Специфика консультирования клиентов с нарушением развития когнитивной сферы




В процессе консультирования психолог контактирует с родителями несколько раз: в ходе краткой первичной беседы при записи, при обстоятельной беседе по поводу истории развития ребенка, при обследовании ребенка и, наконец, в процессе заключительной беседы по результатам обследования.
"Симптоматические" рекомендации требуются в тех случаях, когда у ребенка имеется какая-либо локальная проблема. Она может относиться к когнитивной или эмоционально-личностной сфере, к поведению, к сфере общения.
Нарушения памяти. Упор на сохраненные виды. Сохранна слуховая память - ребенок читал вслух материал, подлежащий запоминанию. Зрительная память - разнообразные средства наглядности. Двигательная память - кратко записывать (конспектировать) материал, который нужно запомнить (подросткам). Учителям и родителям: минимизировать его объем, добиваясь общего понимания материала. Заучивание проводить маленькими порциями, добиваясь полного выучивания каждой такой порции, прежде чем переходить к следующей. Компенсацией дефекта. Простая тренировка не помогает улучшить память, использовать мнемонические приемы.
Нарушения внимания и самоконтроля. Техники формирования операций проверки и оценки своей работы.
Сначала взрослый пишет небольшие тексты с множеством грубых ошибок. Ребенок должен выполнить роль учителя: исправить ошибки.
После того, как ребенок научится находить по крайней мере половину ошибок, сделанных взрослым, ему предлагается взять на себя его роль. Ребенок сам пишет тексты и на несколько дней откладывает эти задания, потом проверяет собственную работу.
На третьем этапе самоконтроль переходит в серьезный, деловой самоконтроль домашних заданий (до этих пор домашние работы проверяют родители).
Нарушения планирования и организации деятельности При расстройствах планирования и организации деятельности родителям рассказывается, как учить ребенка планированию своих действий. Планирование должно стать обязательным, но коротким этапом, предваряющим каждое действие. "В двух словах скажи, как будешь решать эту задачу" - подобными предложениями взрослый может побуждать ребенка к планированию действий. Однако, выделяя в каждом детском действии отдельный этап планирования как подготовки к действию, взрослый должен следить за тем, чтобы планы были реализованы, чтобы действие не подменялось его планированием. Все организационные моменты деятельности должны быть доведены до автоматизма, а подобные локальные автоматизмы позволяют выделить островки упорядоченности в общем хаосе поведения неорганизованного ребенка. Задача психолога в том, чтобы убедить их не хвататься за все сразу и не рассчитывать на быстрый успех, но последовательно отрабатывать каждый отдельный автоматизм. И понимать, что ребенок, не владеющий навыками самоорганизации, нуждается сначала в максимальной, а потом - в постепенно убывающей помощи взрослых.
Отсутствие познавательных интересов В этих случаях основная линия рекомендаций - разнообразные техники совместных занятий детей и взрослых, включающие познавательные элементы. Наблюдение за прорастающими растениями; фиксация изменений в природе; опыты с набором "Юный химик". Какой-либо кружок с познавательной направленностью может помочь взрослым компенсировать домашний дефицит познавательных ценностей.

 

40. Рационально-эмотивный подход в консультировании Рационально – эмотивная терапия (А.Эллис) Основное положение: иррац представл-я вызывают у чел-ка эмоц страд-е и представл-ся поведенчески. Средства RET: логика и рац аргументация с целью обнар-я иррац-ных мыслей, кот поддерж-ют нежелат эмоции и модели пов-я, и вступления с ними в борьбу. 4 основных положения: 1. Когда люди исп-ют трев-, они мыслят в нелогич форме и совершают непроизв действия в ущерб себе. 2. Приложив усилия, люди учатся тому, как избав-ся от негат паттернов мышл-я. 3. При исчезн болезн симптомов, люди исп-ют самоуваж-е и стан-ся энергичн. 4. Эти цели достиг-ся в теч-е короткого времени при исп-нии несложн методов. Ч-к рожд-ся с определ потенц, кот имеет 2 стороны: 1. Континуум: рац. – иррац. 2. Констр – дестр. 3 аспекта: 1. Когниции (мысли) 2. Чувства3. Поведение. Когниции:1. Дескриптивные – чистая инф о реальном событии с опорой на факты. 2. Оц-чные – содержат отнош-е чел-ка. Эти ког-ции нах-ся во взаимосв. 2 вида когн уст-к: 1. Рац 2. Иррац. У норм. Фц-рующ чел-ка сущ-ет рац сист когниций, кот можно опр-ть как сист гибких связей м.у оценочн. и дескрипт когнициями. Возн-е проблем связано с возн-ем иррац уст-к, кот устан-ют жесткие связи м.у дескр и оцен когнициями. 1. Катастрофич (преувел-е, преум-е)2. Уст-ки долж-ния.3. Уст-ки обязат реал-ции св потр-тей. 4. Глоб. оц-чные уст-ки. Этапы:1. Опозн-е иррац уст-к (ИУ) 2. Конфр-ция и пересмотр ИУ 3. Закрепл-е фц-ия РУ. Показания к применению: 1. С 8 – 12 лет 2. Людям, сп-бным к интроекции и рефлексии. 3 Предпол-ет акт участие кл-та, устан-е кл-т – терап-ских отнош-ий, близких к партн-ким. Схема ABC(DE) А – активизирующее событие B – мнение клиента о событии С – эмоц и пов-е последствия события D – последующая реакция на события в рез-те мыслит обр-ки Е – завершающее умозаключение 1 этап. Кларификация.Проясн-е парам события А, в т.ч, наиб затронувших кл-та, вызвавших неадекв пов-е. Позв кл-ту диффер-вать события, кот можно изменить, а кот нельзя. Цель работы осозн-е сист оц-чных когниций, затрудн-щих разреш-е пробл сит. Перестр-ка этой сист, затем принятие реш-я об изм сит. Необх помочь кл-ту в л-ной оц-ке события. 2 этап. Идентификация эмоциональных и поведенческих последствий.Выявл-е всего диап эмоц реакций на соб, так как не все эмоции можно диффер-ть, а некот подавляются. Осозн-е эмоц и назыв-е них осложня-ся: - огранич слов запас; - необх-ть вернуться к B для идентиф иррац уст-к - мишень (индикаторы иррац-го мышл-я кл-та) - крайняя степ вовлеч-ти кл-та - слова, имеющ хар-р обязат предпис (должен, обязан) - глоб оц-ка лица, события. Далее выявляются иррацуст-ки и обобщ-ся в виде системы. 3 этап. Реконструкция иррациональных установок. Уровни: 1. Когн-ный (с пом анализа, синтеза. сравнения). Техн смягчения категор-ти. 2. Вообр-я. - погрузиться в сит- испытать негат эмоцию- попытаться любыми сп-бами снизить психотравм-сть сит - анализ за счёт нов уст-к. 3. Пов-я (рол игра) – прораб-ся неадекв интер-ции, проигр-ся беспок-щие сит. 4 этап. Закрепление адаптивного поведения с пом д.з на 3 ур с целью пересмотра убежд, представл, изменение эмоц-ных и пов-ких реакций (атака на страх). Эф-ть опред-ся с учётом всей инф о динамике кл-та.     1. Бихевиоральная модель консультирования. Методы, техники и приемы. Д. Уотсон и Б. Скиннер. Исходная методологическая позиция психологов этого направления состоит в том, чтобы дать клиенту контроль над своими действиями, сформировать у него оптимальные поведенческие навыки. Психолог вместе с клиентом пытается вмешаться в жизненные условия клиента с целью их изменения. Это строится на следующих основных составляющих бихевиоральной психологии: 1) психолог-бихевиорист делится своими планами с клиентом, надеясь на активность клиента во взаимодействии с собой; 2) определение проблемы через операционализацию поведения. Цель операционализации поведения - перевести неясные слова в объективные, наблюдаемые действия. 3) понимание контекста проблемы через функциональный анализ - исследование событий, предшествующих поступку, сам поступок и его последствия, то есть результат. 4) установление социально важных целей для клиента Психолог делает упор на действиях человека, а не на его размышлениях. Методы:A) Методы контробусловливания предполагают разрыв нежелательной установившейся связи между условным раздражителем и реакцией и замену ее новой. Практикуются такие приемы, как сочетание приятного для клиента воздействия с ситуацией, обычно для него неприятной, либо, наоборот, сочетание неприятного воздействия с ситуацией, обычно доставляющей удовольствие. Другим вариантом контробусловливания является парадоксальное (для клиента) сочетание с приятной или неприятной ситуацией не конкретного воздействия, а состояния. Систематическая десенседилизация. Б) Оперантные методы, базирующиеся на принципах, выделенных Б. Скиннером. В основе этих методов лежит система наград, которые получает клиент за те действия, которые терапевт считает желательными, вследствие чего, согласно идеям Скиннера, вероятность такого поведения возрастает. B) К третьей группе методов относятся те, что опираются на взгляды социобихевиористов. Согласно последним, человек научается через наблюдение. Терапия, соответственно, основывается на предъявлении модели оптимального поведения, которой клиент должен следовать, имитируя ее. В бихевиоральном консультировании широко используются психологические стратегии, направленные на поддержание у клиента нужного поведения в повседневной жизни. Это стратегии предотвращения рецидивов. Задача психолога состоит в том, чтобы на обобщающей стадии интервью построить программу, которая помогла бы справиться с рецидивом. Эта стратегия дает возможность клиенту контролировать себя в трудных ситуациях. Стратегии предотвращения рецидивов разделяются по следующим категориям: предвидение трудных ситуаций, регулирование мыслей и чувств; выявление нужных дополнительных навыков, выстраивание благоприятных последовательностей.   4. Жалоба клиента. Анализ жалобы. Анализ вербальных средств в речи клиента. Жалоба -рассказ кл-та о собственной проблеме, то что выводит его из псих равновесия. Анал-я жалобу, составляя впечатление о кл-те на основе его пов-я и хар-ра общения, конс-т строит гипотезы о зоне нарушения и выборе направления дальнейшей работы. Жалоба обычно предъявляется кл-том на 1ой встрече. Она, как правило, спонтанна и обширна, т.к. в условиях добровольного обращения ч-к мотивирован, эмоционально готов к встрече. Построение первичного психол заключения начинается с анализа жалобы, кот предполагает определение сюжета и структуры жалобы, выявление явного и скрытого содержания жалобы, выяснение подтекста жалобы. Стр-ра жалобы: 1. Локус - субъектный (на кого жалуется) и объектный (на что жал-ся). По субъектному локусу: -на реб-ка (его пов-е, разв-е, психич особ-ти, здор-е);-на семейную ситуацию (все плохо, все не так, как хотелось бы);-на супруга (его пов-е, особ-ти) и супр отнош-я (нет взаимопонимания, любви и т.д.); -на самого себя (свой хар-р, спос-сти, особенности...);-на третьих лиц, в том числе совместно проживающих в семье или вне семьи бабушек и дедушек. По объектному локусу: -на очевидные нарушения психич или соматич здоровья или пов-я (энурез, страхи, навязчивости);-на ролевое поведение (несоответствующее полу, возрасту, статусу) мужа, жены, сына, тещи, свекрови, бабушки, дедушки;-на поведение с точки зрения соответствия психическим нормам (например, умственного развития);-на индивидуальные психические особенности (сверхактивность, медлительность, безволие - для ребенка, отсутствие эмоциональности, решительности - для супруга);-на психологическую ситуацию (потеря контакта, близости, понимания); на объективные обстоятельства (трудности с жильем, работой, временем, разлука и т.п.). 2. Самодиагноз - это собственное объяснение клиентом природы того или иного нарушения в жизни, основанное на его представлениях о себе, о семье, о человеческих взаимоотношениях. Виды: - «Злая воля» - негативные намерения лица, о котором идет речь, выступающие как конечная причина тех или иных нарушений; - «Психическая аномалия» - отнесение лица, о котором идет речь, к психически больным, а его поведения - к разряду болезненного; -«Органический дефект» - квалификация лица, о котором идет речь, как врожденно неполноц;-«Генетическая запрограммированность» - объяснение поведенческих проявлений влиянием негативной наследственности; -«Индивидуальное своеобразие» - понимание тех или иных поведенческих особенностей или конкретных действий как проявление устойчивых, сложившихся личностных черт; -«Собственные неверные действия» - оценка собственного настоящего или прошлого поведения; -«Собственно личная недостаточность» - тревожность, неуверенность, пассивность... и как следствие неправильное поведение; -«Влияние третьих лиц» - родителей, супруга, собственных родителей, бабушек, дедушек, учителей, как актуальное, так и имевшее место в прошлом; -«Неблагоприятная ситуация» - развод, школьный конфликт, испуг - для ребенка, перегрузка, болезнь, и пр. - для себя и супруга. 3. Проблема - это указание в жалобе на то, что клиент хотел бы, но не может изменить. 4. Запрос, т.е. конкретизация ожидаемой от конс-та помощи. Обычно проблема и запрос по смыслу связаны, но он может быть уже проблемы и лишь косвенно связанным с ним. Виды: - просьба об эмоциональной и моральной поддержке; - просьба о содействии в анализе; -просьба об информации; -просьба об обучении навыкам; -просьба о помощи в выработке позиции; -просьба в оказании влияния на члена семьи в интересах клиента. Спонтанно излагаемая жалоба имеет определенный сюжет (послед-ть изложения жизненных событий, содержание и их взаимосвязь). Нобходимо выделить явное и скрытое содержание жалобы (не совпадают). Скрытое - это недоговоренное сод-е. Необходимо перевести скрытое в явное. П одтекст жалобы может быть неосознанным или вытесненным. Его выявление на первой встрече может нарушить контакт. Необх обратить внимание на мотив ориентацию клиента. Анализ речистроится на анал языковых средств кот кл-т исп-ет для передачи собств опыта. Анализ глаг (прош, наст, буд вр). Говоря о текущем событии исп прошл вр – сниж фон настр, бессознат агрес ориентация. Буд вр и сослагат накл-е - тенд уйти от трудн наст вр., сков-ть, нереализ-ть в связи с обст-вами, неувер-ть в себе и св силах, низ автономия. Возвратн форма глаг – не чувств себя хозяином жизни, нужд во внешн подд-ке и опоре. Повелительн накл-е – тенд к доминир-ю, подавл-ю. Личное местоимение.Мы – нечеткие эго-границы, потр-ть защит-ся от отв-ти. 2 и 3 лицо – дилигиров-е отв-ти, тенд манип, низк ур рефлексии. Необходимо обращать вним-е и акц-ть кл-та на: 1.обобщ слова - приписыв-е всем элем-там определ класса типичн признак. Обобщ-е: во вр, в простр-ве, колич-ные. Усил обобщ –абсол, вообще. (ярлыки – оценочн сужд-я; глоб обобщ-е) 2.диссоциативн позиция – отдел-е от себя св эмоц переж-ий, проц и сост. 3.пассивн позиция (диада) – страдательно – пассивн поз, другое более активно по отн к кл-ту 4. модальные операторы – хочу, могу, должен, нельзя Репрезентативные системы и модальности   24. Методы диагностики профпригодности в рамках консультирования в бизнесе и работы с персоналом. Объективные тесты с выбором ответа - интеллектуальные тесты, тесты специальных способностей, тесты достижений, определяющие уровень знаний, умений и навыков, когнитивные тесты: на особенности мышления, креативность, решение проблем, когнитивный стиль. Тесты-опросники, диагностирующие черты личности и направленность: интересы, установки, отношения. Методики субъективного шкалирования и самооценки, предусматривающие оценку каких-то объектов внешнего мира, людей, событий своей жизни либо себя самого. методика самооценки Дембо-Рубинштейна, методики ранжирования. Интерактивные методики. Психологич. беседа, ролевая игра. Проективные методики, построенные на интерпретации ответов клиента на внешне нейтральные вопросы, его реакций на ситуации, допускающие множественность возможных суждений при восприятии. Стандартизированное аналитическое наблюдение. Имеет цель и предмет наблюдения, процедурную схему, выделенные признаки наблюдения и способы их регистрации. Приборные психофизиологические методики. Регистрируются физиологические индикаторы: дыхание, пульс, Биографический метод - выявление связи между определенными фактами биографии и критериальными характеристиками. Достоинством этого метода является простота. Он может служить в качестве первой ступени отбора кандидатов. Резюме дают дополнительную информацию о кандидате, по которой можно делать прогнозы успешности. Анкета дает сведения о претенденте для принятия решения о найме его на работу. Биографические опросники кроме анкетных данных могут выявлять и некоторые психологические характеристики (локус контроля, настойчивость, независимость). Рекомендательные письма дают возможность ознакомиться с оценкой личности претендента, данной ему на предыдущей работе. Анализ продуктов деятельности заключается в психологическом изучении результатов труда испытуемых: производственных изделий, технических устройств, поделок, чертежей, рисунков и т.д. Метод используется для исследования обучаемости профессии. Ситуационные тесты и тесты на выполнение образца работы являются альтернативой психометрическому тестированию при отборе персонала. Различают две основные формы таких заданий: тесты, предназначенные для кандидатов с опытом работы, направленные на определение основных умений и тесты на обучаемость, когда у кандидатов отсутствует опыт, необходимый для новой работы. ассессмент-центры. С помощью этого метода решаются две задачи: выясняются личные и деловые качества работника, (обычно этот метод используется для оценки руководящих сотрудников) и определяется программа индивидуальных тренировок работника, позволяющая развить его способности, поведенческие навыки.   27. Специфика семейного консультирования в системе развода. Ю.Е. Алешина –конс-е тех, кто принял реш-е расторгнуть брак, отличается ярко выраженной информирующей функцией. Специалисты, работающие с разводящимися супругами, должны быть хорошо осведомлены в области юридических аспектов развода, в вопросах, связанных с детьми. Любой развод, даже желанный, – серьезная травма, которая усугубляется необходимостью полной реорганизации жизни, пережив-ся иногда долгие годы. Основной проблемой становится обустройство жизни после расставания. Муж и жена могут прийти в консультацию вместе или приходит один из супругов, чаще всего тот, кто остается в одиночестве. Иногда к специалисту обращается инициатор развода с просьбой помочь доказать семье правильность своего решения и действий, следующих за его принятием. Необх изменение жизненных ожиданий и планов, семейной структуры и семейных ролей, решение материальных и юридических вопр. Направления работы: помощь отдельному человеку, внимание к его личным проблемам и изучение конфликтующих социальных групп, представленных в конкретной семье (В. Сатир). Тенденции психотерапии: 1) работа специалиста с человеком, обратившимся за помощью 2) с «расширенной семьей», которая может включать не только его родственников, но и знакомых, друзей. В случае необходимости люди с психическими проблемами, нарушениями поведения, переживающие семейные конфликты, могут получить проф помощь в псих конс-ях. Конс-я необх если собственные попытки преодоления кризиса в супружеских отношениях потерпели неудачу, ресурсы поддержки в социальной сети недостаточны или кажется, что нет возможности найти решение. Партнеры в ситуации развода нуждаются в информационно-консультативной и терапевтической соц-псих помощи. Терапевтическое сопровождение на разных этапах развода может иметь разные формы – это и индивидуальная терапия для каждого из супругов, и парная терапия, и терапия для детей разводящихся супругов. Многим родителям кажется, что, разводясь, они лишают ребенка будущего, и переживание вины перед детьми часто усугубляет общее ощущение неуспеха и собственной обреченности, связанное с разводом. Конс может помочь клиенту по-другому взглянуть на эту проблему. Для того чтобы ребенок легче пережил травму развода, у него должны сохраниться максимально хорошие отношения как с отцом, так и с матерью. К сожалению, родителям нередко кажется, что, скрывая факт развода от ребенка до последнего момента, они ограждают его от излишних волнений. Консультанту следует объяснить родителям, что дети воспринимают события, во многом ориентируясь на реакцию взрослых. Если развод является продуманным и желанным шагом, то есть риск возн-я страха одиночества, боязнь, что, потеряв данную семью, какой бы плохой она ни была, клиент никогда уже не обзаведется другой. В том случае, если клиента волнует дефицит общения и трудности вступления в повторный брак, его следует ориентировать на более активную позицию в отношениях с другими людьми. Стадии: отрицания(беседы, слушании), озлобленности(манипули детьми), переговоров, депрессии(поддержка, укрепл уверенности), адаптации. 1. Реорганизация жизни клиента (переключиться на новое) 2. Изменен отнош с партн.   32. Характеристика и возможности использования метода интеграции психотравматического опыта при посттравматических стрессовых нарушениях клиента. Кризисное состояние – это острое эмоциональное состояние человека, возникающее при блокировании жизнедеятельности человека как дискретный момент личности, это состояние максимального напряжения сил для преодоления новых препятствий. Этапы развития кризисной проблематики.1. Травматический стресс (0 – 2 суток). 2. Острое травматическое расстройство (2 суток – 1,5 месяца).3. Посттравматическое стрессовое расстройство (от 1,5 месяцев до бесконечности). Может быть: - острое (до 3-х месяцев);- хроническое (от 3-х - 6-ти мес. до бесконечности);- отсроченное (от 6-ти месяцев). 4. Посттравматическое расстройство личности. Метод интеграции психотравматического опыта. Когда человек находится в остром состоянии (чувства очень большой интенсивности), его может снести в травматическую воронку. Если в случае хронической травмы терапевт поощряет клиента к выражению чувств, которые часто подавлены (ретрофлексия), то в ситуации острой травмы всё делается с точностью до наоборот. В ситуации острой травмы у человека может быть головокружение, рыдания и пр. Человеку сносит сразу все защиты. В этом случае нужно сделать десенсибилизацию. Человек отправляется в ситуацию от 10 до 15-20 секунд. Дальше человек возвращается в настоящее и рассказывает только то, что он вспомнил и о своих чувствах во время воспоминания. Т.е. ситуация разбивается на мелкие кусочки и ассимилируется по частям. В обычном случае интенсивность переживания вначале нарастает, затем идёт спад. В промежутках между погружениями клиента желательно оставлять в настоящем столько времени, чтобы он почувствовал себя в безопасности. После пересказа переживания клиент делится своим актуальным эмоциональным состоянием. Идея данного метода заключается в том, что многократное обращение к ситуации позволяет собрать разные чувства и разные детали и интегрировать всё в единый опыт. Время погружения может постепенно увеличиваться. Кроме ориентации на время, терапевт отслеживает физиологические реакции клиента. Когда тревога высока – зрачки останавливаются, замирают. ОТИ Вспомните травматический инцидент. Представьте себе, что вы об этом смотрите фильм на видео. Просмотрите событие и скажите:1. Когда это произошло? 2. Где это произошло? 3. Как долго это длилось? Если это цепочка событий, вспомните первое. Когда вы определите, как долго длилось событие, то: 4. Вернитесь к началу инцидента. 5. Включите кнопку «видео», начните просмотр. Что Вы представляете, видите, чувствуете? Кратко расскажите об этом. 6. Просмотрите событие, пройдите через инцидент до конца. Дайте мне знать, когда завершите просмотр. 7. Скажите, что произошло? Что вы представляете, видите, слышите, чувствуете? Кратко расскажите. 8. Вам нужно пройти через этот эпизод много раз. 9. После того, как вы несколько раз просмотрите, лучше вам или хуже. Инцидент становится легче или тяжелее?   5. Мотивационная ориентация клиента. Виды мотивационной ориентации. Типы клиентов в консультировании. Типы запросов и способы их трансформации. Мотивация— побужд-е к действию; динамич процесс физиол-го и психолплана, управляющий пов-ем чел-ка, определяющий его напр-ть, орг-ть, акт-ть и уст-ть; сп-ть чел-ка деятельно удовл-ть св потр-ти. Со стороны кл-та мот-ция м.б различной, либо вовсе отсутствовать. В этом случае формир-е мотивации кл-та происх на негативном эмоц фоне, обусловл тем, что поводом для встречи послужила проблема. Нежел-е быть объектом чьей-либо помощи - совершенно нормально и понятно при отрицании соответствующих проблем. Ориентац кл-тов (Столин): 1. Деловая, виды:а) адекв — кл-т искренне заинтересован в реш проб; б) неадекв — кл-т преувелич возм-ти конс-та ("Я уверен, что только вы могли бы мне помочь... Вы — маг..."). 2. Рентная:а) "обаятельный рантье"— кл-т считает, что его откров-ть, его страдание, его обаяние и довер к конс-ту —капитал, с кот он неизбежно получит процент в виде переложения отв-ти на плечи конс-та; б) "требовательный рантье" — клиент хочет полу­чить процент уже с самой позиции посетителя кон­сультации ("Ну вот, теперь вы все знаете, и теперь это ваша забота — вам за это деньги платят"). 3. Игровая ориентация. впе­чатл-е, что кл-т обратился к конс-ту, чтобы вступить в определ отнош-я с ним. (док-ва компетенции) (Трансакц анализ): А. Игры, в кот игрт психотерапевты и дре представители службы помощи: "Я всего лишь пытаюсь помочь вам" и "Психиатрия". 1. "Я всего лишь пытаюсь помочь вам". Псих-г дает совет кл-ту, в случае неэф-ти он будет возвр-ся снова. Сп-бы: 1) игнорир-ся приглаш-е играть в игру 2) я всего лишь псих-г. 3) Подыграть если кл-т нах-ся в оч возбужд сост Б. Игры, в кот игр люди с мед и психол образ-ем, входящие в кач-ве кл-тов в состав психотер групп - "Оранжерея". Имеют тенденцию с удов-ем предавать­ся взаимной критике, которую псих-г долж пресечь. Тогда пов-е может перерасти в игру "Оранжерея". Игроки обладают преуве­личенным почтением к тому, что они называют "под­линными чувствами". Проблема – позиц-ся чувство как редкостн. Сп-бы -иронический подход к описанной ситуации. Если не прервать эту игру, она будет продолжаться го­дами, никак не изменяясь. В. Игры, в кот игр пацты и клты: "Неимущий" — сп-б заработать на жизнь как для про­фессионалов, так и для их кл-тов. Сп-бы: отказ от предоставления материальных благ, иногда психол выгод. "Дурачок" с дет­ства привык к тому, что люди будут вполне удов­летворены им, пока он ведет себя как дурачок. Работа серьезна и сложна. "Калека". Сп-б:"Чего вы хотите от невротика (кале­ки)?" ответит: "Я ничего не хочу. Про­блема в том, чего вы сами от себя хотите". Игры "Скажите-ка мне вот что". "Почему бы вам не... — Да, но...". Типы клиентов и особенности взаимоотношений психолог – клиент (Обозов) По характеру запроса: Не увер в себе кл-т. Много размышляет над ситуацией, взвешивает, но не может принять реш-е, избавиться от сомнений. Цель обращ-я– снять с себя отв-ть в принятии необхо жизн реш-я. Конс-т д.б макс собранным, четким, категоричным в выск-ях и пов-ии, создать полюс увер-ти в решаемых вопросах. Увер в себе кл-т. Обр-ся для подтвержд прав-ти св уже готового поним-я пробл, От псих-га ему нужна инф, подтвержд т.з. Подсозн побуждает обратиться за помощью, но созн отказ-ся это принимать Пс-г - принять на себя роль ведомого, кот только подсказками, предпол-ми помогает разобраться в сит. Детально обсудить и разобрать все возм вар-ты последствий действий, кот собирается совершить кл-т. Клиент все знающий и доверяющий только себе. подвергает сомнению, противоречив, но при этом убежден в своей правоте. Пробл в хар-ре, сложно найти общ яз с окруж-ем. Псих-г –Доброж, игноррир-е отталкивающ особ-тей. Кл-т с потр-тью «выгов-ся», «ищущий соч-вия. частос нелегкой жизнью, одинокие, чувствит, добрые, и страдающие от нее. Потр-ть - любовь, принятие, сочувствие, слушание. По особ-ям воспр психич явл: Рац-чный, реал-чный, прагм-ски ориентир-ый кл-т. Стремится к точному зн-ю о себе и окр, склонен недооц-ть, игнор все, что кас-ся душ жизни ч-ка, что трудно поддается объективации, рац анализу. Интер-ют колич хар-ки л-ти, факты, довер рез-там высоко стандартиз тестов методик. Это необх уч-ть. Интуит ориент-ый, эмоци-утонченный, эстет-ный кл-нт. Счит ли-ть уник, таинств образ-ем. Привл качеств, образн, худож хар-ки л-ти и ее жизн пути. Интер-ют глубин мех-змы психики, подсознат-я прир чел-ка. Неприятие рац-го. Оц-ет то, что гов конс-т, прислуш-сь к св внутр голосу, что близко к истине, а что нет. Необх уч-ть. По способу работы со своими проблемами Кл-т, кот в сит затр-я стрем-ся перестроить св пов-е, стиль д-ти, образ жизни, но не знает как, сталк-ся с трудностями в этом плане. Кл-т, кот в сит затрудн-я стрем-ся созд-ть многообр субъ-но-личностн версии, призванные сохр у него о себе хор мнение в св глазах и в глазах др. Неусп-ть связ-ся с внешн. обст-вами, незаинт-тью в данн виде д-ти. Псих-г прин версию кл-та, солидаризироваться с ним, примен самораскр. Влияние пола кл-та на процесс конс-я.М иЖ имеют разные ожидания в псих конс. Ж (сем0брачн отн) в большей степени ориентированы на эмпатический контакт, чем М. М (сф деят-ти) предпоч эмоц нейтральный, рабочий стиль общ-я. Ориент-ны на когн аспекты ситуации, псх инф. Особ-ти телослож-я: Атлет стрем-ся домин-ть в общ. и отнош-ях. Пов-е подавляет др, выз агр-ть со стор таких же. Пробл в лич ж и делов конт. Астенич затруднения в обществ и межл конт за счет св скрытого, субъ-о мышл-я, интраверт-ти. Малопонятны большинству, нетипичн, укник. Сами регулир дистанц в конс Ж пикники с пробл в лич ж справл-ся сами. Типы запросов клиента и способы их трансформации.Запрос- выражаемая кл-том жалоба, относит св трудн-тей. Неконструктивн, содержащий предельное обобщ-е (нереалистич ожид-е, отказ от измен-я и разв, избег-е реш-я пробл). Перфекц-зм – стремл-е к перв-ву и соверш-ву во всем (идеализир и нереальн). Трев-ть и избег-е неуд. М анипулят. -просьба в измен 3их лиц, управл-я ими без соглас. Сп-б – нельзя реш пробл 3их лиц заочно, можем реш прол отнош-я с этими лицами. (кроме родит, у кот реб имеет остр повед и психич пробл) Запрос на управл-е псих-гом отнош-ями, жел-ями, пов-ем, эмоц др. Работа – трансформац запр в констр форму, интерпр-я, помощь в осозн личн пробл и трудн. Конструктивные запросы: об информации. Запрос о границах нормы, о возм-тях психол-го измен-я и его прогнозе. Работа – библиотерапия, рекомендация, информир-е, разъяснит психотер, психодиагн-ка. О помощи в самопозн. Об определ спос-тей, структурир Я-конц, помощи в самопринят и самопон. Раб – психодиагн, анализ жизн пути, семейн сценария, родит директив, психодинам когн проц, эмпатич слуш-е, библиотер. О помощи в саморазв – разв когнит, коммун сп-тей, навыков саморег. Работа – анализ пов-я, выр-ка нов навыков и паттернов, утеш-е неконстр реакц, разв навыков саморегул, самообуч-я, работа с образами, библиотерапия. О трансформ. Экзист запр, пом в освобожд от прежн жизн сценария, пом в достиж личностн целостн-ти. Раб – психоан, логотер, трансактн анализ, психосинт, медит техн, эмпатич слуш-е, библиотер. О снятии симптома. Жалобы на эмоц нар, психосом симпт, коммуник трудн-ти, когнитивн нар-я, энергетич пробл. Работа – интерпретац психол смысла симпт, условий поддерживающ симптомообразов-е, раб с образами, пом в заверш старой реакц и формир нов, развитие спос-тей к самопод-жке и опоре на св подлин жел-я. 26. Основные стратегии консультирования супружеской пары Адаптац, совместим, криз, развод, повтор брак варианты прихода в конс-цию: оба супруга вместе или один из них с жалобами на себя или на партнера. 1ый жалуется на 2го; 1ый и 2ой жалуются на 3его; 1ый и 2ой совместно хотят в чем-то разобраться; 1ый жалуется на себя, 2ой хочет ему помочь. Псх-г не должен вступать в коалицию ни с одним из них незамотив-ный супруг может с самого начала выражать жел-ие поговорить с конс-том наедине, без партнера. Конс-ту следует проявить упорство, стараясь убедить кл-тов в возм-тях и преим-вах именно совместной супруж терапии. Но если кл-т активно несговорчив, его все же стоит выслушать наедине. Разговор на более глубоком уровне, обсуждение тем, анализ которых был труден в присутствии партнера. По содержанию возможно выделить 3 стадии процесса сопр-я: осозн-е внешних и внутренних причин кризиса (жизненных затруднений); реконструкцию семейного или личного мифа, развитие ценностного отношения; овладение необходимыми жизненными стратегиями и тактиками пов-я. Направления: Основопол-ки системного подхода (М. Боуэн, С. Минухин, В. Сатир, К. Витакер и др.) рассм-ют семью не просто как объедин-е индивид-тей, связанных узами родства, а как целостную систему, где никто не страдает в одиночку: семейные конфликты и кризисы оказывают деструктивное влияние на всех. Структурная семейная терапия С. Минухина. Аксиомы: • Осуществляя псих-кую помощь, необходимо принимать в расчет всю семью. Каждый из членов семьи должен рассматриваться как ее подсистема. • Терапия семьи изменяет ее стр-ру и приводит к изм-ю пов-я каждого из членов семейной системы. • Работая с семьей, псих-г прис-ся к ней, в рез-те возникает терапе система, делающая возможными семейные изменения.чКонструктивный диалог наиб эф-вен в раб с супружеской парой на начальных стадиях консультиров. Этапы: подготовительный, переговоры и принятие компромиссных решений. Супруги могут перебивать друг друга, вступать в переговоры и препираться, стремясь доспорить, что-то объяснить или доказать друг другу. В какой-то момент конфл-щие супруги могут внезапно объед-ся и против конс-та. Присутствие партнера приводит к тому, что муж или жена становятся неразгов Психотехнические приемы-конс внимательно слушает, периодически перефразирует и резюмирует сказанное. Перефр-е направл на то, чтобы кл-та понял его партнер. Когда пытаются продемонстрировать вину и недостатки др, вспоминая все новые прегрешения партнера, обвиняя и перебивая друг друга-предложив супругам говорить по очереди и комментировать слова партнера только тогда, когда на это будет дано время. Этапы: Диагностичес к – сбор информации о семье, отслеживание динамики развития семьи, диагностические процедуры. Общая цель – пересмотрение отношений. При работе конс-т организует процесс, направляет его, способствует измен-ям гармоничным путем. Основной этап – отбор и применение средств, которые позволяют создать условия, стимул-щие позит измен-я в семейных отношениях и сп-ют овладению сп-бами продуктивного взаимод-я. Конс-т анализирует резу-ты диагн-ки, разрабатывает инд. или гр программу поддержки семьи, которая ориентирована на конкретных людей. Основные требования к работе с супружеской парой Конс-ту следует уважать автон-ть семейной диады, обратившейся за помощью, ее права на своб выбор своего пути развития. Конс-т осущ-ет инд-ый подход к семье и каждому из ее членов, опираясь при этом на ресурсы развития, которые реально есть у семьи. Осуществляя конс-ние семейной пары, псих-г должен соблюдать пр-п реали-ти: не пытаться «переделать семью или кого-либо из ее членов», «обеспечить жизненное благополучие или трудоустройство». 13. Психологические особенности консультирования клиентов с нарушением новообразований личности. В процессе конс-ия ψ-г контактирует с род-ми несколько раз: в ходе краткой первичной беседы при записи, при обстоятельной беседе по поводу истории развития реб-а, при обследовании реб-а и, наконец, в процессе заключительной беседы по рез-ам обследования. Нарушения – это трудности, кот-е возникают из-за отклонения от норм в развитии. Ψ-е новообразование- псих-ие и соц. изменения, возникающие на данной ступени развития и опред-щие с-ие чел-ка, его отн-ие к среде, вн-юю и внеш-ю жизнь; - обобщенный рез-ат этих изменений, всего псих-го развития ч-ка в соответствующий период, кот-й становится исходным для формир-я псих-х процессов и л-ти ч-ка след-го возраста. Эльконин. 1м-1 год – младенчество. Новообразование – комплекс оживления. Нар-е - возникает, если мать мало уделяет реб-у внимания. Реб-к начинает сосать пальцы, мало реагир-ь на окр-их, мало двигаться. 1-3 года – раннее детство. Новообразование – 1)прямохождение; 2)развитие речи (сензитив-й период); 3)овладение предмет-ми действиями; 4)появл-я слово «Я»: «Я сам!». Нар-я – возникают из-за неуспевания взрослых перестроиться на то, что их реб-к стал старше:*неготивизм, *упрямство, *страптивость, *своеволие, *протест-бунт, *обесценивание взрослых, *детский деспотизм. 3-7 лет – дошк-й возраст. Новообразование – первые формы соподчинения мотивов. Появ-е первых форм конгруэнтной самооценки. 7-10/11 лет – м


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: