, характеризующих социально – экономическую эффективность оптовой, розничной торговли и общественного питания.
Факторы, влияющие на эффективность отрасли в целом.
Факторы, влияющие на формирование торговли и ее эффективность.