Каждой гостиницей разрабатывается эффективная система продажи услуг гостиничного сервиса с учетом главных целей их производства получения определенных доходов с гарантией наличия главного конечного результата всей финансово-хозяйственной деятельности - прибыли.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия является крайне важной и актуальной проблемой. Основная цель анализа – выявление и оценка тенденции развития финансовых процессов на предприятии. Эта информация необходима для разработки адекватных управленческих решений по снижению риска и повышению доходности финансово-экономической деятельности предприятия. В процессе анализа были рассмотрены данные за 2 года (Таблица 2.1).
Таблица 2.1-Анализ финансового состояния ГРК «Думан»
Показатели | Единица измерения | 2014 год | 2015 год | Абсолютное отклонение | Темпы роста | Темпы прироста |
Количественные показатели | ||||||
Объем реализации услуг | млн. тенге | 74 500 | 85 036 | +10 536 | 114,14% | 14,14% |
Себестоимость услуг (полная) | млн. тенге | 67 300 | 75 376 | +8 076 | 112% | 12% |
Прибыль от реализации услуг (валовая прибыль) | млн. тенге | 7 200 | 9 660 | +2 460 | 134,17% | 34,17% |
Чистая прибыль | млн. тенге | 5 472 | 7 341,60 | +1 869,60 | 134,17% | 34,17% |
Численность работающих | тыс.чел. | +2 | 128,57% | 28,57% | ||
Фонд заработной платы | млн. тенге | +300 | 144,64% | 44,64% | ||
Среднегодовая стоимость основных фондов | млн. тенге | 4 470 | 4 597 | +127 | 102,84% | 2,84% |
Среднегодовой остаток оборотных средств | млн. тенге | 9 834 | 11 604,12 | +1 770,12 | 118% | 18% |
Качественные показатели | ||||||
Выработка на одного работающего | млн. тенге | 10 642,86 | 9 448,44 | -1 194,42 | 88,78% | -11,22% |
Затраты на 1 рубль объема реализации услуг | тенге. | 0,90 | 0,88 | -0,02 | 97,78% | -2,22% |
Рентабельность общая Рентабельность расчетная | % | 10,70 8,13 | 12,82 9,74 | +2,12 +1,61 | - - | - - |
Фондоотдача | Тенге | 16,67 | 18,50 | +1,83 | 110,98% | 10,98% |
Фондоемкость | Тенге | 0,06 | 0,05 | +0,01 | 116,67% | 16,67% |
Фондовооруженность | Тыс.тенге/ чел. | 638,57 | 510,78 | -127,79 | 79,99% | -20,01 |
Коэффициент оборачиваемости | Количество оборотов | 7,58 | 7,33 | +0,25 | - | - |
Коэффициент загрузки | Тенге | 0,13 | 0,14 | +0,01 | - | - |
Длительность оборота оборотных средств | Дни | 46,80 | 50,40 | +3,60 | - | - |
По результатам анализа основных технико-экономических показателей можно сделать следующие выводы.
В 2015 году произошло увеличение объема реализации услуг на 10 536 млн.тенге. (14,14%), а также увеличение полной себестоимости услуг на 8 076 млн.тенге. (12%). Однако темпы роста объема реализации услуг превышают темпы роста полной себестоимости услуг. Об этом свидетельствует и увеличение прибыли от реализации услуг в 2015 году на 2 460 млн.тенге. (34,17%) по сравнению с 2014 годом.
Также наблюдается увеличение численности работающих на предприятии на 2 тыс. человек.
Выработка на одного работающего на предприятии уменьшилась на 1 194,42 млн.тенге. (11,22%) по сравнению с 2014 годом, что ставит под сомнение целесообразность дополнительного найма работников.
Показатель затрат на 1 тенге реализации снизился в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 2 тиына, что говорит о снижении себестоимости и увеличении прибыли в 2015 году.
Уровень общей рентабельности в 2015 году достиг 12,82% по сравнению с 10,70% в 2014 году, это показывает, предприятие по-прежнему находится на уровне самоокупаемости.
Анализ использования основных производственных фондов на предприятии ГРК «Думан» показал недостаточно эффективное использование ОПФ, т.к. в 2015 году увеличились фондоотдача (на 1,83 тенге (10,98%)).
Снижение фондовооруженности в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 127,79 тыс.тенге в расчете на одного работающего, что может говорить о недостаточном уровне технического обеспечения предприятия.
Снижение фондовооруженности в динамике сопровождается ростом фондоотдачи, следовательно, на предприятии наблюдается недостаточность оборудования.
Анализ использования оборотных средств на предприятии показал неудовлетворительные результаты. Несмотря на то, что коэффициент оборачиваемости увеличился в 2015 году на 0,25 оборота, также увеличились и коэффициент загрузки (на 1 тиын) и длительность оборота оборотных средств (на 3,6 дня).
В процессе анализа прибыли и рентабельности необходимо установить динамику этого показателя, выявить основные факторы и установить степень их влияния на его изменение. Результаты оформим в таблице 2.2.
Таблица 2.2 - Анализ прибыли от реализации услуг
Показатели | В 2014 году | В 2015 году | |
С учетом объема реализации услуг 2014 года | В пересчете на объем реализации услуг 2015 года | ||
1. Объем реализации услуг, млн. тенге | |||
2. Себестоимость услуг, млн. тенге | |||
3. Прибыль от реализации услуг, млн. тенге |
Таким образом, результаты анализа показывают, что в пересчете на объем реализации услуг 2015 года прибыль в 2014 году составила 8218 млн. тенге, а в 2015 – 9660 млн. тенге, следовательно, эффективность хозяйственной деятельности предприятия повысилась, что позволяет говорить о грамотной организации работы предприятия и повышении рентабельности хозяйственной деятельности предприятия. В процессе дальнейшего анализа проследим изменение прибыли относительно других показателей, то есть рассчитаем показатели рентабельности. Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты относительно используемых ресурсов и эффективность деятельности предприятия. Анализ финансового состояния организации позволяет сформировать представление о ее истинном финансовом положении и оценить финансовые риски, которые она несет. Финансовое состояние характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования организации, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.
Анализ финансового состояния включает в себя анализ бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах работы оцениваемой организации за прошедшие периоды для выявления тенденций в ее деятельности и определения основных финансовых показателей. Главная цель анализа - своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния и платежеспособности организации.
Заключение
Показатели эффективности деятельности гостиницы. Продажа гостиничных услуг является завершающим этапом маркетинговых мероприятий, осуществляемых гостиницей на рынке данных услуг. Показатели 4 и 5 считаются критерием экономической эффективности деятельности предприятий. Однако при этом следует помнить, что прибыль в сельскохозяйственных предприятиях является лишь частью чистой и валовой продукции и, как всякая часть, не всегда отражает тенденцию изменения целого. Значительные трудности в расчете и анализе показателей экономической эффективности связаны с определением общей величины затрат в производстве. Главная трудность — сведение к единому измерителю разнородных элементов затрат: живого труда, материальных, энергетических и земельных ресурсов. Наиболее общим показателем затрат являются совокупные затраты живого и овеществленного труда. Однако последние можно получить лишь сложным расчетным путем. Рассмотренные показатели эффективности раскрывают экономическую сторону производства в целом. Вместе с тем необходима оценка эффективности использования отдельных ресурсов (рабочей силы, земли, материальных и финансовых ресурсов), которые участвуют в процессе производства полностью, а в затраты включаются лишь частично: основные средства в объеме амортизации, земельные ресурсы в определенной доле на коренное ее улучшение, трудовые ресурсы в размере фактических затрат труда. При сравнительном анализе эффективности использования отдельных ресурсов должна быть обеспечена сопоставимость по другим факторам, например, при анализе фондоотдачи — по качеству почв, метеорологическим условиям, качеству и степени использования рабочей силы, обеспеченности важнейшими видами оборотных средств. Понятия «экономический эффект» и «экономическая эффективность» относятся к числу важнейших категорий рыночной экономики. Эти понятия тесно связаны между собой. Обычно анализируются оба показателя, характеризующие успешность экономической деятельности предприятия, так как по отдельности показатели эффекта и эффективности не могут дать полной и всеобъемлющей оценке деятельности предприятия. Систематический и всесторонний анализ эффективности деятельности предприятия позволит: - быстро, качественно и профессионально оценивать результативность хозяйственной деятельности как предприятия в целом, так и его структурных подразделений; - точно и своевременно находить и учитывать факторы, влияющие на получаемую прибыль по конкретным видам производимых товаров и предоставляемых услуг; - определять затраты на производство (издержки производства) и тенденции их изменения, что необходимо для разработки ценовой политики предприятия; - находить оптимальные пути решения проблем предприятия и получения прибыли в ближайшей и отдаленной перспективах. При рассмотрении показателей важно отметить, что рыночные отношения предполагают, что в каждой сфере бизнеса должны быть свои показатели (часто нигде более не применяемые). Важно понять, что нет и не может быть такого показателя хозяйственной деятельности, который годился бы на все случаи жизни. Для того чтобы развиваться в условиях острой конкуренции, руководитель (предприниматель) должен видеть, чувствовать результаты всех видов деятельности, а это означает, что необходимо формирование системы взаимосвязанных показателей, отражающих степень достижения целей, период и тип организации.
Список использованной литературы
1.Волков Ю.В. Технология гостиничного обслуживания. Ростов. Феникс. 2003г. 384с. 2.Все отели России и Ближнего зарубежья. Сборник. Выпуск №3 М: Экстра М. Медиа. 2005г. 592с ил. 3.Гостиничный сектор ждет западного инвестора. Гостиничное дело 2005г. №8 с 29-32 4.Квартальнов В.И. Иностранный туризм. М: Финансы и статистика, 2001г. 312с. 5.Ляпина И.Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания: Учебник для проф. Образования. М: Издательский центр, 2002. 208с. 6.Медлик С. Гостиничный бизнес. Учебник для студентов ВУЗов, обучающимся по специал. сервиса М: Юнити Дана – 2005г. 239с. 7.Рассохин О. Формирование в Москве сети малых гостиниц: цели, типология, документы. Гостиничное дело 2005 №8 с25-29. 8.Российская индустрия гостеприимства определила круг своих проблем. Гостиница и ресторан. 2004г. №3 с14-17. 9.Смирнова М. Формирование гостиничной сети: концепция, методы, практика. Гостиничное дело 2005 ноябрь с2. 10.Ступин И. Хотельеры выходят из спячки. Эксперт 2005№11 с30-35. 11.Трофимова Е. О состоянии гостиничного рынка России. Гостиничное дело. 2005№1 с18-20. 12.Трофимова И. Мировой рейтинг гостиничных цепей за 2002 год. Отель 2003г. №10 с 18-21. 13.Туризм, гостеприимство, сервис. Словарь – справочник. Г.А.Аванесов, Л.П.Воронкова, В.И. Маслов, А.И.Фролов. Под редакцией Л.П. Воронковой. М:Аспект – Пресс – 2002-367с. 14.Туризм и гостиничное хозяйство. Учебное пособие М:ИКВ. Ростов 2003г. 352с. 15.Уокер Дж. Введение в гостеприимство. Пер с англ –2 изд – М: Юнити – Дана – 2002- 607с. 16.Электронное пособие. Менеджмент гостеприимства. Совместно с Институтом туризма и развития рынка Государственного университета управления. 17.Янкевич В. Мировые гостиничные сети в России. Туризм:
18.Уокер Дж. Введение в гостеприимство. Пер с англ –2 изд – М: Юнити – Дана – 2002- 607с. 19.Электронное пособие. Менеджмент гостеприимства. Совместно с Институтом туризма и развития рынка Государственного университета управления. 20.Янкевич В. Мировые гостиничные сети.
21. А.Е. Петров. Общественное питание. Учет и калькулирование себестоимости. Издательство: Омега-Л, 2007. – 423 с.
Интернет источники:
1.www.accor.com 2.www.all-hotels.ru 3.www.bestwestern.com 4.www.carlson.com 5.www.cendant.com 6.www.ichotelsgroup.ru 7.www.heliopark.ru 8.www.hilton.com