ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ




ПРИМЕНЕНИЕ

БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ

ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Куртова К. Г.

ПРОБЛЕМЫИ ПЕРСПЕКТИВЫИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫДЛЯ АТТЕСТАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

В настоящее время во многих вузах страны активно внедряется балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов. Это во многом связано с тем, что существовавшая ранее система контроля знаний постепенно вступила в противоречие с современными требованиями к подготовке квалифицированных специалистов. Стало очевидным, что классическая форма экзамена зачастую нерезультативна, т.к. объем информации с каждым годом увеличивается, преподавателям проверить студента на знание всего пройденного курса за один экзаменационный ответ невозможно, происходит усреднение студентов, занимающихся регулярно и тех, кто готовится от случая к случаю, только в период сессии. Кроме того, внедрения балльно-рейтинговой системы требует реализация Болонского соглашения, что делает этот процесс неизбежным.

Основные положения балльно-рейтинговой системы изложены в методических рекомендациях Министерства образования и науки РФ. Она обеспечивает:

  • упорядочение, прозрачность и расширение возможностей применения различных видов и форм текущего и промежуточного контроля качества процесса и результатов обучения;
  • формализацию процесса оценивания;
  • реализацию индивидуального подхода в образовательном процессе;
  • формирование у студентов мотивации к систематической работе - аудиторной и самостоятельной;
  • стимулирование студентов к освоению образовательных программ на базе объективности и дифференциации оценки результатов их учебной работы;
  • рейтингование студентов по степени формирования компетенций, включающих как учебные результаты, так и личностные качества;
  • объективную базу для отбора студентов для продолжение обучения (магистратура, аспирантура), прохождения семестрового обучения за рубежом и трудоустройства выпускников;
  • корректировку преподавателями учебного процесса и оказания воспитательного воздействия на студента.

Балльно-рейтинговая система пока не применяется на всех специальностях университета. Однако опыт ее использования в последние годы все же позволил выявить ее достоинства и недостатки.

В качестве достоинств данной системы можно указать:

  • обеспечение комплексной оценки учебной работы студентов;
  • повышение уровня дисциплинированности и активности студентов, улучшение посещаемости;
  • упрощение процесса аттестации студентов;
  • повышение объективности оценки работы студентов преподавателями;
  • более эффективный и ранний отбор студентов для последующей научно-исследовательской и преподавательской работы.

Недостатками балльно-рейтинговой системы являются:

  • значительное увеличение объема работы преподавателей по проверке контрольных и самостоятельных работ без дополнительных часов нагрузки;
  • невозможность полностью аттестовать студентов по результатам работы в семестре, что снижает мотивацию студентов;
  • отсутствие механизмов работы со студентами старших курсов, на высоком уровне владеющими предметом, но не набравшими минимальное количество баллов для допуска к экзамену (зачету) в силу большого количества пропусков по причине занятости на работе;
  • неотработанность процедуры работы с неуспевающими студентами.

В качестве форм текущего контроля преподавателями используются: тестирование (письменное или компьютерное), контрольные работы, проверка выполнения индивидуальных домашних заданий, рефератов, проверка выполнения разделов курсовых проектов (работ), дискуссии, контроль выполнения и проверка отчетности по лабораторным работам, работа с электронными учебно-методическими комплексами дисциплин, разработанными в рамках реализации Инновационной образовательной программы.

Очевидно, что для полного внедрения балльно-рейтинговой системы в рамках даже одного университета необходимо:

  • разработать общеуниверситетскую методику применения балльно-рейтинговой системы и электронную систему мониторинга и контроля, позволяющую не только накапливать информацию по каждому студенту, но и делать ее общедоступной для всех заинтересованных лиц;
  • изменить методику расчета учебной нагрузки преподавателей, предусмотрев дополнительные часы на проверку контрольных работ, тестов, индивидуальных заданий, рефератов, проведение консультаций;
  • включить в рабочие учебные программы типовые контрольные задания, темы рефератов, тесты по отдельным блокам дисциплин для проведения тестирования в течение семестра;
  • улучшить информационно-методическое обеспечение современной литературой (в том числе электронной) и периодическими изданиями по дисциплинам рабочего учебного плана;
  • предусмотреть в методическом обеспечении элементы тестирования и вопросы самостоятельной подготовки студентов;
  • создать систему координаторов внедрения балльно-рейтинговой системы из числа представителей кафедр;
  • разработать систему дополнительного поощрения наиболее инициативных студентов.

Все это позволит эффективно использовать балльно-рейтинговую систему и с ее помощью повысить уровень инновационности и эффективности работы как вуза в целом, так и его отдельных структурных подразделений, за счет улучшения качества подготовки студентов и оценки их знаний.


 

БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КАК МЕТОД ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

Многие традиционные методы предоставления и оценки знаний, овладения специальными навыками, формирования профессионального сознания не адекватны современным требованиям к качеству образования в настоящее время. В современных условиях формирования системы управления качеством образования в вузе становится необходимым использование в образовательном процессе инновационных образовательных технологий, активизирующих самостоятельную работу студентов, их учебную мотивацию. Сегодня балльно-рейтинговая система является важной составной частью новых образовательных технологий.

Система балльно-рейтинговой оценки позволяет эффективно оценивать не только знания, умения и навыки, приобретенные в течение всего срока обучения, но и все виды самостоятельной деятельности студентов в процессе подготовки по будущей специальности,
степень их сложности и качество выполнения; дает возможность объективно и всесторонне оценить практическую деятельность студента в течение всего периода обучения и является одним из главных стимулов получения знаний и практического опыта.

Цель балльно-рейтинговой системы оценки качества знаний и стимулирования самостоятельной подготовки студентов - активизация всех видов самостоятельной деятельности, создание мотивов для внеучебной деятельности, обеспечение возможности реализации потребностей в получении знаний, достаточных для включения в бизнес-деятельность после окончания вуза.

При внедрении рейтинговой системы в образовательный процесс университета предполагается получить следующие результаты: усиление мотивации студентов к освоению образовательных программ; активизацию самостоятельной работы студентов и повышение доли самостоятельной работы студентов; повышение объективности оценивания знаний; проявление самостоятельности и инициативы кафедр и отдельных преподавателей в выборе путей и условий развития навыков внеаудиторной самостоятельной работы, стимулирования профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.

Однако следует подчеркнуть, что существует разделение балльно-рейтинговой системы на несколько видов.

I. Рейтинговая система с использованием традиционной методики оценивания
Эта наиболее простая модель балльно-рейтинговой системы. Она основывается на экспертном оценивании преподавателем успеваемости студентов. Эту модель можно считать базисной моделью рейтинговой системы, так как именно ее используют почти все вузы, внедрившие у себя рейтинговую систему.

Основные особенности данной системы заключаются в том, что оценивание осуществляется преподавателем; методика и критерии оценивания разрабатываются самими преподавателями или кафедрой; форма проведения процедуры оценивания на контрольных точках (контрольная работа, устный ответ, лабораторная работа и т.д.) выбирается преподавателем или кафедрой; шкала баллов по отдельным модулям, блокам, разделам каждой учебной дисциплины разрабатывается соответствующей кафедрой и сообщается студентам в начале каждого семестра.

В графике учебного процесса административно выделены контрольные точки для проведения текущего контроля или сбора информации об успеваемости. Все кафедры в «контрольные» недели передают в деканат сведения по рейтинговым оценкам студентов и заполняют соответствующую форму единой ведомости для текущего контроля и промежуточной аттестации, используемую в течение всего семестра (в жестком варианте балльно-рейтинговой системы на контрольных точках проводится текущий контроль и представляется информация об итогах контрольных работ). Данная рейтинговая система должна реализовываться с применением автоматизированной компьютерной подсистемы, которая собирает и обрабатывает информацию.

Простота является основным достоинством данной модели, недостатки данной системы состоят в следующем:

· в субъективном характере выбора методик контроля и выставления оценок;

· в появлении у деканата и преподавателей дополнительных функций по выставле-
нию, сбору, обработке и хранению накопленных оценок успеваемости каждого студента, которые в основном выполняются вручную, (компьютеры используются в основном только на последних этапах: сведения результатов и хранения информации);

· в относительно высокой трудоемкости одновременного проведения контрольных мероприятий и сбора данных в единую базу данных.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: