Первый источник права - обычай




Обычай становится правовым, если гос-во согласиться с этим обычаем и станет его защищать, закрепит в нормативных актах и потом он станет обязательным. (в африке)

Юридический прецедент.

В н.в. юр. прец., как источник права исп. в англо-саксонской сис-ме права.

В РФ он не применяется, как источинк права.

Ю.П. – это решение суда по к-л. конкретному юр. делу и далее гос-во придает этому решению обязательное значение и это реш. становится образцом при принятии решений в аналогичных делах.

Прецедент появляется тогда, к. дело требует юр. решения, а в з-не нет нужной нормы для регулирования данной ситуации.

В этом случае суд принимает решение по данному дело исходя из общего законодательства, моральными ценностями, своим (судьи) мировоззрением и опытом.

Чтобы решение стало нормой права - решение должно быть опубликовано.

Прец. имеет - и +.

+

1) рез-т логики и здравого смысла

2) х-ризуется большим динамизмом

аыуаыал ыуаоыулда оыудла

1) субъективное мнение судьи

 

 

Нормативный договор:

Соглашении 2 или более субъектов права, в кот. регулируются отношения между ними. Правовой договор исп. в международном праве.

Исп. в странах, где правят религиозные нормы. В этим странах источник нормы – религиозные правила.

 

Нормативно правовой акт:

официальный юр. документ, кот. разработан компитентным гос. органом и содержит нормы права.

Расчитан на опр. кол-во лиц, кот. должны действовать в соотвествии стим актом.

 

 

Условные акты дел. на 2:

1) законы

2) подзаконные акты

З-н – нормативный акт, принятый законодательными органами власти. Регулируют важные обществен. отнош. и облад. высшей юр. силой. Это значит, что все др. правовые акты должны исходить их этих законов и не противоречить этим з-нам.

Если к-л. норм. акт расходится с законом – то действует з-н. А акт не имеет силы.

З-ны никто не имеет право менять или отменять.

Т.к. мы федерация, то з-ны принимаются как федер. органами власти. Но они не должны противоречить конституции.

 

З-ны 3-х видов:

1) конституции, в кот. урегулированы осн. вопросы жизни гос-ва. (права и свободы граждан и т.п.)

2) конституционные з-ны. (з-ны о выборах в гос думу и т.п.)

3) обычные законы, кот. регулир. все остальные вопросы общества.

 

 

Законодательный процесс: очень важно!

З-ны принимаются гос. думой, одобряются советом федерации и подписываются президентом.

Так сложно, чтобы исключить возможность создания скороспелых, ошибочных законов.

Несколько стадий законодательного процесса:

1) законодательная инициатива – ставится вопрос о нужде издания з-на. Лица, кот. могут подать запрос: местные органы власти, президент, председатель правительства, верховный суд.

2) подготовка законопроекта

3) обсуждение законопроекта в гос. думе. В законе не прописано кол-во обсуждения к-л. проекта.

4) принятие з-на гос. думой путем открытого голосования. В зависимости от з-на они по-разному принимаются. Конституционные законы – принимаются 2/3 числа депутатов. Обычные з-ны – большинство депутатов. После принятия – переходит в совет федерации. Совет фед. должен рассмотреть з-н в теч. 2-х недель. Если по к-л. причинам в теч. 2 недель з-н советом не рассмотрен, то з-н принимается. Если з-н одобрен, то з-н переходит президенту на утверждение или подписание. В теч. 2 недель он д. подписать или наложить вето.

5) Если подписан – то опубликование з-на. З-н публикуется в соответствующих печатных изданиях, кот. носят официальный х-р. Обязательно печатается в «российская газета» или в собрании законодательства РФ. После подписания президента – опубликация в теч. 10 дней.

 

 

Действие законов

может быть ограничено:

1) по времени

2) в пространстве по территории

3) по кругу лиц на кот. они распространяются.

 

 

Подзаконные акты:

подзаконные акты пишут только исполнительные органы.

главный исполнительный орган – президент

Они называются – указы или распоряжения президента.

он пишет пояснения к законм и указам, но его указы не должны противоречить конституции РФ. Публикуются они в Рос. газете ил в собрании законодательств РФ.

Глава правительства и само правительство пишет постановление правительства РФ.

Местные органы исполнительной власти – пишут инструкции, уставы, приазы и прочее.

 

Система права:

Основана на основном законе. На конституции. Все нормативно правовые акты РФ исходят из конституции, ей подчиняются и имеют взаимосвязь друг с другом.

Сиетема права в РФ имеет вертикальное и горизонтальное деление.

Вертикальное строение права:

1) отрасль права (совокупность правовых норм, кот. регулируются к-л. сферу общественных отношений, например, гражданское право, земельное и т.п.).

2) подотрасль права – деление сферы на отдельные области. Есть например финансовое право – делится на бюджетное и т.п.

3) институт права – например есть сфера уголовное право.

4) самая мелкая частица сисетмы права – отлельная правовая норма, т.е. правила поведения в конкретных ситуациях.

 

Горизонтальное деление:

1) материальное право – совокупность отраслей или подотраслей права, в кот. упор делает на права и обязанности субъекта. К отраслям материального права относятся 1) конституционное право 2) административное право.

Админ. право – регулирует общ. отношение, кот. возникают в проце деятельности исполнительного органа гос-ва. Кодекс об административных нарушений. 3) финансовое право: бюджетное, банковское, налоговое право. Бюджетный кодекс РФ, закон о банковской деятельности, налоговый кодекс РФ. 4) гражданское право – регулирует имущественное право и связанные с ними неимущественными отношениями. Неимущественные отношения – честь, достоинство, авторские права и прочее. Гражданское право – гражданский кодекс РФ. 5) трудовое право – трудовые отношения. 6) уголовное право - преступления. 7) семейное право -

2) процессуальное право – совокупность отраслей и подотраслей, в кот указан порядок получения прав и обязанностей. К уголовному право относится уголовно0процессуальное право, основной нормативный акт – уголовный процессуальный кодекс. Гражданское право – гражданско-процессуальное право. Арбитражно-процессуальное право.

 

Правовые отношения.

Правоотношение – отношение между кем-то урегулированное нормой права, т.е. правилом поведения в определенной ситуации.

Выделяются 3 эл. в правоотнош.:

1) участники – субъекты правоотношений

2) объекты правоотношений – предметы, явл. окружающей жизни или любое другое, по поводу чего участники имеют к-л. спор или дело.

3) содержание – права и обязанности участников, кот. возникают в связи с правоотношением.

Участники:

физ. лица делятся 4 категории:

1) граждане

2) иностранные граждане

3) имеющие несколько гражданств. (2 гражданства - бипотрибы)

4) апатриды (без гражданства)

юридич. лица:

1) организации, кот. имеют обособленное имущество и наделены правом выступать от своего имени в правоотношениях на основе утвержденного устава организации и самостоятельной имущественной ответственности по своим обязательствам.

особый вид среди всех юр. лиц занимают гос. органы и они отличаются, как субъекты права, от обычных юр. лиц.

1) они осуществляют к-л. управленческую деятельность.

2) имеют властные полномочия, кот. выраж. в том, что они могут издавать нормативные акты.

3) имеют права к принуждению и за невыполнение их приписаний имеются санкции.

Чтобы субъекты были полновластными участниками правоотношений – они должны обладать одновременно 3-мя х-ристиками:

1) правоспособными – возможность иметь права и обязанности. Возникает с момента рождения. У юр. лиц. с момента рождения организации.

2) дееспособными – способность своими осознанными действиями осуществлять свои права и обязанности. В полной мере с 18 лет, но иногда с 14. Дееспособность зависит от: возраст, состояние здоровья (психика). Чел. может быть признан недееспособным только решением суда. Назнач. опекун.

В некоторых случ. близкое родство м. ограничить дееспособность людей. т.е. возможность осущ. права и обязанности. Например, брак между близкими родственниками.

Законопослушность.

3) деликтоспособными – разновидность дееспособности. Способность лица отвечать за свои поступки.

3 х-ристики называются правосубъектностью.

 

Юридические факты

конкретные жизненные обстоятельства, с кот. нормы права связавают возникновение, изменение и прекращение правовых отношений, т.е. для приобретения и осуществления прав и обязанностей нужны конкретные обстоятельства. Т.е. юр. факты и эти обстоятельства находятся в гипотезе правовой нормы.

Юр. факты классифицируются по признакам:

1) по связи с волью участников правоотношения. События, действия. События не связаны с волью людей. Подул ветер. Действия всегда связаны с волью людей.

2) по х-ру наступающих последствий: правообразующие (сдали экз в универ - приняты), правоизменяющие (перевод на другой курс), правопрекращающие (завал и вылет).

Для возникновения к-л. правоотношений нужен юр. факт, а несколько. И тогда говорят о фактическом составе.

 

Правонарушения

это деяние, противоречащее норме права. Деяние м. б. как действием, так и недействием.

Правонарушение – действие или бездействие. Мысли не явл. правонарушением. Осущ. только людьми. Правонарушением не явл. то, что правом не запрещено. Не явл. правонарушением неиспользование своих прав. Правонарушение – виновное поведение.

Вина в 2-х формах: умысел или неосторожность.

Умысел: лицо предвидело и осознано желало наступление опасных последствий своего деяния.

Неосторожность – когда чел. предвидел, но ничего не предпринял.

В зависимости от последствий и опасностей:

1) преступление. Перечень преступлений ограничен. Четко сформулированы в УК. И чего нет – не преступление.

2) Правонарушение легкой тяжести – проступок. Проступки делятся:

1) если правонарушение совершаются в общ. месте и т.п. – административные проступки.

2) дисциплинарные проступки – правонаруш., кот. совершаются в сфере трудовых отношений.

3) материальные – правонар., имеющее место в сфере трудовых отношений и связаны с причинением вреда имуществу родному предприятию.

4) гражданские – правон., кот. совершаются в сфере имущественных или неимущественных отношений. Оскорбления и т.п. Между людьми или предприятиями вне рамок трудовой деятельности.

5) финансовые проступки – в области сбора и распределения денежных ресов гос-ва.

6) семейные проступки – нарушение в области брачно-семейных отношений

7) конституционные – издание гос. органами нормативных актов, противоречащих конституции.

8) процессуальные – нарушение установленных законов процедуры осуществление правосудия.

Состав правонарушения:

1) субъекты

2) объект – то, на что направлено деяние, нарушающее ту или иную правовую норму. Объектами м.б. соц. блага., явление окруж. мира и т.п.

3) объективные и субъективные стороны правоотношений

Объективная сторона правонарушения: Ее х-ризует само противоправное деяние и его вредные последствия. И очень важным явл. доказательство причинной связи между ними.

Эл-ами объективной стороны правонарушений является:

1) деяние (действие или бездействие)

2) противоправность деяния

3) вред, причиненный деянием

4) причинная связь между деянием и вредом

5) метод, времени, место, способ совершения деяния.

Субъективная сторона: Это вина, мотив и цель.

Вина м.б. прямой или косвенной.

Следует отличать правонарушение от казуса.

Казус – случайность. Возникает вне зависимости от желания чел. Невиновное деяние

 

Юр. ответсвенность.

это применение мер гос. принуждения к правонарушителю за совершенное им деяние.

Признаки юр. ответственности:

1) юр. ответственность выражается в несении определенных последствий правонарушителем. Эти лишения должны ложиться на правонарушителя дополнительным бременем.

2) юр. ответственность налагается от имени гос-ва.

3) юр. отв. налагается т. за правонарушение.

4) юр. ответственность сочетается с гос. осуждением, принуждением и т.п.

Цель ответственности:

1) покарать

2) перевоспитание

3) в назидание окруж. лицам для предупреждения ими противоправными деяниями.

4) восстановление положения потерпевшего

Принципы юр. отв.:

1) принцип законности – исп. требований законов.

2) принцип ответственности т. за виновные деяния.

3) принцип справедливости

4) индивидуализации

5) неотвратимости

6) принцип скорейшего наступления юр. отв.

Виды юр. отв.:

1) уголовная ответственность за наиболее общественно-опасные правонарушения.

2) административная – мелкие хулиганства и т.п. В соответствии с адм. код. РФ.

3) дисциплинарная ответственность – нарушение служ. обязанностей в соотв. с трудовым кодексом.

4) материальные - в соотв. с труд. кодексом.

5) Гражданские проступки или гражданская ответств. Личные имущ. или неимущ. в соотв. с кодексом.

6) финансовая – неуплата денег гос-ву.

7) семейная.

8) конституционная

9) процессуальная – нарушение процедуры выполнения.

 

 

Лекция 5.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: