ОСОБЕННОСТИ СИТУАЦИИ КОНСУЛЬТАНТА




РОДИТЕЛЬ И РЕБЕНОК НА ПЕРВОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ

Консультант в зависимости от ситуации работает то с семьями, то индивидуально, то консультирует родителей, то занимается с детьми. Однако в подавляющем большинстве случаев прием организован так, что предварительного звена консультирования, когда другой специалист сначала помогает обратившимся выбрать тот или иной вид психологической по­мощи, к сожалению, нет. Консультанту приходится самому на первом приеме улавливать тенденции запроса и возможного контракта на вид психологической помощи.

В практике консультирования к специалисту, занимаю­щемуся детско - родительскими отношениями и консультиру­ющему детей и подростков, на первый прием приходят пары: родитель и ребенок (чаще всего, конечно, мама и ребенок). При этом консультант соприкасается лишь с фрагментом се­мейной системы (за исключением случаев неполных семей, когда двое — это и вся семья). Такую ситуацию можно рас­сматривать с позиций семейной терапии. Если задействована система, консультант должен пригласить всех членов семьи. Правда, приход всей семьи не на первый, а на второй прием может спровоцировать целый ряд напряжений в системе, с чем отчасти связаны особенности контракта на семейную терапию.

Противоположный подход мог бы заключаться в предпо­ложении, что на первую сессию приходят два потенциальных индивидуальных клиента: взрослый и ребенок. Тогда консуль­тант выясняет, у кого есть запрос, и продолжает работать с тем из пришедших, у кого он есть. Сложность здесь заключается в том, что ребенок может «не иметь» запроса, а родители не всегда готовы продолжать работать с психологом сами, даже если удается переформулировать запрос в терминах их психологических трудностей.

Казалось бы, ну и что? Дети (особенно дошкольники) могут ходить на индивидуальную игровую терапию «без запроса». Но, оказывается, именно присутствие во время «жалоб» родителей мешает ребенку потом устанавливать до­верительные отношения с консультантом, удлиняет процесс налаживания контакта, влияет на его представления о сути и возможностях терапии. К тому же родители не будут водить ребенка к терапевту столько времени, сколько необходимо, пока не убедятся, что они сами поняты правильно и оплачи­ваемые ими занятия имеют смысл.

Все это обусловливает некоторые особенности работы консультанта.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ПРИЕМА

На один-два стула (кресла) больше, чем количество пришедших: выбор, рассаживание и дистанция могут быть диагностическими. Даже если этот кабинет не используется потом как комната для игровой терапии, необходимо наличие места и материалов хотя бы для рисования (в идеале — для лепки и игры).

Хорошо бы, чтобы игровая комната была отдельной или игровое пространство могло бы отделяться (занавеской, расстановкой и т. п.) в случае, если потом предполагается использовать это же помещение для игровой терапии с ре­бенком. Если невозможно разделить пространство, то важно обозначать разницей в интерьере разный контекст комнаты. Например, когда комната используется как игровая, в отличие от смешанного приема,— делается некоторая, желательно константная, перестановка мебели (например, убираются лишние стулья), вводятся какие-то специфические детали (расположение игрушек, материалов и т. п.).

ОСОБЕННОСТИ СИТУАЦИИ КОНСУЛЬТАНТА

Консультанту приходится решать, с кем и какую работу он мог бы проводить в дальнейшем, чтобы сформулировать предложения и/или направить к другим специалистам. Конеч­но, это будет зависеть от того, что он услышит, но все-таки принимать решение ему придется тоже. Это отличается от ситуации, когда он точно знает, что в это время он здесь — игровой терапевт, т. е. ребенок пришел на первый прием «к своему» специалисту, когда консультант соответствующим образом организует пространство взаимодействия с ним, в котором контакт консультанта с родителями имеет «вспомо­гательное» значение.

Другая особенность — повышенные требования к скоро­сти реакций (присутствие ребенка в контексте задевающих его стереотипов реагирования родителя) и гибкости (во­влеченность/дистанция, нейтральность/поддержка и т. п.). Примером мог бы послужить такой случай:

Мама первоклассника, жалующаяся на невниматель­ность и неусидчивость в школе, после десяти ми­нут своего диалога с консультантом (ребенку): Не вертись, сядь ровно, слушай! (Ребенку, глядя на консультанта): Я же говорю о важных вещах! (Кон­сультанту.) Вы видите?!

Консультант мог бы, например, обратиться к ребен­ку: Мне кажется, мама действительно беспокоится, чтобы от нашей встречи был толк (объясняет мамино состояние в положительном контексте, поддерживает мать). В этом кабинете ты можешь сам решить, по­сидеть тебе здесь, или пойти порисовать (полепить, поиграть и т. п.) вон там, пока мы разговариваем с мамой (предоставляет выбор в определенных гра­ницах, косвенно отражает, что ребенку, возможно, скучно во время разговоров взрослых). Все, что про­исходит здесь, может помочь понять вашу ситуацию (обращаясь к маме и поддерживая ребенка в праве на собственное пространство).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: