ТЕМА 3. Мотивы трудовой деятельности.




Семинарские и практические занятия

По дисциплине «Психология труда»

Для студентов очного отделения по специальности

031300.10 - «Социальная педагогика»

с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»

Квалификация – педагог-психолог, социальный педагог

ТЕМА 1. Предмет, цели и задачи психологии труда. Основная проблематика психологии труда

План занятия.

1. Соотношение предмета психологии с предметом психологии труда.

2. Субъект труда, объект труда. Исследование и развитие субъекта труда.

3. Основные направления изучения человека в трудовой деятельности.

4. Место психологии труда в системе наук и ее основные методологические принципы.

5. Методы психологии труда.

6. История возникновения и развития психологии труда.

Основная литература

1. Карпов А.В. Психология менеджента: Учеб.пособие для студ.вузов/А.В.Карпов.-М.:Гардарики,2005.-582с.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения:Учеб.пособие для студ. вузов, обуч.по спец.:031000-Педагогика и психология,031300-Социал.педагогика, 033400-Педагогика/Е.А.Климов.-2-е изд.,исправ.-М.:Академия,2005.-302с.

Дополнительная литература

1. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.,1998. С. 11-37.

2. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю.Психология труда и человеческого достоинства. М., 2002. С. 6-15

3. Татенко В.А. Психология в субъектном измерении. Киев, 1996. С.24-31

 

1. Кустобаева Е. Самодиагностика профессионального развития. Тест для самопознания// Е. Кустобаева. //Сельская школа. 2005.-N 2. - С. 107 - 111.

2. Лазарева, Н. В. Диагностика синдрома эмоционального выгорания/Н. В. Лазарева. //Школьные технологии. 2009.-N 1. - С. 171-176.

 

ТЕМА 2. Человек как субъект т руда.

План занятия.

1. Субъект труда и его структура.

2. Психологические регуляторы трудовой деятельности.

3. Основные этапы развития субъекта труда.

4. Проблемы развития профессионального самосознания.

5. Кризисы профессионального становления.

6. Проблема профессиональных деструкций.

7. Трудовой пост в организации. Составляющие трудового поста.

Основная литература

1. Карпов А.В. Психология менеджента: Учеб.пособие для студ.вузов/А.В.Карпов.-М.:Гардарики,2005.-582с.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения:Учеб.пособие для студ. вузов, обуч.по спец.:031000-Педагогика и психология,031300-Социал.педагогика, 033400-Педагогика/Е.А.Климов.-2-е изд.,исправ.-М.:Академия,2005.-302с.

Дополнительная литература

1. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности.- М., 1987. С.31-47

2. Климов Е.А. Введение в психологию труда.-М., 1988. С. 43-56

3. Климов Е.А. психология профессионала.- М., 1996. С. 87-96

4. Маркова А.К. Психология профессионализма.- М.,1996. с. 57-69

5. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: учеб пособие.-М.,1997. 103-124.

6. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. –М., 2004.С. 108-153

1. Андреева Е. Н. Отношение к деньгам у старших школьников с различной профессиональной направленностью// Е. Н. Андреева. //Психология и школа. 2005.-N 3. - С. 89 - 101.

2. Барложецкая, Н. Работающая мама/Н. Барложецкая.-фот. //Домашний Очаг. 2009.-N 4. - С. 118-119.

3. Лизинский В. Профессионализм руководителя: организационно-психологические аспекты// В. Лизинский. //Сельская школа. 2005.-N 2. - С. 17 - 24.

4. Селенина Е. В. Социально-трудовая адаптация детей группы риска/Е. В. Селенина. //Вопросы психологии. 2006.-N 6. - С. 48 - 58.

5. Селенина Е. В. Социально-трудовая адаптация детей группы риска/Е. В. Селенина. //Вопросы психологии. 2006.-N 6. - С. 48 - 58.

6. Федоров А. А. Профессиональный психологический отбор: нововведение для российской высшей школы или забытое достижение? // А. А. Федоров. //Инновации в образовании. 2005.-N 3. - С. 82 - 99.

ТЕМА 3. Мотивы трудовой деятельности.

План занятия.

1. Понятие и структура мотивации трудовой деятельности.

2. Диспозиционные и когнитивные теории мотивации.

3. Теории потребностей и мотивации трудовой деятельности:

а) теория потребности в достижениях Мак-Клелланда;

б) теория иерархии потребностей А. Маслоу;

в) теория ERG К. Альдерфера.;

г) двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга;

д) теория общих ожиданий В. Врума;

е) теория справедливости Адамса;

ж) теория постановки целей Э.Лока.

4. Способы вознаграждения в менеджменте.

5. Проблемы удовлетворенности работой. Удовлетворенность и поведение в организации.

Основная литература

1. Карпов А.В. Психология менеджента: Учеб.пособие для студ.вузов/А.В.Карпов.-М.:Гардарики,2005.-582с.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения:Учеб.пособие для студ. вузов, обуч.по спец.:031000-Педагогика и психология,031300-Социал.педагогика, 033400-Педагогика/Е.А.Климов.-2-е изд.,исправ.-М.:Академия,2005.-302с.

Дополнительная литература

1. Психология управления персоналом. Учебное пособие – М.,2007. С. 22-39.

2. Розанова В.Л. Психология управления.-М., 2000. С. 77-117

3.Уткин Э.А. Мотивационный менеджмент.-М.,2000. 56-73.

4. Уткин Э.А. Управление компанией.- М., 2001. С.78-92

5. Шульц Д., Шульц С. Психология и работа.- Питер, 2003. С. 277-318

1. Алтухов В. В. <Профкарьера>: профориентация для студентов и выпускников вузов/В. В. Алтухов, Е. А. Орлова, А. Г. Серебряков. //Психология в вузе. 2006.-N 3. - С. 55 - 68.

2. Бабкин Н. И. Сервис как профиль социально-профессионального самоопределения школьников// Н. И. Бабкин. //Профильная школа. 2005.-N 5. - С. 49 - 51.

3. Бякова, Н. В. Производственная практика как средство становления регуляторного опыта будущего специалиста/Н. В. Бякова. //.-ISSN 1991-0711 //Психология в вузе. 2009.-N 1. - С. 23-29.

4. Крецан З. В. Организация практики студентов социально-психологического факультета как основа их будущей профессиональной успешности/З. В. Крецан. //Психология в вузе. 2007.-N 1. - С. 60 - 71.

5. Лапшов, В. А. Выбор жизненного пути: 24 вопроса о будущем/В. А. Лапшов, Ю. Э. Андронова. //ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2009.-N 5. - С. 37-39.

6. Миронова Т. Б. Актуальные проблемы профессионального самоопределения студентов-психологов// Т. Б. Миронова. //Психология в вузе. 2005.-N 3. - С. 31 - 42.

7. Пряжников Н. С. Основы организации и планирования профориентационной работы в школе// Н. С. Пряжников. //Психологическая наука и образование. 2004.-N 4. - С. 84 - 94.

8. Психологическое сопровождение личностного и профессионального самоопределения. //Сафин В.Ф. Психические отклонения в развитии детей и методы их психокоррекции. -Уфа, 2006.-С.131-140.

Тема 4. Динамика работоспособности.

План занятия.

1. Понятие работоспособности. Факторы, влияющие на работоспособность.

2. Оценка степени работоспособности. Состояние «оперативного покоя».

3. Основные стадии работоспособности по показателям результативности.

4. Понятия «мобилизация», «первичная реакция», «гиперкомпенсация», «компенсация», «субкомпенсация», «декомпенсация», «срыв деятельности».

5. Психологические аспекты социально- трудовой реабилитации больных и людей с ограниченными физическими возможностями.

Основная литература

1. Карпов А.В. Психология менеджента: Учеб.пособие для студ.вузов/А.В.Карпов.-М.:Гардарики,2005.-582с.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения:Учеб.пособие для студ. вузов, обуч.по спец.:031000-Педагогика и психология,031300-Социал.педагогика, 033400-Педагогика/Е.А.Климов.-2-е изд.,исправ.-М.:Академия,2005.-302с.

Дополнительная литература

1. Климов Е.А. Психология профессионала. -М., 1996. С.56-78.

2. Корнеева Л.Н. Профессиональная психология личности. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности./ под ред. Г.С. Никифорова.- СПб: 1991.С. 43-51.

3. Маркова А.К. Психология профессионализма.- М., 1996.С.54-69

4. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности.-М., 1986.С.34-36.

5. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: учебное пособие.- М., 1997.С.103-109.

6. Самосознание и защитные механизмы личности:Хрестоматия/ под ред Д.Я. Райгородского.- Самара, 2000.С.123-129.

7. Шульц Д., Шульц С. Психология и работа.-М., 2003.С.214-243.

 

1. Богатырева, О. О. Проблемы профессиональной самореализации: социально-психологический и культурно-исторический аспекты/Богатырева О. О. //Мир психологии. 2009.-N 1. - С. 251-259.

2. Богатырева, О. О. Проблемы профессиональной самореализации: социально психологический и культурно-исторический аспекты/Богатырева О. О. //Мир психологии. 2009.-N 1. - С. 251-259.

3. Вас уволили с работы? План действий.-фот. //Домашний Очаг. 2009.-N 4. - С. 146-149. Советы потерявшим работу.

4. Гиниатуллина, Е. И. Сформированность профессиональной идентичности и послевузовская профессиональная адаптация психологов/Е. И. Гиниатуллина. //.-ISSN 0205-9592 //Психологический журнал. 2009.-Т. 30, N 2. - С. 57- 66.

5. Емельянова М. Как избежать кризиса?: о ценност. отношении к профессии [педагога]// М. Емельянова. //Дошкольное воспитание. 2006.-N 6. - С. 97 - 100.

6. Коваленко, А. В. (начальник отдела психологической и социологической работы Министерства обороны Республики Казахстан). Развитие профессионализма субъектов психологической работы: анализ опыта экспериментальной работы/А. В. Коваленко.-ил.: 2 рис., 1 табл. //.-ISSN 1609-4646 //Инновации в образовании. 2009.-N 1. - С. 12-21.

7. Не забывайте о передышке!/подготовила Е. Ушакова. //.-ISSN 1562-1308 //Директор школы. 2009.-N 3. - С. 102-104.

8. Осницкий, А. К. Развитие саморегуляции на разных этапах профессионального становления/А. К. Осницкий, Н. В. Бякова, С. В. Истомина. //.-ISSN 0042-8841 //Вопросы психологии. 2009.-N 1. - С. 3-12.

9. Салихова, Н. Р. (канд. психол. наук). Реализуемость личностных ценностей в условиях жизненного кризиса/Н. Р. Салихова.-табл. //.-ISSN 0205-9592 //Психологический журнал. 2009.-Т. 30, N 1. - С. 44- 51.

10. Таперов, Ю. М. Индивидуальная динамика роста-расширения жизненной перспективы в пространстве-времени профессионального развития/Таперов Ю. М. //Мир психологии. 2009.-N 2. - С. 235-239.

11. Чернышев, Я. А. Моделирование профессиональной карьеры в концептуальных границах субъективности/Чернышев Я. А. //Мир психологии. 2009.-N 1. - С. 236-242.

12. Чернышев, Я. А. Моделирование профессиональной карьеры в концептуальных границах субъективности/Чернышев Я. А. //Мир психологии. 2009.-N 1. - С. 236-242.

 

ТЕМА 5. Функциональные состояния человека в труде.

План занятия.

1. Общие представления о функциональных состояниях работника.

2. Классификация функциональных состояний. Основные уровни ФС.

3. Методы психопрофилактики и коррекции неблагоприятных ФС в труде.

4. Проблема стресса и дистресса в труде. Причины возникновения стрессов (перегруженность или незагруженность работой; организационные перемены; ролевой конфликт)

5. Реакция на стресс: индивидуальные различия. Профилактика стрессов и способы борьбы с их последствиями: организационные меры, индивидуальные подходы.

Основная литература

1. Карпов А.В. Психология менеджента: Учеб.пособие для студ.вузов/А.В.Карпов.-М.:Гардарики,2005.-582с.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения:Учеб.пособие для студ. вузов, обуч.по спец.:031000-Педагогика и психология,031300-Социал.педагогика, 033400-Педагогика/Е.А.Климов.-2-е изд.,исправ.-М.:Академия,2005.-302с.

Дополнительная литература

1. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы: Хрестоматия.-М., 1995.С.112-116.

2. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации.- М., 1996. С.37-58.

3. Селье Г. Стресс без дистресса. – Рига, 1992. С.67-93

4. Шульц Д., Шульц С. Психология и работа.М., 2003. С.245-269.

1. Булгакова, О. С. Динамика психофизиологического напряжения сотрудников "скорой помощи" в течение дежурства/О. С. Булгакова, Е. И. Николаева. //.-ISSN 0042-8841 //Вопросы психологии. 2009.-N 1. - С. 133-140.

2. Видюк, Ю. Н. (адъюнкт Голицынского пограничного института). Оптимизация психических состояний курсантов с помощью аппаратно-программного комплекса биоуправления "БОС-Пульс"/Ю. Н. Видюк. //.-ISSN 1609-4646 //Инновации в образовании. 2009.-N 2. - С. 72-78.

3. Ермолаева, М. В. Удовлетворенность трудом как обобщенное переживание качества самореализации субъекта в пространстве его саморазвития/Ермолаева М. В., Охотенко Р. В. //Мир психологии. 2009.-N 2. - С. 249-256.

4. Ермолаева, М. В. Удовлетворенность трудом как обобщенное переживание качества самореализации субъекта в пространстве его саморазвития/Ермолаева М. В., Охотенко Р. В. //Мир психологии. 2009.-N 2. - С. 249-256.

5. Осницкий, А. К. Развитие саморегуляции на разных этапах профессионального становления/А. К. Осницкий, Н. В. Бякова, С. В. Истомина. //.-ISSN 0042-8841 //Вопросы психологии. 2009.-N 1. - С. 3-12.

6. Полунина, О. В. (аспирантка). Увлеченность работой и профессиональное выгорание: особенности взаимосвязей/О. В. Полунина.-табл., рис. //.-ISSN 0205-9592 //Психологический журнал. 2009.-Т. 30, N 1. - С. 73- 85.

7. Полунина, О. В. (аспирантка). Увлеченность работой и профессиональное выгорание: особенности взаимосвязей/О. В. Полунина.-табл., рис. //.-ISSN 0205-9592 //Психологический журнал. 2009.-Т. 30, N 1. - С. 73- 85.

8. Пономаренко, В. А. Здоровьесбережение как ответ на вызов времени/Пономаренко В. А. //Мир психологии. 2009.-N 2. - С. 182-194.

9. Сиваков, В. И. Взаимосвязь между внешним природным фактором и психоэмоциональным состоянием спортсменок в соревновательной деятельности/Сиваков В. И., Сивакова М. Ю. //Мир психологии. 2009.-N 2. - С. 194-199.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: