Для предупреждения ЧС, обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, а в случае возникновения ЧС - для ликвидации их последствий и уменьшения ущерба народному хозяйству, на основании постановления Правительства РФ 261 от 18.04-92г. в нашей стране создана Российская система предупреждения и действий в ЧС (РСЧС). Во исполнение ФЗ № 68 от 94г. «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера постановлением Правительства РФ № 1113 от 5.11-95г. переименована в Единую Государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС (Аббревиатура РСЧС была сохранена).
РСЧС - это государственная, организационно-правовая структура объединяющая органы управления, силы и средства: ФОИВ, ОИВ субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС.
Основной целью создания этой системы было - объединение усилий ОИВ всех уровней и организаций, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, защиты от них населения и территорий в мирное время.
Законодательную и нормативно-правовую основу построения и функционирования системы составляют: Конституция РФ, более 60 ФЗ, свыше 120 постановлений Правительства и 300 ведомственных приказов, положений и инструкций.
Важнейшим фактором, влияющим на функционирование системы, является уровень подготовки населения страны к действиям в условиях угрозы и развития ЧС природного, техногенного характера.
Основными з адачами РСЧС являются:
1. Проведение мероприятий, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций и объектов в ЧС;
2. Создание и обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
3. Сбор, обработка и обмен информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
4. Подготовка населения к действиям в ЧС;
5. Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
6. Создание резервов финансовых и мат. ресурсов для ликвидации ЧС;
7. Ликвидация ЧС;
8. Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций
9. В мирное время органы управления, силы и средства РСЧС участвуют в подготовке государства к ведению ГО и др.
Организационно РСЧС - состоит из территориальных и функциональных подсистем.
Территориальные подсистемы созданы в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно - территориальному делению этих территорий.
Функциональные подсистемы, их сейчас 44 (службы) создаются ФОИВ (министерствами, ведомствами) и организациями (независимо от форм собственности), которые имеют в своем составе органы управления, силы и средства для решения спецзадач по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности. Например:
• Минздрав России формирует - СМК и службу надзора за санитарно -эпидемиологической обстановкой;
• МВД России - службу охраны общественного порядка;
• МЧС России - противопожарную службу, государственную спасательную служба, службу мониторинга ЧС;
• Минсельхозпрод России - службу защиты с/х животных и растений;
• Минприроды России - противопаводковую службу;
В организационной структуре управления РСЧС выделяют 5-ть уровней:
1. Федеральный.
2. Межрегиональный.
Постановлением правительства РФ утвержден перечень регионов, в которых осуществляют свою деятельность межрегиональные центры по делам ГО ЧС и ликвидации последствий СБ. Таких центров образовано восемь:
1. Северо-западный регион (г. Санкт-Петербург)
2. Центральный регион (г. Москва)
3. Северо-Кавказский регион (г. Пятигорск )
4. Приволжский регион (г. Самара)
5. Уральский регион (г. Екатеринбург).
6. Сибирский регион (г. Красноярск).
7. Дальневосточный регион (г. Хабаровск).
8. Южный (г. Ростов-на-Дону).
3. Региональный (субъект РФ)
4. Муниципальный (город, район).
5. Объектовый.
Общее руководство функционированием РСЧС осуществляет Правительство РФ, непосредственное руководство возлагается на МЧС РФ.
Каждый уровень в своем составе имеет:
1. координирующие органы;
2. постоянно действующие органы управления;
3. органы повседневного (оперативного) управления;
4. силы и средства;
5. резервы финансовых и материальных ресурсов;
6. системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
Режимы функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС), виды и сущность выполняемых в них мероприятий.
В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или возникшей ЧС решением руководителя ОИВ в пределах соответствующей конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:
При нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии, эпифитотий и пожаров РСЧС функционирует в режиме повседневной деятельности.
В этом режиме проводятся следующие основные мероприятия:
1. Наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территорий;
2. Планирование и выполнение научно-технических программ и мер по предотвращению ЧС, защите населения, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС;
3. Совершенствование подготовки органов управления, сил и средств к действиям при ЧС;
4. Организации обучения населения способам защиты и действиям при этих ситуациях;
5. Создание и пополнение резервов финансовых и материально-технических ресурсов для ликвидации ЧС;
6. Осуществление целевых видов страхования;
При ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС вводится режим повышенной готовности.
В этом режиме проводится:
1. Формирование, при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможной ЧС, выработка предложений по ее нормализации;
2. Усиление дежурно-диспетчерских служб;
3. Усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;
4. Принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, обеспечению устойчивости функционирования промобъектов в ЧС;
5. Приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение, при необходимости, в предполагаем. район действий.
В режиме повышенной готовности управление РСЧС осуществляется из пунктов повседневного управления, а при необходимости - с использованием вспомогательных пунктов управления (подвижных и стационарных);
При возникновении и во время ликвидации ЧС вводится режим ЧС.
В этом режиме проводится:
1. Выдвижение оперативных групп в район ЧС;
2. Определение границ зоны ЧС;
3. Организация защиты населения и территорий, проведение АС и ДНР, эвакуация населения;
4. Организация работ по ликвидации ЧС;
5. Осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях.
В режиме ЧС управление РСЧС осуществляется с повседневных или вспомогательных (подвижных или стационарных) пунктов управления.
Основные группы мероприятиями проводимые РСЧС:
1. Группа мероприятий - это Предупреждение ЧС.
Обеспечивается заблаговременным проведением органами управления, силами и средствами ОИВ всех уровней и организаций комплекса организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий, направленных на:
· максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС,
· снижения размеров ущерба окружающей природной среде, материальных потерь в случае их возникновения,
· на сохранение здоровья людей.
Для этого проводится: прогнозирование ЧС; декларирование промышленной безопасности; лицензирование деятельности опасного производственного объекта; государственная экспертиза в обл. защиты населения; надзор и контроль в обл. защиты от ЧС; страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта.
1. Группа мероприятий - это Ликвидация ЧС.
Мероприятия этой группы выполняются поэтапно:
На первом этапе решаются задачи по экстренной защите населения и уменьшению воздействия поражающих факторов ЧС.
С этой целью проводится:
— оповещение об опасности;
— использование средств защиты;
— устанавливаются режимы поведения (режимы защиты);
— эвакуации из опасных участков;
— оказание пораженным первой медицинской помощи.
На втором этапе выполняются АС и ДНР.
К аварийно-спасательным работам относятся:
— прекращение воздействия поражающего фактора ЧС
— розыск пострадавших;
— извлечение их из завалов;
— эвакуация из зоны ЧС;
— оказание первой медицинской и других видов помощи.
К другим неотложным работам относятся:
— локализация очага чрезвычайной ситуации;
— разборка завалов в очаге;
— укрепление конструкций, угрожающих разрушением;
— восстановление коммунально-энергетических сетей, линий связи, дорог, мостов.
— проведение при необходимости дегазации, дезактивации, дезинфекции и санитарной обработки людей.
На третьем этапе решаются задачи по обеспечению жизнедеятельности населения в пострадавших районах. С этой целью проводится:
— восстановление жилья и возведение временных жилых построек;
— восстановление коммунального обслуживания;
— снабжение продовольствием и предметами первой необходимости;
— возвращение временно эвакуированного населения;
— восстановление функционирования промышленных объектов.