Доктринальная классификация оснований прекращения права собственности с учетом критериев воли и правопреемства




Лекция № 3. ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

Основания прекращения права собственности – это юридические факты правопрекращающего характера. Право собственности прекращается: - при отчуждении собственником своего имущества другим лицам; - при отказе собственника от права собственности; - при гибели или уничтожении имущества; - при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом (п. 1 ст. 235 ГК). Это легальная классификация оснований прекращения права собственности Перечень оснований прекращения права собственности помимо воли собственника предусмотрен п. 2 ст. 235 ГК и является исчерпывающим – в соответствии с принципом неприкосновенности собственности. В Проекте ГК перечень оснований прекращения права собственности расширен и определена судьба ограниченных вещных прав и обременений имущества, на которое прекращается право собственности.

Доктринальная классификация оснований прекращения права собственности с учетом критериев воли и правопреемства

1. Прекращение права собственности одного субъекта, сопровождающееся приобретением права собственности другим субъектом, если смена собственника происходит по воле собственника и с правопреемством. Это договоры по отчуждению имущества, учредительные договоры, приватизация государственного и муниципального имущества, реорганизация.

Приватизация. В ст. 217 ГК закреплены основные признаки передачи государственного или муниципального имущества в частную собственность граждан и ю.лиц путем приватизации, но не раскрыто ее юридическое содержание. Приватизация – правовой институт, относящийся к сфере правового регулирования права собственности, означающий прекращение права государственной или муниципальной собственности на определенное имущество и возникновение права частной собственности. Подобного рода отношениям присущ публичный элемент, что вызывает необходимость разработки общих, публично установленных правил такого перехода права собственности. Итак, в результате приватизации в специально установленном порядке осуществляется переход в частную собственность объектов приватизации, находящиеся в собственности государства или в муниципальной собственности, однако названный производный способ приобретения права собственности находится вне рамок правовой регламентации ГК РФ. В ГК установлена возможность передачи имущества, но на каком основании, в каком порядке, какого имущества, на каких условиях, в том числе за плату или бесплатно, – все эти вопросы составляют предмет правовой регламентации специального приватизационного законодательства. При этом положения ГК РФ в зависимости от определяемых законодательством о приватизации условий передачи государственного или муниципального имущества могут либо подлежать применению, либо применяться с существенными ограничениями. Основные признаки приватизации:1) нахождение имущества в собственности публичных субъектов права – Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований;2) осуществление передачи имущества в собственность частных субъектов права – граждан и юридических лиц;3) соблюдение специально установленной федеральным законом процедуры передачи имущества; 4) приоритет специальных норм о приватизации по отношению к положениям ГК РФ.Приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается, а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности (земельные участки в составе земель лесного и водного фондов; особо охраняемых природных территорий и объектов; зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению; общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и др. объекты).Законами о приватизации установлены дополнительные признаки приватизации, в частности, возмездность или безвозмездность передачи государственного или муниципального имущества. Установление ограниченного действия гражданского законодательства при приватизации государственного и муниципального имущества (ч. 2 ст. 217 ГК) не случайно, т.к. предусматриваемые законами о приватизации особенности правового регулирования существенно отличаются в зависимости от способов приватизации, видов передаваемого имущества и в полной мере не отвечают закрепленным в ст. 1 ГК основным началам гражданского законодательства.

Основным законодательным актом, определяющим порядок приватизации государственного и муниципального имущества, является ФЗ-178 от 21 декабря 2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества". Используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества: 1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество; 2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе; 3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе; 4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе; 5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ; 6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг; 7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения; 8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены; 9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ; 10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления. Действие названного Закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении: 1) земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы; 2) природных ресурсов; 3) государственного и муниципального жилищного фонда; 4) иных видов имущества, им предусмотренных..

2. Прекращение права собственности одного субъекта, сопровождающееся приобретением права собственности другим субъектом, если смена собственника происходит независимо от воли собственника, но и не вопреки ей: наследование, прекращение права собственности на основании ст. 238 ГК (прекращение права собственности на имущество, которое не может собственнику принадлежать), приватизация жилья.

В ст. 265 Проекта ГК сохранен порядок прекращения права собственности на имущество, приобретенное по законным основаниям, которое лицу не может принадлежать, установленный ст. 238 ГК. Собственнику предоставляется право на отчуждение имущества в течение года с момента возникновения права собственности (законом может быть установлен иной срок). Если собственник не воспользовался правом на добровольное отчуждение имущества, то такое имущество по решению суда, вынесенного по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже либо передаче в государственную или муниципальную собственность. Собственнику в таких случаях соответственно передается либо вырученная сумма, либо возмещается стоимость имущества.

 

С принятием Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" установлены основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования, а также определены правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище. Приватизация гражданами занимаемых ими помещений имеет существенные отличия: 1) передается на безвозмездной основе имущество, находящееся в фактическом владении и пользовании лиц, проживающих в соответствующем жилом помещении; 2) осуществляется на основе свободного волеизъявления, не требует разрешения какого-либо органа; 3) возможность приватизации для совершеннолетних граждан РФ предоставляется один раз; 4) регламентируется существенно более узким кругом нормативных правовых актов; 5) предусмотрена законодательная возможность деприватизации. Передача жилых помещений в порядке приватизации регулируется гражданским, а не специальным приватизационным законодательством.

 

3. Прекращение права собственности по воле собственника, но без правопреемства – отказ собственника от права собственности на вещи (ст. 236). Технология отказа: собственник либо объявляет об этом, либо совершает действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить права на это имущество. Право собственности сохраняется за прежним собственником до приобретения права собственности на имущество новым лицом.

Статья 263 Проекта ГК предусматривает обязанность лица, отказавшегося от права собственности на вещь, возместить необходимые расходы на ее утилизацию, если законом не установлено иное. Не допускается отказ от права собственности на недвижимую вещь, обремененную ограниченными вещными правами третьих лиц.

4. Прекращение права собственности независимо от воли собственника и без правопреемства: клад, находка.

5. Прекращение права собственности с прекращением судьбы вещи. Это физическое потребление вещи, уничтожение вещи собственником, реконструкция, меняющая саму вещь, гибель вещи.

6. Принудительное изъятие вещей независимо от воли собственника с правопреемством или без него:

1) реквизиция К числу юридических конструкций возникновения права собственности на вещь, базирующихся на юридических актах, причисляют и модель возникновения права собственности в результате реквизиции, которая одновременно является основанием прекращения права собственности..Принудительное изъятие вещи не зависит от воли собственника обусловлено интересами общества. Оценка, по которой собственнику возмещается стоимость реквизированного имущества, может быть оспорена им в суде. Лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему сохранившегося имущества (ст. 242 ГК).В дореволюционном российском законодательстве предусматривали экспроприацию – принудительное возмездное отчуждение (отобрание) у собственника его имущества велением государственной власти. для государственной или общественной пользы за «справедливое и приличное» вознаграждение. Термин «реквизиция» появился в ст. 69 ГК РСФСР 1922г.: реквизиция допускалась с вознаграждением собственника по среднерыночным ценам на момент изъятия имущества. С 1927 г. реквизицию применяли в силу государственной необходимости на основании специального постановления. ГК РСФСР 1964 г. называл реквизицией изъятие государством имущества собственника в государственных или общественных интересах с выплатой ему стоимости имущества. Понятие реквизиции, используемое в ст. 242 ГК РФ, появилась в Законе о собственности в СССР 1990 г. В ст. 268 Проекта ГК вместо термина «имущество» употреблен термин «вещь», о вместо термина «государственный орган» термин «уполномоченный государственный орган». Иные изменения – предоставить собственнику право оспорить в суде не только оценку реквизированного имущества, но и само решение о реквизиции; установить в законе перечень органов, уполномоченных принимать решение о реквизиции; определять чрезвычайные обстоятельства, при которых допустима реквизиция, в соответствии с положениями специальных законов о чрезвычайном положении и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – в ст. 268 Проекта ГК не нашли отражения.

2) конфискация Статья 269 Проекта ГК сохраняет конфискацию в числе оснований прекращения права собственности, ограниченных вещных прав на конфискуемые вещи и иных обременений соответствующего имущества. По данному основанию имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в собственность Российской Федерации в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения. В случаях, предусмотренных законом, конфискация может быть произведена в административном порядке, при этом решение о конфискации, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде.

3) обращение взыскания на имущество по обязательствам собственника (ст. 237 ГК).

Прекращение права собственности на имущество в связи с обращением на него взыскания по долгам собственника осуществляется преимущественно на основании решения суда, в порядке исполнительного производства. Регламентация в ФЗ «Об исполнительном производстве», «О судебных приставах» и в процессуальном законодательстве. Сводится к розыску и обнаружению имущества, наложению ареста, изъятию либо принудительной реализации с публичных торгов. Взыскание может быть обращено на имущество должника на основе соглашения сторон (п.2 ст.349), постановлений налоговых органов, нотариальной надписи нотариуса. До возникновения права собственности на имущество у взыскателя риск и бремя собственности несет должник.

4) изъятие недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка, на котором оно находится (ст. 239 ГК). Условия изъятия: а) земельный участок изымается для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли; б) изъятие невозможно без прекращения права собственности на недвижимое имущество, находящееся на земельном участке. Изъятие осуществляется только по решению суда. При этом госорган или муниципальный орган должен доказать, что изъятие земельного участка невозможно без прекращения права собственности на недвижимое имущество. При удовлетворении требований имущество изымается путем выкупа государством или продажи с публичных торгов. Порядок определен ст. 279–282, 284–286 ГК.

5) выкуп бесхозяйственно содержимых вещей (ст.240–241 ГК). Если собственник бесхозяйственно содержит культурные ценности, которые отнесены законом к особо ценным или охраняемым, что грозит утратой ими своего значения, такие ценности по решению суда могут быть изъяты у собственника. Способы изъятия – путем выкупа государством или продажи с публичных торгов. Если собственник домашних животных обращается с ними в явном противоречии с правилами, установленными законом, или нормами гуманного отношения к животным, то эти животные могут быть изъяты путем выкупа лицом, предъявившим соответствующие требования.

6) национализация. В национализации три составляющие: экономическая, социальная и правовая. С экономической точки зрения возвращение крупных компаний под контроль государства, скорее всего, приведет к снижению их эффективности, но это не означает, что государство отказалось от национализации. Социальный аспект:- национализация рассматривается как пересмотр итогов несправедливой приватизации; -укрепление государственного сектора в экономике позволит передать в бюджет всю прибыль от сырьевых отраслей, сегодня большая часть предприятий в этой сфере приватизирована. Национализация – скорее потенциальный чем реальный правовой инструмент, поскоку ФЗ о национализации не принят. Кроме этого в отсутствие легального определения понятия "имущество" не ясно, что именно следует и можно национализировать. Легальное представление о категории "имущество": Во-первых, под имуществом понимают вещи и их совокупности (п. 2 ст. 15, п. 2 ст. 46, ст. 211, п. 4 ст. 218, ст. 301, п. 2 ст. 561, п. 3 ст. 564, п. 2 ст. 690, п. 1 ст. 705, п. 2 ст. 947, ст. 1064 ГК РФ). Во-вторых, понятие "имущество" охватывает вещи, деньги и ценные бумаги (п. 1 ст. 302, п. 1 ст. 307 ГК РФ). В-третьих, имуществом называются не только названные объекты, но и имущественные права (ст. 18, ст. 24, п. 1 ст. 56, п. 1 ст. 126, ст. 209, ст. 336, п. п. 3 - 6 ст. 582 ГК РФ). В-четвертых, понятие "имущество" может обозначать всю совокупность наличных вещей, денег, ценных бумаг, имущественных прав, а также обязанностей субъекта (п. 2 ст. 63, п. 2 ст. 132, ст. 217, 1112 ГК РФ).

По утверждению В.А. Белова, национализация – первоначальный способ приобретения права государственной (муниципальной) собственности, ибо"может не принимать волеизъявление бывшего собственника по своему существу". Одновременно по критерию правопреемства она является способом производным, т.к. государство отвечает по всем долгам, обременяющим национализированное имущество, если иное не установлено специальным законом. В ГК принудительное обращение в собственность государства имущества физических и ю.лиц именуется национализацией) и рассматривается как основание прекращения права собственности с возмещением стоимости изъятого имущества и др. убытков в порядке, установленном ст. 306 ГК – на основе акта уполномоченного исполнительного органа государственной власти. Квалифицирующие признаки национализации: 1) проведение в случаях и порядке, определенных в специальном законе (его нет); 2) осуществление на основе акта уполномоченного исполнительного органом государственной власти; 3) цели – публичные интересы, удовлетворение которых невозможно иначе; 4) юридический результат – возникновение права собственности у государства; 5) выплата предварительной и равноценной компенсации бывшим собственникам; 6) объект национализации – имущество, способное удовлетворить государственные нужды. Характерные черты национализации – принудительность и возмездность.

Порядок изъятия имущества при национализации: 1) принятие акта о национализации 2) опись и оценка имущества, подлежащего изъятию при национализации; 3) передача оцененного имущества на ответственное хранение с выплатой владельцу равноценного возмещения; 4) передача национализированного имущества в собственность государства.

С учетом выделенных характеристик Л.В. Щенникова считает национализацию принудительным прекращением права собственности частной и возникновением права собственности публичной на имущественные комплексы на основании государственно-властного акта, принятого в соответствии с законодательством о национализации с целью удовлетворения публичных интересов и при условии выплаты равноценного и справедливого вознаграждения.

По мнению цивилистов, Закон о национализации должен быть конкретным, чтобы не порождать подзаконные акты как питательную среду коррупции; регулировать только национализацию предприятий естественных монополий и оборонных предприятий; национализация как возмездное отчуждение имущества из частной в федеральную собственность может быть временной с возможностью реприватизации; основание национализации – решение суда; оценка имущества должна быть предварительной и может оспариваться; предмет национализации – только имущественные комплексы (предприятия), но не отдельные объекты недвижимости, для которых в ГК есть нормы о принудительном выкупе для государственных или муниципальных нужд. Закон о национализации требует всенародного обсуждения.

В ст. 270 Проекта ГК наряду с предварительным полным возмещением убытков собственникам национализированного имущества устанавливает, что лица, утратившие права на национализированное имущество, вправе требовать от Российской Федерации возмещения причиненных им убытков, поскольку при национализации ограниченные вещные права на национализируемые вещи и иные обременения соответствующего имущества прекращаются.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: