Проф.Л.В.Байбакова
Учебно-методические рекомендации по курсу «Историография истории нового времени стран Европы и Америки»
1. УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ:
Историография истории нового времени стран Европы и Америки. М., 1990.
Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987 (https://www.twirpx.com/file/280871).
Репина Л. П., Зверева В. В., Парамонова М. Ю. История исторического знания. М., 2004 (https://do.gendocs.ru/docs/index-4773.html#159028)
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
(два на выбор)
1.Боден Ж. Метод легкого познания истории. М., 2000. (https://artifact.org.ru/index.php?option=com_joomlaboard&Itemid=6&func=view&id=3932&catid=11)
2. Бокль Г. История цивилизаций. История цивилизации в Англии. М., 2007 (https://do.gendocs.ru/docs/index-10675.html?page=4).
3. Болингброк Г. Письма об изучении и пользе истории. М., 1978 (https://www.twirpx.com/file/679185).
4. Буркхардт Я. Размышления о всемирной истории. М., 2004.
5. Дройзен И. Г. Энциклопедия и методология истории // Дройзен И. Г Историка. М., 2004 (https://www.y10k.ru/books/detail8726.html).
6. Карлейл Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. М., 2008 (https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/karl/06.php), (https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/karl/06.php).
7.Ланглуа Ш.В., Сеньобос Ш. Введение в изучение истории. М., 2004 (https://www.twirpx.com/file/63725/).
8. Минье Ф. История Французской революции с 1789 по 1814 гг. М., 2006
(https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3737854), (https://www.twirpx.com/file/588584)
9. Мишле Ж. Народ. М.,1965 (https://www.torrentino.com/torrents/751009)
10. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни // Ницше Ф. Сочинения в 2-х тт. М.,1990. Т.1. (https://phil.ulstu.ru/files/studentam/5_antologia.pdf)
11. Ранке Л. Римские папы, их церковь и государство в XVI и XVII столетиях. М., 2012 (https://relig-library.pstu.ru/modules.php?name=1545)
12. Тернер Фр.Дж. Фронтир в американской истории. М., 2009 (https://magentabook.com/books/frontir-v-amerikanskoj-istorii.html).
3. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ
ЧАСТЬ I (НОВАЯ ИСТОРИЯ)
1. Основные черты эрудитской критической школы эпохи Ренессанса (Ф.Бьондо, Л.Валла).
2. Основные черты политико-риторической школы эпохи Ренессанса (Л.Бруни,Н.Макиавелли и Ф.Гвиччардини).
3. Философия истории Ж.Бодена.
4. Философско-историческая концепция Ф.Бэкона.
5. Основные черты гуманистической историографии XVII в.
6. Исторические и политические взгляды Т.Гоббса и Дж.Локка.
7. Особенности «эрудитской» историографии XVII в.
8. Исторические взгляды Вольтера.
9. Исторические взгляды Ш.Монтескье.
10. Исторические взгляды Ж.Ж.Руссо.
11. Романо-германская проблема во французской историографии (А.де Буленвильё, Ж.Дюбо, Г.Мабли,Ф.Монлозье ).
12. Концепция истории Д.Юма.
13. Историко-методологические идеи Г.Болингброка.
14. Историко-философские идеи Г.Э.Лессинга и И.Канта.
15.От Просвещения к Романтизму: историко-философские взгляды И.Г.Гердера.
16. Гёттенгенская школа историков (А.Л.Шлёцер).
17. Историография Нового Света эпохи Просвещения.
18. Итальянская историография эпохи Просвещения.
19. Испанская историография эпохи Просвещения.
20. Консервативное направление в англо-французской историографии первой трети XIX в. (Э.Берк,Ф.Шатобриан, Ж.де Местр и др.).
21. Историко-философская концепция И.Г.Фихте, Ф.Шеллинга и Г.Гегеля.
22. В.фон Гумбольдт о факторах исторического прогресса и задачах историка.
23. Гёйдельберская школа историков (Ф.К.Шлоссер).
24. Влияние романтизма на английскую историографию (В.Скотт, Т.Карлейль)
25. Зарождение и развитие торийского и вигского направлений в английской историографии. Творчество Т.Маколея, А.Алисона, Дж.О.Тревельяна.
26. Французская историография эпохи романтизма (О.Тьерри, Ф.Гизо, Ф.Минье, О.Тьер)
27.Концепция исторического прогресса в англо-французской историографии первой половины XIX в. (А.де Сен-Симон, Р.Оуэн).
28. Концепция истории Ж.Мишле.
29. История философии А.де Токвиля.
30. Французский позитивизм: особенности методологического подхода И.Тэна.
31. Методология истории и методика исторических исследований Л.Ранке.
32.Романтизм в США: историки «ранней школы» (Дж.Бэнкрофт).
33. О.Конт и характерные черты методологии позитивизма. Общее и особенное в национальной «географии» позитивизма.
34. Английский позитивизм: Г.Спенсер о влиянии факторов на развитие общества в качестве законов исторического развития.
влияние различных факторов на развитие общества в качестве законов исторического развития
35. Методология исторического познания Г.Т.Бокля.
36. «Методическая школа» во французской историографии (Г.Моно, Ш.Ланглуа, Ш.Сеньобос,Э.Лависс, А.Рамбо).
37. Историческая школа права (Ф.Савиньи).
38. Изучение международных отношений в англо-французской историографии второй половины XIX - начала ХХ вв. (А.Сорель и А.Дебидур, Х.Эгертон и Дж.Роз).
39. Малогерманская историческая школа (Г.Зибель, Г.Трейчке, И.Г.Дройзен, Т.Моммзен)
40. Великогерманская историческая школа (Ю.Фиккер, И.Янсен).
41. Основные черты историко-экономической школы (Г.Шмо́ллер, К.Бюхер, Л.Брентано ).
42. Культурно-историческая школа (Я.Буркхардт, К.Лампрехт).
43. Материалистическое понимание истории К.Марксом и Ф.Энгельсом.
44. Социал-демократическое направление в немецкой историографии конца XIX – начала XX вв.: история революций в трудах В.Блоса.
45. Основные черты оксфордской и кембриджской школ исторических исследований (Ч.У.Стеббс и Д.Актон ).
46. Концепция «религиозной пуританской революции» С.Гардинера.
47. Тематическое разнообразие английской историографии второй половины ХIХ – начала ХХ в. (Ч.Г.Фёрс, Дж.Морли, Дж.Гобсон, супруги Вебб и Хэммонд).
48. «Экономизм» в английской историографии второй половины XIX в. – начала ХХ в. (Т.Роджерс, У. Кеннингем, А.Тойнби-ст., Дж.Клепем)
49. Прогрессистское направление в историографии США (Ч.Бирд, Ф.Тёрнер).
50. Концепция истории Ф.Ницше.