Расчет прогнозных оценок помесячной реализации




Продукции на 6-ой год по индексам сезонности

Месяц Индекс сезонности, % Прогнозные оценки помесячной реализации продукции на 6-ой год, тыс. тонн
январь 74,8 2244,6
февраль 64,7 1941,5
март 78,6 2359,4
апрель 102,7 3082,0
май 120,8 3625,1
июнь 136,7 4099,9
июль 162,1 4863,0
август 125,9 3777,4
сентябрь 104,7 3140,2
октябрь 87,8 2632,5
ноябрь 71,0 2131,2
декабрь 70,1 2103,2
Итого -  

Задание 5

Пятое задание предполагает, что вы знаете индексный метод.

Исходные данные (которые должны быть изменены по определенным правилам каждым студентом)

Форма торговли Объем продаж, тыс.кг Цена за 1 кг
  III квартал IV квартал III квартал VI квартал
Сетевая        
Несетевая        

 

Требуется определить:

 

1. Индивидуальные индексы. Их общая формула построения:

значение показателя в базисном периоде (или его плановый, нормативный уровень)

значение показателя в отчетном периоде

Соответственно, используя принятые в теории индексов обозначения, можно записать формулы следующих показателей:

· индивидуальный индекс цен

,

где p0 и p1 – цена товара в базисном и отчетном периодах

· индивидуальный индекс физического объема

,

где q0 и q1 – цена товара в базисном и отчетном периодах

Расчет индивидуальных индексов цен:

- сетевая торговля:

- несетевая торговля: 166,7%

Вывод. В сетевой торговле цена на товар «А » выросла в IV кв. по сравнению с III кв. на 75% (175-100), что в абсолютном выражении составляет 30 руб.(70-40), в несетевой - на 67% или на 20 рублей.

Расчет индивидуальных индексов физического объема по формуле (5.2):

- сетевая торговля:

- несетевая торговля:

Вывод. В сетевой торговле объем продажи товара «А» вырос в IV кв. по сравнению с III кв. на 25% (125-100), что в абсолютном выражении составляет 1000 кг, в несетевой - на 20% или на 1000 кг.

2. Общие агрегатные индексы.

Основной формой построения общих индексов является агрегатная форма:

Формула агрегатного индекса
Для качественных показателей (цена или себестоимость единицы товара, заработная плата, урожайность, трудоемкость и др.)
Для количественных показателей (количество продукции, численность сотрудников, посевная площадь и др.)

 

 

Для расчета общих индексов удобно использовать следующую таблицу

Расчетная таблица

Форма торговли Объем продажи, тыс. кг Цена товара, руб. Товарооборот, тыс. руб.
базисный период отчетный период базисный период отчетный период базисный период отчетный период отчетный период по ценам базисного периода
          6=2∙4 7=3∙5 8=3∙4
сетевая              
несетевая              
Итого     - -      

 

Общий индекс цен характеризует:

· среднее относительное изменение цен;

· относительное изменение товарооборота под влиянием изменения цен

Исчисляется по формуле

 

Вывод. В целом по двум формам торговли цена товара выросла в IV кв. по сравнению с III кв. в среднем на 71,1%. Абсолютная сумма перерасхода денежных средств населения в результате повышения цены товара "А" составляет 270 тыс. руб. (650 - 380).

Общий индекс физического объема продаж показывает

· среднее относительное изменение количества проданных товаров;

· относительное изменение товарооборота под влиянием изменения объема продаж

 

Исчисляется по формуле

 

Вывод. В целом по двум формам торговли объем продаж товара увеличился

в IV кв. по сравнению с III кв. в среднем на 22,6%.

 

Общий индекс товарооборота характеризует относительное изменение товарооборота под влиянием двух факторов – изменения цен и физического объема продаж. Рассчитывается по формуле

Вывод: в целом по двум формам торговли товарооборот в IV кв. по сравнению с III кв. в результате изменения цен и физического объема продаж увеличился на 109,7 %, что в абсолютном выражении составляет 340 тыс. руб.

Для общих индексов, как и для индивидуальных, действует следующее правило: индексы связаны между собой так же, как и индексируемые величины. Например, товарооборот (выручка от реализации товаров) – это произведения цены на количество реализованного товара. Точно такая же зависимость выполняется для общих и индивидуальных индексов этих показателей:

 

Эта формула называется факторной моделью индекса товарооборота. Она показывает изменение товарооборота за счёт изменения цен и за счёт изменения объема продаж.

Вывод. В целом по двум формам торговли увеличение товарооборота в 2,097 раза произошло за счет роста цен в 1,711 раза и роста объема продаж в 1,226 раза.

 

Следующее задание: определение абсолютного изменения товарооборота -общего и в результате влияния отдельных факторов (изменения цен и изменения количества проданных товаров).

Общее абсолютное изменение товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным (под влиянием двух факторов):

Легко видеть, что эта величина равнаразностимежду числителем и знаменателем индекса товарооборота.

 

Абсолютное изменение товарооборота в результате изменения цен:

 

 

 

Эта величина равнаразностимежду числителем и знаменателем общего индекса цен. Этот результат можно прокомментировать иначе, с точки зрения не продавца. а покупателя: перерасход денежных средств покупателей в результате повышения цены товара "А" на 71,1% составляет 270 тыс. руб.

Абсолютное изменение товарооборота в результате изменения физического объема продаж:

Легко видеть, что эта величина равнаразностимежду числителем и знаменателем индекса физического объема товарооборота.

Общее абсолютное изменение товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным под влиянием двух факторов равно сумме двух приростов:

Вывод. В целом по двум формам торговли товарооборот в IV кв. по сравнению с III кв. под влиянием изменения цены товара (на 71,1%) вырос в среднем на 270 тыс. рублей. Рост физического объема продаж на 22,6% привел к увеличению товарооборота в среднем на 270 тыс. рублей. Совместное влияние двух факторов выразилось в росте общего объема товарооборота на 340 тыс. рублей или на 109,7%.

 


Следующее задание связано с анализом изменения средней цены товара. Поскольку товар один, но он продается в разными организациями по различным ценам, можно поставить задачу рассчитать среднюю цену товара и проанализировать ее изменение в динамике. Для этих целей используются индексы цен переменного состава, постоянного состава и влияния структурных сдвигов.

Вначале определяется средняя цена товара по формуле:

III кв.

IV кв.

Относительное изменение средней цены товара рассчитывается как отношение средней цены в отчетном периоде к средней цене в базисном периоде:

(5.12)

или (5.13)

Такой индекс называют индексом переменного состава, так как он отражает не только изменение уровня цен на товар (первый фактор), но и изменение в структуре объемов продажи, т.е. структурные сдвиги (второй фактор).

Расчет индекса цен переменного состава:

 

, или 171,6%

Вывод. Средняя по двум формам торговли цена товара «А» в отчетном периоде по сравнению с базисным выросла на 71,6 % под влиянием роста цен и объемов продажи.

Для выявления влияния каждого фактора в отдельности на изменение средней цены рассчитывают еще два индекса – индекс цен постоянного (фиксированного) состава и индекс структурных сдвигов.

Влияние первого фактора (без учета влияния второго фактора – структурных сдвигов) отражает индекс фиксированного состава, характеризующий относительное изменение средней цены в структуре отчетного периода (т.е. IV кв.):

, (5.14)

или

 

Расчет индекса фиксированного состава по формуле (5.14):

Вывод. Средняя по двум формам торговли цена товара в отчетном периоде по сравнению с базисным выросла на 71,1 % только под влиянием роста уровня цен по каждой форме торговли (в 1-й – на 75,0%, во 2-й – на 66,7%) без учета влияния структурных сдвигов.

Для характеристики относительного изменения средней цены товара под влиянием второго фактора (без учета влияния первого фактора – изменения уровня цен) рассчитывают индекс структурных сдвигов (Iстр .):

(5.15)

 

Расчет индекса структурных сдвигов по формуле (5.15):

Вывод. Средняя (по двум формам торговли) цена товара «А» в отчетном периоде по сравнению с базисным выросла на 0,3% в результате структурных сдвигов в объемах продажи.

4.5. Индексы цен переменного, постоянного состава, индекс структурных сдвигов образуют систему взаимосвязанных индексов:

Вывод. При отсутствии структурного перераспределения в объеме продажи средняя цена товара по двум формам торговли возросла бы в 1,711 раза (или на 71,1%). Изменения в структуре объема продаж вызвали рост средней цены в 1,003 раза (или на 0,3%). Одновременное воздействие двух факторов (рост цен и структурные сдвиги в объемах продажи) привело к возрастанию средней цены товара в 1,716 раза (или на 71,6%)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: