Анализ и оценка качества учебника




Лабораторно-практическое занятие № 3

Анализ учебника

Цели

формирование умений изучения и анализа учебников по ос­новным предметам профессионально-технического цикла;

– овладение методами отбора и структурно-логического анали­за учебной информации.

Методы

– выявление степени соответствия учебника основным дидак­тическим требованиям организации процесса обучения;

– моделирование структуры содержания учебного материала.

Методическое обеспечение: учебно-методические комплексы (УМКд) и/или отдельные рабочие программы дисциплин, учебники и учебные пособия.

Термины и понятия:

• учебник;

• учебный элемент (понятие);

• органолептический метод анализа;

• структурно-логический анализ;

• спецификация учебных элементов;

• граф учебной информации;

• структурно-логическая схема.

Анализ и оценка качества учебника

Учебная литература является источником знаний и средством обуче­ния учащихся в условиях определенной системы образования. К видам учебной литературы относятся учебники, учебно-методические пособия.

Из всех видов учебной литературы важнейшим является учебник.

Учебник – жанр научной литературы, средство обучения, предназначенное для усвоения системы знаний и умений по конкретному предмету. Современному учебнику присущи следующие функции:

• информационная;

• систематизирующая;

• интегрирующая;

• координирующая.

Все эти функции определяют наличие в учебнике не только пред­метного, но и методического содержания.

Дидактическое содержание – предметное содержание информация в виде текстов, ил­люстраций и пр.

Методическое содержание – средства организации усвоения материала учебника и справочно-ориентировочных компонент учебника. К ним относятся пояснительные тексты, вопросы, систематизирующие и обобщающие таб­лицы, рекомендации, задания, задачи и ответы к ним.

Справочно-ориентировочный компонент обеспечивает ориентацию в содержании и структуре учебника и реализуется в нем через предисловие, послесловие, оглавление, рубрикацию, выходные данные, библиографию, аннотацию.

 

Каждый учебник создается и функционирует в конкретной дидакти­ческой системе, базирующейся на определенной теории обучения. На ос­нове известных теорий обучения разработаны и используются в учебном процессе четыре модели учебников:

• конвенциональный – соответствует установившимся традициям классической педагогики и имеет характер энциклопедический или моногра­фический;

• программированный – основан на автоматизации обучения по схеме «стимул – реакция» и выступает в виде линейной или разветв­ленной программы;

• проблемный – построен на теории проблемного обучения и включает главным образом учебные вопросы, которые подлежат раз­решению научными способами, творческим подходом к разрешению проблем;

• комбинированный – включает отдельные элементы других мо­делей.

Каждый учебник имеет определенную структуру, элементами кото­рой являются части, разделы, главы и параграфы. Наименьшей структурной единицей учебника является параграф. В учебнике для параграфов принято применять сквозную нумерацию.

Анализ учебной литературы и в первую очередь учебников является одним из видов методической деятельности преподавателя.

Наиболее эффективными и распространенными методами анализа учебников являются: экспериментальный, социологический, экспертный, органолептический (балльный) и метод структурно-функционального анали­за.

Цели органолептического метода является установление:

• возможности рекомендации учебника в качестве основного для са­мостоятельной работы учащихся;

• глубины и качества изложения материала в различных темах учеб­ника;

• необходимости привлечения к содержанию отдельных тем дополни­тельного материала;

• рациональных способов работы учащихся с учебником в целом и от­дельными его разделами. В состав таких работ входят: аннотирование текста, составление плана изложения материала, определение понятий, ответы на контрольные вопросы, решение задач.

Сущность органолептического метода:

• выделение определенных показателей качества;

• оценивание результатов по каждому показателю в сумме баллов;

• сравнение данных качественного анализа показателей и выбор лучшего учебника.

Для наглядности и удобства результаты оценки качества учебников целесообразно представить в виде:

«Информатика. Учебник. Под общ. ред. А.Н. Данчула (Изд-во РАГС, 2004. — 528 с.

«Информатика. Учебник. Каймин В.А. (2-е изд., доп. и перераб. - М.: 2001. — 272 с.

«Информатика. Учебник. Грошев А.С. (Арх.ГТУ, 2012, 148с.)»

 

Оценка качества учебников

№ п/п Показатель качества Коэффициент значимости ki Оценка степени реализации показателя качества
Учебник 1 Учебник 2 Учебник 3
  Строгая на­учность изложения учебного материала
1.1 соответствие логики построения базовой науки и материала предме­та        
1.2 представление рассматриваемого понятия во всей его многогранно­сти и развитии        
1.3 соответствие определений, терминов и символов в учебном предме­те и базовой науке        
  Учет возрастных и познавательных возможностей уча­щихся
2.1 простота языка и доступность изложения материала        
2.2 достаточность времени, необходимого для усвоения всего материала учебника и отдельных его тем количество вводимых в материал понятий        
2.3 количество страниц, рисунков, формул во всем учебнике или в от­дельных темах, приходящееся на 1 ч времени, отведенного программой для их изучения        
  Систематичность и последовательность изложения материала
3.1 четкость рубрикации учебника        
3.2 соответствие действующей учебной программе        
3.3 соответствие последовательности изложения материала темы в учебнике и программе        
3.4 равномерность распределения объема материала между темами учебника. Проверить степень выполнения показателя 3.4 можно пу­тем сравнения двух коэффициентов: 1) отношения количества страниц в учебнике к количеству часов, от­водимых на изучение курса (K1); 2) отношения количества страниц по теме к количеству часов, отведенных на ее изучение (К2).        
               

 

 

Каждый учебник имеет определенную структуру, элементами которой являются части, разделы, главы и параграфы. Наименьшей структурной единицей учебника является параграф. В учебнике для параграфов принято применять сквозную нумерацию.

В качестве основных дидактических требований, на соответствие которым следует проверять учебники, можно выделить следующие:

- связь содержания с жизнью, практикой;

- систематичность и последовательность изложения материала;

- строгая научность изложения;

- учет возрастных и познавательных возможностей обучающихся;

- оптимальность объема;

- реализация идеи обучения посредством постановки проблем;

- простота языка и доступность изложения;

- достаточное количество иллюстраций, таблиц, схем;

- качество оформления.

Такой подробный и тщательный сравнительный анализ учебников рекомендуется проводить молодым преподавателям, малознакомым с существующей учебной литературой по предмету. По мере накопления опыта происходит свертывание намеченной последовательности анализа, оценка учебников производится по обобщенным качественным характеристикам, включающим оценку содержания материала, его построения и оформления. Выбор одного из учебников в качестве основного не означает отказ преподавателя от работы с другими учебниками.

Основной учебник он рекомендует обучающимся для работы, а остальные должен использовать сам при подготовке к занятиям. Из них преподаватель может почерпнуть дополнительный материал по отдельным темам, выбрать наиболее рациональную последовательность изложения материала отдельных разделов, заимствовать домашние задания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: