Лабораторно-практическое занятие №4




Методика анализа учебной информации

Цель - овладение методами отбора и структурно-логического анали­за учебной информации.

Метод - моделирование структуры содержания учебного материала.

Методическое обеспечение: программа предмета, учебники и учеб­ные пособия.

Термины и понятия:

•структурно-логический анализ;

•учебный элемент;

•спецификация учебных элементов (понятий);

•граф учебной информации.

Краткие теоретические сведения

Отбор учебного материала

Наибольших затрат времени требуют анализ, отбор содержания учеб­ного материала по предмету, методическая и дидактическая переработка его к уроку. Сложность отбора учебного материала объясняется следующи­ми обстоятельствами:

1) отсутствием качественных учебников по многим учебным дисцип­линам, вновь вводимым в учебных заведениях;

2) недостаточной полнотой учебной информации по отдельным темам
в рекомендуемых учебниках;

3) отсутствием единого учебника для учебных заведений начального
профессионального образования по целому ряду специальных дисциплин.

Отобранный педагогом из различных источников (учебников, мето­дических пособий, научной и технической литературы) учебный материал требует обработки, структуризации, логического построения и составления конспекта содержания учебной информации.

Структурно-логический анализ

Этапом подготовки учебного материала к уроку является структурно-логический анализ. Под структурно-логическим анализом понимаются вы­членение в содержании учебного материала учебных элементов (понятий), их классификация и установление связей или отношений между ними. Структурно-логическому анализу могут подвергаться как часть учебного материала, объяснение и рассуждения преподавателя, решение определен­ной задачи, так и весь отобранный учебный материал урока или темы про­граммы.

Учебные элементы

Структуру учебной информации составляют учебные элементы или понятия. Понятие - форма научного знания, отражающая объективно существенное в вещах, явлениях, процессах, закрепленное специальным термином. Учебным элементом (УЭ) называют любой подлежащий изучению объект (предмет, процесс, явление, метод действия).

Понятия (УЭ) характеризуются:

•объемом (количеством объектов, охватываемых данным понятием);

•содержанием (совокупностью существенных свойств (сторон) класса предметов или явлений, отражаемых в сознании с помощью данного поня­тия);

•связями и отношениями данного понятия с другими понятиями.

Содержание учебного материала по техническим предметам в основ­ном описывает технические устройства и приспособления. Структура опи­сания создает познавательный образ изучаемых объектов. Для того чтобы познавательный образ представлял целостную систему, необходимо пред­ставить его в виде системы понятий описывающих:

•функциональное назначение устройства;

•физические процессы, лежащие в основе функционирования техни­ческих устройств, систем;

•конструкционные параметры устройств.

Для методических целей понятия удобно классифицировать по сле­дующим основаниям:

•времени формирования;

•уровню усвоения.

Планируя процесс формирования технических понятий, преподава­тель всегда определяет момент их формирования. По времени формирова­ния понятия подразделяются:

•на новые понятия (впервые формируемые на данном уроке);

•опорные понятия (сформированные в процессе изучения рассматри­ваемой учебной дисциплины или смежных учебных предметов).

Понятия, формируемые на уроке, различаются по уровням усвоения. Одна из возможных классификаций понятий, предложенная В.П. Беспалько, предполагает следующие уровни:

/ уровень - «узнавание» (характеризуется выполнением действий с подсказкой). На этом уровне формируются понятия второстепенного харак­тера, которые учащиеся должны знать, определять, классифицировать.

II уровень - «воспроизведение» (характеризуется выполнением дей­ствий по памяти). На этом уровне формируются понятия, которые исполь­зуются для объяснения характеристик и конструкции технических объек­тов, решения задач, алгоритм решения которых вытекает из известных формул, и т.д.

Ш уровень - «умение» (предполагает выполнение продуктивной дея­тельности с опорой на схожие алгоритмы). Понятия, формируемые на дан­ном уровне, используются при решении практических задач, алгоритм ко­торых не дается в готовом виде.

IV уровень - «трансформация» (предполагает продуктивную деятель­ность в новой области). Это уровень формирования понятий, используемых


при решении творческих задач, изучении смежных дисциплин и др. [1].

Результаты структурно-логического анализа могут быть представле-ныв виде спецификации или графа.

Технологический подход к организации процесса обучения требует определения оптимальной структуры. Для этого следует руководствоваться следующими принципами, предложенными В.Я. Сквирским:

· принцип минимизации требует исключить все, что можно, без ущерба для цели. Когда это требование игнорируется, то информация отбирается по противоположному принципу: «Это не помешает«или «Это может пригодиться«

· принцип объективно существующих связей, то есть тех связей, информация о которых должна быть усвоена обучаемыми;

· принцип историзма, то есть соответствие структуры истории развития изучаемого объекта;

· принцип логического следования, то есть отражение в структуре информации причинно-следственных связей между ее элементами;

· принцип подчиненности, отражающий иерархическую структуру информации;

· принцип соответствия структуры учебной информации характеру практической деятельности, к которой готовится обучаемый;

· принцип соответствия структуры учебной информации закономерностям познавательной деятельности.

Заранее разработанная структура может фиксироваться в памяти преподавателя, но обычно она представлена в различных методических документах. Самыми простыми и распространенными формами являются полный текст изложения и его план. Полный текст изложения однозначно определяет ее структуру, но недостаточно обозрим, не дает о ней наглядного представления и, следовательно, не позволяет оценить ее оптимальность. План более обозрим, отражает принятую структуру, но не содержит деталей и структурных связей, вследствие чего изложение может варьироваться.

Гораздо более эффективно отображать содержания учебного материала наглядно. Для этого используют такие формы как графы, спецификации учебных элементов, матрицы, конспект-схемы и т.п. Характерно, что они могут сочетаться друг с другом. Например, перед конструированием графа рекомендуется составить спецификацию учебных элементов, а опорный конспект может более подробно иллюстрировать графическую форму структуры. Практика показывает, что даже, если преподаватель предварительно структурирует учебную информацию со всеми ее связями и отношениями, то спецификации, графы и прочие «строгие» формы оставляет для себя, а студентам предлагает более «образные» визуальные материалы. Это не всегда оправданно, поскольку каждая форма имеет свои достоинства и издержки, и при совместном применении они могут существенно дополнять друг друга.

Структурирование содержания учебной информации начинается с выделения основных учебных элементов и установления связей между ними.

Учебный элемент (УЭ) - это подлежащая усвоению логически законченная часть информации. При анализе структуры учебный элемент является неделимой частью информации в данном конкретном случае. Неделимость УЭ - понятие условное и в другом случае при более подробном рассмотрении вопроса может детализироваться. И, наоборот, если подробное рассмотрение не требуется, данный УЭ может войти в УЭ более высокого порядка. Таким образом, каждый учебный элемент является носителем собственной информации, отсутствующей в других учебных элементах.

В зависимости от конкретного содержания учебной информации в качестве учебного элемента могут быть: определение понятия, факт, явление, процесс, закономерность, принцип, способ действия, характеристика объекта, вывод или следствие. Следует иметь в виду, что способ выражения понятия (формула, график) не является учебным элементом.

Структура создается всей совокупностью учебных элементов, включенных в определенные связи. Можно выделить следующие типы связей: взаимодействие, порождение, преобразование, строение, управление и функциональные связи. Часто связь сама выступает как учебный элемент, то есть как информация, подлежащая усвоению.

Остановимся более подробно на конструировании спецификации учебных элементов и построении графа учебной информации.

Спецификация учебных элементов. Для составления спецификации учебных элементов необходимо провести структурно-логический анализ содержания, то есть выделить сами УЭ, а также установить связи между ними. Выделенные УЭ следует дифференцировать, во-первых, по уровням усвоения понятий: знакомство, воспроизведение, применение, трансформация. Во-вторых, вычленить опорные и новые понятия. На основе опорных понятий формируются новые знания и приемы умственной и практической деятельности. Новые же понятия впервые формируются на этом занятии.

Между опорными и новыми понятиями возможны различные связи, что и определяет структуру учебного материала.

1. Прямые единичные связи.

2. Опосредованные связи. Новое понятие сформировано путем логических рассуждений.

3. Связь нового понятия с несколькими исходными. Чем больше элементов имеют связь с новым понятием, тем сложнее сделать правильный вывод и больше вероятность ошибок.

 

 

№ п/п Учебный элемент (понятие) Опорное понятие Новое понятие Символ Уровень усвоения
  Формы отображения структуры   + УЭ6 III
  Заблаговременное составление   + УЭ3 II
  Наглядность +   УЭ1 I
  В памяти +   УЭ2 I
  В методических документах +   УЭ3 II
  Полный текст +   УЭ2 I
  План +   УЭ4 II
  Простота оценки структуры +   УЭ3 II
  «Опорный конспект» +   УЭ2 I
  Графическая форма   + УЭ5 II
  Матричная форма   + УЭ5 II
  Однозначность   + УЭ6 III

 

 

Граф учебной информации

Граф учебной информации - способ выявления и наглядного пред­ставления связей или соотношений между учебными элементами (рис. 3).

Граф учебной информации

Графом называют совокупность точек (вершин), соединенных ребра­ми (дугами). Для структурно-логического анализа наиболее удобен плоский граф - «дерево». Каждую вершину следует рассматривать как символ, изо­бражающий информацию, соответствующую только данному УЭ. Поэтому не следует рассматривать один УЭ как часть информации другого элемента или сумму информации нескольких УЭ. Каждый учебный элемент графа вне зависимости от положения и связей имеет свою собственную, только в нем заключенную информацию.

Понятия располагаются на горизонталях (порядках), образующих оп­ределенную общность. Краткое определение этой общности называют по­нятие-комплекс. Порядки обычно обозначают римскими цифрами, а поня­тия (УЭ) - арабскими.

При построении графа необходимо иметь в виду следующее:

1) количество порядков должно полностью охватывать все учебные
элементы темы;

2) количество учебных элементов, входящих в один порядок, не ограничено;

3) не выделяют учебный элемент, если только он один имеет связь с
элементом высшего порядка;

4) ребра могут пересекать горизонтали порядков, но не должны пере­секаться между собой.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: