ЧАСТЬ ІІ: «Серебряный век» отечественной культуры




План: 1) Духовная атмосфера в России рубежа 19-20 вв.

2) Модерн и авангард в искусстве СВ.

 

Период 90-х гг. 19 века и два десятилетия 20 века вошли в историю отечественной культуры как эпоха «Серебряного века». Название было дано философом Н.Бердяевым. Как уже говорилось, СВ предлагал иной исторический путь развития России: «революцию Духа».

Художественная культура СВ полна загадок, противоречий и своеобразной художественной «многоукладности», которая, между тем, не заслоняла целостности этой эпохи. Еще творили мастера старой, классической, реалистической школы (А.Чехов, Л.Толстой), когда на горизонте уже появились представители нового художественного поколения со своими дерзновенными планами и поисками. Эпоха СВ породила особую атмосферу свободного творчества, открытого диалога, дискуссий.

СВ – время рубежа, время «канунов и ожиданий» (поэт А.Белый: «Мы – поколение рубежа…»). Российская культура СВ являла собой совершенно особый «экстракт переходности». На ее полюсах находились, например, радикалистские разработки революционных экспериментов партии большевиков и идеи русского духовного космизма и нравственного преобразования (учение В.Вернадского о ноосфере, философия «всеединства» во главе с Вл.Соловьевым и др.). Начало ХХ ст. осложнялось типично русской порывистостью и спорадичностью. То, что, в какой-либо европейской стране следовало в более или менее логическом порядке, в России перепутывалось, становилось одновременным и параллельным, смыкалось и размыкалось. Русское искусство жило, - по словам А.Блока, - «удесятеренной жизнью».

Преддверием СВ стала речь Ф.Достоевского на открытии памятника А.С.Пушкину на Тверском бульваре в Москве 1881 г. с ее знаменательной фразой «Красота спасет мир».

Парадокс культуры Серебряного века в утопическом сочетании призывов к нравственному преобразованию с изощренным «эстетизмом», далеким от непосредственных общественных забот, выдвигаемых временем, в фатальной оторванности от широких социальных течений своего времени.

Русский Ренессанс СВ отразил мироощущение людей, живших и творивших на грани веков. Как считал поэт-символист К.Бальмонт, - люди, которые мыслят и чувствуют на рубеже 2-х периодов, одного законченного, а другого – еще не родившегося, развенчивают все старое, если оно потеряло свою душу и стало безжизненной схемой. Но, предшествуя новому, они сами, выросшие на старом, нередко не в силах видеть еще это новое – вот почему в их настроениях рядом с самыми восторженными вспышками так много больной тоски.

Духовная атмосфера этого времени была предреволюционной, социальный барометр – неустойчив (кризис власти, «распутинщина», вызревание революционной ситуации). На первых порах интеллигенция отождествляла приближавшуюся революцию с «разрушительной и очистительной грозой». Был характерен катастрофизм сознания, апокалиптика общественных ожиданий. Сознание жило предельными категориями, максимализмом и космизмом задач (не случайно, это было время великих космических прозрений Жуковского, Циолковского, Федорова и др. ученых).

Культуре СВ стала особенно свойственно религиозно-романтическое мировосприятие. Н.Бердяев писал по этому поводу: «Человек оказался обессилен длительной критико-аналитической эпохой и затосковал в своем творчестве по органичности, по синтезу, по религиозному центру, по мистерии…» Атмосфера была пронизана интересом к сверхприродному, мистицизму. Стали модными религиозная теософия Е.Блаватской, спиритизм и оккультизм в различных кругах общества.

Культура СВ была отмечена мучительным самопознанием, исследованием своей «русскости», своей национальной самобытности. Таковы произведения А.Блока «Скифы», С.Городецкого «Русь», В.Иванова «Русский ум»:

«Своеначальный жадный ум –

Как пламень русский ум опасен:

Так он неудержим и ясен,

Так весел он и так угрюм…»

Духовную атмосферу этого периода определяют религиозно-философские взгляды т.н. «всеединцев» (В.Соловьева, Н.Бердяева, С.Булгакова, П.Флоренского). По их мнению, на смену прежней «эпохе анализа» должна прийти «эпоха синтеза» (т.е. «духовного всеединства» науки, философии, искусства, религии).

Главная роль в деле духовного обновления, миропреображения отводилась искусству. Художественная мысль СВ стремилась к синтезу выразительных возможностей множества видов искусств (живописно-музыкальные опыты Чюрлениса, цветомузыка Скрябина и др.)

Сама жизнь для художников СВ превращалась в театральные подмостки, творцу уже было недостаточно быть просто художником, он стремился быть человеком-артистом. СВ породил особый богемный театральный быт. Наиболее характерными примерами были театрализованные вечера, проводимые В.Ивановым, различные кружки и общества, литературные и художественные кабаре («Бродячая собака», «Привал комедиантов», «Летучая мышь»). Театрализация самой жизни не могла не сказаться на рождении новых театральных концепций (Н.Евреинов, В.Мейерхольд, А.Таиров, позже, в Украине – Л.Курбас).

Художественная культура СВ представлена двумя мощными волнами: модерном и авангардом.

Модерн открывал эпоху СВ в 90-е гг. и ознаменовался рождением нового для отечественной культуры стиля – символизма. Вместе с модерном возрождалось стремление к «спасительной красоте», «культу прекрасного». Символизм в нашем искусстве отличает особая музыкальность стиха, обилие смысловых подтекстов, намеков, едва уловимых, ускользающих образов, эстетика «неизречимости» мысли в слове.

Культ удержания красоты, исчезающей в прагматическом, деловом, сверхинформированном мире – определяющая черта стилевого поля модерна. Следы модерна мы находим везде: в архитектуре, живописи, книжной графике, рекламе, дизайне, одежде. С помощью своей неуемной фантазии они стремились все превратить в произведение искусства. Главные его черты: чувственность, декоративность, романтичность.

В работах модернистов воссоздается языческая архаика (живопись Н.Рериха, балет И.Стравинского «Весна священная», скифская тема у А.Блока). Сказочные фольклорные мотивы появляются в полотнах М.Врубеля («Царевна-Лебедь»). В искусстве впервые обыгрывается особая вещественность русского купеческого быта (картины Кустодиева: «Купчиха», «Красавица»).

Модерн насквозь театрален: тяготеет к игре, зрелищности. Не случайно по настоящему русский модерн расцвел именно на театральных подмостках (знаменитые «Русские сезоны» в Париже).

Авангард оформляется к 1910 г. В этом году состоялась выставка живописцев под названием «Бубновый валет» и вышла в свет книга В.Кандинского (создателя абстракционизма) «О духовном в искусстве». Авангард предлагал тотальное освобождение от любых прежних духовных опор. Его цель – полное обновление систем художественного видения. С этой целью предпринимаются попытки грандиозные творческие эксперименты с пространством, цветом, звуком. Таковы живописные полотна К.Малевича, М.Шагала, В.Кандинского, поэтические новации В.Хлебникова и Крученых. Обычно об авангарде говорят как о явлении элитарно-кастовом. Но именно благодаря «элитарному» авангарду искусство сделалось одной из самых массовых тем духовной жизни современности. Именно авангард своим приемом затрудненного восприятия обнажил мнимость легкости и понятности искусства в привычных сюжетных и изобразительных формах.

Творцы авангарда, безусловно, были романтиками, жившие несбыточной мечтой о рождении сверхискусства и мира, насыщенного только им. Только мечтатель может в начале ХХ века заняться конструированием крыльев для человека, как В.Татлин, или подобно К.Малевичу, создавать проекты городов-спутников, курсирующих по земной орбите.

Подвергая кощунственному отрицанию классические основы художественного творчества, авангард тем самым с неистовой мировоззренческой радикальностью ставит вопрос о самой сути искусства, о его роли и месте в культуре и общественном сознании. Обычно об авангарде говорят как о явлении элитарно-кастовом. Но именно благодаря «элитарному» авангарду искусство сделалось одной из самых массовых тем духовной жизни человечества. Именно авангард своим приемом затрудненного восприятия обнажил мнимость легкости и понятности искусства в привычных сюжетных и изобразительных формах.

Авангард немыслим вне особой корпоративной сплоченности и дерзкого социального шутовства и эпатажа. Об этом говорят и названия авангардистских групп, выставок, сборников: «Ослиный хвост», «Рыкающий Парнас», самопровозглашения: «Я - гений Игорь Северянин…», «Председатель Земного Шара» (В.Маяковский). Все это было коллективным ритуалом самовыделения из чуждой, косной среды.

Характерным явлением авангарда СВ стал кубофутуризм, супрематизм (картина: «Черный квадрат» К.Малевича), архитектурный конструктивизм В.Татлина, изобразительный «лучизм» живописца М.Ларионова. Сама система мышления художников авангарда была свободна от каких-либо канонов и правил, кроме своих собственных, столь же исчезающих, сколь и возникающих. В условиях господства «пролетарской культуры», воцарившейся после революции 1917 г., авангард, принципиально неподвластный социальным заказам, был обречен на умирание.

В украинском культурном пространстве СВ наиболее значительными фигурами художественного модерна и авангарда стали художник-график Г.Нарбут, художник-импрессионист А.Мурашко (картина: «Селянська родина», «Похорон кошевого»), А.Новаковский («Автопортрет», «Коляда»), архитектор, живописец, график В.Кричевский («На Дніпрі», «»Сорочинський ярмарок»), основатель украинского книжного искусства. Среди литераторов – поэт-экзистенциалист Богдан Лепкий, поэт-футурист М.Семенко, писатель В.Стефаник (лирические сборники: Синя книжечка», «Дорога», Моє слово»), композитор К.Стеценко (кантата «Єднаймося»).

С закатом культуры СВ разрушилась особая творческая, диалогическая атмосфера, в которой генерировались идеи нового искусства, позволявшего видеть мир иными глазами. С уходом Серебряного века исчезли целые пласты русской культуры. Изменился ее пространственный контекст, расслоившись на русско-зарубежную и русско-советскую сферы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: