Лекция № 3 – Библия и Священная история.




Наиболее употребительное название Св. Писания в еврейской традиции — Танах. Оно представляет собою аббревиатуру из начальных букв трех слов: Тора, Невиим, Кетувим. Тора («закон») обозначает Пятикнижие Моисеево, Невиим («пророки») включает в себя старших пророков - Иисуса Навина, Судей, Самуила (1—2 книги Царств), царей (3—4 книги Царств) и младших пророков — 3 больших (Исайя, Иеремия, Иезекииль) и 12 малых. Кетувим («писания») включают в себя Псалтырь, Притчи, Иова, пять мегилот («свитков») (Песнь песней, Руфь, Плач Иеримии, Екклисиаст, Есфирь), а также книги Даниила, Ездры, Неемии, 1—2 книги Паралипоменон.

Книга Иисуса Навина – рассказывает о расселении 12 племен после прихода в обетованную землю и получение уделов.

Книга Судей – первый период существования в новых условиях.

Судьи – военачальники, гражданские управители, религиозные главы общин.

Гофониил – освободил Израиль от месопотамских притеснителей. Известной победой Гофониила является захват мощной хананейской крепости. (Суд.2:3-23; 3:1-11; Нав.14)

Аод – убил Еглона, царя моавитского, и победил моавитян Суд.3:12-30

Самегар – убил 600 филистимлян воловьим рожном. (Суд.3:31)

Девора – единственная женщина-судья, вместе с судьёй Вараком освободила Израиль, нанеся поражение Сисаре и хананеям. Спела песню победы с Вараком. (Суд.4:1-24, 5:1-31)

Гедеон - освободитель народа. Уничтожил семейных идолов, определил Божью волю с помощью шерсти, собрал армию в 10 000 человек и с 300 воинов нанес поражение 135 000 мадианитян. Был судьей Израиля 40 лет (Суд.6-8)

Авимелех - провозгласил себя царём и терроризировал народ. (Суд.9:1-57)

Фола - судья над Израилем. Судил 23 года. (Суд.10:1)

Иаир – судьей был 22 года и имел 30 сыновей, которые владели 30 городами в Галааде и все ездили на 30 ослах. (Суд.10:2-5)

Иеффай – был судьей Израиля 6 лет, принял поспешный обет, нанес поражение аммонитянам и сражался с ревнивыми ефремлянами. (Суд.11:1-40; 12:1-7)

Есевон – судья над Израилем. У него было 30 сыновей и 30 дочерей. (Суд.12:8-10)

Елон - судья над Израилем. Судил 10 лет. (Суд.12:11-12)

Авдон – был судьей Израиля 8 лет. У него было 40 сыновей и 30 внуков, у каждого из которых был собственный осел. (Суд.12:13-15)

Самсон - был судьей Израиля 20 лет. Он был назореем, убил льва голыми руками, сжег поля филистимлян, убил 1000 филистимлян ослиной челюстью, снял железные ворота, был предан Далидой и уничтожил тысячи филистимлян во время одного подвига. (Суд.13:24-25; 14:1-20; 15:1-20; 16:1-31)

Книга пророка Самуила (1 – 2 книги Царств) – излагается тема царей. Самуил помазывает на царство 1-ого царя – Саула.

Книги царей (3 – 4 книги Царств) – Соломон и весь царский период до падения царской власти в Израиле.

В 622 г. до Р.Х. при царе Иосии во время ремонта был обнаружен свиток с законами Моисея как нужно поклоняться Богу, после которого Иосия возобновляет завет. Возможно, это мог быть свиток Второзаконий. (4-Цар. 23)

После смерти Соломона единое государство распадается на Северное – Израиль и Южное – Иудею.

Вавилонский плен – национальная катастрофа 587 г. до Р. Х. В 722 г. Северное царство (Израиль) погибло, будучи захваченным ассирийцами. Традиции иудаизма остались только в Иудее. В 701 г. до Р.Х. ассирийские войска осадили Иерусалим. По молитвам Исаии Иерусалим удержался и не пал.

Первый Иерусалимский храм, построенный царем Соломоном, был разрушен в 587 г. до Р.Х. и в 515 г. до Р.Х. был восстановлен по приказу персидского царя Кира Великого. Аггей, Захария и Малахия (малые пророки) в конце VI в. до Р.Х. участвовали в процессе восстановления храма.

Немецкий богослов XIX в. Юлиус Велльгаузен –излагаемые в Ветхом Завете повествования о патриархах, об исходе евреев из Египта, странствовании их по пустыне и т.д. завершаются не приходом их к Иордану, чем кончается Пятикнижие, а завоеванием Палестины и оседанием в ней, о чем рассказано в книге Иисуса Навина. На этом основании Велльгаузен стал рассматривать как целое не Пятикнижие, а Шестикнижие, т.е. Пятикнижие вместе с книгой Иисуса Навина. Спиноза (нидерландский философ-рационалист, натуралист еврейского происхождения) считал настоящим автором и, по меньшей мере, редактором-составителем Пятикнижия Ездру. Но у Спинозы это было только догадкой, Велльгаузен же обосновал ее достаточно вескими аргументами. По мнению Велльгаузена, Тора отражает те религиозные взгляды, которые проповедовали пророки и в своих проповедях они почти не ссылаются на Тору.

Анахронизмы – хронологические неточности или приписывание эпохе черт, ей не свойственных. А. обычны в исторической и др. литературе. Например, принято писать о древней «Месопотамии», «Палестине», «Древнем Востоке», говоря о временах, когда этих названий не существовало. В Библии мы встречаемся с рядом А. как в хронологии, так и в описании древнего быта. Однако ни один из них не умаляет духовного содержания текста. Причины А. двоякие: 1) Когда священный автор писал о событиях прошлого, он часто пользовался источниками, сохраненными в преданиях, а предания нередко стилизовали минувшее, придавая ему черты других эпох. 2) Древние календари и хронологические сведения были разрознены и неполны.

Противоречия в содержании Торы впервые заметил еврейский богослов Авраам ибн Эзра в XII в.:

Чис. 12:3 Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле. По мнению Авраама ибн Эзры, Моисей не мог сам написать о себе как о кротчайшем человеке на земле.

Втор. 1:1-2 Сии суть слова, которые говорил Моисей всем Израильтянам за Иорданом в пустыне на равнине против Суфа, между Фараном и Тофелом, и Лаваном, и Асирофом, и Дизагавом, в расстоянии одиннадцати дней пути от Хорива, по дороге от горы Сеир к Кадес-Варни.

Проповедь Моисея Израильтянам былана восточном берегу Иордана. А эти слова были написаны на западном берегу.

Быт 34:1-5 – Моисей увидел Ханаан с горы Нево и умер на ней. Моисей не мог сам описывать свою смерть.

Немецкий протестанский библеист Герхард фон Рад выдвинул теорию, что комплекс исторических книг, которые начинаются Пятикнижием и заканчиваются книгами Самуила в 1 – 2 книгах Царств перед эпохой Соломона был написан при царе Соломоне. Т.к. это была эпоха расцвета культуры, когда Израиль стоял на уровне своих соседей Египта и Вавилона. Предполагается, что эту часть библии написал Авиафар – писец, входивший в круг людей при царе Давиде.

Исх. 12:37-38 И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф, до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей; и множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое. Здесь предполагается население Палестины в эпоху правления царя Соломона.

Из Месопотамии дошли портреты месопотамских писцов и гораздо меньше сохранилось портретов царей, что говорит о писцах как о привилегированном классе того времени.

Втор. 17:18-19 – царь должен списать для себя свиток закона у священников левитов, чтобы поучаться в нем, когда он будет давать распоряжения по управлению страной. Царь является читателем книги. Древняя литература существует для одного читателя.

В 70-ые годы XX в. археологи выяснили, что Западная Стена или Стена Плача построена не при Соломоне в X в. до Р.Х., а в VIII в. до Р.Х. Езекией, после падения Северного Царства, когда население бежало от ассирийского плена в Иерусалим, который затем сильно укрепляется.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: