Готовимся к семинарским занятиям




География

Учиться ты будешь в корпусе на ул. Кальварийской. А не как раньше многие бегали с ул. Московской на ул. Мясникова (2 бывших стареньких корпуса журфака). В этом же здании находится и факультет философии и социальных наук (ФФСН).

Итак, теперь пробежимся по этажам корпуса на Кальварийке:

1 этаж: Гардероб. По левой стороне – журфака, а по правой – ФФСН. Лифт (целых 4, но 2 из них часто не работают, да и ждать очень долго, набиты битком, поэтому лучше пешочком J) и лестница. Всё довольно просто.

2 этаж: находятся кафедры зарубежной журналистики и литературы, телевидения и радиовещания. И иностранных языков различные кабинеты.

3 этаж: кафедра технологий и коммуникаций. И много различных аудиторий, в которых будут вести дисциплины (проходить семинары). А в холле этого этажа в апреле-мае месяце появляется информация о прохождении практики (2 курс – учебно-ознакомительная, 3-4 – производственная, 5 курс - преддипломная). Очень много полезного. J

4 этаж: здесь много всего полезного для студента. Расписание, деканат, важная информация и аудитории, где читают лекции.

5 этаж: актовый зал, с которым большинство сегодняшних студентов (бывших абитуриентов) уже должны быть ознакомлены.

6 этаж: здесь часть телецентра, фотолаборатория, с которой большинство студентов-первокурсников познакомится во втором семестре (если дойдут до него J). Единственная специальность, которая избежит этой лаборатории и дисциплины «Основы фотографии» - это «Международная журналистика». Им не придётся мучить себя вопросами: «Где взять фотик «Зенит»?», «А где купить плёнку?», «А как правильно проявить её?..» и т.д. Хотя может они многое потеряют, не побывав на этой дисциплине?.. А может это и к лучшему для них.

7 этаж: Здесь главный телецентр, радиостудия и много другого полезного.

В принципе на 6 и 7 этажах проводить много времени не придётся, будете учиться. J

Студент J

Итак, ты поступил (-а). На журфак. Стоишь ты, значит, около здания на ул. Кальварийской, красивый (ая) такой (ая), горд (а) собой чрезвычайно. Откуда, спрашиваешь, знаю? Хм. А типа сам не был? J
Значит так. Ты - венец творенья. Ты - пуп земли. Ты - надежда белорусской экономики. Без тебя вся журналистика - ничто. А все почему? А потому что ты поступил! И тебя аж распирает от гордости. Так вот, не только тебя. А весь поток. Все такие важные... Посмотрю я на вас в сентябре (то бишь, раз ты это читаешь, уже посмотрел). Любопытно.
Ты - студент. Что из этого следует? Это значит, что ты должен быть перманентно голодным, вздрюченным и готовым в любой момент сорваться и поскакать галопом туда, куда дела зовут. Кроме того, сразу совет: забудь обо всем, что было в школе…
У любого студента должен быть студенческий билет, зачётка и ветер в голове (обязательно!J), а также стипендия (впрочем, даже если ты и бюджетник, слететь с неё очень просто). Главное, не суетись. Всё решится. А ты предупрежден обо всем добрым мной. А значит, вооружён.

Учебный процесс

На журфаке БГУ нынче практикуется дифференциальная ("рейтинговая") система обучения. Но по порядку. Учебный день чаще всего состоит из четырёх (но бывает и больше) пар. Пара - 1 час 20 минут. Сначала (свежа память об уроках J) пара будет казаться бесконечной, через месяц привыкнешь. К концу семестра пары будут лететь, как журавли осенью. Перерывы (как говорилось выше) 10 минут, кроме второго, который 20 минут. Между парами очень часто бывают форточки, а то и целые "окна". Благодатное время, можно даже домой сбегать поспать полчасика. Если ехать недалеко. Бывают дни с одной-двумя парами. А бывает и шесть подряд, тогда хоть на стенку лезь. L
Рабочая неделя - 6 дней. Два семестра, каждый заканчивается сессией. Это, что касается "физического" деления учебного процесса. Структура же его следующая: лекции, семинарские/лабораторные/практические и микрозачёты. В начале семестра - месяц лекций. Дальше этого не предусмотрено (чтобы жизнь малиной не казалась J): неделя начитки лекций, три недели практических занятий по группам и подгруппам и ещё одна зачётная. Затем цикл повторяется. Студент не расслабляется, а значит ситуации, когда до экзамена два дня, а с предметом как-то и не знаком вовсе, возникнуть (теоретически, обратите внимание) не должно. Микрозачёт являет собой небольшой контрольный срез по всему изученному за месяц. В целом, ничего сложного, однако, иногда вовремя сдать не получается. Образуется «хвостик», который может преспокойно тянуться за тобой до самой сессии. Однако все-таки сдать все зачёты придётся, в ином случае, до сессии не допускаешься…

И будьте готовы к тому, что чуть ли не каждый преподаватель в первом семестре будет вам говорить на лекциях и семинарах (семинары очень часто ведут другие, новые преподаватели): «Вы еще не студенты, вы станете ими, когда сдадите первую сессию,.. если сдадите...».

 

...А СЕЙЧАС - СОВЕТЫПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ! J

"От сессии до сессии живут студенты весело!" – на журфаке этот принцип не работает, но есть некоторые способы. Максимально упростить себе сессию задолго до её начала поможет следующая схема.
Самый простой способ сдавать сессию - это получать зачёты (микрозачёты) или даже экзамены "автоматом". Секрет успеха простой: посещаемость, работа на семинарах (выступления, доклады), вовремя сданные рефераты. Если ваш преподаватель не объяснил вам с самого начала, как будет проходить работа и чем это все "грозит", берите смело инициативу в свои руки и выясняйте самостоятельно следующее.
1. Ф.И.О. преподавателя. Не все преподаватели представляются своим студентам (никто не знает почему?), поэтому, чтобы не попадать в глупое положение, отвечая на вопрос "А кто ваш преподаватель?", сами попросите его представиться и поинтересуйтесь, на какой кафедре он работает и как его можно найти (на случай непредвиденных обстоятельств).
2. Название предмета и курса. Это может звучать так: предмет - "Всемирная литература", а курс - "История западной литературы".
3. План семинарских занятий. Это такая маленькая брошюрка, а то и вовсе 2-3 листа, где курс расписан по занятиям с перечислением вопросов к каждому семинару и списком соответствующей литературы. (Этим вопросом вообще занимается староста группы, да и у преподавателя не всегда есть данный список L, но поинтересоваться можно J).
Незадолго до окончания семестра найдите на кафедре или узнайте у преподавателя, имеются ли вопросы к зачёту (билеты к экзамену). Положительный результат поиска во много раз упрощает вам подготовку к сдаче.
Литература. Часто бывает, что основных учебников, указанных в методичке, недостаточно для полноценной подготовки к зачёту (экзамену), поэтому попросите преподавателя порекомендовать вам дополнительную литературу (статьи, монографии, сборники документов).

Как записывать лекции?

Записывать или не записывать лекцию - дело каждого, но, как показывает практика, именно конспекты становятся палочкой-выручалочкой при подготовке к экзамену или зачёту, а также в случае, если не удалось найти достаточно материала по курсу. Некоторые преподаватели имеют привычку проверять, как записывают лекции их студенты (обычно это происходит на зачётах). Ксерокопии с чьих-то лекций могут сослужить вам дурную службу. Поэтому застраховать себя на зачёте от ехидной фразы преподавателя ("Как же вы этого не знаете?! Я вам говорил это на лекции, а вы, видимо, не писали или не присутствовали?") можно (отчасти) добросовестным конспектированием лекции.
Если вы решили следовать нашему совету, то не старайтесь записывать всё подряд. Очень часто можно увидеть несчастное выражение лица у первокурсников и услышать жалобные вопли: "Ой-ой!!! Я не успеваю записывать… повторите, пожалуйста!!!". Лекция - это не диктант по русскому языку (хотя если лектор - добрая душа, то он, наверняка, повторит J), поэтому старайтесь облегчить себе задачу следующим образом: пишите тему лекции и число (а то потом не найдете, где начало, где конец), если пишите на отдельных листах - нумеруйте страницы. Старайтесь записывать тезисно, а некоторые слова, например: "который", "следовательно", "точка зрения" и т.д., сокращать до "кот.", "след." и "т.з". Главное, чтобы вы могли потом разобрать свои собственные сокращения.
Учителя в школе до хрипоты твердят о полях в тетрадях и абсолютно правы: во-первых, с полями вид у любой работы аккуратнее, а во-вторых, поля - это как раз то место, куда можно дописать свежие мысли или новые факты, в процессе семинара или подготовки к зачётам и экзаменам.
Хождения по аудитории и разговоры по мобильному телефону во время лекции не приветствуются. Поэтому, если не хотите "прославиться" публичным замечанием со стороны преподавателя с последующим занесением в его личный "чёрный список", не провоцируйте его своим "неуставным" поведением. Не выкрикивайте с места, если вдруг вам что-то непонятно в ходе лекции. В лучшем случае поднимите руку, и, если лектор посчитает нужным прервать свое выступление, он ответит на ваш вопрос. Самым лучшим местом для дискуссии являются семинарские занятия.
Знайте в лицо (и по имени) старост своего курса и академической группы. Именно старостам преподаватели групп сообщают о различных мероприятиях, раздают разработки для семинаров, а также вожделенные вопросы к зачётам и билеты к экзаменам. Поэтому, если вы пропускали занятия, поинтересуйтесь у своих старост о грядущих событиях.
Если вы хотите увековечить лекцию, записав ее на диктофон, то спросите разрешения преподавателя перед началом занятия.

Готовимся к семинарским занятиям

Обычно семинарские занятия чередуются с лекциями. Предполагается, что добросовестные студенты к каждому семинару делают доклады и активно участвуют в дискуссиях. Так это или нет, вам предстоит выяснить самим, а мы постараемся подсказать, как лучше подготовиться к семинару.

Пропускать практические, семинарские и лабораторные занятия нельзя! Независимо от того, есть в группе доклады или нет, нужно готовиться к семинару так, словно вы и есть единственный и бессменный докладчик. Польза от этого мероприятия будет в первую очередь вам.
Преподаватели либо назначают докладчиков, либо предоставляют студентам самим выбрать доклады к следующему семинару. Запаситесь планами семинарских занятий заранее и наметьте для себя наиболее привлекательные темы. Когда преподаватель задает традиционный вопрос " Кто хочет взять доклад на следующий семинар", не тормозите - это ваш шанс!
Итак, тема выбрана (или назначена преподавателем). Не дожидаясь последнего момента, приступайте к поискам материалов. Иногда тема доклада звучит маловразумительно для вас, поэтому не стесняйтесь и спросите у преподавателя о чём нужно рассказать в докладе и попросите его порекомендовать книгу или учебник, наиболее приемлемый для выбранной темы.
Где искать материал? В библиотеке, читальном зале, в Интернете. В библиотеках в первую очередь смотрите нужный материал в тематических каталогах, а затем в алфавитных (как пользоваться каталогом, вам объяснит лаборант в библиотеке).
Не нужно лихорадочно ксерокопировать или сканировать заветные страницы из учебника - запутаетесь сами и утомите своих одногруппников монотонным зачитыванием чужих мыслей. Наметьте структуру доклада, самые важные имена, термины и даты, затем объедините в тезисы и сделайте вывод. Для удобства можете напечатать текст вашего доклада и периодически заглядывать в него уже в процессе выступления. Представьте себе, что вы готовите билет к экзаменам и от того, насколько вы уясните себе сам предмет (тему доклада в нашем случае), зависит ваш успех.
Предположим, вы подготовили доклад и готовы выступить. Сразу оговорим, чего не следует делать. Пытаться быстренько "отстреляться" со своим докладом, зачитав его с места. Помните, что вы - студенты Института журналистики, и вам в будущем придётся выступать перед разными аудиториями. Поэтому ломайте свои комплексы и страхи и учитесь сейчас, тем более, что ваши одногруппники всё поймут и оценят. Не читайте по бумажке!!! Это утомительно и скучно для всех. Живой рассказ вперемежку с малоизвестными фактами всегда интереснее и намного лучше запоминается. Не избегайте вопросов однокурсников! Будет лучше, если вы, закончив свое выступление, сами предложите аудитории задать вам вопросы по теме доклада. Семинар - это, прежде всего, коллективная работа, и преподаватель всегда готов вам помочь разобраться в сложных вопросах.
Теперь несколько полезных советов для начинающих докладчиков. Мы уже сказали, что зачитывать доклад - не обязательно, но можно пользоваться записями для того, чтобы не потерять основной мысли. Если попадаются труднопроизносимые имена и названия, напишите их на доске. Этим вы поможете своим коллегам лучше запомнить материал. Не пытайтесь преодолеть свою скованность размахиванием рук и чересчур эмоциональной речью. Закончив выступление, не забудьте поблагодарить аудиторию за внимание.

Как писать реферат?

Реферат. От латинского refero - сообщаю. Краткое изложение содержания научных трудов и\или литературы по выбранной теме. Объем от 15 до 20 страниц. Сроки сдачи работы назначает преподаватель, но, как показывает опыт, менее 35% студентов сдают свои труды в указанные даты. А зря, тот же самый опыт говорит о том, что написанная и сданная вовремя работа даёт дополнительные баллы на экзаменах, а те, кто не успел, могут быть не допущены до самого экзамена.

Студент может выбрать тему сам или получить её у преподавателя, но в любом случае она должна быть заранее согласована и утверждена научным руководителем. Работы, носящие исследовательский характер, должны быть связаны с прочитанным курсом.
После того, как темы выбрана и утверждена, можно приступать к сбору информации. Нельзя ограничиваться только парой-тройкой учебников, нужно обязательно использовать справочники, энциклопедии, периодику и монографии по данной теме. Это позволит продемонстрировать более широкий кругозор и показать актуальность вопроса. Все материалы можно найти в библиотеке.
Структура работы. Конечно, любая письменная работа - это творчество, но творчество, носящее научный характер, поэтому форма изложения должна быть четко структурирована, работы в виде эссе будут забракованы преподавателями.
1. Введение: о чём будет идти речь в вашей работе, на основании каких материалов или событий и актуальность выбранной темы. Введение не должно быть громоздким, 1-2 страницы.
2. Основная часть. Как правило, состоит из нескольких глав или разделов, например, для аналитической справки 2-3, реже четыре. Разделы расчленяют тему на составляющие её блоки и следуют в хронологическом или логическом порядке. Обязательно в конце каждого раздела делайте логический переход, чтобы в следующем разделе не терялась нить рассуждений.
3. Заключение. Это вывод, итог всей работы. Содержит краткие выводы, оценку и прогноз. По объему не должен превышать 2-3 страниц.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: