Династия братьев ЗАПАШНЫХ.




Мстислав и др.

Народный артист СССР, лауреат Государственной премии РФ, генеральный директор Российской государственной цирковой компании. Мстислав, род.16 мая 1938г. Ленинград. Отец – Запашный Михаил Сергеевич (1900 г. род). Мать – Запашная Лидия Карловна (1905 г. род.). Супруга Запашная Ирина Николаевна 1953г., дочь Элен1965г, сын Мстислав 1967г. Внуки: Валерия. Ярослав. Лада. Настя. Мстислав. Мирославна.
Мстислав Запашный «родился в опилках» – так обычно говорят о потомственных цирковых артистах, тех, чьи первые впечатления связаны с запахом конюшни, светом прожекторов, бравурной музыкой, аплодисментами, изнурительными многочасовыми репетициями. Запашный – настоящее дитя арены. Свою цирковую родословную он возводит к 1882 году. Такую дату называет цирковая энциклопедия, повествуя о клоуне и музыкальном эксцентрике Карле Томсоне, выступавшем под псевдонимом Мильтон. Именно этот человек стал родоначальником знаменитой династии.
Мать Мстислава Запашного – Лидия Карловна, дочь клоуна Мильтона, будучи 15-летней девочкой, лихо скакала на лошади, крутила сальто, жонглировала, играла на фортепиано. А отец, Михаил Сергеевич, был на манеже новичком. До выхода на арену он работал портовым грузчиком в Ейске и славился огромной силой. Судьба подготовила ему сказочные перемены. Однажды, это было после Гражданской войны, его заметил легендарный Иван Поддубный и пригласил попробовать себя в качестве борца.

В те времена, когда чемпионаты французской борьбы проводились в цирке, украинская фамилия Запашный не годилась для афиши, и на арену Михаил вышел под именем Орленок.
Однако Михаила не устраивала простая демонстрация физической силы, и молодой борец стал овладевать другими цирковыми жанрами. Вместе с другом Георгием Мельченко он создал номер силовых акробатов в традиционном в ту пору стиле гладиаторов. В афишах они именовались «Братья Мильтонс». Партнеры выступали еще и с веселым номером «Акробаты-неудачники», и с опасным – «Акробаты-снайперы». Михаил был «нижним» – своего рода живым пьедесталом: удерживал партнера в стойке «голова к голове» или стоял вниз головой, держа Георгия на ногах. А тот, целясь с помощью зеркальца, стрелял по мишени из «мелкашки». Стрелял и «нижний», в то время как «верхний» выполнял на его голове стойку на одной руке. А со всех сторон манеж окружала публика, и от точности выстрела, от хладнокровия и слаженности действий акробатов зависели не просто успех номера, но и безопасность зрителей.
Вот в такой семье посчастливилось родиться Мстиславу Запашному. Пятеро братьев и сестра унаследовали и феноменальную работоспособность, и несомненный талант родителей. Но сам Михаил Сергеевич решительно не хотел, чтобы его дети посвятили себя манежу. Он стремился дать каждому из них хорошее образование и достойную профессию. Чтобы постоянно не возить семью с собой, он приобрел маленький домик и поселил семью в Ленинграде. Именно здесь Мстислава застала война. Отец и старший брат Сергей ушли на фронт. Мать находилась на гастролях, и вернуться в осажденный город не смогла. Вальтер, Игорь, Мстислав и Аня остались с бабушкой Анной МАК-Ной в блокадном Ленинграде. Потом была «Дорога жизни» и эвакуация. После блокадного Ленинграда семья оказалась в Поволжье, Кострома, короткое время Приволжск и Плесе. В тот период встретились и с матерью... Лидия Карловна с партнером выступала в номере «Меткие стрелки». Жили в большой нужде. Ночами, после представлений, мать разгружала баржи и вагоны. Об отцовском запрете близко подходить к цирку пришлось забыть.
Позднее в саратовском бомбоубежище Вальтер и маленький Слава начали репетировать собственный цирковой номер. Впервые они вышли на арену в одной программе с матерью. Вальтеру тогда шел 17-й год, Мстиславу – 7-й. В 1946 году братьев официально зачислили в артисты, но в 1947 году, когда семья гастролировала на Дальнем Востоке, номер младших Запашных решено было расформировать. Вальтер возмутился и убедил мать поехать в Москву. Братьям разрешили выступить в Московском цирке, куда пришла грозная комиссия из главка. «Юные акробаты!» – объявил инспектор манежа. И мальчишки выбежали на арену. Вальтер не сомневался, что зрители поддержат номер, ведь у него на руках Слава выполнял сальто, пируэты – сложнейшую трюковую комбинацию из семи элементов. Казалось: старший брат жонглирует младшим. И публика не подвела – устроила настоящую овацию. Их вызывали раз 10–12, и каждый раз Славу на манеж выносил сам Карандаш. Это была настоящая победа: мальчикам не только разрешили выступать, им установили зарплату по высшей категории. Мстислав Запашный до сих пор с удовольствием вспоминает свой первый триумф.
В 1949 году Вальтера призвали в армию, а 11-летний Мстислав последовал за братом, получив статус сына полка. Началась работа в ансамбле песни и пляски Одесского военного округа. Здесь Запашные научились танцевать и полюбили искусство балета. И по сей день Мстислав Запашный, признанный мастер манежа и цирковой режиссер, создатель крупных произведений циркового искусства, большое внимание уделяет пластической стороне постановок, создавая образ спектакля и цирковыми, и хореографическими средствами.
В последующие годы, когда в номере с Вальтером Славу заменил младший брат Игорь, Мстислав пробовал себя в различных жанрах: акробатике, воздушной гимнастике, клоунаде, дрессировке лошадей и крупных экзотических животных и хищников.
В 1954 году все четверо братьев Запашных создали номер «Акробаты-вольтижеры». Это была виртуозная работа. Младшие – Мстислав и Игорь – высоко подлетали на руках у старших братьев, безукоризненно выполняли уникальные трюки, которые никто не повторил до сих пор. Рекордам Запашных горячо рукоплескали зрители, а на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве братья получили четыре золотые медали.
Тем временем Мстислава одолевали новые замыслы. В 20 лет он уже знал наверняка: все, что он сделает в цирке, будет настоящим открытием. Менялись жанры, приходили и уходили партнеры, но одно оставалось неизменным – все начинания Мстислава Запашного отличались масштабностью размаха, грандиозностью. Так и произошло: почти все созданные им номера пользовались популярностью у зрителей и вошли в золотой фонд отечественного и мирового циркового искусства.
В 1964 году Мстислав Запашный, подняв акробатов-вольтижеров на спины лошадей, подготовил номер «Акробаты-вольтижеры на лошадях», что стало, по сути, открытием нового жанра в мировой практике цирка. Во время гастролей во Франции и Японии номер был удостоен высших мировых призов.
В 1977 году им был создан единственный в мире спектакль, в котором извечные враги – слоны и тигры – оказались соединенными в одной клетке. Дрессировка крупных хищников сама по себе сложна и опасна, но она многократно усложняется при вводе слонов в клетку с тиграми. Аттракцион «Слоны и тигры» стал не просто ярким и захватывающим зрелищем, а художественным произведением с точно и строго выстроенной композицией, остросовременной идеей – идеей дружбы, заботы человека об окружающем его мире. Спектакль стал одним из наиболее крупных достижений российского и мирового циркового искусства. Аттракцион «Слоны и тигры» удостоен Государственной премии РФ в области литературы и искусства.
В 1991 году М.М. Запашный создал героико-исторический цирковой спектакль-пантомиму «Спартак», который по художественному воплощению, составу действующих лиц, количеству животных и новых технических средств не имеет аналога в истории цирка.
Мстислав Запашный является также режиссером, постановщиком и исполнителем главных ролей в воздушно-феерическом аттракционе «К звездам» (1970); в аттракционах: «Союз–Аполлон» (1974), «Шар смелости», «Воздушный полет», «Канатоходцы»; в тематических цирковых спектаклях: «На арене – москвичи» (Саратовский цирк, 1965), «Русская зима» (Московский цирк на проспекте Вернадского, 1967–1968), «В космический век» (Ленинградский цирк, 1970), «Весне навстречу» (Московский цирк на Цветном бульваре, 1971), «Мы – артисты цирковые» (к 100-летию Пензенского цирка, 1976), «Ярмарка чудес» (к 100-летию Нижегородского цирка, 1983), «С чего начинается Родина» (к 70-летию Октябрьской революции, Минский государственный цирк, 1987), «Наш русский цирк» (Сочи, 1997); в пантомимах: «Песнь докеров», «Маленький Пьер», «Отважные», а также в детских спектаклях: «Приключение Иванушки», «Ну, погоди», «Доктор Айболит», «Новые приключения Синдбада», «Новогодний карнавал», «Новогодний бал в цирке», «Капитан, капитан, улыбнитесь», «Приключения Мишутки».
С 1992 по 2003 год М.М. Запашный являлся художественным руководителем и директором Сочинского государственного цирка. К 25-летию Сочинского цирка в 1996 году Запашный поставил две крупномасштабные программы: «Я люблю тебя, Россия» и цирковое супершоу «Звезды мирового цирка», которые на протяжении двух сезонов шли с колоссальным успехом в Сочи и крупнейших городах России. Эти два произведения циркового искусства стали основой для создания гала-представления – прощального артистического тура по Европе и Юго-Восточной Азии (Италия, Тайвань, Гонг Конг, Сингапур, Австралия). Прощальные гастроли прошли в Краснодаре, Ростове, Воронеже, Саратове, Казани, Москве, Петербурге, Сочи. Накопив немалый опыт в руководстве шоу-бизнесом, зная изнутри цирковое и эстрадное искусство, желая сохранить и преумножить лучшие традиции отечественного цирка,
М.М. Запашный успешно осуществил ряд новых крупных программ. Это разработка проекта создания в Сочи театра морских животных, мобильная трансформация двухтысячного зрительного зала и превращение его в мюзик-холл или театр-варьете, постоянное функционирование в ночное время дансинга, казино и ресторанов в здании цирка.
В 1994–1996 годах М.М. Запашный был вице-президентом «Росгосцирка», с 1991 года является вице-президентом Всемирной ассоциации цирковых профессиональных школ и постоянным членом Комиссии при Президенте Российской Федерации по Государственным премиям в области литературы и искусства.
С 2003 года М.М. Запашный – генеральный директор Государственного унитарного предприятия (ГУП) «Российская государственная цирковая компания» («Росгосцирк»).
Продолжается активная творческая деятельность М.М. Запашного. Силами артистов российского цирка совместно с А.Калмыковым он подготовил уникальный цирковой спектакль «Лунное шоу» для выступлений в КНР. Гастроли прошли с ошеломительным успехом.
М.М. Запашным совместно с Ириной Запашной создан новый уникальный, грандиозный цирковой спектакль «Планета обезьян» и тигриное шоу «В развалинах старого замка».
М.М. Запашный возглавлял жюри и организацию Первого Всемирного конкурса циркового искусства в 1996 году в Москве на Красной площади. В 2005 году под председательством М.М. Запашного на Поклонной горе в Москве был проведен Второй Всемирный фестиваль циркового искусства, который стал заметным событием в культурной жизни столицы. Годом ранее (2004) в Саратове состоялся международный фестиваль-конкурс «Принцесса цирка».
М.М. Запашный – президент Национальной премии «Циркъ»; постоянный член жюри на всемирных конкурсах в Монте-Карло, Париже, а также в Китае, Польше, Венгрии, Италии и других странах. Он – народный артист СССР, народный артист РФ, лауреат Государственной премии РФ, лауреат и шестикратный обладатель золотых наград международных конкурсов артистов цирка. Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Петра Великого I степени, «Возрождение России». Имя М.М. Запашного внесено в Книгу меценатов России. Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II он награжден орденом «За служение искусству». Губернатором Кемеровской области А. Тулеевым награжден медалью «За служение Кузбассу». Награжден также почетным знаком губернатора Саратовской области «За милосердие и благотворительность» и почетным знаком Общественного совета «Признательность Санкт-Петербурга», который ему вручила губернатор Санкт-Петербурга В.Матвиенко. За многолетний добросовестный труд, большой вклад в развитие циркового искусства, активную общественность деятельность отмечен Почетной грамотой Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Пишу об этой знаменитой фамилии, поскольку часто слышал рассказы из уст своего тестя Басова Алексей Александровича. С одним Запашным (возможно Вальтер) дружил отец Галины. С/у, HUSS.AN.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: