Вначале — о конституционных основах выборов Президента РФ. Этим вопросам посвящен ряд статей Конституции РФ. Ст. 81 устанавливает:
I. Президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.
4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г..
В ст. 82 Конституции РФ предусмотрено, что при вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу.
Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Советов Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.
Рассмотрим более подробно Федеральный закон от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации».
В указанном законе установлены основные принципы выборов Президента Российской Федерации.
Общие положения регулируются ст. ст. 1—11 Федерального закона. Приведем важнейшие нормы и положения из них.
Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Участие гражданина Российской Федерации в выборах Президента Российской Федерации является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.
Законодательство о выборах Президента Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации», иные федеральные законы.
Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать Президента Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, имеет право участвовать в выдвижении кандидатов на должность Президента Российской Федерации, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов Президента Российской Федерации, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, установленном Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации», иными федеральными законами.
Президентом Российской федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, обладает равными с иными гражданами Российской Федерации правами на выборах.
Не имеет права избирать Президента Российской Федерации и быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.
Выборы Президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия.
В случае, если Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не назначит выборы Президента Российской Федерации в соответствии с вышеизложенным порядком, выборы проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации во второе или в третье воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о проведении выборов публикуется не позднее чем через 7 дней со дня истечения срока официального опубликования решения о назначении выборов.
В случае прекращения Президентом Российской Федерации исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента Российской Федерации. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают 3 месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом Российской Федерации. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия.
В случае, если Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не назначит досрочные выборы Президента Российской Федерации в соответствии с указанным порядком, выборы Президента Российской Федерации проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в первое или во второе воскресенье по истечении 3 месяцев со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом Российской Федерации. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о проведении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного срока официального опубликования решения о назначении досрочных выборов.
Кандидаты на должность Президента Российской Федерации (далее кандидаты) могут быть выдвинуты избирателями, избирательными объединениями, избирательными блоками.
Не может быть выдвинут кандидатом гражданин Российской Федерации, не имеющий права быть избранным Президентом Российской Федерации.
Подготовка и проведение выборов Президента Российской Федерации, обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан и контроль за соблюдением указанных прав возлагаются на избирательные комиссии в пределах их компетенции, установленной Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации», иными федеральными законами.
При подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации избирательные комиссии в пределах своей компетенции, установленной федеральными законами, независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Вмешательство указанных органов в деятельность избирательных комиссий не допускается.
Решения и акты избирательных комиссий, принятые ими в пределах своей компетенции, установленной федеральными законами, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность Президента Российской Федерации (далее зарегистрированные кандидаты), избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей.
Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации, политическим общественным объединениям свободу проведения предвыборной агитации в соответствии с Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации», иными федеральными законами.
Граждане Российской Федерации, политические общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, то есть осуществлять деятельность, побуждающую или имеющую целью побудить избирателей к участию в выборах Президента Российской Федерации, а также к голосованию за или против любого зарегистрированного кандидата.
Зарегистрированным кандидатам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации.
Расходы на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации производятся за счет средств федерального бюджета.
Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании.
Подготовка и проведение выборов Президента Российской Федерации осуществляются, открыто и гласно.
Все нормативные акты избирательных комиссий, органов государственной власти и органов местного самоуправления, связанные с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации, публикуются либо доводятся до всеобщего сведения иным путем.
Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица, международные организации и международные общественные движения не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению, регистрации кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов.
Избирательные комиссии. Подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации осуществляют:
1) Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
М.В. Баглай относит Центральную избирательную комиссию РФ к числу федеральных органов государственной власти с особым статусом[3].
Такое мнение не бесспорно, хотя имеет определенные основания.
К числу таких органов он относит Прокуратуру РФ, Центральный банк РФ, Счетную палату РФ, Центральную избирательную комиссию и некоторые другие органы.
Обосновывая, в частности, свою позицию в отношении Центральной избирательной комиссии, ее характера и природы, М.В. Баглай в качестве аргументов приводит: что этот орган осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также по проведению референдумов РФ.
Центральная избирательная комиссия состоит из 15 членов, назначаемых Государственной Думой, Советом Федерации и Президентом РФ (по 5 членов каждым из этих органов).
Издаваемые комиссией инструкции и разъяснения обязательны для всех избирательных комиссий в Российской Федерации, а по существу носят нормативный характер, регулируют практически все сферы подготовки и проведения выборов.
Особый статус Центральной избирательной комиссии проявляется также в. полном отсутствии подконтрольности и подотчетности по отношению к какому-либо органу государственной власти.
Нам представляется, что для столь однозначных и радикальных выводов и оценок нет достаточных оснований.
Нужна более убедительная и развернутая аргументация для вывода о признании за Центральной избирательной комиссией качеств, свойствфедерального органа государственной власти с особым статусом.
2) избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
3) территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии;
4) участковые избирательные комиссии.
Полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации», иными федеральными законами.
Территориальная (районная, городская и другие) избирательная комиссия формируется не ранее чем за 70 дней и не позднее, чем за 60 дней до дня голосования.
Голосование и определение результатов выборов Президента Российской Федерации. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии главой соответствующего муниципального образования, а в случае, если уставом муниципального образования должность главы муниципального образования не предусмотрена, — лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления.
В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются ящики для голосования, кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, либо должны быть пригодные для тайного голосования комнаты, оснащенные системой освещения, столами, письменными принадлежностями (за исключением карандашей).
В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая избирательная комиссия оборудует стенд, на котором размещает образец заполненного избирательного бюллетеня и информационные материалы обо всех зарегистрированных кандидатах.
О каждом зарегистрированном кандидате в информационных материалах указываются фамилия, имя, отчество, псевдоним (если он был зарегистрирован), год рождения, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы — род занятий), место жительства, сведения о принадлежности зарегистрированного кандидата к общественному объединению и статусе в нем, наименование замещаемой выборной должности в органе государственной власти или органе местного самоуправления, избираемых непосредственно гражданами Российской Федерации (при ее наличии), сведения о том, кем выдвинут данный зарегистрированным кандидат.
В указанные информационные материалы включаются также иные сведения биографического характера, которые представляются зарегистрированными кандидатами, и предельный объем которых устанавливается в соответствии с решениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Для голосования на выборах Президента Российской Федерации изготавливаются избирательные бюллетени. Избирательные бюллетени являются документами строгой отчетности, степень защиты которых определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Нумерация избирательных бюллетеней не допускается. Порядок изготовления избирательных бюллетеней, их число, а также требования, предъявляемые к изготовлению избирательных бюллетеней, утверждаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не позднее, чем за 35 дней до дня голосования.
Форму и текст избирательного бюллетеня на русском языке утверждает Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее, чем за 32 дня до дня голосования. Текст должен быть размещен только на одной стороне избирательного бюллетеня.
Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее, чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного голосования в соответствии со статьей 66 Федерального закона — не позднее чем за 5 дней до дня досрочного голосования.
На избирательных участках, образованных на судах, находящихся в плавании, в воинских частях, на полярных станциях, в труднодоступных и отдаленных местностях, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным раньше времени, установленного выше, если проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей.
В 8 часов в день голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет помещение для голосования открытым и предъявляет к осмотру членам участковой избирательной комиссии, присутствующим избирателям, иным лицам, указанным в Федеральном законе (п. 5 ст. 21), пустые переносные и стационарные ящики для голосования, которые вслед за этим опечатываются печатью участковой избирательной комиссии (пломбируются). Председатель участковой избирательной комиссии предъявляет указанным лицам также опечатанные переносные ящики для голосования с избирательными бюллетенями, заполненными в установленном порядке досрочно проголосовавшими избирателями, если таковые имеются. После этого председатель участковой избирательной комиссии приглашает избирателей приступить к голосованию.
Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации вправе разрешить провести досрочно, но не ранее чем за 15 дней до дня голосования голосование всех избирателей на одном или нескольких избирательных участках, образованных на судах, которые в день голосования будут находиться в плавании, а также на полярных станциях, в отдаленных и труднодоступных местностях.
Подсчет голосов избирателей осуществляется, открыто и гласно непосредственно членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в Федеральном законе, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей и наблюдать за подсчетом.
По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет о том, что получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, которые должны быть доведены до сведения всех членов участковой избирательной комиссии и лиц, присутствующих в соответствии с Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» при подсчете голосов.
Определение результатов выборов Президента Российской Федерации. На основании данных, содержащихся в протоколах избирательных комиссий субъектов Российской Федерации об итогах голосования и протоколах об итогах голосования участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, в том числе переданных по техническим каналам связи из указанных участковых избирательных комиссий, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации после предварительной проверки правильности их составления путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через 10 дней после дня голосования определяет результаты выборов Президента Российской Федерации. Содержащиеся в протоколах избирательных комиссий данные суммируют непосредственно члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса.
О результатах выборов Президента Российской Федерации Центральная избирательная комиссия Российской Федерации составляет протокол.
Победившим считается кандидат, набравший в первом туре 50% + 1 голос избирателей. Если такого не произошло, то проводится второй тур в который выходят 2 кандидата, набравшие большинство голосов. Во втором туре побеждает кандидат, набравший простое большинство голосов избирателей.
Вступление в должность Президента Российской Федерации. Президент Российской Федерации, избранный в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации», вступает в должность по истечении 4 лет со дня вступления в должность Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах Президента Российской Федерации, а при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения 4 лет со дня вступления в должность Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные выборы Президента Российской Федерации, на тридцатый день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией Российской Федерации общих результатов выборов Президента Российской Федерации.
[1] См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 16. Ст. 1842; 1997. № 20. Ст. 2238; №41. Ст. 4680.
[2] См.: Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 41. Ст. 4689; 1997. №16. Ст. 1857; №44. Ст. 5058.
[3] М.В. Баглай полагает, что в любом государстве, в Российской Федерации существуют органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех ветвей властей. По своему статусу они являются независимыми органами государственной власти. Однако этот вывод требует убедительных пояснений и обоснований. См.: Баглай М.В., Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма, 1997. С. 337, 339-340.