Общая характеристика становления и развития Российского парламентаризма.




ЛЕКЦИЯ (тема 6.4)

Федеральное собрание РФ.

 

Метод проведения: проблемно-тематическое изложение материала.

Цель занятия: сформировать у обучаемых конституционно-правовое представление о высших органах законодательной власти Российской Федерации. Познакомить слушателей с конституционно-правовыми и организационными основами организации и функционирования органов законодательной власти.

Учебные вопросы:

1.Общая характеристика становления и развития Российского парламентаризма.

2. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания России. Порядок формирования, организация и деятельность.

3. Законодательный процесс и его стадии.

4. Конституционно-правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации.

.

Литература:

Основная литература

1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. /
М.В. Баглай. М., 2007.

2. Конституция Российской Федерации 1993г. Гл. 5-6.

3. Постановление Государственной Думы «О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // СЗ РФ. 2000. № 4.

4. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // Ведомости РФ. 1998. № 7.

5. Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // СЗ РФ. 1996. № 7, 16, 27; 1997. № 1.

6. Федеральный закон РФ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Ведомости РФ. 1995. № 50.

7. Федеральный закон РФ «О статусе депутатов Совета Федерации и статусе депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» // Ведомости РФ. 1994. № 6.

Дополнительная литература

1. Бурлаков О.Н. Особенности реализации законодательной функции Советом Федерации и верхними палатами европейских государств / О.Н. Бурлаков // Государство и право. 2004. № 7.

2. Васильева С.В. Формы представительства интересов экономических субъектов в деятельности публичных органов власти: правовой аспект / С.В. Васильева // Право и экономика. 2005. № 7.

3. Жакке Ж.-П. Конституционное право и политические институты / Ж.-П. Жакке Гл. 2 и 4. М., 2002.

4. Закон РФ «Об общих принципах организации системы органов государственной власти в субъектах РФ» // Ведомости РФ. 1993. № 30.

5. Масленникова С.В. Народное представительство и права граждан в Российской Федерации. / С.В. Масленникова. М., 2001.

6. Нудненко Л.А. Конституционно-правовой статус депутата законодательного органа государственной власти в Российской Федерации / Л.А. Нудненко. СПб., 2004.

7. Парламентские процедуры: опыт России и зарубежный опыт: Материалы науч. конф. (М., 2002. 21-23 марта) / под ред. С.А. Авкьяна. М., 2003.

8. Парламентское право / под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2003.

9. Совет Федерации: Эволюция статуса и функций / отв. ред. Л.В. Смирнягин. М., 2003.

10. Федеральный закон РФ «О Счетной палате Российской Федерации» // Ведомости РФ. 1995. № 3.

11. Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» // СЗ РФ. 2001. № 23.

12. Чиркин В.Е. Пути развития современного парламента: «мини-парламенты» / В.Е. Чиркин // Правоведение. 2002. № 2.

13. Шайо А. Самоорганизации власти (краткий курс конституционализма). / А. Шайо. М., 2001.

 

Общая характеристика становления и развития Российского парламентаризма.

Согласно ст. 4 Конституции Российской Федерации - Федераль­ное Собрание является парламентом Российской Федерации.

Парламент как государственно-правовой институт имеет многове­ковую историю. Первые парламенты (английский парламент, испан­ские кортесы) возникли еще в XII—XIII веках. Однако, история совре­менного парламента как представительного общенационального уч­реждения, отличного от сословно- представительных учреждений вре­мен феодализма, начинается с эпохи буржуазных революций, после победы которых парламент становится важнейшим органом государст­ва. Именно тогда оформился и получил распространение парламента­ризм — особая система государственного руководства обществом, которая характеризуется разделением труда законодательного и исполни­тельного при существенной политической и идеологической роли пар­ламента.

Парламент и парламентаризм — понятия взаимосвязанные, но не равнозначные. Парламентаризм не может существовать без парламен­та. В то же время парламент, может существовать без важнейших эле­ментов парламентаризма, которые могут быть утрачены. К числу важнейших элементов (признаков) парламентаризма относятся, прежде всего, разде­ление властей, представительность и законность.

Следует особо выделить представительность, поскольку только в условиях демократического самоопределения народа парламент при­обретает характер демократически легитимированного народного со­брания, коренным образом отличающегося и от коллегии советников феодального сюзерена или органа корпоративного сословного предста­вительства более позднего периода, и от представительных учреждений социалистического государства. Наличие такого рода народного собра­ния позволяет говорить о парламентской демократии как форме госу­дарства, базирующейся на принципе народного суверенитета.

В Российской Федерации Федеральное Собрание как парламент республики пришло на смену «двухступенчатому» механизму высших органов государственной власти Российской Федерации, включавше­му Съезд народных депутатов и формируемый им Верховный Совет.

Созданные в годы советской власти в качестве представительных органов «нового, социалистического типа, коренным образом отлича­ющихся от учреждений буржуазного парламентаризма», эти государ­ственные органы по мере демократизации российского общества, от­ражения в Конституции принципа разделения законодательной, ис­полнительной и судебной властей и постепенного проведения его в жизнь все более обретали черты парламента. Однако стать подлинным парламентом страны они так и не смогли:

во-первых, в силу возла­гавшихся на них действовавшей тогда Конституцией полномочий, противоречивших принципу разделения властей (распорядительные и не­которые контрольные полномочия);

во-вторых, в силу фактически существовавшего вертикального подчинения представительных орга­нов страны, совершенно не свойственно парламентским представи­тельным органам.

В ст. 94 Конституции Российской Федерации указывается, что. Федеральное Собрание является представительным органом Российской Федерации. Тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, т.е. опосредованная выборами, парламентская демо­кратия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно прини­мающее наиболее ответственные решения.

В ст. 94 Конституции Российской Федерации Федеральное Собра­ние характеризуется и как законодательный орган Российской Федерации. В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка. Признание Федерального Собрания органом законодательной власти озна­чает вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: