Смольный институт благородных девиц




Это первое в России женское учебное заведение. Основано по инициативе И. И. Бецкого и в соответствии с указом Екатерины Второй в 1764 г. и первоначально называлось «Императорское воспитательное общество благородных девиц». Оно было создано, чтобы «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества».

Екатерина, поклонница прогрессивных идей французского Просвещения, хотела учредить учебное заведение, равного которому не было тогда в Европе. По уставу, дети поступали в заведение не старше шестилетнего возраста и оставались там 12 лет. Родители должны были дать расписку, что до истечения этого срока они не будут забирать детей из учебного заведения. Императрица рассчитывала, что дети будут удалены из невежественной среды и сформируются в образованных людей, таким образом, будут в дальнейшем создать «новую породу людей». Указ предусматривал воспитание двухсот благородных девиц в новостроящемся Новодевичьем монастыре. Сначала это было закрытое учреждение для дворянских детей, а в 1765 г. при институте открылось отделение «для мещанских девиц» (недворянских сословий, кроме крепостных крестьян). Здание для Мещанского училища было возведено архитектором Ю. Фельтеном.

В 1859—1862 гг. инспектором классов института был К. Д. Ушинский, который провёл в нём ряд прогрессивных преобразований (новый семилетний учебный план с большим числом часов, отведённых на русский язык, географию, историю, естествознание и др.). После вынужденного ухода Ушинского из института все его основные преобразования были ликвидированы.

Воспитанницы института носили форменные платья определённого цвета: в младшем возрасте — кофейного, во втором — темно-синего, в третьем — голубого и в старшем возрасте — белого. Более светлые цвета символизировали возрастающую образованность и аккуратность.

В программу входило обучение русской словесности, географии, арифметике, истории, иностранным языкам, музыке, танцам, рисованию, светским манерам, различным видам домоводства и т. п.

На выпускном публичном экзамене присутствовал император и члены его семьи. По окончании института шесть лучших выпускниц получали «шифр» — золотой вензель в виде инициала императрицы Екатерины II, который носили на белом банте с золотыми полосками.

Некоторые воспитанницы института становились фрейлинами двора (фрейлины составляли свиту императриц и великих княгинь).

Учебный курс института приравнивался к курсу женских гимназий.

В октябре 1917 года институт во главе с княгиней В. В. Голицыной переехал в Новочеркасск.

Последний российский выпуск состоялся в феврале 1919 года в Новочеркасске. Уже летом 1919 года институт покинул Россию и продолжил работу в Сербии.При Екатерине II Академия наук стала одной из ведущих в Европе научных баз. Были основаны обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, типография, библиотека, архив. В 1783 г. основана Российская академия. Академия Российская (также Императорская Российская академия, Российская академия) создана Екатериной II и княгиней Е. Р. Дашковой по образцу Французской Академии по изучению русского языка и словесности в Петербурге. Главным результатом деятельности этого продукта Русского Просвещения явилось издание Российского академического словаря. В 1841 году академия была преобразована во 2-е Отделение Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук.

Но историки невысоко оценивают успехи в области образования и науки при Екатерине II: учебные заведения всегда испытывали недобор студентов, многие студенты не могли сдать экзамены, учеба была организовано недостаточно хорошо.

При Екатерине были организованы Воспитательные дома для беспризорных детей, где они получали образование и воспитание. Для помощи вдовам была создана Вдовья казна. Борьба с эпидемиями во время ее правления стала приобретать характер государственных мероприятий.

Национальная политика

Екатерина II в 1791 г. установила черту оседлости для евреев: на присоединённых в результате трёх разделов Польши землях, а также в степных областях у Чёрного моря и малонаселенных территориях к востоку от Днепра. Переход евреев в православие снимал все ограничения на проживание. Черта оседлости способствовала сохранению еврейской национальной самобытности, формированию особой еврейской идентичности в рамках Российской империи.

В 1762 г. Екатерина II издает манифест «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых губерниях они пожелают и о дарованных им правах». Существовал перечень льгот для переселенцев. Так возникли немецкие поселения в Поволжье, отведённом для переселенцев. Наплыв немецких колонистов был очень велик, уже в 1766 г. пришлось временно приостановить приём новых переселенцев до обустройства уже въехавших. За время царствования Екатерины в состав России вошли Северное Причерноморье, Приазовье, Крым, Правобережная Украина, земли между Днестром и Бугом, Белоруссия, Курляндия и Литва.

Но это, казалось бы положительное, явление оказалось казусным ‑ усилилась «рознь интересов», когда в худшем положении оказалось коренное население и когда некоторые русские дворяне в конце XVIII — начале XIX вв. в качестве награды за службу просили их «записать в немцы», чтобы они могли пользоваться соответствующими привилегиями.

При Екатерине привилегии дворян еще больше укрепились. Крестьяне составляли около 95 % населения, а крепостные крестьяне — более 50 % населения. По общему мнению историков, положение этой самой многочисленной группы населения в эпоху Екатерины было наихудшим за всю историю России. Широких размеров достигла торговля крестьянами: их продавали на рынках, в объявлениях на страницах газет; их проигрывали в карты, обменивали, дарили, насильно женили. Ею был принят ряд законов, ухудшавших положение крестьян. В течение своего царствования она раздарила помещикам и дворянам более 800 тысяч крестьян. Результатом этой политики была Крестьянская война 1773-1775 гг.

Екатерина проводила политику религиозной терпимости, в первые годы ее царствования прекратились преследования старообрядцев. Она даже поддержала инициативу Петра III о возвращении старообрядцев из-за границы. Но зато увеличилось число протестантов (в основном лютеран) в связи с массовым переселением в Россию немцев.

Претенденты на трон

Приход Екатерины к власти незаконным путем породил череде претендентов на российский престол: с 1764 по 1773 гг. в стране появилось семь Лжепётров III (утверждавших, что они — «воскресший Пётр), восьмым стал Емельян Пугачев. А в 1774—1775 гг. добавилось ещё «дело княжны Таракановой», выдававшей себя за дочь Елизаветы Петровны.

В ее царствование было раскрыто 3 заговора против нее, два из них были связаны с именем Ивана Антоновича(Ивана VI), который на момент восшествия на престол Екатерины II находился в заключении в Шлиссельбургской крепости.

Все большую популярность в кругах образованного дворянства приобретает масонство. Екатерина II пыталась контролировать масонство и допускать лишь такую его деятельность, которая не противоречила её интересам.

Литература

Русская литература в эпоху Екатерины, как и в целом в XVIII веке, по мнению ряда историков, занималась в основном «переработкой иностранных элементов». «Официальная» литература эпохи Екатерины представлена несколькими известными именами: Фонвизин (о нем читайте на нашем сайте: Фонвизин: биография, Сумароков, Державин (о нем читайте на нашем сайте: Биография Г.Р. Державина). Была ещё «неофициальная» литература: Радищев, Новиков, Кречетов, — которая была подвергнута запрету, а авторы — жестоким репрессиям. Например, Княжнин, чья историческая драма («Вадим Новгородский») была запрещена, а весь тираж был сожжен.

Журнал Новикова «Трутень» был закрыт властями в 1770 г.вследствие того, что в нём поднимались острые социальные темы — произвол помещиков в отношении крестьян, коррупция среди чиновников и т. д. Той же участи подвергся «Санкт-Петербургский Вестник», просуществовавший лишь немногим более двух лет, и другие журналы. В книге А. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» отсутствуют призывы к свержению существующего строя и к ликвидации крепостного права. Но автор был приговорен к смертной казни четвертованием (после помилования заменена 10-летней ссылкой в Тобольск) за то, что его книга «наполнена вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное к власти уважение…». Екатерина любила лесть и не выносила людей, осмеливавшихся высказывать свои критические суждения, идущие вразрез с её собственными.

Культура и искусство при Екатерине

Основание Эрмитажа

Государственный Эрмита́ж в Санкт-Петербурге — крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. История музея начинается с 1764 года, с коллекций произведений искусства, которые начала приобретать в частном порядке Екатерина II. Первоначально эта коллекция размещалась в специальном дворцовом флигеле — Малом Эрмитаже (от фр. ermitage — место уединения), отсюда и закрепилось общее название будущего музея. В 1852 году из сильно разросшейся коллекции был сформирован и открыт для посещения публики Императорский Эрмитаж.

На сегодняшний день коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до наших дней.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: