Основания для прекращения брака




Вопросы к зачету по «Правоведению»

Основы теории права

1. Право в системе социальных норм. Понятие права

2. Система российского права и ее структурные элементы

3. Нормы права

4. Правоотношение

5. Правонарушение

6. Юридическая ответственность

Система органов власти и управления

7. Президент РФ

8. Совет Федерации

9. Государственная Дума

10. Законодательный процесс

11. Правительство РФ

12. Суды и судебная система РФ.

Права, свободы и обязанности граждан

13. Личные права и свободы

14. Политические права и свободы

15. Социально-экономические и культурные права и свободы

16. Обязанности граждан РФ

17. Гарантии прав и свобод

Административное право

18. Понятие административного права

19. Виды административных взысканий

20. Правила наложения административных взысканий

21. Возбуждение и рассмотрение дела об административном правонарушении

22. Административные жалобы граждан

Семейное право

23. Условия и порядок заключения брака

24. Прекращение брака

25. Личные неимущественные права и обязанности супругов

26. Имущественные отношения супругов

27. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Гражданское право

28. Гражданское право как отрасль права

29. Граждане как субъекты ГП

30. Правомочия собственника

31. Право собственности граждан и средства его защиты

32. Сделки

Трудовое право

33. Понятие трудового права

34. Трудоустройство

35. Индивидуальный трудовой договор

36. Коллективный трудовой договор

37. Заключение трудового договора

38. Переводы

39. Рабочее время и время отдыха

40. Заработная плата

41. Дисциплина труда

42. Охрана труда

Уголовное право

43. Понятие, состав и категории преступлений

44. Основные и дополнительные виды уголовных наказаний

45. Порядок назначения наказаний

46. Стадии совершения преступлений

47. Обстоятельства, исключающие преступность деяния

 

 

 

 

1) Право в системе социальных норм, его признаки

Деятельность людей в обществе регулируется различными нормами, которые называются социальными, поскольку соблюдение их человеком имеет значение для других людей.

Выделяют нормы: социальные и технические.

Технические нормы устанавливают правила управления с машинами, их аппаратами, строениями, правила использования природы и т.д. Они регулируют отношения по типу «человек-машина».

Социальные нормы регулируют отношения между людьми по типу «человек-человек». К социальным нормам относятся: нормы морали, обычаи, религиозные нормы, корпоративные нормы.

Право как вид социальных норм имеет собственные признаки:

1) право возникает с появлением государства, выражает его нормы и развивается вместе с ним;

2) право в силу общей обязательности ограничивает деятельность органов и должностных лиц самого государства;

3) право состоит из норм права, которые связаны с другими нормами;

4) право представляет собой сложную формализованную систему, которая состоит из отраслей, институтов и норм;

5) право существует в конкретном государстве в единственном числе;

6) право может быть учреждено не только государством, но и всем обществом в результате социальной революции или референдума.

Право – это система общеобязательных формально определѐнных норм, которые выражают государственную волю общества, еѐ общечеловеческий и классовый характер; издаются или санкционируются государством и охраняются от нарушений; являются властным официальным регулятором общественных отношений и охраняются от нарушений возможностью государственного принуждения.

2) Система Российского права и ее структурные элементы.

Конституция РФ, выражая суверенитет Российской Федерации, не подчиняется автоматически нормам международного права. Она обладает верховенством на территории Российской Федерации.

Для практического использования принципы и нормы международного права должны трансформироваться во внутригосударственную систему права. Различают три основных формы такой трансформации: прямую, опосредованную и смешанную.

При прямой, нормы заключенного и ратифицированного договора непосредственно обретают силу внутригосударственного закона.

При опосредованной необходимо принятие особого закона для трансформации международной нормы во внутригосударственную.

Смешанная форма объединяет элементы двух предыдущих форм трансформации,

 

 

3) Нормы права

 

Классификация норм права:

- императивные (не предусматривают вариантов поведения для субъектов)

- диспозитивные (предусматривают варианты поведения)

- рекомендательные (управомочивающие и обязывающие)

По субъекту:

- нормы закона

- нормы подзаконного акта

По сфере действия:

- общего действия

- ограниченного действия

- локальные нормы

 

4) Правоотношение: понятие, признаки, виды.

Правоотношение – это охраняемые государством общественные отношения, участники которого связаны взаимными юридическими правами и обязанностями. Правоотношение начинается с наступления юридических факторов, к которым относятся: 1)событие – не зависит от воли и сознания участников (случайности), 2)действия – создаются действиями людей, бывают правомерными и неправомерными. Способы реализации права являются: 1)запрет, 2)дозволение, 3)предписание, которое осуществляется в виде его исполнения. Правовые отношения классифицируются: 1)по отраслям права (государственные и др.), 2)на охранительные и запретительные, 3)регулятивные или абсолютные и относительные. Правоотношения имеют состав, включающий 4 элемента: 1)субъекты или участники, 2)субъективные юр. права и обязанности, 3)объекты правоотношений – явления внешнего мира, 4)фактическое правомерное поведение сторон. Реализация норм права – это воплощение, содержащихся в них предписаний в поведение людей; это властная деятельность компетентных органов государства по реализации правовых норм, относительно конкретных жизненных отношений или лиц. Предпосылки правоотношений определяются потенциальными свойствами личности. Правоспособность (ФЛ) – это способность лица быть носителем субъективных прав и юр. обязанностей, закрепленных нормах права. Дееспособность – это способность лица самостоятельно, осознанно и целенаправленно осуществлять свои права и обязанности, а также способность предвидеть и оценивать последствия своих действий. Деликтоспособность – это способность лица отвечать за совершение им действия, а также нести ответственность за противоправные деяния.

 

5) Правонарушение и юридическая ответственность.

Правонарушение - это такое поведение (поступки) людей, которое противоречит правовым предписаниям и наносит вред общественным отношениям.

Основные признаки правонарушения:

это определенный волевой акт поведения, конкретное деяние (действие/бездействие);

правонарушение есть акт поведения отдельной личности либо коллектива личностей;

правонарушение - это такой акт поведения, который противоречит предписаниям правовых норм. Без правовой нормы не может быть правонарушения.

правонарушение совершается достигшим определенного возраста и вменяемым лицом;

правонарушение - это деяние, которое совершено по вине лица, его совершившего. Два вида вины: умысел и неосторожность.

правонарушение - это такой акт поведения, который наносит (или способен нанести) вред обществу и поэтому является опасным или нежелательным.

6) Юридическая ответственность: понятие и основания.

Юридическая ответственность – правоотношение между лицом, совершившим правонарушение и компетентным органом (общественным органом), в рамках которого у органа имеется обязанность привлечь правонарушителя к тому или иному виду юр. ответственности, у виновного есть обязанность претерпеть неблагоприятные лишения связанные с фактом правонарушения. Совершение тем или иным лицом противоправного виновного деяния, содержащего признаки правонарушения является основанием для привлечения к юр. ответственности. Юр. ответственность является средством, которое блокирует или предотвращает противоправное поведение. В широком смысле юр. ответственность понимается, как отношение лица к обществу, государству, другим лицам с позиции осознанного выполнения своих обязательств перед ними. Более узко

юр. ответственность – это реакция государства на совершенные правонарушения. Реализация юр. ответственности на практике означает применение к правонарушителю мер гос. воздействия. Признаки юр. ответственности: 1)содержание юр. отв. составляет гос. принуждение; 2)юр. отв. характеризуется определенными лишениями, которые виновный обязан претерпеть; 3)юр. отв. наступает только за совершившееся правонарушение; 4)применение мер юр. отв. Возможно лишь при соблюдении норм процессуального права. Виды юр. отв. Соответствуют названным отраслям права, за нарушение норм которых предусмотрены соответствующие санкции. Выделяются сл. виды юр. отв.: 1)административная, выражается в применение к правонарушителям мер административного воздействия (от предупреждения до ареста); 2)дисциплинарная, наступает вследствие нарушения дисциплины; 3)материальная, заключена в возмещении имущественного вреда, причиненного в результате не правомерных действий; 4)гражданско-правовая, наступает при нарушении имущественных и некоторых личных не имущественных прав граждан и организаций; 5)уголовная, применяется к лицам, совершившим преступление. Дисциплинарная и материальная ответственность применяются во вне судебном порядке. Административная может применяться и по решению суда. Гражданско-правовая и уголовная применяются только по решению суда. Цель: 1)восстановление нарушенного права, 2)возмещение причиненного ущерба, 3)частное и общее предупреждение.

7) Президент РФ

В ранее действовавшей российской Конституции Президент был охарактеризован как высшее должностное лицо и глава исполнительной власти.
Теперь он - глава государства. Эта формула более точна. Само понятие «президент» в конституционно-правовом смысле означает главу государства.

В политико-правовом плане естественность титула главы государства для президента объяснима. Политическая необходимость такой фигуры вытекает прежде всего из потребности обеспечить устойчивость сложной системы управления государственными делами. Если остальные государственные структуры законодательствуют, управляют, осуществляют правосудие, то главная задача Президента — олицетворять государство внутри страны и во вне. Именно поэтому президенты наделяются полномочиями верховного командования вооруженными силами, награждения орденами и другими знаками отличия, назначения выборов в парламент роспуска его палат, представительства государства в международных отношениях и рядом других.

В то же время российский Президент по новой Конституции перестал быть главой исполнительной власти. Однако это не означает, что он превращен в некий государственный символ и наделен лишь представительскими функциями.
Новая Конституция, не отказавшись от модели «сильного президента», одновременно модифицировала ее через статус «сильного главы государства», не являющегося главой исполнительной власти. Конституционных оснований для такой новой характеристики поста Президента достаточно много. Хотя
Президент и в силу ряда его полномочий, и по традиции, и в реальности наиболее близок к Правительству, чем к другим органам власти, тем не менее юридически он дистанцирован от всех ветвей власти. В правовом отношении
Президент стал более защищенным, что в свою очередь позволяет укрепить авторитет федеральной государственной власти в целом.

8) Совет Федерации

Совет Федерации – это верхняя палата Федерального Собрания РФ, поэтому его главной функцией является одобрение (неодобрение) принятых Государственной Думой федеральных законов.

Иные полномочия Совета Федерации ФС РФ: 1) назначение на должность и освобождение от нее вышестоящих должностных лиц государства: судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ, а также Председателя Счетной палаты и др.; 2) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за ее пределами; 3) утверждение Указов Президента РФ о введении чрезвычайного и военного положения на территории РФ; 4) утверждение изменения границ субъектов РФ; 5) внесение законопроектов или поправок к законам в Государственную Думу РФ; 6) назначение выборов Президента РФ; 7) отрешение Президента РФ от должности.

 

9) Государственная Дума

Государственная Дума - в настоящее время это нижняя палата Федерального Собрания Российской Федерации - парламента Российской Федерации. Состоит из 450 депутатов, избираемых на четыре года.

В 1993- 2007 гг. половина состава Государственной Думы (225 депутатов) избиралось по одномандатным округам, другая половина в этот период избиралась по общефедеральному округу на основе системы пропорционального представительства. Сейчас избирается из кандидатов, входящих в список всероссийских политических партий, которые набрали по результатам голосования не менее 7% голосов избирателей. Основное направление деятельности Государственной Думы - принятие федеральных и федеральных конституционных законов, законов о поправке к Конституции.

Для осуществления этих целей она образует из числа своих депутатов комитеты и комиссии. Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ до истечения срока своих полномочий только в ряде случаев, предусмотренных Конституцией России.

10) Законодательный процесс

Законодательный процесс — упорядоченный процесс принятия законов, состоящий из ряда последовательных логически завершённых этапов от разработки законопроекта до введения его в действие в качестве закона. Может пониматься как процессуальный аспект законотворчества или, в широком толковании термина, совпадать с этим понятием, обозначая деятельность по подготовке и принятию законов.

Законодательный процесс включает ряд последовательных стадий: законодательную инициативу от разработки законопроекта до его внесения в парламент, обсуждение в парламенте, принятие закона и его публикацию.

 

11) Правительство РФ

Правительство России — высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в России.

 

Полномочия:

  • разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной думе отчёт об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой
  • обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
  • осуществляет управление федеральной собственностью;
  • осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;
  • осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами президента Российской Федерации.

 

12) Суды и судебная система РФ.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Конституция РФ устанавливает три ветви судов, образующих единую судебную систему.

Конституционный Суд РФ является высшим судебным органом за­щиты конституционного строя РФ, осуществляющим судебную власть в форме конституционного судопроизводства.

Круг субъектов, которые могут обращаться в Конституционный Суд с ходатайством о проверке закона четко определен ст. 125 Кон­ституции РФ: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Конституционный Суд рассматривает вопросы о соответствии Кон­ституции РФ. Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции: а) между федеральными органами государственной власти; б) между орга­нами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, обеих па­лат Федерального Собрания, Правительства РФ, органов законодатель­ной власти субъектов РФ дает толкование Конституции РФ.

Верховный Суд РоссийскойФедерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики Основные подразделения Суда: Пленум, Президиум, судебные коллегии (их три: Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия).

Основная часть судебной деятельности приходится на долю су­дебных коллегий. Состав этих подразделений определяется Пленумом Верховного Суда по представлению его Председателя из числа членов суда, назначенных в установленном, порядке. В Судебной коллегии по уголовным делам образуется кассационная палата.

Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей, в том числе Председателя Суда, его заместителей, входящих в Президиум по должно­сти и нескольких наиболее квалифицированных и опытных членов суда. Президиум утверждается Советом Федерации по представлению Прези­дента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и заключении Квалификационной коллегии судей этого суда. Пленум Верховного Суда РФ действует в составе Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя и всех членов Верхов­ного Суда РФ.

 

13) Личные права и свободы

В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, которые являются непосредственно действующими.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Группы прав и свобод человека и гражданина:

  1. Личные (на жизнь, достоинство, неприкосновенность, свободу совести и т.д.).
  2. Политические (на объединение, на участие в управлении делами государства, избирать и быть избранным).
  3. Социально-экономические (свобода труда, отдых, социальное обеспечение по возрасту и др., охрана здоровья, помощь, свободное пользование своим имуществом).
  4. Культурные (каждому гарантируется свободный доступ к культурным ценностям).
  5. Процедурные (на судебную защиту, на получение юридической помощи, презумпция невиновности).

Обязанности:

  1. Не нарушать прав и свобод других лиц.
  2. Сохранение природы и окружающей среды.
  3. Платить налоги.
  4. Защита Отечества и воинская обязанность.
  5. Забота о сохранении исторического и культурного наследия.
  6. Забота о детях и нетрудоспособных родителях.

 

 

14) Политические права и свободы

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ — права и свободы, которые обеспечивают полноценное участие каждого гражданина в политической жизни страны. К числу основных П.п. и с. в Конституции РФ отнесены: право на объединение (ст. 30); право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31); право участвовать в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32); право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32); право на равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32); право участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32); право на обращения (ст. 33), свобода печати и информации (ч. 4, 5 ст. 29). От иных конституционных прав П.п. и с. отличаются тем, что они: связаны преимущественно с обладанием гражданством РФ; предназначены для активного и полнокровного участия граждан в управлении делами общества и государства; могут быть реализованы как индивидуально (право на индивидуальное обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, право избираться в органы государственной власти), так и коллективно, через объединения с другими гражданами; не относятся к числу абсолютных прав. Гарантированность П.п. и с, их реализуемость напрямую зависят от уровня демократизации государства, политического режима в стране, политических традиций, политической культуры, качества политической системы (наличия или отсутствия авторитетных политических партий, развитых институтов гражданского общества и др.).

15) Социально-экономические и культурные права и свободы

Система социально-экономических прав и свобод личности в РФ включает в себя: 1) право собственности и его гарантии; 2) социальное обеспечение; 3) гарантии в сфере труда.

Право частной собственности устанавливается конституцией РФ и включает в себя право владения, пользования и распоряжения имуществом.

Частная собственность может быть: 1) единоличной; 2) общей (совместной, долевой).

Гарантии частной собственности устанавливаются Конституцией РФ. В соответствии с ними собственность охраняется государством независимо от ее формы (государственная или частная) и никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда. Допускается принудительное отчуждение собственности у граждан только в общественных и государственных целях и только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Близким к праву собственности является право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Государство гарантирует это право при условии соблюдения антимонопольного законодательства.

 

16)Обязанности граждан РФ

ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН:Общество не может наделять своих членов только правами. Что­бы обществ.отношения были упорядочены, чтобы в обществе не было хаоса и неопределенности во всех сферах его жизни и деятельности, законы устанавливают не только права, но и обязанности. Праву одного субъекта соответствует обязанность другого. В этом — одно из важных свойств правового регулирования. Например, праву взимать налоги со­ответствует обязанность уплачивать налог, праву пользоваться дарами природы соответствует обязанность сохранять природу и окружающую среду. Реализация обязанностей в их неразрывной связи с права­ми, как было уже отмечено, непосредственно осуществляется в принципе взаимной ответственности гос-ва и личности.

КЛАССИФИКАКЦИЯ: Каждый обязан уважать право другого. Граж­данин обязан иметь образование. Родители обязаны обеспечить общее образование своих детей, они обязаны воспитывать и содержать детей, отвечать за вред, причиненный детьми другим лицам. Взрослые дети обя­заны содержать своих престарелых и нетрудоспособных родителей. В Семейном кодексе установлены многие другие обязанности граждан. В Гражданском кодексе установлены многочисленные обязанно­сти граждан, вступающих в правоотношения с другими гражданами и юридическими лицами. В трудовом законодательстве установлены обя­занности в области трудовых отношений и т.д.

Конституционные обязанности граждан: соблюдение Конституций и иных законов, забота о сохр.историч. и культурн. на­следия, охрана окружающей среды, защита Отечества.

Обязанности граждан можно классифицировать, как и права, на политические, экономические, социальные и др. А в этих группах можно выделять обязанности трудовые, семейные, экологические, финансовые, обязанности в области национальных отношений (обязанность не разжи­гать национальной розни, не оскорблять национальных чувств, соблю­дать и уважать права гражданина любой национальной принадлежно­сти), обязанности в области охраны правопорядка: строго соблюдать за­коны страны, уважать правила общежития, содействовать правоохрани­тельным органам в наведении порядка при его нарушении, в задержании преступника, защищать честь, достоинство, жизнь гражданина от пре­ступных посягательств и др. Эти обязанности закреплены в законах о милиции, о прокуратуре, о судопроизводстве и др. Словом, каждое право соотносится с соответствующей ему обязанностью.

 

17) Гарантии прав и свобод

Конституционно-правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ (гл. 2 Конституции): 1) права и свободы человека и гражданина принадлежат всем в равном объеме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; 2) ограничение прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности запрещается в любой форме; 3) основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения; 4) осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Иные гарантии конституционных прав и свобод личности в РФ устанавливаются федеральными законами.

 

18) Понятие административного права

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО – Система наказаний за совершение противоправного действия, посягающего на гос.или обществ.порядок; все виды собств; права и свободы граждан; противоправное действие или бездействие.

 

19) Виды административных взысканий

Виды:

  1. Предупреждение (только в письменной просьбе).
  2. Административный штраф (не менее 1 МРОТ).
  3. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета совершения административного нарушения.
  4. Конфискация орудия совершения или предмета совершения административного нарушения.
  5. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу (право управления авто, охоты и т.д.)
  6. Административный арест (только с разрешения суда).
  7. Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.
  8. Дисквалификация (лишение права занимать должность, находиться в совете директоров, запрет на занятие предпринимательской деятельностью).

 

20) Правила наложения административных взысканий

Общие правила наложения административного взыскания
1. Административное взыскание за совершенное административное правонарушение налагается с учетом положений Общей части настоящего Кодекса в пределах, -установленных санкцией статьи Особенной части настоящего Кодекса, предусматривающей ответственность за данное административное правонарушение. Специальная конфискация применяется независимо от того, указана ли она в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса.
2. При наложении административного взыскания на физическое лицо учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения и личность физического лица, совершившего административное правонарушение, степень его вины, характер и размер причиненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.
3. При наложении административного взыскания на юридическое лицо учитываются характер административного правонарушения, характер и размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, а также финансово-экономическое положение юридического лица.

4. Наложение административного взыскания не освобождает физическое или юридическое лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было наложено указанное взыскание.

 

 

21) Возбуждение и рассмотрение дела об административном правонарушении

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: 1) непосредственное обнаружение должностными лицами, указанными в ст. 28.3 (см. коммент. к ней), достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (например, если должностное лицо ГИБДД обнаружило, что транспортное средство эксплуатируется без государственного регистрационного знака); 2) материалы (например, проверок, ревизий, рассмотрения жалоб и заявлений), поступившие из правоохранительных органов (прокуратуры, милиции и т.д.), других госорганов, органов местного самоуправления, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; 3) сообщения (в т.ч. устные, письменные, по телефону и т.п.) и заявления физических и юридических лиц органам и должностным лицам, наделенным правом возбуждать дела об административных правонарушениях данной категории (см. ст. 28.3). Анонимные сообщения - не являются сообщениями, Однако это может послужить основанием к тому, чтобы была проведена проверка фактов, изложенных в сообщении (заявлении). 4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения (см. об этом коммент. к ст. 2.6.1, 12.1-12.37) работающими в автономном режиме СТС, имеющими функции фото- киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи (данное положение введено в ч. 1 ст. 28.1 Законом N 210 от 24.07.07 и вступило в силу с 01.07.08); 5) заявления и сообщения собственника (владельца) ТС о том, что не он управлял ТС в момент совершения правонарушения, зафиксированного указанным выше способом (если эти заявление и сообщение в ходе проверки - подтвердились). И данное положение вступило в силу с 01.07.08. В этом случае дело об административном правонарушении должно быть возбуждено в отношении другого лица.


22) Административные жалобы граждан

Право гражданина обжаловать акты субъектов власти – атрибут демократической организации государства, общества. Оно обусловлено особенностями властеотношений, асимметричных, построенных на началах неравенства сторон. В таких правоотношениях одна из сторон, обладающая властными полномочиями, имеет право решать вопросы, Опыт развития человеческого общества свидетельствует о том, акты субъектов власти могут быть дефектными. Причины дефектности различны: выбор не самого лучшего варианта, из-за небрежности, пристрастности, некомпетентности,злоупотребление правом и др. Поэтому в интересах дела право одной стороны решать, использовать власть должно быть уравновешено правом другой стороны обжаловать акт, требовать его пересмотра, отмены.

23) Условия и порядок заключения брака

Порядок заключения брака:

Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния.

При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц.

При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (одним из них).

Условия заключения брака:

Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

Брак не может быть заключен при наличии обстоятельств, указанных в статье 14 настоящего Кодекса.

 

24) Прекращение брака

Расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния, а в случаях, предусмотренных статьями 21 - 23 настоящего Кодекса, в судебном порядке.

Основания для прекращения брака

Брак прекращается вследствие смерти или вследствие объявления судом одного из супругов умершим.

Брак может быть прекращен путем его расторжения по заявлению одного или обоих супругов, а также по заявлению опекуна супруга, признанного судом недееспособным.

 

25) Личные неимущественные права и обязанности супругов

1) право супругов на свободный выбор рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства. Данные возможности соответствуют Конституции РФ, провозглашающей свободу труда и устанавливающей право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Право каждого, кто законно находится на территории РФ, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства также закреплено в Конституции РФ. Ограничение прав граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства допускается только на основании закона. Местом жительства супруга признается место, где супруг постоянно или преимущественно проживает. Под местом пребывания понимается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно. Перемена места жительства одним из супругов не влечет обязательной перемены места жительства другим супругом;

2) совместное решение супругами вопросов материнства, отцовства, воспитания и образования детей, иных вопросов жизни семьи. Воспитание детей является равным правом и обязанностью родителей. Все вопросы, связанные с воспитанием детей, должны решаться родителями по их взаимному согласию с учетом мнения детей и исходя из интересов детей. К иным вопросам жизни семьи можно отнести распределение семейного бюджета, покупки, определение времени и места отдыха и другие вопросы, охватывающие все сферы жизни семьи. Личному неимущественному праву супруга соответствуют обязанности, неимущественного характера другого супруга, которые заключаются в том, что супруг обязан не чинить препятствий другому в осуществлении им личных неимущественных прав;

3) право выбора фамилии при заключении и расторжении брака. Реализация данного права осуществляется при заключении брака путем указания в заявлении о вступлении в брак избранной ими фамилии. Однако каждый из супругов вправе сохранить при вступлении в брак свою добрачную фамилию. Кроме того, супруги имеют право именоваться двойной фамилией. При расторжении брака каждый из супругов вправе также самостоятельно и независимо разрешить вопрос о своей фамилии. Супруги в таком случае вправе оставить общую фамилию или восстановить свои добрачные фамилии;

4) право давать согласие на усыновление ребенка другим супругом, если ребенок не усыновляется обоими;

5) право на расторжение брака;

6) обязанность супругов строить свои отношения на основе взаимоуважения и взаимопомощи, а также обязанность супругов содействоват



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: