Д) Диагностика воображения.




«Дорисовывание фигур»

Цель: определение уровня развития воображения, способности создавать новые образы.

Материал: 10 карточек, размером с половину стандартного листа (А5), на каждой из которых нарисована небольшая (примерно 1х2 см) фигурка неопределенной формы (см. Приложение 1), набор карандашей (в другом варианте методики предполагается простой карандаш).

Ход исследования.

Ребенку говорят: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получиться какая-нибудь картинка - любая, какую ты захочешь». Затем дают листок с фигуркой. После того как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Как называется картинка? Что это?» Ответ записывают и дают следующий листок, последовательно предъявляя все 10 карточек.

Если ребенок не принимает инструкцию (обводит фигурку, рисует рядом что-то свое не используя ее, рисует неопределенное изображение - узор и т.п.), экспериментатор может нарисовать на листе бумаги квадрат и показать, как его можно превратить в дом, портфель, вагон, машину, которая едет по улице города и т.п. Затем следует снова попросить ребенка дорисовать фигурку. В дальнейшем помощь и показ не используются.

Оценка результатов.

Для оценки уровня выполнения задания каждым ребенком подсчитывают коэффициент оригинальности (КО) - количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку. Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей. Таким образом, КО равен количеству рисунков, не повторяющихся по характеру использования заданной фигурки у самого ребенка и ни у кого из детей группы.

По горизонтали расположены фигурки для дорисовывания, по вертикали - имена детей. Под каждой фигуркой записывается, какие изображения выполнил ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы по одной и той же фигурке у разных детей) выделяют (например, зачеркивают). Количество не зачеркнутых ответов - КО каждого ребенка. Затем выводят средний КО по группе (индивидуальные величины КО суммируются и делятся на количество детей в группе).

Н и з к и й у р о в е н ь выполнения задания - КО меньше среднего по группе на 2 и более балла.

С р е д н и й у р о в е н ь - КО равен среднему по группе или на один балл выше или ниже среднего.

В ы с о к и й у р о в е н ь - КО выше среднего по группе на 2 и более балла.

Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания.

Можно выделить следующие уровни:

При н и з к о м у р о в н е дети фактически не понимают задачу: они или рисуют с заданной фигурой что-то свое, или делают беспредметное изображение («такой узор»), иногда эти дети (для 1-2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.

При с р е д н е м у р о в н е дети дорисовывают большинство фигурок однако, все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки повторяющиеся - самим ребенком или другими детьми группы.

При в ы с о к о м у р о в н е дети дают схематичные иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка или его второстепенной деталью, последнее является показателем творческого воображения.

Вывод: В результате проведенной диагностики мы пришли к выводу

Что у Данила средний уровень воображения.

 

Е) Задание 5. Изучение осознания своих эмоций

Цель: выявить осознание у ребенка своих эмоций.

Подготовка исследования. Составить вопросы для беседы: Что ты любишь? Что ты не любишь? Когда тебе весело? Что ты делаешь, когда тебе весело? Когда тебе грустно? Что ты делаешь, когда тебе грустно? Когда тебе радостно? Что ты делаешь, когда тебе радостно? Когда тебе страшно? Что ты делаешь, когда тебе страшно?

Проведение исследования. Ребенку 5—7 лет задают вопро­сы, побуждая отвечать как можно более полно и развернуто.

 

«Люблю, когда с маленьким я с ним играю. гуляю. Не люблю не ходить в детский садик, не с кем играть дома один. Мне весело в детском садике играем с другими, когда мне весело я радуюсь, танцую, смеюсь. Мне грустно когда я один, я не играю, сижу. Мне радостно когда мы у бабушке, мы с ней играем. гуляем, мне хорошо с бабушкой. Мне страшно когда темно. Я боюсь когда темно, я сижу на полу и закрываю глаза.

Обработка:

3. Развернутость ответов как показатель степени осоз­нанности переживания:

Низкий — ответ краткий («Я люблю все есть»);

Средний — ответ краткий, но становится более развернутым при дополнительных вопросах взрослого;

Высокий — ответ развернутый и подробный. Подсчитывают, что чаще пугает дошкольников, что радует, что заставляет грустить и пр. Делают вывод о том, какие эмоции дети лучше осознают (в разном возрасте).

Вывод: Проведя данную диагностику мы выяснили, что Ян даёт каткие ответы, но они становятся более развернутыми если ему задают дополнительные вопросы, что говорит о среднем уровне осознания эмоций.

 

4. План коррекционной работы.

План коррекционной работы с Кошурниковым Данилом по развитию речи:

14.05.2012

1. Игра "Отгадай и сравни загадки о "двух братцах"".

Подготовка к игре. Ознакомление дошкольников с загаданными пред­метами и явлениями.

Материал и оборудование. Рисунки, "волшебная коробка" с двумя оди­наковыми нарисованными человечками и надписью "Два братца".

Правила игры. Отгадывающий загадку отмечает, что в загадке говориться о внешнем виде, местонахождении, действиях "двух братцев". Правильность отгадки должна быть доказана. Перед сравнением загадки повторяются.

Описание игры. Воспитатель говорит, что в загадках могут встре­чаться и выражения, например, "два братца". В каждой загадке "братцев" двое, при­чем они могут быть и похожи, и совершенно различны. Дошколь­никам пред­лагается внимательно рассмотреть и подробно описать картинки, на которых показаны разные "братцы". После этого рисунки убираются в "волшебную коробку". При правильном ответе из коробки достается соответ­ствующий рисунок.

Дети загадывают и отгадывают загадки о "двух братцах", доказывают правильность своих ответов. Затем попарно сравнивают загадки о разных "братцах":

Два братца в воду глядятся, век не сойдутся. (Берега.)

Два близнеца, два братца верхом на нос садятся. (Очки.)

Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят. (Глаза.)

Два братца спереди бегут, два братца догоняют. (Автомобиль.)

Два братца всегда вместе бегут, один спереди, другой сзади.

(Велоси­пед.)

Два братца: один светит днем, а другой ночью. (Солнце и луна.)

Два братца: одного все видят, но не слышат,

другого всякий слышит, но не видит. (Гром и молния.)

При сравнении таких загадок нужно быть очень внимательным, чтобы правильно выделить признаки их сходства и различия.

2. 16.05.2012. 10.30 Вычленение первого и последнего звука в слове, нахождение местоположения заданного звука:

- назвать в слове первый звук, последний звук;

- определить местоположение заданного звука в слове;

- разложить картинки с заданным звуком в три ряда: в один положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, в другой - в конце, в третий - в середине;

- выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых заданный звук находится в середине слова;

- выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых заданный звук находится в середине слова;

- выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых заданный звук находится в конце слова;

- подобрать слова, в которых заданный звук находится в начале слова;

- подобрать слова, в которых заданный звук находится в середине слова;

- подобрать слова, в которых заданный звук находится в конце слова;

3 19 05.2012 16.30 игра «Веселый поезд»: перед детьми - поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры, каждый в своем вагоне. В первом те, в названии которых заданный звук находится в начале слова, во втором - в середине, в третьем - в конце;

4. 21052012. 17.00 работа с карточками. Детям раздаются карточки:??? и фишка O. По заданию, при назывании слова, фишка располагается в соответствии с местоположением звука в слове

5.23.05.2012. 16.00 Выделение звука на фоне слова. Проводится на материале слов, включающих данный звук и не имеющих его:

- подать сигнал при заданном звуке

- отобрать, а позднее назвать картинки, в названии которых имеется соответствующий звук.

6. 24.05.2012.16.30 Выделение звука на фоне слога. Детям предлагается ряд слогов, из которых нужно выделить заданный звук (например, подать сигнал, если в слове слышится звук (С) рисунок изображен на карточке), после формирования правильного произношения этого звука проводится его выделение из слога.

Дата Название игры оборудование ход результаты
14.05 «Найди пару» Цель: Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух.         «Включи телевизор» 1. Цель: Упражнять детей в определении первого или последнего звука в словах, в составлении слов из выделенных звуков (трех-четырех), упражнять в чтении слов из трех-четырех букв (в логопедических группах)   «Ателье» Цели: 1. Упражнять детей в классификации предметов одежды по сезонному признаку (зимняя – осенняя, летняя – весенняя). 2. Активизировать в речи детей прилагательные: полосатая, клетчатая, шелковая, ситцевая, шерстяная, байковая, тонкая, толстая, гладкая, блестящая, шероховатая. 3. Учить связно описывать предмет, изображенный на картинке. 1. Игра "Отгадай и сравни загадки о "двух братцах"". Описание игры.     \) «Что напутал Буратино?»   Цель: находить ошибки в описании и исправлять их.   «Кто что умеет делать»   Цель: подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных.   «Игровой материал: 1. Диск, разделенный на две половины, по краю которого в верхней и нижней частях наклеено одинаковое количество кругов из бархатной бумаги (по 5 – 7 штук). На диск прикреплена двойная стрелка, которую удобно передвигать. Предметные картинки, подклеенные с обратной стороны бархатной бумагой или фланелью Игровой материал: Изображение телевизора, в нижней части которого наклеены два длинных кармана один под другим для предметных картинок и букв; за экраном – карман (для демонстрации картинок). Предметные картинки и карточки с буквами. Картинки для телеэкрана: шар, ком, сом, рак, кит, кот, роза, ваза, утка.     Игровой материал: 1. Конверты из картона с прорезанными силуэтами одежды: пальто, куртки, платья, сарафана, юбки, рубашки, халата, брюк, шорт и др. 2. Лоскуты разной ткани, наклеенные на картонные прямоугольники (по количеству детей).   Материал и оборудование. Рисунки, "волшебная коробка" с двумя оди­наковыми нарисованными человечками и надписью "Два братца".     Игрушки буратино и утенок.     картинки животных Предлагаю Яну слово коза, заменяем одну букву и получается слово коса. Затем Ян по примеру называет другие слова.   Перед Яном изображение телевизора,в нижней части картинки предлагаю Яну вставит картинки в окошечко и назвать первый и последний звук.     Перед Яном предметы одежды ему предлагается назвать одежду по сезону, используя слова: полосатая, клетчатая, шелковая, ситцевая, шерстяная, байковая, тонкая, толстая, гладкая, блестящая, шероховатая Описание игры.:говорю Яну, что в загадках могут встре­чаться и выражения, например, "два братца". В каждой загадке "братцев" двое, при­чем они могут быть и похожи, и совершенно различны. Дошколь­никам пред­лагается внимательно рассмотреть и подробно описать картинки, на которых показаны разные "братцы". После этого рисунки убираются в "волшебную коробку". При правильном ответе из коробки достается соответ­ствующий рисунок. Дети загадывают и отгадывают загадки о "двух братцах", доказывают правильность своих ответов. Затем попарно сравнивают загадки о разных "братцах":   В гости к ребенку приходит Буратино со своим другом утенком. Рассказывая про своего друга, Буратино делает ошибки и допускает неточности в описании, например: «У утенка синий клюв и маленькие лапы, он кричит «мяу!». «У зайца маленькие ушки, он зеленый». «У кошки колючая шубка».   Ребенку показывают картинки животных, а он говорит, что они любят делать, как кричат     Ян смог подобрать слова, с моими подсказками.     коза – коса мишка – мышка кит – кот трава – дрова крыша – крыса усы – осы катушка – кадушка каска – маска ком – сом дом – дым мак – рак уточка – удочка     Ян называет звуки, но после прочтения слова целиком. Выделяя нужный звук голосом.   Ян называет предметы одежды, но не классифицирует по сезону, только при помощи взрослого.   Ян загадываети отгадывают загадки о "двух братцах", но не доказывают правильность своих ответов.   Ян исправляет неточности в рассказах Буратино,но не всегда самостоятельно.   Ян говорит, что кошка — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает. воробей чирикает, петух кукарекает, свинья хрюкает, утка крякает, лягушка квакает.    

 

Б) Диагностика уровня памяти:

Задание 1. Изучение соотношения непроизвольной ипроизвольной памяти

Цель: Оценивание соотношения непроизвольной и произвольной памяти у ребенка Подготовка исследования. Подобрать 3 набора предмет­ных картинок размером 5x7 см (по 16—25 в каждом) так, чтобы каждый можно было по тематике разбить на 3 груп­пы, например: животные, фрукты, овощи.

Проведение исследования. Проводятся 3 серии эксперимента через день индивидуально с детьми 3—7 лет. В каждой серии используется новый набор картинок, участвуют одни и те же дети.

Первая серия. Изучение пассивной непроизвольной памяти. Ребенку показывают картинки с изображением различных предметов, которые он должен рассмотреть. При этом взрос­лый не ставит перед малышом задачу на запоминание. Он говорит: «Я сейчас покажу картинки, а ты внимательно посмотри на них». Картинки экспонируются последователь­но одна за другой. После демонстрации одного из наборов ребенка просят: «Назови картинки, которые ты запомнил».

Вторая серия. Изучение активной непроизвольной памя­ти, когда при запоминании используется прием класси­фикации материала. Ребенку предлагают разложить второй набор картинок в 3 ряда, т.е. на 3 группы: «Что к чему подходит?» После выполнения задания картинки убирают и просят ребенка вспомнить и перечислить все картинки по рядам.

Третья серия. Изучение произвольной памяти. Детям, уча­ствовавшим в первых двух сериях, показывают третий на­бор картинок и предлагают запомнить как можно больше картинок для того, чтобы затем их припомнить. Средства и приемы запоминания не указывают. Каждая картинка экс­понируется в течение 3 с. После показа всех картинок дети воспроизводят по памяти предметы, изображенные на них.

Обработка данных. Подсчитывают среднее арифметичес­кое количество воспроизведенных названий предметов в каждой возрастной группе. Полученные данные оформля­ют в таблицу (табл. 64).

Сопоставляют средние показатели объема памяти (по результатам, полученным в каждой серии эксперимента) и возраста детей. Устанавливают продуктивность разных видов запоминания на протяжении дошкольного возраста, а также соотношение показателей, полученных у одних и тех же детей при разных видах запоминания. Выявляют, как дети разных возрастов справляются с задачей припом­нить материал, с какого возраста начинают использовать способы запоминания и какие.

Таблица 64



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: