ЛЕКЦИЯ (тема 6.2)
Конституционно-правовой статус президента в РФ
Метод проведения: проблемно-тематическое изложение материала.
Цель занятия: сформировать у обучаемых теоретико- и конституционно-правовое представление о месте и роли главы государства в системе органов власти Российской Федерации. Познакомить слушателей с конституционно-правовыми основами правового регулирования статуса Президента России.
Учебные вопросы:
1. Конституционно-правовой статус Президента России.
2. Компетенция Президента России.
3. Порядок избрания Президента России.
Основная литература
1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. /
М.В. Баглай. М., 2007.
2. Закон РСФСР «О Президенте РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 17.
3. Конституция Российской Федерации 1993. Гл. 4.
4. Указ Президента РФ «Положение о полномочном представителе Президента РФ в регионе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 28.
5. Федеральный закон РФ «О выборах Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 1.
Дополнительная литература
1. Колбая С.Г. Отставка президента / С.Г. Колбая // Конституционное и муниципальное право. 2004. № 5.
2. Муравьев А.А. К вопросу о статусе полномочного представителя Президента РФ в федеральных округах / А.А. Муравьев // Журнал российского права.2003.№ 8
3. Положение об Отделе Администрации Президента РФ по взаимодействию с депутатами Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания» // СЗ РФ. 1994. № 5.
4. Тарасов А.М. Президентский контроль / А.М. Тарасов // Законодательство. 2003. № 4.
5. Указ Президента РФ «О военной доктрине РФ» // СЗ РФ. 2000. № 17.
6. Указ Президента РФ «О мерах по совершенствованию структуры Администрации Президента Российской Федерации» // Российская газета. 1996. 27 июля.
7. Указ Президента РФ «О мерах по совершенствованию структуры Администрации Президента РФ» // СЗ РФ. 1998. № 7.
8. Указ Президента РФ «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации» // САПП РФ. 1993. № 41.
9. Указ Президента РФ «Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 7.
10. Указ Президента РФ «Основные положения военной доктрины Российской Федерации» // Красная звезда. 1993. 19 ноября.
11. Федеральный закон РФ «Гарантии Президента РФ, прекратившему исполнение своих полномочий и членам его семьи» // СЗ РФ. 2001. № 7.
Конституционно-правовой статус Президента России.
Не имея возможности детально «вторгаться» в «дебри» сложного и эволюционного о своему характеру и особенностям института Президента РФ, мы выделим вначале только наиболее важные, определяющие моменты и черты, характеризующие в соответствии с Конституцией РФ и другими федеральными законами своеобразие института Президента РФ, а затем более подробно коснемся отдельных сторон, граней его правового положения, порядка выборов, правовой природы, функций и полномочий; взаимоотношений с другими важнейшими федеральными органами - с Федеральным Собранием, Правительством РФ, Конституционным Судом, остановимся и на других вопросах.
Итак, что наиболее главное, доминирующее обращает на себя внимание, когда речь идет о конституционно-правовой характеристике Президента Российской Федерации.
Во-первых, это то, что Президент РФ — новый, ранее не применявшийся в России государственный орган, институт.
В этом случае имеются основания ссылаться не только на мировой опыт, уже накопленный международным сообществом, о чем выше частично уж говорилось, но и непосредственно на положения Преамбулы Конституции РФ 1993 г., а также другие важные нормативные правовые документы и акты.
Во-вторых, Конституция РФ уже в ст. 11 провозглашает и закрепляет Президента Российской Федерации как субъекта государственной власти в Российской Федерации.
Причем Конституция РФ в ст. 10 исходит из принципиальной доктрины: государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
В-третьих, Конституция РФ содержит специальную четвертую главу, посвященную конституционно-правовому статусу Президента РФ.
В этой главе особо выделяются следующие положения и нормы:
1. Президент РФ является главой государства.
2. Президент РФ является гарантом Конституции Российской федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
В-четвертых, в ст. 83 Конституции РФ в целостном виде характеризуются (устанавливаются) функции и полномочия Президента Российской Федерации.
0б этих и других функциях и полномочиях Президента РФ в различных сферах и отраслях (областях) общественной жизни, управления - подробнее - несколько ниже.
В-пятых, в ст. 85 Конституции РФ установлено:
Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае не достижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
В-шестых, в статье 86 Конституции РФ предусмотрено:
Президент Российской Федерации:
а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;
в) подписывает ратификационные грамоты;
г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей».
В-седьмых, в военной области (ст. 87 Конституции РФ) Президент Российской федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.
В-восьмых, Конституции РФ Президент РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренном федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
Статья 89 Конституции РФ предусматривает:
а) Президент решает вопросы президентства Российской Федерации и предоставления политического убежища;
б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;
в) осуществляет помилование.
В-девятых, Президент РФ издает указы и распоряжения. Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
Они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.
Неприкосновенность Президента РФ. Это одна из самых главных гарантий независимости и особого правового положения Президента РФ как главы государства. Поэтому она выделена в отдельную, самостоятельную ст. 91 Конституции РФ.
Справедливо мнение, что обладание Президентом РФ неприкосновенностью означает, что до отрешения Президента от должности против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить его в суд в качестве свидетеля и т.д. Полагают, что со временем, вероятно, будет признан и его иммунитет против гражданских исков.
Отмечается в связи с характеристикой неприкосновенности Президента также следующее: в статус Президента РФ входит право на штандарт (флаг), оригинал которого находится в его служебном кабинете, а дубликат поднимается над резиденцией Президента, как в столице, так и над другими резиденциями Президента во время его пребывания в них.(Указом Президента РФ от 5 августа 1996 г. в качестве символов президентской власти были установлены также Знак Президента РФ и специально изготовленный единственный экземпляр официального текста Конституции РФ.). Установлен также порядок применения указанных символов при вступлении в должность вновь избранного Президента РФ.
Следует отметить и такой существенный момент. В отличие от предыдущей Конституции, КонституцияРФ 1993 г. не предусматривает пост вице-президента, который в некоторых странах существует.
В Российской Федерации упразднение поста вице-президента в 1992 г. явилось следствием сложной политической борьбы.
Отрешение от должности Президента РФ. Отрешение от должности Президента РФ — это конституционный институт, принцип.
Отрешение от должности Президента имеет особый политический, правовой смысл и значение.
В Конституции РФ выделена отдельная и самостоятельная ст. 93, состоящая из трех частей, посвященная этому важному институту.
Президент РФ может быть отрешен от должности, т.е. уволен с этой должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
Решение Государственной Думы и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.
Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.