Структура, порядок формирования и отставки Правительства РФ.




Порядок назначения Председателя Правительства Российской Федера­ции определен в ст. 111 Конституции РФ и ст. 7 Федерального конституци­онного закона «О Правительстве Российской Федерации». Вопрос о проце­дуре назначения главы российского Правительства имеет большое значе­ние, поскольку названная должность — одна из ключевых и ведущих в госу­дарстве.

В ч. 1 ст. 111 Конституции РФ содержится исходная норма: Председатель Правительства назначается Президентом — это одно из важнейших конститу­ционных полномочий Президента Российской Федерации. В этой же части указан­ной статьи называется полномочие Государственной Думы — «с согласия Государственной Думы», которое корреспондирует со ст. 103 ч. 1, предусмат­ривающей, что Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства Российской Федерации. Далее следует предусмот­ренная Конституцией процедура выдвижения кандидатуры на пост Председа­теля Правительства. Выделим важнейшие моменты. Во-первых, право выдвигать кандидатуру на эту должность, имеет только Президент России. Во-вторых, внесение кандидатуры в Государственную Думу должно происходить в опреде­ленные сроки: а) не позднее двухнедельного срока после вступления в долж­ность вновь избранного Президента; б) не позднее двухнедельного срока после отставки Правительства, если таковая имела место; в) в течение недели со дня отклонения Государственной Думой кандидата на этот пост. В ч. 3 ст. 111 уста­новлен определенный срок для рассмотрения Государственной Думой канди­датуры на должность Председателя Правительства — в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

В Регламенте Государственной Думы (гл. 17) подробно определен порядок дачи согласия Президенту на назначение Председателя Правительства Россий­ской Федерации. Президент России либо его полномочный представитель в Федеральном Собрании официально представляет кандидатуру на должность Председателя Правительства Российской Федерации. Кандидат на должность Председателя Правительства докладывает Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства Российской Фе­дерации. Перед обсуждением кандидатуры в течение времени, определенного Государственной Думой, но не свыше 30 минут кандидат отвечает на вопросы депутатов. По окончании ответов на вопросы представители фракций и депу­татских групп высказываются за выдвинутую кандидатуру или против нее. Со­гласие на назначение Председателя Правительства Российской Федерации счи­тается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало боль­шинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

Ст. 111 ч. 4 предусматривает, что после трехкратного отклонения Государ­ственной Думой представленной Президентом кандидатуры Председателя Пра­вительства Российской Федерации Президент самостоятельно назначает Пред­седателя Правительства. Это понятно, поскольку государство не может в тече­ние длительного времени обходиться без Правительства и его главы.

Ст. 111 ч. 4 предусмотрена и другая очень важная норма: право Президента распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.

В юридической литературе ст. 112 ч.1 Конституции иногда рассматривается, как право Президента определять структуру федеральных органов исполнитель­ной власти. Это, однако, не бесспорно ввиду неурегулированности в законода­тельстве (в том числе и в самой Конституции) данного вопроса, который при­зван быть регламентирован в законе о системе федеральных органов зако­нодательной, исполнительной и судебной власти, порядке их организации и деятельности. В настоящее время вопрос, например, о федеральных органах исполнительной власти регулируется рядом указов Президента России.

Причем в названной статье установлена обязанность Председателя Прави­тельства Российской Федерации, не позднее недельного срока после назначения представить Президенту России предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. В той же ст. 112 ч. 2 также установлено: Председатель Правительства Российской Федерации вносит Президенту предложения о кан­дидатурах на должности заместителей Председателя и федеральных министров.

На практике указанные и иные полномочия по формированию структуры фе­деральных органов исполнительной власти и назначению на должности руко­водителей указанных органов осуществляются следующим образом. Президент на основе предложений Председателя Правительства своим указом утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти. В нее помимо Прави­тельства входят федеральные органы исполнительной власти, которые в свою очередь подразделяются на две группы: 1) федеральные министерства; 2) иные федеральные органы исполнительной власти.

Что касается иных федеральных органов исполнительной власти, то к их числу отнесены, согласно, например Указу Президента от 9 марта 2004 г., федеральные службы и федеральные агентства. Статус каждого из перечисленных органов исполнитель­ной власти определяется в Положении о нем, утвержденном Президентом либо по его поручению Правительством Российской Федерации. Назначение на дол­жности федерального министра, руководителя федеральной службы, федерального агентства произ­водится Президентом России, который издает в каждом случае указ о назначе­нии на соответствующую должность. Следует подчеркнуть, что в соответствии с указами Президента Российской Федерации структура федеральных органов исполнительной власти периодически меняется, совершенствуется согласно потребностям жизни и практики (подробнее об этом несколько ниже).

Конституция РФ не предусматривает, как это было раньше (по Конституции 1978 г.), вхождение по должности в состав Правительства Председателей Сове­тов Министров — Правительств республик в составе Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента России от 30 сентября 1992 г. «О систе­ме центральных органов федеральной исполнительной власти» в состав Совета Министров — Правительства Российской Федерации входили также председа­тели государственных комитетов РФ.

Конституция внесла весьма серьезные изменения в отношении состава Пра­вительства, теперь в него включены помимо Председателя и его заместителей только федеральные министры. Руководители иных федеральных органов ис­полнительной власти могут быть включены в состав Правительства только в том случае, если им присвоен ранг федерального министра. Что касается конституционной нормы о заместителях Председателя Правительства, то она включает и первых заместителей Председателя Правительства Российской Федерации. В состав Правительства входят федеральные министры, возглавляющие предусмотренные министерства, а также иные должностные лица, имеющие ранг федерального министра.

Федеральными министерствами являются министерства: энергети­ки; экономического развития и торговли; сельского хозяйства; обороны; здра­воохранения; финансов; образования; юстиции; транспорта; культуры; внут­ренних дел; иностранных дел; путей сообщения и др.

Еще один новый и существенный момент. Федеральные органы исполни­тельной власти находятся в ведении Правительства. Однако имеются исключе­ния (предусмотренные указами Президента Российской Федерации о структу­ре федеральных органов исполнительной власти), которые служат целям обес­печения конституционных полномочий Президента либо предусмотрены в соответствии с законодательными актами РФ. Это подведомственные Президенту России министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, а также сеть иных федеральных органов исполнительной власти — Федеральная служба безо­пасности, Служба внешней разведки, Федеральная пограничная служба и др.

Правительство Российской Федерации действует в пределах срока полномочий Президента Российской Федерации и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации. Решение о сложении Правительством своих полномочий оформляется рас­поряжением Правительства в день вступления в должность Президента Российской Федерации. В случае сложения полномочий Правительст­во по поручению Президента продолжает действовать до сформирова­ния нового Правительства РФ.

Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом. Президент сам может принять решение об отставке Правительства.

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согла­ситься с решением Государственной Думы.Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Госу­дарственную Думу.

Председатель Правительства может поставить перед Государствен­ной Думой вопрос о доверии Правительству. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

В случае отставки Правительство Российской Федерации по пору­чению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства.

Члены Правительства Российской Федерации не вправе быть чле­нами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, депутата­ми законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и депутатами выборных ор­ганов местного самоуправления; занимать другие должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общест­венных объединениях; заниматься предпринимательской деятельнос­тью лично или через доверенных лиц; заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; быть поверенными или представителями по делам тре­тьих лиц в органах государственной власти; использовать в неслужеб­ных целях информацию, средства материально-технического, финансо­вого и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности; получать гонорары за публикации и выступ­ления в качестве члена Правительства; получать в связи с осуществле­нием своих полномочий от физических и юридических лиц не предус­мотренные федеральным законодательством ссуды, подарки, денежное и иное вознаграждение, в том числе услуги, оплату развлечений и отды­ха; принимать без разрешения Президента Российской Федерации по­четные и специальные звания, награды и иные знаки отличия иностран­ных государств; выезжать в служебные командировки за пределы Рос­сии за счет физических и юридических лиц.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: