Понятие финансового права, финансово-кредитная система РБ




Тема 4: Финансовое право РБ

 

Понятие финансового права, финансово-кредитная система РБ.

Бюджетное устройство и бюджетная система РБ. Понятие и назначение бюджета.

Гос. доходы и их источники. Налоговый кодекс РБ, налоги и обязательные неналоговые платежи, сборы, пошлины.

Государственные займы.

 

Понятие финансового права, финансово-кредитная система РБ

Финансовое право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности государства по поводу образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов для эффективного функционирования государства и выполнения поставленных перед ним задач.

Финансы как экономическая категория – совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов для эффективного функционирования государства и выполнения поставленных перед ним задач.

Финансовая деятельность государства – деятельность гос. органов по образованию, распределению и использованию централизованных денежных фондов.

Финансовая система РБ включает:

· бюджетную систему (республиканские и местные бюджеты);

· гос. целевые внебюджетные фонды;

· финансы предприятий различных форм собственности;

· страхование;

· гос. кредит.

 

2. Бюджетное устройство и бюджетная система РБ. Понятие и назначение бюджета

Бюджетное право – подотрасль финансового права, совокупность правовых норм, устанавливающих структуру бюджетной системы, перечень доходов и расходов бюджета, порядок их распределения между бюджетами, и регламентирующих бюджетный процесс.

Бюджет – основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций гос. органов, экономического и социального развития РБ или соответствующих административно-территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков городского типа, сельсоветов).

Выделяют: вышестоящие и нижестоящие бюджеты.

Бюджетное устройство – организация бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетное устройство РБ основывается на принципах:

– единства бюджетной системы;

– полноты, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РБ.

В бюджетную систему РБ, как самостоятельные части, включаются республиканский и местные бюджеты.

Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общереспубликанское значение.

К местных бюджетам относят: областные, районные, городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельсоветы.

Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и др. мероприятий, проводимых на соответствующей территории.

Консолидированный бюджет – совокупность бюджетов РБ и (или) ее соответствующих административно-территориальных единиц.

Доходы бюджета каждой административно-территориальной единицы формируются за счет налогов, определяемых законодательством РБ, других обязательных платежей, а также других поступлений в соответствии с законодательством РБ.

Расходы бюджетов определяются программами социально-экономического развития РБ и соответствующей административно-территориальной единицы и осуществляются по направлению и в размерах, установленных законодательством РБ и решением местных советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

Бюджетная классификация РБ является систематизированной группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов гос. целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций, основанной на их экономической характеристике и обеспечивающей республиканскую и международную сопоставимость показателей бюджета.

Сбалансированность бюджетов всех административно-территориальных единиц является необходимым условием бюджетно-финансовой политики.

Превышение расходов над доходами – дефицит бюджета.

Предельные размеры дефицита устанавливаются Законом «О бюджете РБ» на очередной финансовый год.

При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат защищенные статьи бюджета – установленные законодательством статьи текущих расходов экономической классификации расходов, финансируемые в первоочередном порядке и не подлежащие секвестру или блокированию.

Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного размера дефицита бюджета или снижение поступлений по доходам бюджета более чем на 10 % от запланированного уровня, то применяется секвестр расходов по незащищенным статьям бюджета или блокирование по отдельным статьям его расходов.

Секвестр – пропорциональное сокращение расходов по незащищенным статьям бюджета.

Блокирование – временная приостановка финансирования по отдельным незащищенным статьям расходов бюджета.

Финансирование дефицита бюджета осуществляется за счет гос. долговых обязательств и местных займов, кредитов НБ РБ и др. источников.

Профицит бюджета – превышение доходов над расходами.

Решение об использовании профицита бюджета принимается Президентом РБ или по его поручению Правительством РБ, местными исполнительными и распорядительными органами в порядке, установленном законодательством РБ.

В целях сбалансированности бюджета необходимо бюджетное регулирование.

Бюджетное регулирование – перераспределение бюджетных ресурсов между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях достижения их сбалансированности.

В процессе бюджетного регулирования используются два метода:

ü метод процентных отчислений;

ü метод оказания прямой финансовой поддержки, который выражается в форме дотаций, субвенций, субсидий, бюджетных займов и бюджетных ссуд.

Дотация – денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета на невозвратной основе в случае, когда закрепленных доходов недостаточно для сбалансированности нижестоящего бюджета либо денежные средства, выделяемые юр. лицам для полного или частичного покрытия убытков при недостаточности собственных средств.

Субвенция – денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета нижестоящему на конкретные цели.

Субсидия – денежные средства, предоставляемые вышестоящим бюджетом нижестоящему для выравнивания уровня социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единице либо юр. и (или) физ. лицам в виде помощи или пособия.

Бюджетный займ – денежные средства, выданные временно из республиканского или местных бюджетов для использования по целевому назначению с получением с заемщика процентов на сумму займа.

Бюджетная ссуда – денежные средства, выданные временно и безвозмездно из республиканского или местных бюджетов для использования по целевому назначению.

Сверх предусмотренных расходов в республиканском и местных бюджетах образуется оборотная кассовая наличность за счет остатков средств по соответствующим бюджетам на начало планируемого финансового бюджетного года и доходы бюджета текущего года.

Оборотная кассовая наличность используется в течение года на покрытие временных кассовых разрывов и должна быть восстановлена к концу этого года в размере, установленном при утверждении бюджета.

Бюджетный процесс – регламентируемая конституцией РБ, актами Президента РБ, другими нормативными правовыми актами деятельность гос. органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.

Республиканский бюджет утверждается законом РБ, местные бюджеты – местными советами депутатов.

Финансовый бюджетный год на территории РБ устанавливается с 1 января по 31 декабря календарного года.

Стадии бюджетного процесса:

Ø составление;

Ø рассмотрение;

Ø утверждение;

Ø исполнение.

Составление проекта бюджета находится в исключительной компетенции правительства РБ и соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов.

Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляет Министерство финансов с местными финансовыми органами.

Составление бюджета осуществляется на основании прогноза социально-экономического развития республики, основных направлений бюджетно-финансовой политики; параметры прогнозов разрабатываются в Министерстве экономики РБ, Минфине РБ и НБ РБ до 1 августа года, предшествующего планируемому финансовому году.

Рассмотренные и одобренные Правительством РБ проекты республиканского и консолидированного бюджета РБ на очередной финансовый бюджетный год представляются на рассмотрение Президенту РБ.

Президент до 1 октября года, предшествующего очередному финансовому бюджетному году, вносит в Парламент РБ проект Закона «О бюджете РБ» на очередной финансовый бюджетный год.

Далее проект Закона «О бюджете» рассматривается Парламентом РБ.

Закон «О бюджете» на очередной финансовый год должен быть принят в установленном порядке до 1 января очередного финансового бюджетного года.

Утверждение местных бюджетов производится после утверждения соответствующих вышестоящих бюджетов.

Правительство РБ, местные исполнительные и распорядительные органы обеспечивают исполнение соответствующих бюджетов.

Исполнение республиканского и местных бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетной росписью республиканского и местных бюджетов, утвержденных в порядке, установленном законодательством РБ.

Бюджетная роспись является основным документом, в соответствии с которым осуществляется исполнение бюджетов по расходам и доходам.

Бюджетная роспись представляет собой поквартальное распределение доходов и расходов бюджета, источников покрытия дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией.

Оперативный контроль за своевременным поступлением доходов и расходованием средств по целевому назначению возлагается на Минфин РБ, МНС, Гос. таможенный комитет РБ и др. органы.

Правительство РБ разрабатывает и представляет Президенту РБ для внесения в Парламент РБ отчет об исполнении республиканского бюджета, который представляется на рассмотрение Парламента РБ не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового бюджетного года.

Отчет об исполнении республиканского и местных бюджетов публикуется в печати.

 

3. Гос. доходы и их источники. Налоговый кодекс РБ, налоги и обязательные неналоговые платежи, сборы, пошлины

В соответствии с пунктом 1 ст. 6 налогового кодекса (НК) РБ налог – обязательный платеж, взимаемый с организаций и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский или местные бюджеты.

Сбор (пошлина) – обязательный платеж в республиканский или местные бюджеты, взимаемые с организаций и физ. лиц в виде одного из условий совершения в отношении их гос. органами, в том числе местными советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений, либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу РБ.

Виды налогов:

· по способу взимания:

– прямые;

– косвенные;

· по субъекту уплаты:

– налоги, уплачиваемые только физ. лицами;

– налоги, уплачиваемые только юр. лицами;

– смешанные;

· по охвату территории:

– республиканские;

– местные.

Налог установлен в случае, если определены плательщики и следующие элементы налогообложения:

ü объект налогообложения;

ü налоговая база – стоимостная физическая или иная характеристика объекта налогообложения;

ü налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, если иное не установлено налоговым кодексом;

ü налоговый период – календарный год или иной период времени, определяемый применительно к каждому конкретному налогу, сбору, пошлине по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма этого налога, сбора, пошлины;

ü порядок исчисления;

ü порядок и сроки уплаты.

Плательщики налогов – организации и физ. лица, на которых в соответствии с налоговым, таможенным кодексом и актами Президента РБ возложена обязанность уплачивать налоги, сборы, пошлины.

Объекты налогообложения – обстоятельства, с наличием которых у плательщика акты законодательства связывают возникновение налогового обязательства.

Каждый налог, сбор и пошлина имеет самостоятельный объект налогообложения.

Плательщик самостоятельно исчисляет сумму налога в соответствии с документом, устанавливающим данный налог.

Сроки уплаты налога устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору, пошлине.

Уплата налогов, сборов и пошлин производится разовой уплатой всей суммы, либо в ином порядке, установленном законодательством.

Уплата налогов, сборов и пошлин осуществляется как в наличном, так и в безналичном порядке в белорусских рублях, если иное не установлено законодательством.

Плательщик имеет право:

Ø получать от налоговых органов по месту постановки на учет бесплатную информацию о действующих налогах, сборах и пошлинах, актах налогового законодательства, а также о правах и обязанностях плательщика налоговых органов и их должностных лиц;

Ø получать от налоговых органов письменное разъяснение по вопросам применения актов налогового законодательства;

Ø представлять свои интересы в налоговых органах самостоятельно или через своего представителя.

 

4. Государственные займы

Гос. займы являются основной формой гос. кредита.

Виды гос. займов:

· по способу обращения:

– рыночные;

– не рыночные;

· по сроку заимствования:

– краткосрочные;

– среднесрочные;

– долгосрочные;

· по месту размещения:

– внешние;

– внутренние;

· в зависимости от обеспеченности долговых обязательств:

– закладные;

– беззакладные;

· по форме выплаты дохода:

– процентные;

– дисконтные;

– выигрышные;

– индикационные (в зависимости от обязанностей заемщика твердо соблюдать сроки погашения займов, установленные при его выпуске);

· по возможности досрочного погашения:

– с возможностью досрочного погашения;

– без нее;

· по признаку держателей ценных бумаг:

– займы, реализованные только среди физ. лиц;

– займы, реализованные только среди юр. лиц;

– универсальные;

· по субъектам эмитентов гос. займов:

– займы, выпускаемые правительством;

– займы, выпускаемые местными органами управления;

– займы, выпускаемые другими эмитентами;

· по направлениям использования заемных средств:

– целевые;

– нецелевые.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: