Классификация ИТ
1. По виду обрабатываемой информации:
ü Данные (табличный процессор, СУБД);
ü Текст (текстовый процессор);
ü Графика (графический процессор, система авт. прогнозирования)
ü Знания (ЭС);
ü Объекты реального мира (мультимедиа)
2. По типу пользовательского интерфейса:
ü Пакетная –технология построена на строгой формализации алгоритма решения задач, без вмешательства пользователя (MS DOS);
ü Диалоговая – не требует строгой последовательности выполнения обработки данных и пользователь может на разных этапах делать выбор хода решения (Windows);
ü Сетевая – взаимодействие многих пользователей как в режиме пакетной обработки, так и диалоговой.
3. По степени охвата задач управления:
ü ИТ обработки данных – для решения хорошо структурированных задач, имеющих входные данные и использующих стандартные процессы обработки. Главная цель автоматизация часто повторяющихся операций управленческого труда и повысить его производительность;
ü ИТ офиса: компьютерные (текстовой, графический процессор, электронная почта телеконференции) и некомпьютерные (факс, ксерокс, аудио конференция);
ü ИТ поддержки принятия управленческих решений – реализовывают на предприятии новые подходы к управлению бизнес – процессов. Предполагает выработку правленческого решения в результате многовариантного итнтеррационального процесса.
ü ИТ ЭС – основана на использовании технологий создания искусственного интеллекта. В основе построения лежит база знаний.
4. По предметным областям: бухучета, казначейства, строительства, налоговой службы.
3.
Развитие и современное состояние средств вычислительной техники позволяют выделить 3 ИТ обработки информации:
1. Централизованная – на ЭВМ в вычислительных центрах. Состоит из этапов: подготовка информации к обработке – передача в вычислительный центр – прием, контроль, перенос информации на машинные носители – обработка данных по программе – передача результатов обработки заказчику. Имеет положительные стороны: +возможность коллективного использования большого объема данных; минимальные затраты на автоматизацию; отрицательные - разрыв во времени процесса сбора информации и ее обработка; высокая стоимость обработки.
2. Децентрализованная – основана на применении ПК и обеспечивает автоматизацию функций пользователя на его рабочем месте. Преимущества: + предоставление инициативы пользователю; усиление персональной ответственности; интеграция всех функций на рабочем месте. Недостатки: - сложность стандартизации; психологические барьеры.
3. Распределительная – включает 2 предыдущих. Вычислительный центр отвечает за общую стратегию использования ИТ, занимается обучение пользователей, устанавливает стандарты и определяет политику применения программы и технических средств. Пользователь руководствуется стратегией центра и осуществляет разработку своих локальных систем и технологий.
Тенденции к децентрализованной ИТ в системах управления влечет за собой организацию рабочих мест пользователей в виде АРМ.
АРМ – это совокупность информационных, программных и технических ресурсов, обеспечивающих конечному пользователю обработку данных и автоматизацию управленческих функций в конкретной предметной области. Интегрированные компьютерные системы обработки данных проектируются на базе объединения отдельных АРМ специалистов в единую многоуровневую вычислительную сеть.
ИТ АОЭИ базируется на принципах:
ü Рационального сочетания централизованного и децентрализованного управления и организации ИС;
ü Распределенной обработки данных на основе развитых компьютерных сетей;
ü Создание АРМ специалистов с учетом конкретных особенностей объекта управления и функций исполнителей.
Все это требует от специалистов быть готовыми к работе в новых условиях, умением оценить действия ИС, качество обработки, точность, полноту информации, закладываемой в основу принятия управленческих решений.
Многие предприятия задумываются об автоматизации учета и управления компанией.
1.прибыль начинает падать без видимых на то оснований, когда предприятие попадает в кризис и нужно найти причины убытков.
2. передаются права собственности на предприятие, или сменяется высшее руководство и новый руководитель требует прозрачности бизнеса и оптимальной организации бизнес-процессов.
3. предприятие выходит на внешний рынок: при этом работа с зарубежными партнерами требует соответствия уровня взаимоотношений и организации бизнеса международным стандартам и системам качества.
4. изменяется форма собственности предприятия.
Производственные предприятия делятся на два типа:
§ Первый тип – это старейшие российские производственные гиганты, на которых принято вести учет в соответствии с отраслевыми инструкциями
§ Второй тип – производственные предприятия «нового времени», образовавшиеся после смены политической системы и экономического курса.
В настоящее время существуют 2 концепции внедрения ИТ:
ü Ориентированная на существующую структуру фирмы;
ü Ориентированная на будущую структуру фирмы (максимальное развитие коммуникаций).
При этом используется типовое решение или создается новая система с «нуля»
Используя типовое решение, автоматизированную систему можно запустить в эксплуатацию в самые сжатые сроки. Она обеспечит решение стандартных задач оперативного и бухгалтерского учета. Стоимость внедрения в этом случае будет минимальной, особенно в том случае, если функции по развертыванию системы и обучению пользователей возьмет на себя собственная ИТ - служба предприятия. Однако вполне вероятно, что типовое решение не полной мере отразит специфические для данного предприятия задачи, т.е. придется подстраивать свои бизнес-процессы под те требования, которые предъявляет типовое решение.
Диапазон вариантов программных решений
для автоматизации управления
Малые сроки внедрения Длительные сроки внедрения
Небольшая стоимость Высокая стоимость
внедрения и сопровождения внедрения и сопровождения
Многие предприятия выбирают вариант внедрения связанный с модификацией системы с учетом своей конкретной специфики. Такие модификации могут носить как «косметический» (изменение форм и правил обработки отдельных компьютерных документов и отчетов), так и «глобальный» характер. В связи с этим логика внедрения системы на предприятия перестраивается по сравнению с типовым решением. Это самый длительный и дорогой вариант внедрения, так как система полностью подстраивается под предприятие. Однако это самый рискованный способ, поскольку при смене законодательства нужно быть уверенным в устранении изменений в системе или научиться вносить изменения самостоятельно.
Какой бы из вариантов не был реализован на предприятия необходима заинтересованность собственников или руководства компании. Тому есть причины: руководство намечает цели развития предприятия и определяет основные пути их достижения; внедрение требует перестройки бизнес-процессов предприятия (должностные инструкции).