Частное учреждение образования
«БИП- Институт правоведения»
УТВЕРЖДАЮ
Первый проректор БИП
________ Н.Н. Белькевич
«_______»___________200__г.
Регистрационный № УД-____/р.
РИТОРИКА
Учебная программа для специальностей:
1-24 01 01 «Международное право»
1-24 01 02 «Правоведение»
Факультет юридический
Кафедра философии и политологии
Курсы 2
Семестр 3
Лекции 20 часа
Семинарские занятия 14 Зачет
Всего аудиторных часов
по дисциплине 34
Всего часов Форма получения
по дисциплине 54 высшего образования - дневная
Составили: доценты А.В. Шмыга и И.Б.Федотова
Учебная программа составлена на основе учебной программы по курсу «Юридическая этика». Утверждена Ректором Частного учреждения образования «БИП - институт правоведения» __________________________________. Регистрационный № ______________________________
Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры философии и политологии. Протокол № 10 от 28 мая 2009 года.
Заведующая кафедрой С.А. Радько
Одобрена и рекомендована к утверждению научно-методическим советом Частного учреждения образования «БИП - Институт правоведения». Протокол № 5 от 28 мая 2009 года.
Председатель Н.Н. Белькевич
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель преподавания дисциплины.
Риторика – наука о способах убеждения, преимущественно языковым способом воздействия на, аудиторию, с учетом особенностей данной аудитории, в целях достижения желаемого эффекта. Овладение данным предметом на практическом и теоретическом уровнях необходимо всем у кого объектом трудовой деятельности в последующем является человек. Знание правил и способов коммуникативного убеждения не только формирует общую культуру, но и культуру мышления, способствует развитию природных возможностей мыслящего человека для четкого и аргументированного изложения своих мыслей.
Юридическая практика опирается на строгое соблюдение закона, при этом юрист должен достаточно убедительно, просто и доступно излагать правовую информацию клиентам, коллегам…
Задачи изучения дисциплины.
- сформировать исторический подход к осмыслению и оценке текста;
- сформировать технико-речевую культуру;
- способствовать развитию умений по самостоятельной и творческой подготовке выступлений;
- целенаправленно, системно формировать умения и навыки искусного владения словом в речи.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
знать:
основные теоретические положения риторики; основные принципы построения речи; правила построения речей; способы убеждения аудитории; способы восстановления внимания и удержания внимания аудитории, основы истории риторики;
уметь:
составлять и произносить речи; убеждать других в истинности своих утверждений; достичь коммуникативного контакта с аудиторией;
иметь представление о:
способах воздействия на аудиторию; великих риторах; выдающихся судебных ораторах.
Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины.
№ пп | Название дисциплины | Раздел, тема |
1. | Философия | Античная философия. Проблемы истины. Смысл и значение, объяснение и понимание. |
2. | Логика | Логические основы теории аргументацию. Законы логики. |
3. | Этика | Прикладная этика. Проблемы общения. |
4. | Юридическая этика | Профессиональная этика юриста. Судебная этика. Адвокатская этика. |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Для студентов дневной формы обучения по специальности «Правоведение» и «Международное право»
ПЕРЕЧЕНЬ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
№ пп | Название темы | Содержание | Объем в часах |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Риторика как наука | Определения риторики. Основные направления в истории риторики. Способы убеждения. Способы воздействия на аудиторию. Восстановление внимания аудитории. Внешний вид оратора. | 4 |
2. | Роды и жанры красноречия | Подходы к классификации родов и жанров красноречия (античный и классический). Судебное красноречие (защитительная и обвинительная речь - сравнительный анализ). Виды монологических речей. Виды диалогических речей. | 4 |
3. | Теория риторики (правила инвенции, диспозиции, элокуции) | Правило инвенции (правило и состав, требования, предъявляемые к фактическому материалу). Правило диспозиции (структура, классический и современный подход, виды и структура доказательств). Правило элокуции (стили и фигуры речи, тропы). | 4 |
4. | Риторика и коммуникация | Типы поведения и виды характеров в коммуникации. Процесс слушания. Суть, фазы и способы обращения с конфликтом. | 2 |
Итого: |
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ,
ИХ СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ В ЧАСАХ
Пример:
№ пп | Название темы | Содержание | Объем в часах |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Невербальная коммуникация | Значение жестов. Значение телодвижений. Мимика. Использование языка жестов. | 2 |
2. | Вербальная коммуникация | Принципы взаимоотношений Д. Карнеги. Коммуникативные отношения по Э. Шострому. Н. Козлов и его теория межличностной коммуникации. | 4 |
3. | Составление и анализ монологических речей | Подготовка монологических речей. Анализ текста. Произнесение и разбор выступлений | 2 |
4. | Характеристика и анализ судебных и политических речей. | Обвинительные речи. Защитительные речи. Политические выступления | 2 |
Итого: |
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ПО КОНТРОЛИРУЕМОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ИХ НАИМЕНОВАНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЁМ В ЧАСАХ
№ п/п | Название темы | Содержание | Объем в часах |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | История риторики | Написание и защита реферата на тему: «Почему … (оратор на выбор – Демосфен, Сократ, Аристотель, Цицерон, И. Златоуст, В.И. Ульянов-Ленин, Троцкий, Бухарин, Гитлер, Геббельс, Кони, Плевако…) считается выдающимся оратором?». | 3 |
Итого: |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Для студентов дневной формы обучения на базе средне-специального образования по специальности «Правоведение»
ПЕРЕЧЕНЬ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
№ пп | Название темы | Содержание | Объем в часах |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Риторика как наука | Определения риторики. Основные направления в истории риторики. Способы убеждения. Способы воздействия на аудиторию. Восстановление внимания аудитории. Внешний вид оратора. | 4 |
2. | Роды и жанры красноречия | Подходы к классификации родов и жанров красноречия (античный и классический). Судебное красноречие (защитительная и обвинительная речь - сравнительный анализ). Виды монологических речей. Виды диалогических речей. | 2 |
3. | Теория риторики (правила инвенции, диспозиции, элокуции) | Правило инвенции (правило и состав, требования, предъявляемые к фактическому материалу). Правило диспозиции (структура, классический и современный подход, виды и структура доказательств). Правило элокуции (стили и фигуры речи, тропы). | 4 |
4. | Риторика и коммуникация | Типы поведения и виды характеров в коммуникации. Процесс слушания. Суть, фазы и способы обращения с конфликтом. | 2 |
Итого: |