Образовательный потенциал учебной дисциплины «Социальное прогнозирование, проектирование и моделирование»




Савельева И. Г.

 

 

В процессе социального управления важной функцией субъекта управления является принятие управленческих решений. «Управленческое решение – это развернутый во времени логико-мыслительный, эмоционально-психологический, организационно-правовой и социальный процесс, осуществляемый в пределах компетенции субъекта управления, результатом которого является определенным образом зафиксированный проект каких-либо изменений в социальной системе, содержащий постановку целей (задач), а также указание способов и сроков их осуществления»[1].

В современных быстроизменяющихся условиях принятие управленческих решений представляет собой инновационный процесс. «Инновационный процесс – процесс генерирования новой идеи, разработки, экспериментальной апробации, распространения и использования нововведения»[2], имеющего целью эффективные позитивные преобразования в социальной сфере».

Таким образом, важными критериями профессионализма специалиста в сфере социального управления являются не только его знания в сфере социальных отношений, но и умения на практике осуществлять инновационные идеи, в соответствии с поставленными целями, а также уровень его технологической культуры.

Технологическая культура – это часть общей культуры специалиста, которая характеризуется конструктивностью мышления, когда «акцент в сознании, поведении и практическом действии смещается на то, как получить конечный социальный результат, какими методами и средствами оптимизировать социальные действия, как эффективно использовать имеющиеся ресурсы»[3].

Проблему подготовки специалистов в сфере социального управления, соответствующих вышеизложенным требованиям, позволяет решить учебная дисциплина «Социальное прогнозирование, проектирование и моделирование», при условии использования в процессе преподавания знаний, умений и навыков, полученных студентами в ходе изучения других общепрофессиональных и специальных дисциплин. В соответствии с ГОС данная учебная дисциплина занимает значительное место в профессиональной подготовке выпускников. В учебном плане ей отведено 120-135 часов в зависимости от факультета (причем самостоятельной работе отведено половина выделенных часов). И это не случайно.

В содержании курса выделяются два раздела:

1. Теоретико-методологические основы социального прогнозирования, проектирования и моделирования,

2. Технология социально-проектной деятельности в сфере социального управления.

В связи с практической ориентацией курса соотношение теоретического и практического разделов предусмотрено в пропорции 1:2, что соответствует современным требованиям организации учебного процесса в системе высшего профессионального образования.

В ходе освоения дисциплины перед студентами ставится практическая задача – разработать и защитить собственный социальный проект, позволяющий решить конкретную проблему в социальной сфере на уровне муниципального образования, социальной организации или малой группы. «Социальный проект – это сконструированное авторами социальное нововведение, локализованное по месту, времени и ресурсам, направленное на достижение социальной значимой цели»[4].

Разработка проекта способствует расширению и углублению знаний теории социального управления; пониманию сущности социальных технологий и их значения в решении социальных проблем; четкому представлению о назначении и функциях специалиста в сфере социального управления; формированию навыков, позволяющих диагностировать и прогнозировать ситуацию, моделировать инновационный процесс, создавать и осуществлять систему мероприятий, направленных на решение конкретных социальных задач; умению эффективно взаимодействовать в этих целях с должностными лицами органов государственного управления и общественных организаций. Работа над социальным проектом предполагает активное использование Интернет-ресурсов, нормативно-правовых документов, а также знание экономических основ менеджмента.

Социальный проект разрабатывается студентами коллективно в группах по два-три человека, что способствует формированию навыков коллективной работы и развивает организаторские способности. Так, студенты привлекаются к информационно-аналитической, социально-диагностической, организационно-управленческой, методической деятельности, которые в соответствии с профессиограммой специалиста в сфере социального управления, являются основными видами профессиональной деятельности.

Проиллюстрируем возможности формирования вышеназванных навыков на конкретных примерах.

Процесс работы над проектом разбит на логические этапы. Работа осуществляется под непосредственным руководством преподавателя.

Этапы работы над социальным проектом

Подготовительная работа к социально-проектной деятельности:

· актуализация знаний по теории социальной работы – анализ существующих социальных проблем в различных сферах жизнедеятельности людей

· изучение имеющегося опыта решения подобных проблем в социальной практике;

· актуализация знаний по теории социального прогнозирования, проектирования и моделирования, применительно к теме проекта;

· генерирование идеи проекта (моделирование нововведения, направленного на решение данной проблемы).

2. Работа над текстом социального проекта;

3. Презентация проекта;

4. Подготовка экспертного заключения на социальный проект однокурсников.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: