Конституционно-правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации.




Главным действующим лицом каждого парламента является парламентарий. Деятельность парламента во многом зависит от места, положения его членов, объема их полномочий и гарантий деятельности, а также ответственности пе­ред избирателями, т.е. от его статуса.

Основные положения статуса депутата Государственной Думы и члена Со­вета Федерации закреплены в Конституции РФ, а также в Федеральном законе «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Феде­рального Собрания Российской Федерации»[3].

Согласно закону, членом Совета Федерации является представитель от субъек­та Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации» осуществлять в Совете Федерации законодательные и иные полномочия.

Депутатом Государственной Думы является избранный в соответствии с Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы» от 24 июня 1999 г. представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государствен­ной Думе законодательные и иные полномочия[4].

Полномочия члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы пре­кращаются в случаях:

а) письменного заявления о сложении своих полномочий;

б) избрания депутатом законодательного (представительного) органа госу­дарственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, выбор­ным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления;

в) поступления на государственную или муниципальную службу, вхожде­ния в состав органа управления хозяйственного общества или иной коммер­ческой организации, занятия предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой дея­тельности.

Помимо общих оснований, прекращения полномочий членов Совета Феде­рации и депутатов Государственной Думы, законом предусмотрены случаи дос­рочного их прекращения.

К ним отнесены:

а) утрата членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы гражданства Российской Федерации либо приобретение гражданства иност­ранного государства;

б) вступление в законную силу обвинительного приговора суда;

в) признание члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы недееспособным, на основании решения суда, вступившего в законную силу;

г) признание члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы безвестно отсутствующим либо объявления их умершими на основании решения суда, вступившего в законную силу.

д.) смерть члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы;

е. призыва члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на военную службу с их согласия.

Кроме того, полномочия депутата Государственной Думы прекращаются досрочно в случае роспуска Государственной Думы. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы имеют удостоверения, являющиеся их основными документами, подтверждающими лич­ность и полномочия члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, нагрудные знаки.

Удостоверения являются документами, дающими право беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях коллегиальных органов, а так же беспрепят­ственно посещать воинские части, организации независимо от форм собственности, полностью или частично финансируемые за счет средств федерального бюджета субъектов РФ, местного бюджета либо имеющие льготы по уплате налогов и обязательных платежей, либо имеющие в качестве учредителей орга­ны государственной власти и (или) органы местного самоуправления.

Член Совета Федерации и депутат Государственной Думы осуществляет свои полномочия на постоянной основе.

Они не вправе:

а) быть депутатами законодательного (представительного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления;

б) находиться на государственной или муниципальной службе;

в) заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельнос­тью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

г) состоять членами органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации.

Орган исполнительной власти субъектаРФ, на территории которого нахо­дится избирательный округ депутата Государственной Думы, обязан предос­тавлять ему для осуществления депутатских полномочий транспортные сред­ства, отдельное охраняемое помещение, оборудованное мебелью, средствами связи, в том числе правительственной связью и необходимой оргтехникой, включая персональные компьютеры, подключенные к общей сети соответству­ющих органов государственной власти, принтеры, копировально-множительную технику, а так же обеспечивать иные условия для осуществления им своих полномочий.

Основной формой деятельности члена Совета Федерации и депутата Государ­ственной Думы является участие в заседаниях соответствующих палат Феде­рального Собрания.

Другими формами парламентской деятельности парламентария являются:

а) участие в работе комитетов и комиссий палат, а также в работе согласи­тельных комиссий;

б) участие в выполнении поручений палат Федерального Собрания и их органов;

в) участие в парламентских слушаниях;

г) внесение законопроектов в Государственную Думу;

д.) внесение парламентского запроса (запроса Совета Федерации, Государ­ственной Думы), запроса члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы (депутатского запроса);

е.) обращение с вопросами к членам Правительства РФ на заседании палаты;

ж) обращение к соответствующим должностным лицам с требованием при­нять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан.

Кроме того, формами деятельности, присущими исключительно депутатам Государственной Думы, является работа с избирателями, а также участие в работе депутатских объединений.

Несмотря на то, что депутаты Государственной Думы обладают «свободным мандатом», в связи, с чем не могут быть отозванными избирателями, тем не менее, они обязаны поддерживать связь с избирателями, рассматривать их об­ращения, вести прием граждан. Депутат Государственной Думы должен ин­формировать избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации.

Одной из обязанностей члена Совета Федерации и депутата Государствен­ной Думы является предоставление декларации о доходах и об имуществе, принадлежащем им на праве собственности. Информация о нарушениях, связан­ных с умышленным сокрытием доходов и выявленных налоговыми органами, подлежит опубликованию в официальном печатном издании Федерального Собрания — «Парламентской газете».

По объему социальных гарантий члены Совета Федерации, депутаты Госу­дарственной Думы приравниваются к федеральному министру. Председатели палат, их заместители приравниваются по своему статусу к Председателю Пра­вительства РФ и его заместителям соответственно.

По вопросам своей деятельности член Совета Федерации, депутат Государ­ственной Думы пользуются правом на прием в первоочередном порядке руко­водителями и другими должностными лицами федеральных органов государ­ственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов мес­тного самоуправления, организаций независимо от форм собственности, ли­цами начальствующего состава Вооруженных Сил РФ, других войск и воинс­ких подразделений.

Законом предусмотрено право члена Совета Федерации и депутата Государ­ственной Думы на получение и распространение информации, при этом они имеют право выступать по вопросам своей деятельности в государственных средствах массовой информации.

Вместе с тем, вмешательство члена Совета Федерации, депутата Государ­ственной Думы в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность не допускается.

Во многих странах парламентарии имеют депутатский иммунитет. Это оз­начает, что депутат, не может быть подвергнут полицейскому задержанию или аресту, а в ряде стран и уголовному преследованию, без согласия палаты, чле­ном которой он является.

Парламентский иммунитет может распространяться на депутатов следую­щим образом:

1) только на период парламентской сессии (Франция, Япония);

2) на период сессии и на время следования на сессию и обратно (США);

3) на время сессии, а также на определенный период до ее начала и после ее завершения (в Великобритании — 40 дней);

4) на все время их избрания (Германия, Испания, Италия).

Ст. 98 Конституции РФ предусматривает, что члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они без согласия соответствующей палаты не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения бе­зопасности других людей.

Неприкосновенность парламентария распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транс­портные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с осуществлением ими своих полномочий.

Депутатский иммунитет следует отличать от депутатского индемнитета, который означает, во-первых, что депутат не несет ответственность за свои выступления в парламенте и за решения, которые он поддержал своим голосо­ванием. Во-вторых, он означает, что депутат получает денежное вознагражде­ние и пользуется привилегиями, которые обеспечивают его нормальную дея­тельность.

Гарантиями обеспечения деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы является их обязательное медицинское страхование на сумму годового денежного вознаграждения, а также возмещение вреда, причи­ненного их жизни и здоровью. Еще одна из гарантий для парламентария освобождение от военных сборов.

Должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления обя­заны обеспечивать члену Совета Федерации и депутату Государственной Думы условия для осуществления ими своих полномочий.

Если член Совета Федерации либо депутат Государственной Думы являются инвалидами 1-й группы, то постановлениями соответствующих палат, им могут быть установлены дополнительные условия для осуществления ими своих пол­номочий.

Так, согласно постановлению Государственной Думы «Об обеспечении де­ятельности депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Россий­ской Федерации В.С. Вшивцева и О.Н. Смолина»[5], в связи с тем, что указанные депутаты являются инвалидами 1-й группы по зрению и нуждаются в постоян­ном сопровождении, постановлено оборудовать их рабочие места, а так же ра­бочие помещения в избирательных округах, специальной оргтехникой и адап­тированными средствами связи. Кроме того, им установлен повышенный, в размере 250% фонд оплаты труда помощников депутата Государственной Думы. Им предоставлено право, иметь до 10 помощников, работающих по трудовым договорам (контрактам), в том числе трех по работе в Государственной Думе, и до 50 помощников, работающих на общественных началах. На помощников депутатов по работе в Государственной Думе, а также на всех помощников, которые сопровождают указанных депутатов, распространяется право свобод­ного доступа в учреждения и организации (в том числе в залы заседания палат Федерального Собрания).

Что касается денежного вознаграждения российских парламентариев, то в соответствии с Законом о статусе член Совета Федерации получает ежемесяч­ную денежную компенсацию расходов, связанных с осуществлением его пол­номочий.

Депутат Государственной Думы получает денежные вознаграждение в раз­мере денежного вознаграждения федерального министра, а Председатель Госу­дарственной Думы — в размере ежемесячного денежного вознаграждения Пред­седателя ПравительстваРФ.

Кроме того, каждому парламентарию возмещаются дополнительные расхо­ды, связанные с осуществлением ими своих полномочий, в сумме равной пяти минимальным размерам оплаты труда.

Членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы предоставля­ется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 48 рабочих дней с выплатой пособия на лечение в размере двойного ежемесячного денежного вознаграждения.

Российскому парламентарию в соответствии с законом предоставляется медицинское, санаторно-курортное и бытовое обеспечение на условиях, ус­тановленных для федерального министра. Гражданин РФ, не менее одного года являвшийся депутатом Государственной Думы (за исключением граж­данина, полномочия которого истекли досрочно в связи со вступлением в силу обвинительного приговора суда), имеет право на ежемесячную доплату к государственной пенсии. При этом ежемесячная доплата к государствен­ной пенсии устанавливается в таком размере, чтобы сумма государственной пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла: при исполнении полно­мочий депутата Государственной Думы от одного года до трех лет — 55%, свыше трех лет — 75% ежемесячного вознаграждения депутата Государствен­ной Думы.

Члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы для осуществле­ния ими своих полномочий в здании соответствующей палаты предоставляется отдельное служебное помещение, оборудованное мебелью, оргтехникой, сред­ствами связи.

Парламентарии имеют право бесплатно пользоваться правительственной и другими средствами связи, получать услуги связи вне очереди. Пользование телефонной связью осуществляется ими также бесплатно.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы на территории России имеют право бесплатно пользоваться воздушным, железнодорожным, автомобильным, водным транспортом и всеми видами городского и пригород­ного пассажирского транспорта, за исключением такси, а также право внеоче­редного приобретения проездных документов.

Администрации государственных и муниципальных гостиниц обязаны в те­чение одного часа предоставить парламентарию отдельный номер с телефоном. Право на внеочередное поселение в гостинице распространяется на лицо, со­провождающее члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

Члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы, не имеющим в городе Москве жилой площади, предоставляется на период осуществления ими своих полномочий одно из следующих жилых помещений:

а) жилое помещение (квартира с мебелью и телефоном) в депутатском (парламентском) жилом доме, имеющем статус общежития;

б) жилое помещение (квартира с мебелью и телефоном) в служебном жи­лом фонде в порядке и на условиях, предусмотренных жилищным законода­тельством;

в) отдельный номер в гостинице разряда «высший А».

Российским парламентариям на весь срок их полномочий выдается дипло­матический паспорт.

В порядке сравнения приведем некоторые примеры материально-финансо­вого обеспечения деятельности зарубежных парламентариев.

Денежное вознаграждение парламентарии всех стран получают из государствен­ной казны, но системы оплаты парламентской деятельности разнообразны.

Так, в Индии, помимо небольшой основной части вознаграждения, депу­тат получает суточные вознаграждения за каждое заседание. В Португалии депутат получает ежемесячное вознаграждение, равное жало­ванью государственного служащего высшего разряда, а также дополнительные выплаты два раза в год. Помимо основного вознаграждения, депутат получает дополнительное вознаграждение за работу в комиссиях в размере 1/30 месяч­ного вознаграждения за каждый день работы в комиссии, за исключением дней, когда проходят пленарные заседания. Члены Палаты представителей Конгресса США получают жалованье, годовой размер которого соответствует, по разным оценкам, примерно трем-четы­рем среднегодовым заработным платам по стране. Помимо основного вознаг­раждения, парламентариям выплачиваются дополнительные суммы на депу­татские расходы и на содержание штата личных помощников в размере, зави­сящем от численности избирателей в их избирательном округе.

Во Франции жалованье члена Парламента состоит из двух частей: основной и дополнительной. Размер первой, определяется средней величиной жалования государственных служащих высшей категории. К ней прибавляются професси­ональная и жилищная надбавка. Дополнительная часть жалованья составляет 1/4 основной и может быть сокращена в качестве дисциплинарной санкции за необоснованный пропуск парламентских заседаний или за нарушение порядка заседания.

Транспорт, служебная переписка, телефонные переговоры, медицинское обслу­живание и жилище парламентариев оплачивается государством. Парламентарии могут иметь право ездить бесплатно или со значительной скидкой по всей стра­не (Франция). Однако их транспортные расходы могут зависеть от местонахож­дения округов, от которых они избраны (Португалия), либо могут быть огра­ничены определенной денежной суммой или определенным количеством по­ездок (в США - 15 поездок в избирательные округа). Право бесплатного пользования телефоном, как и право бесплатного про­езда, также может быть ограничено, например, пределами столицы и избира­тельного округа (Франция).

Служебные помещения предоставляются парламентариям, как в столице, так и в округах, от которых они избраны. Размеры служебных помещений парла­ментариев могут быть различными, в зависимости от численности избирателей (в США - примерно от 445 до 740 кв. метров).

Почти повсеместно на период своих полномочий парламентарии, которые не проживают в столице, обеспечиваются квартирами или местами в гостинице. Деятельность парламентариев обеспечивается разного рода помощниками. Например, в Конгрессе США работает более 30 тысяч государственных слу­жащих, обеспечивающих работу 535 парламентариев (в Аппарате Государ­ственной Думы насчитывается около 1800 работников). Но, кроме того, пар­ламентарии могут иметь личных помощников, содержащихся за государствен­ный счет (в Великобритании — по три, в США — от 9 до 25, в зависимости от палаты, к которой принадлежат конгрессмены, и от численности своих избирателей).

В некоторых странах бывшие депутаты пользуются пенсионными льготами. Например, в США депутаты имеют право на пенсию с 50 лет. Пенсионеры получают до 80% депутатского оклада в зависимости от стажа пребывания в Конгрессе (максимальный размер пенсии соответствует 30 годам).


[1] СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3178.

 

[2] См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 8. Ст. 801.

 

[3] СЗ РФ, 1999. № 28. Ст. 3466.

[4] СЗ РФ, 1999. № 28. Ст. 3466.

 

[5] СЗ РФ, 2000. № 4. Ст. 366.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: