ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 02
по дисциплине «Экономика организации»
Тема: Земельные ресурсы и эффективность их использования.
Цель: Сформировать умение по определению состава и структуры земельных, сельскохозяйственных угодий, посевных площадей сельскохозяйственного предприятия и расчета показателей экономической эффективности использования земли.
Время выполнения: 4 часа
Обеспечение занятия:
1. Годовые отчеты хозяйств Полоцкого района.
2. Показатели работы хозяйств Полоцкого района.
3. Кодекс РБ ″ О земле″ от 23.07.2008г. N425-З.
Литература:
1. Экономика сельскохозяйственного предприятия с основами менеджмента: пособие / И.П. Бусел, П.И. Малихтарович. – Мн.: Литература и Искусство, 2008.
2. Лещиловский П.В. «Экономика предприятий и отраслей АПК». - Мн.: БГЭУ, 2005.
Содержание и последовательность выполнения работы
Практическая работа № 2.1
1. Входной контроль.
Задание № 1 (I уровень). Дайте письменные ответы на вопросы темы:
1. Назовите, какие виды угодий входят в состав сельскохозяйственных угодий?
2. Дайте понятие структуры земельного фонда.
3. Какими показателями определяется интенсивность использования сельскохозяйственных угодий?
Задания.
Задание № 2 (III уровень). На основании данных годовых отчётов вашего хозяйства рассчитайте структуру земельных, сельскохозяйственных угодий и посевных площадей. Результаты расчетов занесите в таблицу 1.
Таблица 1. Структура земельных, сельскохозяйственных угодий и
посевных площадей ________________________ Полоцкого района
Наименование угодий и сельскохозяйственных культур | 200__ г. | 200__ г. | Откло- нение в стру- ктуре, % | ||
Пло- щадь, га | Струк- тура, % | Пло- щадь, га | Струк- тура, % | ||
Всего земель, из них: | 100,0 | 100,0 | x | ||
несельскохозяйственных угодий | |||||
сельскохозяйственных угодий | /100,0 | /100,0 | / x | ||
из них: | |||||
- сенокосы | |||||
- пастбища | |||||
- мн. насаждения | |||||
- пашня | /100,0 | /100,0 | /x | ||
В т. ч. под посевами*: | |||||
- зерновых | |||||
- льна-долгунца | |||||
- картофеля | |||||
- рапса | |||||
- многолетних трав | |||||
- однолетних трав | |||||
- кукурузы на силос |
* из ГО внести культуры, выращиваемые в хозяйстве.
Методические рекомендации:
1. Данные для расчёта показателей таблицы 1 берутся из годового отчета, форма № 9-АПК.
2. Для расчёта структуры земельных угодий, площадь сельскохозяйственных и несельскохозяйственных угодий, соответственно, делится на всю земельную площадь хозяйства и указывается в процентах. (Проценты определять с десятыми).
3. При определении структуры сельскохозяйственных угодий площадь сенокосов, пастбищ, многолетних насаждений и пашни последовательно делится на площадь сельскохозяйственных угодий и указывается в процентах.
4. Определяя структуру посевных площадей, площадь зерновых, льна, картофеля, и других культур относится к площади пашни и указывается в процентах.
3. Выходной контроль
Задание № 3 (III уровень). На основании показателей, рассчитанных в предыдущем задании, сделайте выводы об изменениях в составе и структуре сельскохозяйственных угодий и пашни, укажите, повышается ли интенсивность использования с.х. угодий.
Практическая работа № 2.2
1. Входной контроль.
Задние № 4 (II уровень). Дайте ответы на вопросы темы:
1. Назовите состав земельного фонда страны.
2. Какие виды плодородия вы знаете?
3. Дайте определение земельного кадастра.
Задания.
Задание № 5 (III уровень). На основании данных годовых отчётов вашего хозяйства определите показатели эффективности использования земли. Результаты расчётов внесите в таблицу 2.
Таблица 2. Экономическая эффективность использования земельных
угодий _______________________________________ Полоцкого района
№ п/п | Наименование показателей | Где найти | Годы: | Посл. год в % к базисному | ||
в годовом отчёте | 200_г. | 200_г. | 200_г. | |||
Исходные данные | ||||||
1. | Среднегодовое количество работников, чел. | ф.6АПК, к.30 | ||||
2. | Площадь с.х. угодий, га. | ф. 9АПК. к. 880 | ||||
3. | Площадь пашни, га. | ф. 9АПК, к. 881 | ||||
4. | Балло-гектары с.х. угодий, б-га. | ф. 9АПК. к. 880 | ||||
5. | Получено продукции растениев-ва, ц.к.ед. | ф. 9АПК. к.630 | ||||
6. | Произведено молока за год, ц. | ф.13АПК к. 230 | ||||
7. | Выращено прироста свиней и КРС, ц. | ф.13АПК, к. 250,270 | ||||
8. | Валовая продукция с/ хоз-ва, млн. руб. | ф. 6АПК, к.10 | ||||
9. | Прибыль (убыток) от реализации с.х. продукции, млн. руб. | ф.2, к.070 | ||||
Расчётные показатели | ||||||
1. | Землеобеспеченность — площадь пашни в расчете на 1 среднегодо- вого работника, га | x | ||||
2. | Урожайность, ц/га: | x | ||||
- зерна (после доработки) | ф. 9АПК, к.0258 | |||||
- картофеля | ф.9АПК. к.0390 | |||||
- рапса | ф. 9АПК.к.0411 | |||||
3. | Выход продукции растениеводства на 100 б-га сельхозугодий, ц.к.ед. | x | ||||
4. | Выход продукции растениеводства на 100 га сельхозугодий, ц.к.ед. | x | ||||
5. | Произведено ВП сельского хозяйства на балло-гектар с.х. угодий, тыс. руб. | x | ||||
6. | Получено прибыли (убытка) на балло-гектар с.х. угодий, тыс. руб. | x | ||||
7. | Произведено на 100 га сельскохозяйственных угодий, ц: | x | x | x | x | x |
- молока | x | |||||
- прироста КРС | x |
Методические указания по выполнению задания:
1. Расчётные показатели определять с десятыми.
2. Расписать порядок расчёта показателей по последнему году с указанием применяемых формул.
3. На рост эффективности использования земли в хозяйстве указывает увеличение показателей № 2, 3, 4, 5, 6, 7. В противном случае эффективность использования земли снижается.
3. Выходной контроль
Задание № 6 (III уровень). На основании данных таблицы 2, сделайте выводы об изменении показателей эффективности использования земли:
- какие показатели и насколько возросли;
- какие показатели и насколько снизились. Дайте экономическую оценку этим изменениям.
Критерии оценки заданий практической работы.
1. Шкала для оценки заданий практической работы:
№ задания | Уровень задания | «Цена» одного задания |
Общая сумма баллов: |
2. Шкала для выставления отметки на основании общей
суммы баллов за выполнения заданий практической работы:
Количество заданий практической работы | |
Общая сумма баллов | Отметка |
0 – 4 | |
5 – 8 | |
9 – 11 | |
12 – 15 | |
16 – 19 | |
20 – 23 | |
24 – 27 | |
28 – 30 | |
31– 34 | |
35 – 38 |
Преподаватель ________