Разработка и принятие Конституции РФ 1993 г.




· Образование Конституционной комиссии

1-ый Съезд народных депутатов РСФСР 16 июня 1990 г. образовал Конституционную комиссию, которая состояла только из народных депутатов РСФСР.

Председатель Комиссии – Председатель ВС РСФСР – Б.Н. Ельцин, заместитель – Р.И. Хасбулатов, ответственный секретарь – О.Г. Румянцев, который взял всю практическую работу по подготовке проекта. Группа экспертов ученых-юристов – занялась созданием текста.

Верховный Совет постановлением от 22 января 1992 г. утвердил Положение о Конституционной комиссии, где она была указана как постоянно действующий орган.

Основные задачи комиссии:

Ø Подготовка проекта новой Конституции и проведение Конституционной реформы в России

 

· Проект Конституционной комиссии

Ø Был подготовлен осенью 1990 г., (вариант проекта был принят КК с перевесом в 5 голосов, это доказывает, что среди политических групп шло серьезное противостояние);

Ø В дальнейшем, обстановка стабилизировалась и в марте 1992 г. проект был одобрен КК почти единогласно;

Ø 18 апреля 1992 г. 6-ой Съезд народных депутатов одобрил общую концепцию конституционных реформ, положенных в основу проекта, а также основные положения проекта.

Основные положения проекта (его последнего варианта, май-июль 1993):

§ Преамбула ( фиксировалось, что Конституцию принимает многонациональный народ РФ);

Раздел I «Основы конституционного строя»:

§ В ст. 1 «Государственный суверенитет» Россия признавалась суверенным, правовым, демократическим, федеративным, социальным, светским государством с республиканской формой правления.

§ Носителем суверенитета и единственным источником государственной власти признавался многонациональный народ;

§ Права и свободы человека объявлялись в проекте высшей ценностью;

§ Проект отдельно содержал статью «Верховенство право», в которой говорится о прямом действии Конституции, о необходимости публикации правовых актов, международное право провозглашаются частью Российского права;

§ В ст. 6 проекта фиксировался принцип разделения властей, которой подразумевал выделение 3 ветвей власти и 3 уровней осуществления полномочий: федеральный, субъекты РФ и местное самоуправление.

§ Экономические основы системы: указано, что в РФ обеспечивается свобода экономической деятельности, предпринимательства и труда, разнообразие и равноправие форм собственности, добросовестная конкуренция и общественная польза, единство экономического пространства. Также указывалось, что государство регулирует хозяйственную жизнь в интересах человека и общества.

§ Признавалось политическое и идеологическое многообразие, многопартийность, свободное участие граждан в политической жизни.

Раздел II – посвящен основным правам, свободам и обязанностям человека и гражданина

§ глава «Гражданство»: российское, право республик устанавливать двойное гражданство, также говорилось об обеспечении прав и свобод для лиц, не являющихся гражданами РФ, а также о праве убежища.

§ Глава «Гарантии и защита прав и свобод» - перечень прав граждан для защиты своих законных прав и интересов; также говорилось о Парламентском уполномоченном РФ по правам человека;

§ !!! Несомненное достоинство проекта- III раздел – «Гражданское общество».

§ Вопрос о внутреннем устройстве – достаточно спорный; Первоначально – говорилось о республиках и федеральных территориях, затем – республиках и землях, наконец – республики, а остальные субъекты (края, области, города федерального значения, автономная область) именовались как государственно-территориальные образования в составе РФ.

Статус субъектов не являлся равным. Устанавливалось, что остальные субъекты пользуются теми же правами и несут те же обязанности государственной власти, что и республики за исключением изъятий, установленных Конституцией РФ.

· Пятый раздел – «Система государственной власти. Основы местного самоуправления».

Ø Единственным представительным и законодательным органом РФ является Верховный Совет.

Названия палат постоянно менялись: Совет народных представителей и Федеральный совет – Федеральный Совет и ГДФедеральное Собрание и ГДСовет Федерации и ГД.

Первоначально – компетенция Верховного совета устанавливалась как единая, затем – палаты ВС названы как равноправные, т.е. законодательный процесс был разделен на 2 части.

Ø Глава «Президент РФ. Федеральная исполнительная власть».

П резидент – глава государства и высшее должностное лицо.

Сохранялся пост вице-президента.

Ø Глава о судебной власти ( большая роль КС – высший орган судебной власти по защите конституционного строя РФ).

Также проект содержит основы организации власти в субъектах РФ, основы местного самоуправления.

· Альтернативные проекты

Ø Проект рабочей группы под рук. С.М. Шахрая (1992):

Особенности проекта:

· Авторы проекта – работники государственно-правового управления Президента РФ, поэтому вероятно проект подготовлен с ведома Президента. Этот проект как «пробный камень» в проверке реакции общества на закрепление позиций сильной власти Президента, что стало одной из главных задач проекта.

· Нет раздела о гражданском обществе, проект больше обращен к государству и власти, меньше – к обществу.

· Законодательную власть осуществляет парламент РФ, состоящий из Федерального Собрания и Народного Собрания.

· !!! Президент – исполнительная власть в РФ. Более сильная власть президента, чем по проекту КК.

· Проект не предусматривал создание федерального Правительства.

· В качестве высших федеральных судов – Конституционный и Верховный Суд.

Ø Проект Российского движения демократических реформ (1992):

Особенности проекта:

Подготовлен по решению Политсовета Движения демократических реформ, в руководстве которого активную роль играли мэр Москвы Г.Х. Попов и мэр Петербурга А.А. Собчак.

 

· Предусмотрен высший публичный пост по охране и защите основных прав человека – Народный защитник.

· Президент РФ – глава государства, высшее должностное лицо;

· Высший представительный орган, осуществляющий законодательные и контрольные функции – парламент – Федеральное Законодательное Собрание: состоит из ГД и Сената.

· Предусматривает создание Правительства. Совет министров образует Государственный Совет – консультативный юридический административный орган. Все постановления и распоряжения Совета министров, распоряжения Председателя Правительства и приказы федеральных министров приходят в Госсовет, который дает свое заключение, после которого они уже подписываются соответствующими лицами и приобретают юридическую силу.

· Несколько своеобразных решений в области правосудия: Создание Магистратуры – учреждение, независимое от других ветвей власти; в которой избираются судьи, должностные лица юстиции, профессора правоведения и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: