Конституционно-правовой статус Президента России.




ЛЕКЦИЯ (тема 6.2)

Конституционно-правовой статус президента в РФ

 

Метод проведения: проблемно-тематическое изложение материала.

Цель занятия: сформировать у обучаемых теоретико- и конституционно-правовое представление о месте и роли главы государства в системе органов власти Российской Федерации. Познакомить слушателей с конституционно-правовыми основами правового регулирования статуса Президента России.

 

Учебные вопросы:

1. Конституционно-правовой статус Президента России.

2. Компетенция Президента России.

3. Порядок избрания Президента России.

 

Основная литература

1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. /
М.В. Баглай. М., 2007.

2. Закон РСФСР «О Президенте РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 17.

3. Конституция Российской Федерации 1993. Гл. 4.

4. Указ Президента РФ «Положение о полномочном представителе Президента РФ в регионе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 28.

5. Федеральный закон РФ «О выборах Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 1.

Дополнительная литература

1. Колбая С.Г. Отставка президента / С.Г. Колбая // Конституционное и муниципальное право. 2004. № 5.

2. Муравьев А.А. К вопросу о статусе полномочного представителя Президента РФ в федеральных округах / А.А. Муравьев // Журнал российского права.2003.№ 8

3. Положение об Отделе Администрации Президента РФ по взаимодействию с депутатами Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания» // СЗ РФ. 1994. № 5.

4. Тарасов А.М. Президентский контроль / А.М. Тарасов // Законодательство. 2003. № 4.

5. Указ Президента РФ «О военной доктрине РФ» // СЗ РФ. 2000. № 17.

6. Указ Президента РФ «О мерах по совершенствованию структуры Администрации Президента Российской Федерации» // Российская газета. 1996. 27 июля.

7. Указ Президента РФ «О мерах по совершенствованию структуры Администрации Президента РФ» // СЗ РФ. 1998. № 7.

8. Указ Президента РФ «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации» // САПП РФ. 1993. № 41.

9. Указ Президента РФ «Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 7.

10. Указ Президента РФ «Основные положения военной доктрины Российской Федерации» // Красная звезда. 1993. 19 ноября.

11. Федеральный закон РФ «Гарантии Президента РФ, прекратившему исполнение своих полномочий и членам его семьи» // СЗ РФ. 2001. № 7.

 

Конституционно-правовой статус Президента России.

Не имея возможности детально «вторгаться» в «дебри» сложного и эво­люционного о своему характеру и особенностям института Президента РФ, мы выделим вначале только наиболее важные, определяющие моменты и черты, характеризующие в соответствии с Конституцией РФ и другими фе­деральными законами своеобразие института Президента РФ, а затем более подробно коснемся отдельных сторон, граней его правового положения, порядка выборов, правовой природы, функций и полномочий; взаимоотно­шений с другими важнейшими федеральными органами - с Федеральным Собранием, Правительством РФ, Конституционным Судом, остановимся и на других вопросах.

Итак, что наиболее главное, доминирующее обращает на себя внимание, когда речь идет о конституционно-правовой характеристике Президента Рос­сийской Федерации.

Во-первых, это то, что Президент РФ — новый, ранее не применявшийся в России государственный орган, институт.

В этом случае имеются основания ссылаться не только на мировой опыт, уже накопленный международным сообществом, о чем выше частично уж говорилось, но и непосредственно на положения Преамбулы Конституции РФ 1993 г., а также другие важные нормативные правовые документы и акты.

Во-вторых, Конституция РФ уже в ст. 11 провозглашает и закрепляет Прези­дента Российской Федерации как субъекта государственной власти в Российс­кой Федерации.

Причем Конституция РФ в ст. 10 исходит из принципиальной доктрины: госу­дарственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разде­ления на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодатель­ной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

В-третьих, Конституция РФ содержит специальную четвертую главу, по­священную конституционно-правовому статусу Президента РФ.

В этой главе особо выделяются следующие положения и нормы:

1. Президент РФ является главой государства.

2. Президент РФ является гарантом Конституции Российской федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Россий­ской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Россий­ской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечи­вает согласованное функционирование и взаимодействие органов государствен­ной власти.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Рос­сийской Федерации и федеральными законами определяет основные направ­ления внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Рос­сийскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

В-четвертых, в ст. 83 Конституции РФ в целостном виде характеризуются (устанавливаются) функции и полномочия Президента Российской Федера­ции.

0б этих и других функциях и полномочиях Президента РФ в различных сфе­рах и отраслях (областях) общественной жизни, управления - подробнее - несколько ниже.

В-пятых, в ст. 85 Конституции РФ установлено:

Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъек­тов Российской Федерации, а также между органами государственной влас­ти субъектов Российской Федерации. В случае не достижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответству­ющего суда.

Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

В-шестых, в статье 86 Конституции РФ предусмотрено:

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дип­ломатических представителей».

В-седьмых, в военной области (ст. 87 Конституции РФ) Президент Россий­ской федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Си­лами Российской Федерации.

В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Рос­сийской федерации или в отдельных ее местностях военное положение с не­замедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

В-восьмых, Конституции РФ Президент РФ при обстоятельствах и в поряд­ке, предусмотренном федеральным конституционным законом, вводит на тер­ритории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Го­сударственной Думе.

Статья 89 Конституции РФ предусматривает:

а) Президент решает вопросы президентства Российской Федерации и пре­доставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами Российской Федерации, при­сваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

в) осуществляет помилование.

В-девятых, Президент РФ издает указы и распоряжения. Указы и распоря­жения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Рос­сийской Федерации.

Они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Неприкосновенность Президента РФ. Это одна из самых главных гарантий независимости и особого правового положения Президента РФ как главы госу­дарства. Поэтому она выделена в отдельную, самостоятельную ст. 91 Конститу­ции РФ.

Справедливо мнение, что обладание Президентом РФ неприкосновеннос­тью означает, что до отрешения Президента от должности против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить его в суд в качестве свиде­теля и т.д. Полагают, что со временем, вероятно, будет признан и его иммуни­тет против гражданских исков.

Отмечается в связи с характеристикой неприкосновенности Президента также следующее: в статус Президента РФ входит право на штандарт (флаг), ориги­нал которого находится в его служебном кабинете, а дубликат поднимается над резиденцией Президента, как в столице, так и над другими резиденциями Президента во время его пребывания в них.(Указом Президента РФ от 5 августа 1996 г. в качестве символов президентс­кой власти были установлены также Знак Президента РФ и специально изго­товленный единственный экземпляр официального текста Конституции РФ.). Установлен также порядок применения указанных символов при вступлении в должность вновь избранного Президента РФ.

Следует отметить и такой существенный момент. В отличие от предыдущей Конституции, КонституцияРФ 1993 г. не предусматривает пост вице-прези­дента, который в некоторых странах существует.

В Российской Федерации упразднение поста вице-президента в 1992 г. яви­лось следствием сложной политической борьбы.

Отрешение от должности Президента РФ. Отрешение от должности Прези­дента РФ — это конституционный институт, принцип.

Отрешение от должности Президента имеет особый политический, право­вой смысл и значение.

В Конституции РФ выделена отдельная и самостоятельная ст. 93, состоящая из трех частей, посвященная этому важному институту.

Президент РФ может быть отрешен от должности, т.е. уволен с этой должно­сти Советом Федерации только на основании выдвинутого Государ­ственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда о на­личии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвиже­ния обвинения.

Решение Государственной Думы и решение Совета Федерации об отреше­нии Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок реше­ние Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента счи­тается отклоненным.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: