Что такое чувственное познание и каковы его формы?




Роль практики в познании

Прежде всего, отметим, что исходным пунктом и основой познания является практика. Это понятие произошло от греческого слова «праксис» – действие, деятельность. Практика – это активная многообразная деятельность человека по преобразованию природы и общества в соответствии с его потребностями. Можно выделить следующие основные формы практики: производственная, организаторская и управленческая, общественно-политическая, семейно-бытовая, врачебная, научно-экспериментальная, деятельность в сфере культуры, воспитания, образования и др.

1) Само познание возникло на основе практики и, главным образом, под влиянием материального производства. Уже с первых шагов своего существования человек вынужден был трудиться, добывать средства своего существования. В процессе труда человек сталкивался с силами природы и, преобразуя их, заставляя служить собственным интересам, постепенно познавал их. Дальнейшее развитие производства требовало все новых и новых знаний. Еще в глубокой древности он столкнулся с необходимостью измерять земельные участки считать орудия труда, произведенные ими продукты. В результате появились зачатки математических знаний. Человек строил жилища и дороги, пирамиды и дворцы, оросительные системы и другие сооружения. Все это потребовало знаний законов механики. Так, постепенно под влиянием практических потребностей развивались познавательные способности человека, возникали науки. Именно практика ставит перед познанием определенные задачи, способствует их решению Кроме того, практика вооружает научное познание приборами, инструментами, оборудованием и тем самым содействует успеху познания. Невозможно было бы познать тайны атомного ядра без сверхмощных ускорителей и других сложнейших научных приборов и установок, которые созданы современной промышленностью.

2) Практика не только основа, но и цель познания. Человек для того и познает окружающий мир и общество, раскрывает законы их развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности на благо человечества. И хотя порой научные открытия отделены от их практического применения десятилетиями, все они определяются, вызываются потребностями жизни.

3) Одновременно, практика доказывает истинность, адекватность наших знаний реальной действительности

Что такое чувственное познание и каковы его формы?

 

Познание всегда начинается со знакомства с предметами внешнего мира при помощи органов чувств. У человека пять основных органов чувств – вкус, осязание, зрение, слух и обоняние – были описаны еще Аристотелем более двух тысяч лет. Естественная ограниченность наших органов чувств компенсируется двумя путями: практикой и мышлением.

Формы чувственного познания: ощущение, восприятие и представление. 1) Самой элементарной формой чувственного познания является ощущение. Это отражение отдельных, внешних свойств предметов, которые непосредственно воздействует на наши органы чувств. 2) Второй формой чувственного отражения действительности является восприятие. Восприятие-это отражение предметов и их свойств, непосредственно воздействующих на органы чувств в виде целостного образа. 3) Чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия, называется представлением.

Чувственное познание не в состоянии раскрыть внутреннюю природу вещей, их сущность, законы развития. Здесь приходит на помощь рациональное познание (от латинского рацио – разум) высшим видом которого является абстрактное мышление. Мышление - это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. Латинское слово «абстрактный» означает отвлеченный. Человек отвлекается от конкретного чувственного многообразия отдельных свойств предметов и обращает свое внимание на поиск сходных, существенных, необходимых сторон, составляющих их общую основу.

Формами и результатами абстрактного мышления являются понятие, суждение, умозаключение.

Понятие - это мысль, отражающая предметы или явления в их общих и существенных признаках. Понятия получаются в результате отвлечения (абстрагирования) от вторичных, случайных свойств и признаков и сохранении существенных и важнейших. Например, понятие «обувь» включает в себя громадное количество различных предметов, объединенных одной общей функцией – служить защитой ногам от вредных воздействий внешней среды (механических повреждений, холода, жары, влаги и т.д.) В отличие от восприятий и представлений понятие не выступает в виде наглядного образа, а выражается в слове. Язык, речь являются средством выражения мысли.

Но в процессе познания человек не ограничивается констатацией общего, ему важно установить связи, отношения между предметами, явлениями внешнего мира. Достигается это с помощью суждения.

Суждение – это форма мысли, в которой устанавливаются связи между отдельными понятиями и помощью этой связи что-либо утверждается или отрицается. Мыслить - значит высказывать суждения. Каждое предложение нашей речи называется суждением. В состав суждения входят определенные понятия. Например, «Волга – это река». В приведенном суждении – это понятия «Волга» и «река». В то же время невозможно раскрыть это понятие без других суждений, таких как «река – это …………..Выходит, что понятия и суждения взаимосвязаны, связаны друг с другом и суждения. Связь их образует особую форму мышления – умозаключение. Умозаключение – это такая форма мышления, когда на основе данных суждений (посылок) выводится новое суждение (вывод). Посредством умозаключений из имеющихся знаний можно получить новые знания. Например:

«Глобальные проблемы затрагивают интересы всего человечества. Состояние окружающей среды затрагивает интересы всего человечества. Следовательно, состояние окружающей среды – одна из глобальных проблем человечества».

В чем единство чувственного и рационального познания?

Чувственное и рациональное познание едины в том, что они отражают один и тот же материальный мир, их общей основой является практика человечества.

Абстрактное мышление невозможно без чувственного познания, поскольку данные органов чувств составляют единственный материал для образования понятий. Возникнув на базе ощущений, абстрактное мышление идет глубже чувственного познания, обогащает и расширяет его границы. Чувственные впечатления, озаренные светом разума, приобретают новое содержание. В этом нетрудно убедиться, например, если сравнивать восприятия приборного щитка современной электростанции инженером-специалистом и человеком, впервые увидевшим этот щит. Новичку эти приборы ни о чем не говорят, а специалист, наблюдающий эти же приборы, видит в их показаниях многосложную жизнь механизмов станции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: