Предмет и цели науки организационного поведения.




Модуль 3. Основы организационного поведения

 

Тема 3.1. Сущность и направления организационного поведения

Цель лекционного занятия: разъяснить сущность науки организационного поведения, сформулировать цели науки, предмет и методы, а также факторы определяющие организационное поведение.

План лекционного занятия:

Предмет и цели науки организационного поведения.

Методы, используемые в исследовании организационного поведения.

Факторы, определяющие организационное поведение.

Использованная литература:

1. Карташова, Л.В. Организационное поведение: учебник / Л.В. Карташова, Т.В. Никонова, Т.О. Соломанидина. – М.: ИНФРА-М, 2010

2. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. - М.: ЮНИТИ, 2009.

3. Алиев В.Г., Дохолян С.В. Организационное поведение. - Махачкала, ИПЦ Даггосуниверситета, 1998.

4. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Пер. с англ. - М.: Дело, 1991.

5. Гибсон Дж., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х. Организации: поведение, структура, процессы: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2000.

Глумаков В.Д. Организационное поведение. – М.: ИНФРА-М, 2009.

Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. - М.: Издательство ЭКМОС, 2001.

Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов – М.: Флинта: ФМПСИ, 2000.

Карташова Л. В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение: Учебник – М.: ИНФРА –М, 2009.

10. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы (на материалах 120 российских компаний): Практическое пособие. – М.: ИНФРА-М, 1997.

11. Лютенс Ф. Организационное поведение. Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1999.

Молл Е.Г. Организационное поведение: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 1998.

13. Организационное поведение. / Под ред. Э.М. Короткова. - Тюмень, 1998.

14. Панасюк А.И. Как убеждать в своей правоте: Современные психотехнологии убеждающего воздействия. – М.: Дело, 2001.

15. Резник С.Д., Игошина И.А. Организационное поведение. – М.: ИНФРА – М., 2009.

16. Управление организацией. Учебник. / Под ред. Поршнева А.Г., Румянцевой З.П., Саломатина Н.А. - 2 изд. - М.: ИНФРА-М

Предмет и цели науки организационного поведения.

Организационное поведение – это наука о поведении людей в организации и влиянии их поведения на результаты работы организации. Оно включает в себя следующие основные компоненты:

- индивида

- группу

- организацию

Главная задача изучения дисциплины состоит в усвоении теоретических основ и получении некоторых практических навыков управления поведением людей (групп, организаций) в процессе труда.

Объектом курса является организованная деятельность людей, а это не просто совместная деятельность, объединяющая общими интересами, целями, симпатиями и ценностями, это деятельность людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации, выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными и корпоративными требованиями.

Правила, нормы и требования организации предполагают и порождают особые психологические отношения между людьми – управленческие отношения, которые составляют организованную совместную деятельность и делают ее организованной.

Управленческие отношения – это отношения не в связи с деятельностью, а отношения образующие совместную деятельность, т.о. объектом курса являются организованная деятельность и взаимоотношения людей в организации. Следует помнить, что действия каждого участника организованной деятельности и отношений в организации заданы, предписаны, подчинены общему порядку работ, участники связаны ответственностью и даже перед законом.

Рассмотрим цели изучения Организационного поведения. Большинство научных дисциплин, в том числе и Организационное поведение, преследуют четыре основные цели:

1.Описание – в нашей дисциплине это систематизированное описание поведения людей в различных ситуациях, возникающих в процессе труда.

2.Осознание – осознание, объяснение причин поступков индивидов в определенных условиях.

3.Прогнозирование – прогнозирование, предсказание, моделирование поведения работника в будущем.

4.Контроль – контроль и управление поведением в процессе труда.

Цели организационного поведения:

ž выработка техники аналитического и эмпирического исследования поведения людей в организации;

ž анализ причин и поступков (индивидуальных и групповых) людей в определенных условиях;

ž выработка методов объяснения и способов предвидения поведения людей в организации;

ž прогнозирование и корректировка поведения человека в организации;

ž формирование навыков управления поведением подчиненных и своим собственным;

ž создание организации, работающей на принципах сотрудничества и сочетания общеорганизационных, групповых и индивидуальных интересов;

ž формирование организационной культуры компании.

Функции современного руководителя сегодня значительно усложнились. Теперь он обязан не только думать о производственном и хозяйственном управлении своим предприятием, фирмой, но и постоянно решать стратегические вопросы, которые раньше рассматривались на уровне главка или министерства. Без изучения рынка, без поиска места для своих товаров на нем, без инновационных вложений, без укрепления корпоративной культуры – предприятие обречено.

В настоящий момент именно устойчивая организационная культура, сильный управленческий персонал компании – вот конкурентное преимущество перед другими фирмами, приносящее дополнительную прибыль. Сегодня на менеджеров ложится основная ответственность по достижению целей деятельности предприятия, направленной на получение прибыли.

Центральное место при изучении настоящей дисциплины занимают:

- способности и личные качества работников

- их удовлетворенность трудом и отношение к труду

- мотивация

- взаимодействие и групповое принятие решений

- лидерство и власть

- конфликты и переговоры

- управление изменениями организации и ее развитием.

Предметом рассмотрения в дисциплине «Организационное поведение» является поведение человека в процессе труда, в организации. Изучение данного предмета базируется на четырех основных концепциях менеджмента:

· научное управление,

· административное управление,

· управление с позиций психологии и человеческих отношений,

· управление с позиций науки о поведении.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: