Итак, с местом студентов в современном обществе понятно, каково же их положение?




Пленум ЦК ЛКСМ РФ, 23.06.2016г.

Положение и место студентов в современной России.

Роль Ленинского Комсомола в борьбе за права студентов.

А.Байбикова

Сфера образования в последние годы стала полем самого настоящего сражения между сторонниками его реформирования и их противниками. Противники - профессионалы, родители, общественность; сторонники - главным образом чиновники и их обслуживающие.

Одной из линий противостояния "реформе" образования была и есть критика закона об образовании, других нормативных актов, выявление их слабых мест, нестыковок и т.д. Значение социального контекста понятно: любые реформы, тем более в образовании, всегда связаны с интересами тех или иных групп, учреждений, имеют социальные цели. Но только ли социальные? Или в условиях становления империалистической мировой системы имеет и геополитический контекст? "Геополитический контекст образовательной реформы" - такая формулировка на первый взгляд может вызвать удивление. Однако сегодня, когда геополитические противостояния приобретают всё более выраженный информационный характер, когда политическая дестабилизация достигается с помощью информационно-культурного воздействия на сознание и подсознание групп и индивидов (как это делается, мы могли наблюдать в ходе так называемых "твиттерных революций"), а результат этого воздействия во многом зависит от уровня образования объекта воздействия (чем выше уровень образования, тем труднее манипулировать человеком), состояние образования становится важнейшим фактором геополитической борьбы.

Член международной академии наук Андрей Фурсов в своей работе "Реформа образования и ее подоплека" пишет: « Если говорить о последствиях "реформы", то первое - это значительное падение уровня образования и подготовки учащихся в средней и высшей школе как результат введения ЕГЭ и Болонской Системы. Егэизированные студенты - это демонстрация культурно-образовательной варваризации и информационной бедности.

Уменьшение числа учебных часов по таким предметам как математика и физика, фактическое изгнание из школьной программы астрономии - всё это не просто сужает и обедняет картину мира учащегося, но непосредственно ведёт к дерационализации сознания. Сегодня широко распространяется вера в иррациональное, магическое, мистику. В таких условиях легко преподнести любую пропаганду, не имеющую рациональной аргументации. В Белгородском Государственном Университете, например, второй год не ведётся набор на учителя физики.

Не меньший ущерб несёт тот факт, что курсы по истории по сути либо устранены из программ всех факультетов, кроме исторических, либо существенно сжаты. Последствия - утрата исторического видения, исторической памяти. Результат - студенты не могут назвать даты начала и окончания Великой Отечественной войны, полёта Гагарина в космос, Бородинского сражения. Для некоторых, Бородинское сражение уже ассоциируется только с хлебом - "бородинский".

Бывший министр при проведении реформы образования заявил: главный порок советской школы заключался в том, что она стремилась воспитать человека-творца, задачей же школы РФ является подготовка квалифицированного потребителя, способного пользоваться тем, что создано другими.

Итак, воспитание творчества, человека-творца - это порок, при этом экс министр говорит, будем готовить потребителей, способных пользоваться результатами деятельности (т.е. творчества, созидания) других. Поскольку школа РФ созидателей-творцов не готовит, значит объекты потребления для квалифицированных потребителей РФ будут создаваться за её пределами, за границей, крупным капиталом. А что предложить, если сами ничего не творим, а живём в условиях тотального квалифицированного потребительства? Очевидно, лишь то, что либо создано ещё в советскую эпоху (многое уже отдали), либо вообще то, что не создано трудом, а является даром природы - сырьё, минералы, лес, наконец, пространство, территорию, что навечно закрепляет за Россией статус сырьевой державы и резервной зоны.
Все эти процессы, являющиеся следствием реформы образования в условиях информационного общества усиливают социальный разрыв между различными слоями и группами, так как именно информация становится решающим, главным фактором. Исходя из этого, доступ к ней (обладание ею, распределение её как фактора производства играющего системообразующую роль в совокупном процессе общественного производства) становится главным средством и способом формирования социальных групп, их места в общественной "пирамиде". Степень доступа обеспечивается образованием, его качеством и объёмом. Снижение качества образования при уменьшении его объёма (от введения базовых бесплатных и "дополнительных" платных предметов в школе и сокращения часов на целый ряд предметов в школе как избыточных до введения бакалавриата) превращает целые группы в информационно бедных, легко манипулируемых, означающей не что иное, как глобальное перераспределение факторов производства и дохода в пользу богатых.

Однако в связи с этими последствиями не стоит забывать и других: игра на понижение образования в социальных целях, в частности, с целью усиления безопасности верхов и их манипулятивных возможностей опасна для них же самих. Ведь исторически определено - чем беднее общество, выше разрыв между богатыми и бедными, хуже экономическая ситуация, тем жёстче ответ от низов. Лучшей зарисовкой на эту тему могут служить строки, написанные Михаилом Юрьевичем Лермонтовым ещё в 1830 г. (опубликованы в 1862 г.):

Настанет год, России чёрный год,

Когда царей корона упадёт;

Забудет чернь к ним прежнюю любовь,

И пища многих будет смерть и кровь;

В тот день явится мощный человек,

И ты его узнаешь - и поймёшь,

Зачем в руке его булатный нож.

Итак, с местом студентов в современном обществе понятно, каково же их положение?

Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентации. Как социальная группа, студенчество является объединением молодых людей с определенными социально значимыми устремлениями и задачами.

Студенчество не занимает самостоятельного места в системе производства, студенческий статус является заведомо временным, а общественное положение студенчества и его специфические проблемы определяются характером общественного строя и конкретизируются в зависимости от уровня социально-экономического и культурного развития страны, включая и национальные особенности системы высшего образования.

На протяжении двух последних десятков лет молодежь в России является одной из самых не защищенных групп населения. В тоже время, хоть это и мало защищенная группа, во все времена она играла огромную роль в жизни страны, так как от ее количества и качества образования, происходил или взлет государства или его крах и уничтожение...

В сложившихся социально-экономических условиях квалифицированный труд перестает обеспечивать соответствующий жизненный уровень. 51,5% работающих молодых людей трудятся не в соответствии с приобретенной специальностью (в 2010 году таких было 38%), а каждый третий вообще не имеет профессии. Образование, включая профессиональное, не требуется сейчас в сфере труда. В национальном докладе Президенту РФ “Система образования в России” в 2015 году отмечается, что 53% выпускников дневных отделений государственных вузов не получили направления на работу.

Несмотря на провозглашённый не так давно курс правительства страны на сокращение штата экономистов и юристов и, в связи с этим, увеличение специалистов реального сектора экономики (о поднятии престижа рабочих профессий говорил президент страны в мае 2012 года), на деле мы можем увидеть кардинально другую ситуацию – число профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих, служащих сократилось втрое, обучающихся по данному направлению – вдвое (слайд 1). Обратить внимание на слайд 2.

По данным федеральной службы гос.статистики на 2015/16 учебный год в стране официально насчитывалось 4 млн.766 тыс. студентов, из них чуть более 4 млн – это студенты государственных и муниципальных ВУЗов, остальные – частных. При этом их количество (студентов) за последние годы сокращается, как и количество самих ВУЗов, причём в бОльшей степени – государственных. На 2015/16 года их количество равнялось 530 по стране.

Почему происходит сокращение, которое подаётся нам под соусом пресловутой «оптимизации» в сфере образования?

С момента принятия убийственного закона об образовании в 2011 году, учёба в ВУЗах становится всё менее доступной и всё более платной.

Всё бремя расходов на образовательную деятельность потихоньку стала перекладываться на ВУЗы, стали чаще проскальзывать фразы о том, что ВУЗы должны сами себя «кормить». После вступления в силу Федерального закона N 83-ФЗ в 2011 году, схема управления имуществом вузов существенно изменилась. Безликое государство-собственник обрело лицо. А именно лицо правительства. Сейчас именно ему принадлежит все, что называется "федеральным имуществом". Согласно ФЗ-83, правительство передало все права на имущество Федеральному агентству по управлению госимуществом. А оно передало имущество вузов Минобрнауки. Теперь министерство разрешает вузам этим имуществом пользоваться, но с серьезным ограничением прав, при этом устанавливая определённые правила, которые они должны соблюдать. Правила эти были утверждены постановлением правительства РФ N 237 в апреле 2014 года. Выстраивание такой сложной конструкции имело далекие цели. До конца 2015 года государство полностью оплачивало такие расходы вузов, как ЖКХ, эксплуатационные расходы, налоги, содержание общежитий, библиотек, научного оборудования, спортивных и культурных комплексов и т.д.

Так было вплоть до прошлого года, когда Правительство РФ без особого шума в прессе издало постановление №640, согласно которого все вышеперечисленные расходы, за исключением расходов на выполнение госзадания, а именно - на обучение студентов бюджетных мест, ложится на плечи ВУЗов. Это касается всех государственных вузов, кроме двух университетов — МГУ и СПбГУ. Сейчас встаёт вопрос как решать проблему лабораторных комплексов или земельных участков для экспериментальных исследований. А они есть, например, у Нижегородского госуниверситета. В МИФИ работает собственный ядерный реактор. В МЭИ — электростанция, снабжающая энергией окружающий район. В МФТИ — огромное количество базовых кафедр в научных академических институтах. В геномном центре МФТИ установлен секвенатор (автоматизированная система генетического анализа) стоимостью в миллион евро, на нем работают и преподаватели, и студенты, а также сотрудники академических институтов. И как теперь оплачивать его содержание?

Зная это, становится понятно, почему с 2013 года происходят скандальные процессы слияния вузов. Те вузы, которые чувствовали поддержку наверху, проглотили тех, кто не мог сопротивляться. Горный университет вошёл в МИСиС. Торгово-экономический университет присоединили к РЭУ им. Плеханова. МАТИ — к МАИ. Пищевой университет — к Университету прикладных биотехнологий. В Рязани ликвидировано около десятка ПТУ, расформировано несколько военных ВУЗов, среди которых - Рязанское Высшее Военное Командное Училище Связи имени маршала Советского союза М.В. Захарова. Сейчас территорию Училища продают через торги по заниженным ценам Т.е., чем больше университет, чем больше студентов, тем больше денег. Кто из ректоров вовремя это понял, оказался в выигрыше.

По официальным статистическим данным, в следствие таких «новшеств» в сфере образования, за последние годы закрылось 800 ВУЗов, десятки филиалов и 7 тыс. школ.

Функция государства дать достойное образование населению переросла в платную услугу, и теперь сами ВУЗы и студенты обязаны приносить деньги государству.

Что это за собой влечёт? Еще большее ухудшение материального положения студентов. Социологические исследования учащейся молодежи показали, что в среднестатистическом бюджете студента стипендия покрывает лишь 5% расходов (1200 рублей), помощь родителей - 45%, а 50% расходов покрывает сам студент. При такой картине уже происходящие и грядущие изменения существенно скажутся на жизни студента, его дальнейшей возможности проходить обучение.

О чём речь? Например, о непрекращающемся росте цен за общежитие, которые уже в некоторых регионах составляют 3-4 тыс.рублей в месяц. По оценкам экспертов, следующий учебный год начнётся также с увеличения стоимости оплаты за студенческое жильё. Увеличения количества мест в общежитиях не предвидится, новые кампусы не строятся. Растут только коммунальные и эксплуатационные расходы. У вузов положение просто безвыходное. Повышение платы неизбежно, студентам остается только надеяться, что оно не будет значительным благодаря выборным годам.

Студенты старших курсов вряд ли могут рассчитывать на бесплатные дополнительные факультативы.

Тем, кто учится на договорной (платной) основе, надо приготовиться к повышению взносов. До сих пор деньги внебюджетников шли только на оплату труда преподавателей. Но теперь не будут финансироваться государством коммунальные и эксплуатационные расходы на обучение платников. К тому же вузы с 2016 года будут платить налоги на недвижимость по кадастровой стоимости, а это намного больше, чем раньше. И та часть налогов, которая приходится на платный контингент, государством не обеспечивается.

Между тем стоимость обучения во многих вузах уже на пределе возможностей семей. Доходы людей в 2015-м упали, и улучшения в новом году не будет. Вузы могут пойти на сокращение профессорско-преподавательского состава либо на увеличение количества студентов в группах. Но эти меры связаны с ухудшением качества подготовки. В университетских библиотеках и лабораториях будут более жестко разделять бюджетников и внебюджетников. Последним придется платить за то, чем до сих пор пользовались бесплатно.

"Эффективность" настигнет спортивную и культмассовую сферу студенческой жизни, поскольку привязать ее к основной деятельности вуза (к обучению) очень сложно, если вуз не спортивный или не театральный. Если, например, плавания нет в учебном плане, вузовский бассейн никто содержать не станет. Останутся без финансирования студенческие театры. Или же за все эти "непрофильные" удовольствия придется платить отдельно.

Не стоит ожидать поддержки студенчества и со стороны исполнительной власти. Наряду с громкими заявлениями о том, что все социальные обязательства в нашей стране выполняются полностью, во многих регионах страны дотации для студентов сокращаются или отменяются вовсе. Начали отменять и сокращать транспортные льготы для студентов. Для учащихся школ, вузов и среднеспециальных учебных заведений они не являются федеральными и назначаются каждым регионом отдельно. С января 2016 года месячный льготный билет для студентов Санкт-Петербурга подорожал на 200 рублей, в Великом Новгороде отменили все льготы, но после студенческих выступлений – удалось вернуть. В Хабаровском крае и Чувашии отменили 50%-ную скиду на проезд в пригородных поездах. В Иркутске билеты подорожали на четверть. В Белгородской области с 1 января 2016 года за месячный проездной билет в автобусах пригородного сообщения на межмуниципальных маршрутах придётся платить не 25% от стоимости, как было в 2015 году, а 50% и то, только в том случае, если семья признана малообеспеченной.

А тем временем, стоимость месячного проездного билета по стране варьируется от 1 тыс. до 3 тыс. руб.

Но и это еще не всё. Также не так давно, а именно 4 декабря 2016г. обсуждались на круглом столе вопросы по реформированию высшей школы, а именно изменение правил начисления стипендий. Министр образования РФ Дмитрий Ливанов поддержал изменения, которые будут заключаться в том, что стипендия будет зависеть не от успеваемости, а от будущего трудоустройства. Таким образом Министр образования РФ поддержал отмену мотивации студента к учебе. Стипендии будут теперь получать только студенты, обучающиеся на целевом направлении. Фактически у студенчества отнимают материальную поддержку.

И 1 июня 2016г. фактически началась реализация того, что обсудили на круглом столе, а именно 1 июня воронежские вузы, как и, позже выяснилось, все остальные по стране получили письма из Министерства образования и науки Российской Федерации, в которых приведена информация о сокращении стипендиальных фондов. Так, на примере Воронежа, стипендиальный фонд ВГУ не досчитается около 50 млн. рублей, ВГАСУ – 20 млн. рублей, ВГЛТУ – 5 млн. рублей, ВГУИТ – 8 млн. рублей.

Сокращение стипендиальных фондов повлечет уменьшение размеров всех видов стипендий в вузах – академической, социальной, повышенных и других стипендий, а также приведет к сокращению иных выплат – например, таких, как материальная помощь.

Несмотря на бедственное положение в области образования, прав студентов, их социальной защиты и хоть какой-то реальной стабильности, в современной России наблюдается картина полного разобщения в студенческой среде. Закрывая и сливая вузы, ссузы, лишь в немногих случая студенты и преподаватели принимают решение бороться за свой университет. Учитывая, что данная реформа коснулась многие ВУЗы и ССузы, студентам нет бы объединятся в своей борьбе, но этого не происходит.

Очень слабо развита организация студенческих движений в защиту своих прав. В стране нет ни одного сильного студенческого профсоюза. Мы не берём сейчас во внимание официальные профсоюзы при ССУЗах и ВУЗах. Как правило, это карманные организации, которые довольствуются малыми поблажками со стороны университетов, а при серьёзных нарушениях или же отстаивании позиции студентов, быстро сдуваются. Т.е. студенческие профсоюзы в большинстве регионов полностью находятся под контролем ректората и власти в лице «Единой России», выполняя лишь культурно-развлекательные функции, а не защищая права студентов. К примеру, председатель Студенческого Совета Тамбовского ГосУниверситета Ольга Негрова, руководитель молодой гвардии, член «ЕР».

И главный вопрос - как Ленинский Комсомол участвует в защите прав студентов и борется против навязанной предательской реформы образования? Как работает со студентами и профсоюзами? Вопрос оказался сложным. К сожалению, эта тема мало изучена Центральным Комитетом в целом, и как оказалось в регионах. В основном, всё взаимодействие сводится к проведению каких-либо круглых столов или конференций на базе учебных заведений, а также ограничивается около вузовскими пикетами с распространением молодежных материалов и работой с отдельными студентами.

Есть отдельные случаи, когда комсомольцы возглавляют протесты студентов, выступают организующей силой. Так, например, это происходит в Воронеже, студенческом городе миллионнике, где ребята активно поддерживают студентов и благодаря этому пользуются авторитетом у многих студенческих профсоюзов, а с профсоюзом ВГАСУ выстроены уже доверительные, рабочие отношения. Профсоюз прислушивается к ребятам, при решении общих вопросов выступают вместе. Именно воронежцы первые получили информацию о сокращении стипендиального фонда, развернули целый ряд протестных мероприятий со студенческим профсоюзом (слайд 5,6,7 - На экране вы видите уже готовые их листовки и стикеры)

В Тамбове несколько лет назад была попытка объединения двух крупнейших Вузов Тамбовской области (ТГУ им. Г.Р. Державина и ТГТУ), но благодаря активной позиции студентов, и поддержки со стороны обкома Комсомола удалось отбить данный удар. (слайд 8,9)

Яркий пример борьбы за сохранение ВУЗа был в Москве в 2012 году, когда студенты Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ), бастующие против присоединения к Российскому экономическому университету имени Плеханова, забаррикадировали турникеты у входов в университет стульями и столами. Данную забастовку активно поддерживал Московский горком Комсомола (слайд 10, 11). В Новосибирске региональное отделение Комсомола поддержали студентов протестующих против повышения стоимости проездного на 70%, в Белгороде в 2012 году после обращения коллектива преподавателей и студентов Белгородского индустриального колледжа спасти учебное заведение от ликвидации, комсомольцы смогли организовать протест и отстоять колледж (слайд 12,13), в этом году в г.Алексеевка Белгородской области (слайд 14,15) ликвидируют крупный филиал Белгородского государственного университета. Также студенты обратились за помощью, комсомольцами были организованы митинги, встречи, забастовка, на данном этапе написано коллективное обращение в Министерство образования, решение находится на стадии рассмотрения

Все эти примеры говорят о том, что студенты готовы выступать за свои права, но им нужна защита, нужны гарантии и движущая, организовывающая сила. Об этом говорят сами студенты и пишут в своих «некрологах» закрывшиеся студенческие профсоюзы. Как, например, достаточно крупный независимый профсоюз, уже, к сожалению, в прошлом - Студенческое Действие в Ленинграде. В 2015 году СД-Питер приостановил свою работу по официально опубликованным следующим причинам: (слайд 16) «малая заинтересованность и доверие среди студентов, конфликтная среда внутри организации, сомнения в эффективности деятельности студенческой организации в форме профсоюза. В сравнении с рабочими профсоюзами у нас отсутствуют рычаги влияния и признание в администрации университетов как легитимного профсоюза».

На федеральном уровне нет ни одного студенческого независимого профсоюза! А те немногие, что есть в регионах – разрозненны и быстро исчезают. Что интересно и необходимо заметить нам, как комсомольцам и коммунистам, все студенческие независимые профсоюзы создаются ребятами левого толка – марксистами, анархистами, социалистами. К сожалению, мало примеров по стране, где такие профсоюзы возглавляют или же сами создают комсомольские организации.

Поэтому, подводя итоги, считаю необходимым и обоснованным создание Ленинским Комсомолом Российской Федерации Всероссийского Независимого Студенческого Профсоюза, благодаря которому, ЛКСМ РФ и стал бы той движущей силой, которая так необходима сейчас в студенческой среде!

Заявить о создании данного независимого профсоюза, единственного в своем роде, нам, комсомольцам, необходимо громко и во всеуслышание!

Это даст стимул и возможность открывать региональные отделения студенческого профсоюза на базе местных отделений Ленинского Комсомола.

Данное решение усилит авторитет Комсомольской организации, позволит обобщить положительный опыт в борьбе за права студентов, привлечь молодёжь к активным действиям, анализу реформ образования.

Также, учитывая ряд очередных «новшеств», предлагаемых Минобрнаукой и Минфином, ухудшающих положение студентов с нового учебного года, предлагаем проведение всероссийской комсомольской акции протеста в начале сентября этого года за права студентов!

Если мы не возьмём ситуацию под свой контроль и не начнём организовывать массы, которые так нуждаются в нашей помощи, мы не сможем переломить сложившуюся ситуацию и как настоящие марксисты ленинцы стать авангардом молодёжи!

 

Доклад подготовлен по материалам: Федеральной службы государственной статистики, работы члена международной академии наук А.Фурсова «Реформа образования и её подоплёка», данным директора Института развития образования НИУ ВШЭ И.Абанкиной, статьи А.Трушина «Стеснённое высшее» в Коммерсант. Огонёк.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: