Ввод термина. Обобщение основных грамматических свойств понятия.




Солонка

Посолить

Пересолить

Солёный

Логопед: Общая часть родственных слов называется корнем. А как мы можем назвать слова, у которых одинаковый корень?

Учащиеся: Слова, у которых одинаковый корень, называются однокоренными.

Логопед: Вы, наверное, замечали, что в банку в солеными огурцами кладут чеснок, укроп, перец. Значит, слова соль, чеснок, укроп, перец тоже родственные?

Логопед вывешивает плакаты со словами соль, укроп, чеснок, перец на доску.

 

Логопед: Давайте докажем, что слова соль, чеснок, укроп, перец не являются родственными, а слова соль, посолить, пересолить, солёный – родственные, однокоренные.

 

Б)

Логопед: Я сейчас скажу два слова, а вы решите: я одно и то же слово сказала или нет.

Логопед говорит: « Книга - книги » и при этом показывает учащимся одну книгу и несколько книг (лучше демонстрировать одинаковые книги, например, учебники).

 

Учащиеся: Это одно и то же слово, только первое слово книга называет один предмет, а слово книги много предметов.

Логопед: Как вы узнали, что первым словом назван один предмет, а вторым – много, ведь в словах почти все одинаково?

Учащиеся: У слов книга – книги не одинаковый конец.

Логопед: Да, в словах есть такая часть, которая указала на это. Значит, в слове книга, чтобы назвать несколько предметов, пришлось изменить одну часть – конец: заменить –а на –и.

Логопед вывешивает плакаты книга

Книги

 

Логопед: Прочитайте что написано на плакате.

Логопед вывешивает плакат новая

 

Логопед: С каким из слов можно соединить слово новая?

Учащиеся: Со словом книга.

Логопед: Прочитаем сочетание слов «новая книга».

А что надо сделать со словом «новая», чтобы присоединить его к слову книги?

Учащиеся: Надо изменить конец слова – новые.

Логопед: Да, действительно, надо –ая на –ые.

Давайте прочитаем сочетания слов: новая книга

Новые книги

 

Логопед: Давайте подумаем, как называется изменяемая часть слова, которая стоит в конце?

Учащиеся: Изменяемая часть слова называется окончанием.

Логопед: А как вы думаете, зачем изменяется в словах окончание?

Учащиеся: Чтобы помочь им соединиться друг с другом?

Чтобы слова связывались.

Чтобы слова «дружили».

Логопед: Действительно окончание помогает словам соединиться друг с другом. Мы обозначим его вот так:

Нов ая книг а

Нов ые книг и

Логопед: А как вы думаете, почему «окончание» назвали «окончанием»?

Учащиеся: Его так назвали, потому что оно стоит в конце слова.

Логопед: Окончание – «хитрая» часть. Не всё, что находится в конце слова будет окончанием. Иногда окончание может быть «невидимкой». Но стоит изменить слово, как оно сейчас же покажется.

Логопед вывешивает плакаты

Стол

К стол у

У стол а

В стол е

Логопед: Такое окончание- невидимку ученые называют нулевым.

Так что вы сегодня узнали нового о строении слов?

 

2.

 

 

Тема урока: «Суффикс»

 

Задачи:

Учебные (образовательные):

1) Познакомить:

а) с термином и понятием «суффикс»;

б) с его основной функцией – образовывать новые слова;

в) с положением суффикса в морфемной структуре слова;

г) с обозначением суффикса.

2) Научить:

а) находить суффикс в морфемной структуре слова;

б) образовывать новые слова с помощью суффиксов от разных частей речи.

 

 

Коррекционные: 1) Уточнить словарь ученика.

2) Научить образовывать новые слова с помощью суффиксов.

3)Обогатить словарь ученика новыми словами.

Оборудование: Плакатики со словами.

 

Ход урока:

Наблюдение над грамматическим понятием:

 

Л.: Посмотрите на картинку и скажите, что на ней нарисовано?

Уч.: Это рыба.

Л.: Прочитайте слова на плакатике: Рыба.

Уч. Читают слово.

Л.: Подумайте и скажите, а каким словом мы называем маленькую рыбу?

Уч.: Маленькую рыбу мы называем ласково рыбка.

Логопед вывешивает плакатик со словом рыбка.

Л.: Скажите, как называется человек, который ловит рыбу?

Уч.: Рыбу ловит рыбак.

Логопед вывешивает плакатик со словом рыбак.

Л.: Наловил рыбак рыбы. Пришел домой и сварил из нее суп. Как мы назовем суп из рыбы. Какой это суп?

Уч.: Это рыбный суп.

Логопед вывешивает плакатик со словом рыбный.

Л.: Давайте прочитаем слова.

Рыба

Рыбка

Рыбак

Рыбный

Л.: Как вы думаете, это одно и то же слово или разные слова? Докажите.

 

 

Л.: Найдите в наших словах корень и отметьте его.

Подумайте и скажите: это однокоренные слова или нет? Почему ты так думаешь?

 

Л.: Отметьте в словах окончание. Есть ли слово с окончанием-невидимкой? Докажи, что ты прав.

 

Л.: Давайте вспомним, как мы «делали» наши новые слова.

Уч.(с помощью логопеда):

К корню рыб- мы присоединяли часть слова –к-, и получалось новое слово рыбка.

К корню рыб- мы присоединяли часть слова –ак-, и получалось новое слово рыбак.

К корню рыб- мы присоединяли часть слова –н-, и получалось новое слово рыбный.

 

Ввод термина. Обобщение основных грамматических свойств понятия.

Л.: Та часть слова, которая стоит после корня, называется суффикс.

Вывешивает плакатик с термином суффикс.

Прочитайте, как называется часть слова, которая стоит после корня.

 

Л.: А какую работу выполняет суффикс? Что он делает?

Уч.: Он образовывает новые слова.

Л.: С помощью какой части слова мы образовывали новые слова?

Уч.: Новые слова мы образовывали с помощью суффикса.

Л.: А где стоит суффикс в слове? Где его надо искать?

Уч.: Суффикс стоит в слове после корня и перед окончанием.

 

Работа с правилом.

 

3.

 

Укажите, с какой целью учитель-логопед предложил учащимся выполнить следующие задания?

А) Найдите приставку в словах подумать, подучиться, полёт, поле.

 

Б) Прочитайте слова и выпишите однокоренные: летний, летать, лето; нос, носить, носик..

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: