Порядок избрания Президента России.




Вначале — о конституционных основах выборов Президента РФ. Этим вопросам посвящен ряд статей Конституции РФ. Ст. 81 устанавливает:

I. Президент Российской Федерации избирается на четыре года граждана­ми Российской Федерации на основе всеобщего, равного и прямого избира­тельного права при тайном голосовании.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Рос­сийской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется фе­деральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г..

В ст. 82 Конституции РФ предусмотрено, что при вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу.

Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Советов Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституцион­ного Суда Российской Федерации.

Рассмотрим более подробно Федеральный закон от 10 января 2003 г. «О вы­борах Президента Российской Федерации».

В указанном законе установлены основные принципы выборов Президента Российской Федерации.

Общие положения регулируются ст. ст. 1—11 Федерального закона. Приведем важнейшие нормы и положения из них.

Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Фе­дерации на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Участие гражданина Российской Федерации в выборах Президента Россий­ской Федерации является свободным и добровольным. Никто не вправе оказы­вать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

Законодательство о выборах Президента Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об основных га­рантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Рос­сийской Федерации», Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации», иные федеральные законы.

Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать Президента Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, имеет право уча­ствовать в выдвижении кандидатов на должность Президента Российской Фе­дерации, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов Пре­зидента Российской Федерации, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, установленном Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации», ины­ми федеральными законами.

Президентом Российской федерации может быть избран гражданин Рос­сийской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся в пе­риод подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, обладает равными с иными гражданами Российской Федерации правами на выборах.

Не имеет права избирать Президента Российской Федерации и быть избран­ным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения сво­боды по приговору суда.

Выборы Президента Российской Федерации проводятся по единому феде­ральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Рос­сийской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Рос­сийской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательно­му округу.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах является второе воскресенье месяца, в котором про­водилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубли­кованию в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия.

В случае, если Совет Федерации Федерального Собрания Российской Феде­рации не назначит выборы Президента Российской Федерации в соответствии с вышеизложенным порядком, выборы проводятся Центральной избиратель­ной комиссией Российской Федерации во второе или в третье воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации. Решение Центральной избирательной ко­миссии Российской Федерации о проведении выборов публикуется не позднее чем через 7 дней со дня истечения срока официального опубликования реше­ния о назначении выборов.

В случае прекращения Президентом Российской Федерации исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока в случаях и порядке, пре­дусмотренных Конституцией Российской Федерации, Совет Федерации Феде­рального Собрания Российской Федерации не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президен­та Российской Федерации. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают 3 месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом Российской Федерации. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубли­кованию в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия.

В случае, если Совет Федерации Федерального Собрания Российской Феде­рации не назначит досрочные выборы Президента Российской Федерации в соответствии с указанным порядком, выборы Президента Российской Феде­рации проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Феде­рации в первое или во второе воскресенье по истечении 3 месяцев со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом Россий­ской Федерации. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о проведении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного срока официального опубликования реше­ния о назначении досрочных выборов.

Кандидаты на должность Президента Российской Федерации (далее кан­дидаты) могут быть выдвинуты избирателями, избирательными объединения­ми, избирательными блоками.

Не может быть выдвинут кандидатом гражданин Российской Федерации, не имеющий права быть избранным Президентом Российской Федерации.

Подготовка и проведение выборов Президента Российской Федерации, обес­печение реализации и защиты избирательных прав граждан и контроль за со­блюдением указанных прав возлагаются на избирательные комиссии в преде­лах их компетенции, установленной Федеральным законом «О выборах Прези­дента Российской Федерации», иными федеральными законами.

При подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации избирательные комиссии в пределах своей компетенции, установленной феде­ральными законами, независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Вмешательство указанных органов в деятельность избирательных комиссий не допускается.

Решения и акты избирательных комиссий, принятые ими в пределах своей компетенции, установленной федеральными законами, обязательны для феде­ральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов мес­тного самоуправления, кандидатов, зарегистрированных кандидатов на долж­ность Президента Российской Федерации (далее зарегистрированные кан­дидаты), избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей.

Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации, политичес­ким общественным объединениям свободу проведения предвыборной агита­ции в соответствии с Федеральным законом «О выборах Президента Российс­кой Федерации», иными федеральными законами.

Граждане Российской Федерации, политические общественные объедине­ния вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами про­водить предвыборную агитацию, то есть осуществлять деятельность, побужда­ющую или имеющую целью побудить избирателей к участию в выборах Прези­дента Российской Федерации, а также к голосованию за или против любого зарегистрированного кандидата.

Зарегистрированным кандидатам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации.

Расходы на подготовку и проведение выборов Президента Российской Фе­дерации производятся за счет средств федерального бюджета.

Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для фи­нансирования своей избирательной кампании.

Подготовка и проведение выборов Президента Российской Федерации осуществляются, открыто и гласно.

Все нормативные акты избирательных комиссий, органов государственной власти и органов местного самоуправления, связанные с подготовкой и прове­дением выборов Президента Российской Федерации, публикуются либо дово­дятся до всеобщего сведения иным путем.

Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица, международные организации и международные общественные движения не впра­ве осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению, регистрации кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов.

Избирательные комиссии. Подготовку и проведение выборов Президента Рос­сийской Федерации осуществляют:

1) Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

М.В. Баглай относит Центральную избирательную комиссию РФ к числу федеральных органов государственной власти с особым статусом[3].

Такое мнение не бесспорно, хотя имеет определенные основания.

К числу таких органов он относит Прокуратуру РФ, Центральный банк РФ, Счетную палату РФ, Центральную избирательную комиссию и некоторые дру­гие органы.

Обосновывая, в частности, свою позицию в отношении Центральной изби­рательной комиссии, ее характера и природы, М.В. Баглай в качестве аргумен­тов приводит: что этот орган осуществляет руководство деятельностью избиратель­ных комиссий по выборам Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также по проведению референдумов РФ.

Центральная избирательная комиссия состоит из 15 членов, назначаемых Государственной Думой, Советом Федерации и Президентом РФ (по 5 членов каждым из этих органов).

Издаваемые комиссией инструкции и разъяснения обязательны для всех изби­рательных комиссий в Российской Федерации, а по существу носят нормативный характер, регулируют практически все сферы подготовки и проведения выборов.

Особый статус Центральной избирательной комиссии проявляется также в. полном отсутствии подконтрольности и подотчетности по отношению к како­му-либо органу государственной власти.

Нам представляется, что для столь однозначных и радикальных выводов и оценок нет достаточных оснований.

Нужна более убедительная и развернутая аргументация для вывода о при­знании за Центральной избирательной комиссией качеств, свойствфедераль­ного органа государственной власти с особым статусом.

2) избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

3) территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии;

4) участковые избирательные комиссии.

Полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральным законом «О выборах Прези­дента Российской Федерации», иными федеральными законами.

Территориальная (районная, городская и другие) избирательная комиссия формируется не ранее чем за 70 дней и не позднее, чем за 60 дней до дня голосования.

Голосование и определение результатов выборов Президента Российской Фе­дерации. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в рас­поряжение участковой избирательной комиссии главой соответствующего му­ниципального образования, а в случае, если уставом муниципального образо­вания должность главы муниципального образования не предусмотрена, — лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуп­равления.

В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются ящики для голосования, кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, либо должны быть пригодные для тайного голосова­ния комнаты, оснащенные системой освещения, столами, письменными при­надлежностями (за исключением карандашей).

В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая избирательная комиссия оборудует стенд, на котором размещает образец за­полненного избирательного бюллетеня и информационные материалы обо всех зарегистрированных кандидатах.

О каждом зарегистрированном кандидате в информационных материалах указываются фамилия, имя, отчество, псевдоним (если он был зарегистриро­ван), год рождения, образование, основное место работы или службы, зани­маемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы — род занятий), место жительства, сведения о принадлежности зарегистриро­ванного кандидата к общественному объединению и статусе в нем, наимено­вание замещаемой выборной должности в органе государственной власти или органе местного самоуправления, избираемых непосредственно гражданами Российской Федерации (при ее наличии), сведения о том, кем выдвинут дан­ный зарегистрированным кандидат.

В указанные информационные материалы включаются также иные сведения биографического характера, которые представляются зарегистрированными кандидатами, и предельный объем которых устанавливается в соответствии с решениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Для голосования на выборах Президента Российской Федерации изготавли­ваются избирательные бюллетени. Избирательные бюллетени являются доку­ментами строгой отчетности, степень защиты которых определяется Централь­ной избирательной комиссией Российской Федерации. Нумерация избиратель­ных бюллетеней не допускается. Порядок изготовления избирательных бюлле­теней, их число, а также требования, предъявляемые к изготовлению избира­тельных бюллетеней, утверждаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не позднее, чем за 35 дней до дня голосования.

Форму и текст избирательного бюллетеня на русском языке утверждает Цен­тральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее, чем за 32 дня до дня голосования. Текст должен быть размещен только на одной стороне избирательного бюллетеня.

Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обяза­ны оповестить избирателей не позднее, чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного голосования в соответствии со статьей 66 Федерального закона — не позднее чем за 5 дней до дня досрочного голосования.

На избирательных участках, образованных на судах, находящихся в плава­нии, в воинских частях, на полярных станциях, в труднодоступных и отдален­ных местностях, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным раньше времени, установленного выше, если проголосо­вали все избиратели, включенные в список избирателей.

В 8 часов в день голосования председатель участковой избирательной комис­сии объявляет помещение для голосования открытым и предъявляет к осмотру членам участковой избирательной комиссии, присутствующим избирателям, иным лицам, указанным в Федеральном законе (п. 5 ст. 21), пустые переносные и стационарные ящики для голосования, которые вслед за этим опечатывают­ся печатью участковой избирательной комиссии (пломбируются). Председатель участковой избирательной комиссии предъявляет указанным лицам также опе­чатанные переносные ящики для голосования с избирательными бюллетеня­ми, заполненными в установленном порядке досрочно проголосовавшими из­бирателями, если таковые имеются. После этого председатель участковой изби­рательной комиссии приглашает избирателей приступить к голосованию.

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации вправе разре­шить провести досрочно, но не ранее чем за 15 дней до дня голосования голо­сование всех избирателей на одном или нескольких избирательных участках, образованных на судах, которые в день голосования будут находиться в плава­нии, а также на полярных станциях, в отдаленных и труднодоступных местностях.

Подсчет голосов избирателей осуществляется, открыто и гласно непосред­ственно членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в Федеральном законе, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей и наблюдать за подсчетом.

По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет о том, что получить избирательные бюллетени и проголо­совать могут только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосова­ния. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания голосова­ния и проводится без перерыва до установления итогов голосования, которые должны быть доведены до сведения всех членов участковой избирательной ко­миссии и лиц, присутствующих в соответствии с Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» при подсчете голосов.

Определение результатов выборов Президента Российской Федерации. На ос­новании данных, содержащихся в протоколах избирательных комиссий субъектов Российской Федерации об итогах голосования и протоколах об итогах голосо­вания участковых избирательных комиссий, сформированных на избиратель­ных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, в том числе переданных по техническим каналам связи из указанных участко­вых избирательных комиссий, Центральная избирательная комиссия Российс­кой Федерации после предварительной проверки правильности их составления путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через 10 дней после дня голосования определяет результаты выборов Президента Российс­кой Федерации. Содержащиеся в протоколах избирательных комиссий данные суммируют непосредственно члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса.

О результатах выборов Президента Российской Федерации Центральная из­бирательная комиссия Российской Федерации составляет протокол.

Победившим считается кандидат, набравший в первом туре 50% + 1 голос избирателей. Если такого не произошло, то проводится второй тур в который выходят 2 кандидата, набравшие большинство голосов. Во втором туре побеждает кандидат, набравший простое большинство голосов избирателей.

Вступление в должность Президента Российской Федерации. Президент Рос­сийской Федерации, избранный в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О выборах Президента Российской Феде­рации», вступает в должность по истечении 4 лет со дня вступления в долж­ность Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах Президента Российской Федерации, а при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения 4 лет со дня вступления в должность Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах, на­значены повторные выборы Президента Российской Федерации, на тридца­тый день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией Российской Федерации общих результатов выборов Президента Российской Федерации.

 


[1] См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 16. Ст. 1842; 1997. № 20. Ст. 2238; №41. Ст. 4680.

 

[2] См.: Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 41. Ст. 4689; 1997. №16. Ст. 1857; №44. Ст. 5058.

[3] М.В. Баглай полагает, что в любом государстве, в Российской Федерации существуют органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех ветвей властей. По своему статусу они являются независимыми органами государственной власти. Однако этот вывод требует убедительных пояснений и обоснований. См.: Баглай М.В., Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма, 1997. С. 337, 339-340.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: