Поддержка строительного сектора и транспорта




Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В МОСКВЕ»

 

 

ФАКУЛЬТЕТ «УПРАВЛЕНИЕ КРУПНЫМИ ГОРОДАМИ»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ

" План антикризисных мероприятий города Москвы"

 

 

Исполнитель:

Студент 2 курса Задорожный А.С.

Группы ГМУ- (подпись)

Руководитель проекта:

Регалии преподавателя. ____________________ Гусаков А.А

(подпись)

 

Москва 2017 г.

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА 4

1.1 Сущность, причины и виды экономических кризисов 4

1.1.1 Сущность и причины экономических кризисов 4

1.1.2 Виды и классификации кризисов 5

1.2 Стадии кризисного процесса в экономике 6

ГЛАВА 2. АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫПРАВИТЕЛЬСТВА 8

2.1 Способы выхода из кризиса 8

2.2 Антикризисный план Правительства Москвы 10

2.3 Итоги антикризисного плана 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ17

 

ВВЕДЕНИЕ

Современный экономический кризис является самой актуальной темой, обсуждаемой политиками, экономистами, СМИ и обществом. Политики стараются вывести страну из экономических потрясений, экономисты ищут пути выхода из кризиса, СМИ же пытаются отвлечь народ от насущных проблем, ну а сам народ испытывает тревогу за своё благосостояние, уровень жизни, за своё будущее. Как известно, современное общество стремится к постоянному улучшению уровня и условий жизни, которые может обеспечить только устойчивый экономический рост. Причину отсутствия данного роста в нашей стране можно списать на очередные проблемы экономики России. Современный экономический кризис в нашей стране очень специфичен и, пожалуй, данная тема несколько провокационна, поскольку российские власти не любят принимать вину на себя, перекладывая её на каких-то внешних врагов. Поэтому необходимо провести анализ действий органов власти для преодоления экономического кризиса.

Объектом курсовой работы является деятельность органов власти для преодоления экономического кризиса. Предметом – антикризисный план Правительства Москвы.

Целью исследования является изучение анализа действий органов власти для преодоления экономического кризиса.

Структурно работа состоит из введения, первой и второй главы, заключения и списка литературы.

Информация для исследования составили научные работы, лекции экспертов, статистические и информационно-аналитические материалы, различные интернет источники.

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

1.1. Сущность и причины экономического кризиса

1.1.1.Сущность и причины экономического кризиса

Кризис - это состояние, при котором достижения поставленной цели становятся неадекватными, в результате чего возникают неожиданные проблемы и ситуации. Соответственно экономический кризис - это состояние в экономике, при котором средства достижения экономических целей становятся невозможными, вследствие чего возникают различного рода проблемы и ситуации экономического характера. Выражаясь научным языком, то экономический кризис – это значительное нарушение равновесия в хозяйственной системе, часто сопровождающееся потерями и разрывом нормальных связей в производстве и рыночных отношениях. Это, в конечном счете, ведет к дисбалансу функционирования экономической системы в целом. Большое количество учёных так и не сошлись в едином мнении на причины кризиса в различных экономических системах. В России придерживались мнения, что кризис присущ только капиталистическому способу производства и не может возникать при социалистическом. Другие специалисты считают, что кризис свойственен только макроэкономическому уровню. В микроэкономике, кризис обусловлен неэффективной системой производства и управления. Проще говоря, это обычные ошибки. Сущность экономического кризиса проявляется в перепроизводстве товаров по отношению к совокупному спросу, упадок уровня жизни населения, в нарушении условий воспроизводства общественного капитала, инфляции, в массовых банкротствах фирм, в росте безработицы и других социально-экономических потрясениях.

Выделяют несколько причин экономического кризиса: объективные, субъективные и природные.

  1. Объективные причины кризиса – циклические потребности в модернизации, реструктуризации и социализации общества.
  2. Субъективные причины кризиса - как результат ошибок и беспринципность в управлении.
  3. Природные причины кризиса - явления климата: извержения вулканов, землетрясения, наводнения, пожары и так далее.

Черты социально - экономического кризиса:

1. Резкое падение уровня жизни (оплата труда не превышает 20% прожиточного минимума).

2. Деградация социальной сферы. (расходы на науку образование в 3-5 раз меньше, чем в развитых странах).

3. Высокая безработица.

4. Опасное нарастание социальной напряженности (акции протеста).

5. Растущая дифференциация доходов и концентрация огромного богатства в руках очень узкой группы граждан.

6. Острый демографический кризис.

7. Утрата населением доверия к власти.

 

Также причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Внешние причины связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране. Внутренние причины имеют в первую очередь собственный характер. То есть это связано с несовершенством в управлении, со стратегией маркетинга, с внутренними конфликтами, с ошибками в организации производства, с инновационной и инвестиционной политикой государства.

1.1.2 Виды и классификации кризисов

Кризисы принято разделять на общие, локальные, а так же на мировые, национальные, региональные и кризисы предприятия. Общий кризис распространяется полностью на социально-экономическую систему. Локальный кризис охватывает лишь часть системы.

Кризисы по проблематике делятся на макрокризисы и микрокризисы. Макрокризис – кризис, который охватывает всю экономику. Данному кризису присущи большие масштабы проблематики и объёмы. Микрокризис захватывает только отдельную проблему или группу проблем

В зависимости от характера экономических спадов, охвата ими различных сфер или отраслей народного хозяйства различают следующие виды экономических кризисов:

1. Циклический кризис – это периодически повторяющиеся спады общественного производства, вызывающие парализацию деловой активности во всех сферах народного хозяйства и дающие начало новому циклу хозяйственной деятельности.

2. Промежуточные кризисы – это спорадически возникающие спады общественного производства, которые на время прерывают стадии оживления и подъема национальной экономики. Они не дают начало новому циклу, носят локальный характер, непродолжительны.

3. Структурные кризисы связаны с постепенным и длительным нарастанием межотраслевых диспропорций в общественном производстве и характеризуются несоответствием сложившейся структуры общественного производства изменившимся условиям эффективного использования ресурсов. Они вызывают долговременные потрясения и требуют для своего разрешения длительного периода адаптации к новым условиям (энергетический кризис 70-х гг. XX в. повысил цены в 4-5 раз и вынудил перейти к энергосберегающим технологиям).

4. Частичные кризисы сопряжены с падением экономической активности в рамках крупных сфер деятельности. Речь идет о денежном обращении и кредитах, банковской системе, фондовом и валютном рынках (мировой валютный кризис 70-х гг. XX в. и переход к системе плавающих курсов).

5. Отраслевые кризисы характеризуются спадами производства и свертыванием деятельности в одной из отраслей (напр., в угольной, сталелитейной, текстильной промышленности).

6. Сезонные кризисы обусловлены воздействием природно-климатических факторов, которые нарушают принятый ритм хозяйственной деятельности (поздняя весна для сельского хозяйства и коммунального, нехватка топлива).

7. Мировые кризисы определяются охватом как отдельных отраслей в мировом масштабе, так и всего мирового хозяйства.

Существуют также кризисы явные и латентные (скрытые). Первые протекают заметно и легко обнаруживаются. Вторые являются скрытыми, протекают относительно незаметно и поэтому наиболее опасны.

Кризисы бывают глубокими и легкими. Глубокие, острые кризисы часто ведут к разрушению различных структур социально-экономической системы. Они протекают сложно и неравномерно, часто аккумулируют в себе множество противоречий, завязывают их в запутанный клубок. Легкие, мягкие кризисы протекают более последовательно и безболезненно. Их можно предвидеть, ими легче управлять.

1.2 Стадии кризисного процесса в экономике

Необходимо разделение кризисного процесса на различные стадии связана в первую очередь с тем, чтобы определить точку и время применения мероприятий по оказанию влияния на кризис, недопущению и преодолению кризиса.

Отдельные стадии кризисного процесса можно описать следующим образом:

1. Стадия: потенциальный кризис

Кризис предприятия как процесс находит свое начало в фазе потенциального, т.е. только возможного но еще не реального кризиса предприятия. И из-за отсутствия достоверных симптомов кризиса данное состояние предприятия характеризуется как квазинормальное, т.е. практически как состояние в котором постоянно находится предприятие, и оно дает время/точку отсчета возникновения кризиса на предприятии.

2. Стадия: латентный/скрытый кризис

Эта фаза кризисного процесса характеризуется скрытым уже имеющимся или с большой вероятностью скоро начинающимся кризисом, воздействия которого не определяемы имеющимся в наличии у предприятия стандартным инструментарием. Но применение специальных методик раннего распознавания позволяет на этой стадии оказать активное воздействие на латентный кризис с помощью предупреждающих мероприятий.

В общем на данной стадии имеющийся в наличии у предприятия потенциал преодоления кризиса как правило не используется в полном объеме. Основной упор здесь лежит в применении систем раннего оповещения/распознавания.

3. Стадия: острый преодолимый кризис

На этом этапе начинается непосредственное ощущение предприятием исходящего от кризиса негативного воздействия. Вместе с этим усиливается интенсивность реальных, против предприятия направленных деструктивных воздействий, что вызывает резкую нехватку, давление времени, срочность/неотложность принятия решений. При дальнейшем уменьшении альтернативных вариантов действий из-за исчерпывания имеющегося в наличии времени повышаются требования по нахождению действенных путей решений проблем (факторов преодоления кризиса). На этом этапе для преодоления кризиса требуется мобилизация все больших сил предприятия и исчерпываются полностью имеющиеся в наличие резервы по преодолению кризиса. На данной стадии еще есть возможность преодоления (обуздание) острого кризиса, т.к. имеющийся в наличии потенциал преодоления кризиса достаточен для того чтобы справиться с кризисом. Повышаются до предела требования к преодолению кризиса, и мероприятия по преодолению кризиса должны проявить свое действие на улучшение ситуации за очень незначительный промежуток времени, имеющийся в распоряжении.

4. Стадия: острый не преодолимый кризис

Если не удается обуздать острый кризис, то предприятие вступает в последнюю стадию развития кризисного процесса, которая заканчивается ликвидацией предприятия. На этом этапе требования для преодоления кризиса значительно превышают имеющийся потенциал. Преодоление кризисного процесса не возможно, в особенности из-за отсутствия или неудачных мероприятий, действий, из-за экстремально сильного давления времени и из-за усиливающейся интенсивности направленных против предприятия деструктивных воздействий.

 

 


 

ГЛАВА 2. АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫПРАВИТЕЛЬСТВА

2.1. Способы выхода из кризиса

Следует уяснить существующие объективные условия для массовой несостоятельности предприятий различных организационно-правовых форм собственности и всего народно-хозяйственного комплекса страны. Они порождены, прежде всего, непродуманностью экономической концепции и стратегии развития хозяйства в условиях рыночных отношений, низким качественным потенциалом управленческих кадров, а также явились следствием:

- замедленного развития организационно-правовых основ развития экономики;

- наличия социально-психологических стереотипов, не воспринимающих необходимость перехода к рыночным отношениям;

- неудовлетворительного финансово-экономическое положения в стране;

- затухающих темпов инновационных процессов;

- высоких темпы инфляционных процессов

Во многих случаях, в основном это относится к предприятиям на грани банкротства, предлагается включить механизм антикризисного управления.

Антикризисное управление может и должно быть эффективным. Для этого важно заниматься различными сторонами процесса. Управлять следует:

- активами (пассивами) предприятия;

- этапами бизнес - процесса (сбыт, производство, снабжение, учет);

- программами защиты имущества и безопасности бизнеса;

- кадрами (включая вопросы формирования кадровой политики, социальные вопросы, отношения с профсоюзами);

- программами построения отношений с акционерами, партнерами, органами государственной власти;

- программами информационной поддержки (включая доведение до сведения трудового коллектива информации о планах, методах и принципах управления, а так же доведение социально-значимых аспектов деятельности до широкой общественности).

Выводом из данного пункта является то, что пути выхода из кризиса всегда зависят от причин вызвавших данную ситуацию. Главной целью, государства оказавшегося в затруднительном положении, переход на нормальный, обычный режим работы. Для этого необходимо погасить все задолженности. Это достаточно трудно в состоянии неплатежеспособности, но возможно. Следует разработать план по оздоровлению экономической деятельности государства. Необходимо проанализировать состояние ресурсов предприятия на сегодняшний момент и возможности предприятия на будущее. При наличии возможности получить финансовую или товарную помощь государство может расплатиться с долгами и включиться в производство.

Существуют три пути выхода из кризиса, появившиеся в период 1929-1933 года:

1.Либерально-реформистский.

Наиболее ярко воплотился в политике нового курса президента США Ф. Рузвельта. Он сводился к косвенным методам воздействия на хозяйственную и общественную сферы жизни страны. Государство осуществляло крупные инвестиционные мероприятия, смягчало социальную напряженность, финансируя программы помощи безработным, организуя общественные работы и т. п. Политика государственного финансирования дополнялась комплексом правовых актов, умелым регламентированием налоговой системы. К началу Второй мировой войны США практически полностью оправились от последствий кризиса. Из кризиса вышли Великобритания и ряд других стран, применивших политику нового курса. Это направление избрали страны с более высоким уровнем экономического развития и прочными демократическими традициями.

2. Социал-реформистский.

Характернен для Скандинавских стран и Франции. Он сочетал усиление регулирующей роли государства и социализацию экономики. Под контроль государства ставилась внешняя торговля, вывоз капитала. Государство финансировало капитальное строительство, сельское хозяйство, улучшало пенсионное обеспечение, охрану материнства и детства, финансирование и развертывание жилищного строительства. Этот путь выбрали страны, где буржуазия не располагала широкими возможностями социально-экономического маневрирования, и где были сильны левые партии.

3.Тоталитарный

Третий путь (германский) был характерен для Италии, Испании, Японии и наиболее ярко проявился в Германии 30-х годов. Он основывался на максимальном устранении рыночных отношений и сверхцентрализации. Ставилась задача не столько выхода из кризиса, сколько вооруженного передела мира, а точнее сверхзадача передела мира определяла пути и методы выхода их кризиса. Основными чертами антикризисной политики стали - тотальная милитаризация экономики, народного хозяйства; постоянное увеличение государственного сектора в экономике; огосударствление сырьевых отраслей, топливно-энергетической базы, транспорта и т. д. Проводилось принудительное картелирование, увеличивалась доля государственного заказа. Подобный путь выхода из кризиса давал скорый положительный результат. Так, в Германии уже через год исчезла безработица. Однако, после кризиса 1929-1933 гг. большинство стран, за исключением Германии и Японии, находились в состоянии продолжительной депрессии.

2.2 Антикризисный план Правительства Москвы

 

В соответствие с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 года, а также в целях реализации первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в городе Москве в 2015 году был принят антикризисный план города Москвы. Он был утвержден документом от 10 февраля 2015 г. N 40-ПП «Об утверждении Плана обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности города Москвы в 2015 году».

Правительство Москвы постановляет:

1. Утвердить План обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности города Москвы в 2015 году согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Координатором выполнения мероприятий Плана является Комиссия по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в городе Москве.

3. Установить, что Комиссия на основе предложений органов исполнительной власти города Москвы, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, общественных организаций вправе уточнять перечень мероприятий Плана.

4. Установить, что все документы, представляемые в рамках исполнения указанного Плана, подлежат согласованию органами исполнительной власти города Москвы в течение одного рабочего дня.

5. Контроль за выполнение настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Сергунину Н.А.


Главная цель плана — устойчивое развитие экономики города и стабилизация социального обеспечения граждан. «Всё последнее время мы активно проводили консультации с Правительством, с министерствами, ведомствами, активно участвовали в формировании антикризисного плана Правительства России. Параллельно проводили консультации с московским бизнес-сообществом, общественными организациями, отдельными предприятиями, руководителями крупнейших госкорпораций», — отметил Собянин

 

Разработанный Правительством Москвы Антикризисный план насчитывает свыше 70 первоочерёдных и системных мероприятий. Основными направлениями, выделенными в нем, являются:

- социальная поддержка жителей (Департамент городского имущества, Департамент строительства города Москвы, Департамент труда и занятости населения города Москвы, Департамент здравоохранения города Москвы, Департамент социальной защиты населения города Москвы)

обеспечение продовольственной безопасности (Департамент социальной защиты населения города Москвы, Департамент торговли и услуг)

- развитие импортозамещения (Департамент торговли и услуг города Москвы, Департамент науки, Департамент градостроительной политики города Москвы)

- меры по поддержке транспортного развития (Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы)

- мероприятия по поддержке строительной отрасли (Департамент городского имущества Москвы)

- поддержка предприятий реального сектора и сферы услуг (Департамент торговли и услуг)

- создание условий для дальнейшего развития предпринимательства (Департамент экономической политики и развития города Москвы)

- обеспечение эффективности бюджетных расходов (Департамент экономической политики и развития города Москвы, Департамент финансов города Москвы)

 

Основные направления антикризисного плана:

 

Социальная поддержка

Мэр Москвы Сергей Собянин пообещал сохранить все действующие для горожан льготы.

«Сегодня предполагается выделить из резервного фонда 1,7 миллиарда рублей на дополнительную адресную поддержку граждан. Кроме того, мы, безусловно, должны обеспечить жителей льготными лекарствами, работу медицинских и социальных учреждений», — заявил Собянин.

Для снижения напряжённости на рынке труда Правительство Москвы примет комплекс дополнительных мер по подготовке и переподготовке кадров. В ряде секторов экономики столицы, чтобы освободить для россиян в условиях роста безработицы рабочие места, будет сокращена доля иностранных мигрантов.

Импортозамещение

Антикризисный план предусматривает создание индустриальных парков, технопарков, развитие промзон, а также заключение с ними долгосрочных контрактов на продукцию, которая ранее закупалась за рубежом. В рамках реализации программы по импортозамещению предполагается введение льгот, рассрочек по арендным платежам за землю, в том числе под новое строительство. По словам Собянина, в перечень приоритетных должны войти такие отрасли, как микроэлектроника, нанотехнологии и ряд других инновационных направлений.

«Приоритетными отраслями промышленности в области импортозамещения будут являться те, которые дают продукцию, наиболее потребляемую в больших объёмах городом. Это первое. Второе — это потенциал наших предприятий, которые готовы сами производить эту продукцию. И третье — это влияние госзаказчика на те или иные отрасли», — пояснил Собянин.

1. Поддержка малого и среднего бизнеса

Антикризисный план предполагает поддержку малого и среднего бизнеса, а также предприятий реального сектора экономики и торговли. Московские власти отложили внедрение нового формата вывесок за пределами центра столицы. Кроме того, для арендаторов городского имущества будут сохранены действующие ставки и льготы. Антикризисным планом также предусмотрено расширение видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения. Для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей будут предоставлены налоговые каникулы.

Поддержка строительного сектора и транспорта

По словам Собянина, сокращать объёмы строительства жилья не будут. Власти города намерены поддержать ипотечное кредитование, рассрочку по арендным платежам за землю для вновь начинаемых строительных объектов, а также ускорить выдачу разрешений на строительство и удешевить процедуру регистрации недвижимости.

«Важнейшим направлением является поддержка строительного сектора — одного из крупнейших среди мировых мегаполисов. Напомню, что мы ввели в прошедшем году около девяти миллионов квадратных метров жилья, офисной, коммерческой недвижимости. Это огромный сектор, который насчитывает более триллиона рублей ежегодных инвестиций в экономику города. И, конечно, нам надо предпринять все меры для того, чтобы этот бизнес поддержать, чтобы этот объём инвестиций не уменьшался или по крайней мере был достаточно стабильным», — заявил Собянин.

Правительство Москвы намерено снижать стоимость реализации градостроительных проектов путём проведения технологического и ценового аудита. Также запланированы перенос срока введения ограничений движения по городу грузовых автомобилей низких экологических классов и снижение размеров административных санкций (штрафов) за допускаемые нарушения для легальных перевозчиков, работающих на регулярных маршрутах общественного транспорта.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: